Педагогическая компетентность
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Педагогическая компетентность
Автор-составитель
учитель-логопед
Словохотова Л.Г.
Цель: активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников, создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.
2. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.
Ход игры
Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга » - «Имена прилагательные. Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника.
Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса).
Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.
Участники семинара-практикума делятся на две команды. Затем проводятся конкурсы.
1. Конкурс «Артикуляционная гимнастика»
Ведущий предлагает всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки.
Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ
(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух,
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой,
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы,
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу,
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком,
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки,
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.
Вот и закончился день, пора спать. Завтра опять мы будем гулять.
Знание артикуляционных упражнений.
Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям
(«Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье»).
Члены команд должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для каких звуков они используются.
2. Конкурс «Блиц».
Задание: за 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.
1 команда.
1. С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет)
2. Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ) .
3. Система органов, принимающих участие в образовании звуков речи? (речевой аппарат).
4. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)
5. Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)
6. Сколько звуков в слове — деньги (пять).
7. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.
8. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).
9. Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный)
10. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).
11. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)
2 команда.
1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)
2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)
3. Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).
4. Придумайте слово, в котором букв больше, чем звуков (учитель).
5. Назовите характеристику звука «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).
6. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.
7. Что такое фонематическое восприятие? (умение услышать звук в потоке речи).
8. Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).
9. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).
10. Чем отличается звук от буквы.
11. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
4. Конкурс «Добавлялки».
Задание: воспитатели должны продолжить чистоговорку.
1 команда.
• Ра – ра – ра — во дворе …. (у нас гора).
• Ло – ло – ло — греет …. (солнышко тепло).
• Ры – ры – ры — летят… (синие шары).
• Ор – ор – ор — спеет…. (красный помидор).
• Ши – ши – ши — гуляют (наши малыши).
2 команда.
• За – за – за — в поле… (бегает коза).
• Ла – ла – ла — на пути … .(у нас скала).
• Ор – ор – ор —. острый …. (топор).
• Лы – лы – лы — наши девочки… (милы).
• Сы – сы – сы — у папы… (нашего усы).
5. Конкурс «Закончи предложение».
Задание. Командам необходимо закончить предложение, подобрав сравнение. Выигрывает команда, выполнившая задание за более короткое время.
1 команда.
1. Земля покрыта снегом, как….
2. Лед блестит у берега, как …
3. Солнце нещадно палит, как…
4. Заря полыхает, как….
5. Дверь в комнате скрипит, как …
6. Дети в группе галдят, как …
7. Мальчик плывет, как …
2 команда.
1. Туман стелется над озером, как …
2. Дождинки текут по лицу, как …
3. Малыши прыгают по траве, как …
4. Машина, едущая по дороге грохочет, как …
5. Балерина на сцене кружится, как …
6. Мысль в моей голове засела, как …
7. Человек подошел тихо, как …
6. Конкурс «Развитие фонематического слуха и восприятия».
– Назовите слова на заданные звуки. Ведущий произносит звуки, (гласные, согласные). Участники поочередно называют слово, начинающееся с заданного звука. - Придумайте рифму к слову. Выставлены перевернутые предметные картинки. Участник переворачивает картинки, называет предметы. Члены его команды придумывают рифмы к этим словам. (Кошка-мошка, картина-корзина, жучок-паучок и т.д.)
7. Конкурс «Пантомима»
Логопед:
Я знаю, воспитатели любят – роли в утренниках играть.
Сегодня сложное задание – Вам нужно пантомиму показать!
С помощью мимики, жестов вам нужно
Героя из сказки показать и узнать.
Игра «Угадай героя сказки».
На столиках разложены карточки с именами сказочных персонажей. Участники по очереди с помощью мимики и жестов изображают персонажей. Выигрывает тот, кто наиболее удачно покажет персонажа, а зрители правильно назовут его при наименьшем количестве попыток.
(Карлсон, Баба-яга, Золушка, Буратино, Кощей, Дед мороз, Дюймовочка, Крокодил Гена, Золотая рыбка и др.) .
Логопед:
Конкурс весёлый удался на славу!
Я думаю, всем он пришёлся по нраву!
Очень трудное было задание,
Но воспитатели справляются,
Изо всех сил стараются.
Я думаю, пора размяться,
Включить смекалку и подумать,
И, может быть, немного посмеяться.
9. Конкурс «Почему хорошо, почему плохо».
Ведущий: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные.
Сейчас мы с вами поиграем.
Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты (почему хорошо, а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.
Старший воспитатель предложил провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…
Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …
Рефлексия «Закончи фразу»
Участникам команд предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением.
Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.
Подведение итогов конкурса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....
повышение педагогической компетентности в вопросах физического воспитания детей
СООБЩЕНИЕ К ПЕДСОВЕТУ НА ТЕМУ: «ПОВЫШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСП...
Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей.
Статья об опытно-экспериментальной проектной деятельности в ДОУ.написана: Арсентьева Т.З.Ломовцева Л.Б.Харчевникова Т.М.Государственное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №83 Центрально...
Педагогический проект «Проектный метод – как средство развития педагогической компетентности молодого педагога»
Идея создания проекта появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодого педагога в рамках ШМП, обучению его современным педагогическим технолог...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Повышение педагогической компетентности в контексте ФГОС ДО"
Выступление на педагогическом совете на тему"Повышение педагогической компетентности в контексте ФГОС ДО."...
Дистанционный педагогический совет № 3 на тему: «Использование метода проекта как средство повышения педагогической компетентности родителей»
Организация краткосрочного проекта...