ООП детей с нарушением зрения
материал

Хинич Ксения Владимировна

При организации педагогического процесса с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать их особые образовательные потребности (ООП). ООП определяются аномальным фактором и типологическими особенностями развития. В зависимости от принадлежности ребёнка к той или иной категории детей с нарушением зрения особые образовательные потребности, а значит и используемые педагогами средства (приёмы, методы, формы работы), будут отличаться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oop_detey_s_narusheniem_zreniya.docx28.7 КБ

Предварительный просмотр:

Особые образовательные потребности дошкольников с нарушением зрения

        Аномальный фактор (А. Г. Литвак) определяет наличие ряда особенностей развития детей с нарушением зрения. В зависимости от тяжести и времени возникновения зрительного нарушения выраженность тех или иных особенностей развития будет отличаться. В литературе выделяют следующие типологичекие особенности развития разных категорий детей с нарушением зрения:

Слепые дошкольники

Слабовидящие дошкольники

Дошкольники с ФРЗ (амблиопией и косоглазием)

Несовпадение периодов овладения ведущими видами деятельности по сравнению со норматипичными сверстниками

Близкое эмоциональное общение с взрослым и манипулятивная деятельность как ведущие виды деятельности остаются актуальными и в период раннего детства; предметная деятельность и предметная игра выступают ведущими видами деятельности на протяжении младшего дошкольного возраста, а в отдельных случаях и на протяжении всего дошкольного возраста. Значительно дольше нормальновидящих сверстников осваивают способности к сюжетно-ролевой игре.

Наблюдаются особенности развития игровой деятельности. Овладение различными видами игр происходит замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др.

Особенности развития двигательных умений и навыков

В младенчестве задерживается развитие функций рук: запаздывает развитие хватательных движений, ощупывающих движений, задерживается развитие координации рук и мелких движений пальцев. Позднее начинают самостоятельно садиться, осваивают свободную самостоятельную ходьбу со второй половины второго года жизни; ходьба остается основным движением, характеризующим мобильность в пространстве на протяжении дошкольного возраста (формирование навыков бега, прыжков, лазанья весьма затруднено).

Отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества.

Особенности развития сенсорно-перцептивной сферы

Отставание в младенчестве в развитии предметности слухового восприятия, в условиях «дефицита взаимодействия с предметным миром» – отставание в развитии осязания.    

Проявляется отставание в развитии свойств восприятия: скорости, константности, обобщенности, осмысленности, симультантности.

Отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон.

Особенности развития познавательной сферы

Предметно-действенная форма мышления востребована в период младшего дошкольного возраста, характерен недостаточный темп и объем формирования представлений как образов памяти об окружающем, что несколько снижает темпы развития наглядно-образной формы.

Недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации.

Диспропорциональность развития

Сферы личностного развития развиваются быстрее (хотя и своеобразно), чем сферы, в двигательном компоненте которых в период становления велика роль зрения. Речь и вербальный компонент деятельности осваиваются слепым ребенком успешнее (темп развития, произвольность), чем двигательная сфера. Диспропорциональность развития ярче проявляется в раннем детстве и сглаживается к концу старшего дошкольного возраста.

-

         Это, в свою очередь, определяет наличие особенностей социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития:

Слепые дошкольники

Слабовидящие дошкольники

Дошкольники с ФРЗ (амблиопией и косоглазием)

 

Особенности социально-коммуникативного развития

Определенная зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума.

Трудности установления и недостаточный опыт социальных контактов с окружающими, трудности эмоциональной отзывчивости в общении, трудности освоения двигательного компонента умений и навыков общения, взаимодействия, игровой деятельности, пространственной организации для его поддержания; пассивность (субъектнообъектная) в общении.

Определенные трудности дистантного отражения эмоциональной отзывчивости других в общении, трудности зрительного контроля и регуляции взаимодействия с партнерами по общению, игровой деятельности, в совместной познавательной деятельности.

На социально-коммуникативное развитие детей этой группы негативное влияние могут оказывать методы лечения амблиопии (засветы, окклюзия и др.), воздействующие на состояние ЦНС, провоцируя возникновение у ребенка нежелательных эмоциональных проявлений (плаксивости, раздражительности, чрезмерной возбужденности и др.).

Свойственны черты аутизации.  

Слабовидящим детям свойственна общая пассивность и сниженный психоэмоциональный тонус.

Особенности познавательного развития

Суженый кругозор представлений, их низкое качество с позиции оценивания полноты, дифференцированности, осмысленности, обобщенности образов; малая познавательная активность. Речь и уровень речевого развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, ее осмысленность, целостность, последовательность, логичность выбора и осуществления познавательных действий. Чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в развитии и требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения – развитие зрительных умений и навыков, зрительного восприятия и представлений, активизация и совершенствование способов осязания, обогащение слухового восприятия, создание востребованной ребенком особой предметной среды, побуждающей его к зрительной сенсорно-перцептивной, познавательной активности. Трудности целостного/зрительного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового, освоение предметных (причинных, пространственных, логических) связей.

Замедленный темп познавательного развития во многом обусловлен трудностями освоения игровых действий и умений, бедным игровым опытом. Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Практические умения и способы познавательной деятельности формируются посредством прямого обучения.

Практические умения и способы познавательной деятельности формируются как способом подражания, так и посредством прямого обучения.

Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у дошкольников с нарушением зрения процессов памяти, мышления, воображения, речи.

Особенности речевого развития

Своеобразие и трудности развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов. Трудности чувственного отражения, малая познавательная активность по отношению к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Речи присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития.

Особенности физического развития

Недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным показателям; ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы; низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, быстроты реакции, выносливости; бедный двигательный опыт, малый запас двигательных умений и навыков; своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание невозможно), трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа); неточность, приблизительность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, малый запас двигательных представлений; трудности формирования навыков правильной ходьбы; выраженное снижение двигательной активности.

 

Трудности освоения подвижных игр средней и большой подвижности; трудности пространственной ориентировки и необходимость целенаправленного формирования умений и навыков пространственной ориентировки.

Трудности освоения игр большой подвижности; недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки.

Трудности освоения пространственно-временных характеристик движений; трудности освоения подвижных игр; особенности и трудности регуляции движений.

Особенности художественно-эстетического развития

Бедность эстетических переживаний и чувств; своеобразие и трудности созерцания явлений природы, ее предметов и объектов; малый запас и бедный опыт познания и эмоционального переживания совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, облика предметов и объектов действительности; трудности формирования представлений о созидательной, художественной деятельности человека; трудности формирования эстетических понятий («красивый», «безобразный»).

Доступность освоения видов художественно-эстетической деятельности, основанных на слуховом, осязательном восприятии, тактильных впечатлениях.

-

Трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов; трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации.

        Наличие ряда особенностей развития, обусловленных аномальным фактором, определяет необходимость выделения ряда особых образовательных потребностей (ООП) каждой категории детей:

Категория детей с нарушением зрения

Особые образовательные потребности (ООП)

Слепые дошкольники

  • Системное повышение функциональных возможностей детского организма в условиях ОВЗ, охрана и развитие органов чувственного отражения в условиях слепоты, поддержание и повышение психоэмоционального тонуса, бодрости, эмоционального благополучия.
  • Обогащение чувственного опыта мировосприятия, целенаправленное развитие умений и навыков сенсорно-перцептивной деятельности, осуществляемой на основе деятельности сохранных анализаторов, освоение умений формирования полимодальных и осмысленных образов восприятия картины мира.
  • Целенаправленная активизация и развитие ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей функций слуха, осязания, обоняния с актуализацией возможного подключения остаточного зрения к жизнедеятельности, развитие компенсаторной функции речи, повышение роли памяти, мышления, воображения в формировании и осмыслении картины мира.
  • Системное повышение функциональных возможностей детского организма в условиях ОВЗ, охрана и развитие органов чувственного отражения в условиях слепоты, поддержание и повышение психоэмоционального тонуса, бодрости, эмоционального благополучия.
  • Обогащение чувственного опыта мировосприятия, целенаправленное развитие умений и навыков сенсорно-перцептивной деятельности, осуществляемой на основе деятельности сохранных анализаторов, освоение умений формирования полимодальных и осмысленных образов восприятия картины мира.
  • Целенаправленная активизация и развитие ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей функций слуха, осязания, обоняния с актуализацией возможного подключения остаточного зрения к жизнедеятельности, развитие компенсаторной функции речи, повышение роли памяти, мышления, воображения в формировании и осмыслении картины мира.
  • Освоение умений и навыков общения в условиях трудностей и особенностей социальной перцепции, развитие коммуникативного опыта посредством активной позиции взрослого социума, овладение средствами общения в системе координат «зрячий – слепой», «слепой – зрячий».
  • Расширение опыта, освоение умений и навыков взаимодействия с предметным миром, его познание c формированием адекватных образов, развитием картины мира, освоением предметных связей (родовых, причинных, структурных, пространственных, логических) в условиях суженой сенсорной сферы.
  • Увеличение объема движений с повышением двигательной активности, освоением опыта уверенного, безбоязненного передвижения в пространстве, опыта ходьбы с преодолением препятствий; формирование двигательных умений и навыков методами и приемами, учитывающими особенности освоения движений в условиях трудностей или невозможного дистантного отражения движений окружающих.
  • Накопление позитивного опыта, умений и навыков общения (субъект-субъектные отношения) со зрячими взрослыми и сверстниками через преодоление трудностей социальной перцепции и практического взаимодействия с партнером по общению в совместной деятельности, трудностей развития коммуникативных умений и навыков, обусловленных суженной сенсорной сферой.
  • Освоение способов разных видов деятельности, познания, ориентировки в окружающем мире посредством прямого обучения двигательному компоненту, целенаправленного формирования алгоритма действий, специальной предметнопространственной организации образовательного пространства.
  • Поддержание и развитие активности, доступной самостоятельности в образовательном пространстве в соответствии с возрастными и типологическими особенностями, обусловленными нарушением зрения, с освоением опыта инициативности; развитие чувства нового, познавательных интересов и любознательности.
  • Сопровождение специалистами в области коррекции формирования слепым дошкольником адекватных образов, способов познания и взаимодействия с окружающим миром, умений и навыков сенсорно-перцептивной деятельности, пространственной ориентировки, развитием компенсаторных процессов, освоением специальных умений, востребованных в освоении рельефно-точечного шрифта письма и чтения по системе Брайля; психоэмоционального, потребностного личностного развития.
  • Расширение знаний, представлений, опыта практического освоения социальных и предметно-пространственных сред жизнедеятельности человека.

Слабовидящие дошкольники

  • Системное повышение функциональных возможностей детского организма в условиях ОВЗ, целенаправленное поддержание его здоровья, охрана и развитие органов чувственного отражения в условиях слабовидения, поддержание и повышение психоэмоционального тонуса, бодрости, эмоционального благополучия.
  • Организованное сенсорное развитие, обогащение чувственного опыта мировосприятия, целенаправленное развитие умений и навыков зрительной сенсорноперцептивной деятельности с освоением умений формирования полимодальных и осмысленных зрительных образов картины мира.
  • Использовании в жизнедеятельности оптической коррекции, максимально повышающей функциональные возможности нарушенного зрения, а в познавательной деятельности – и современных тифлотехнических средств, улучшающих качество оптофизических характеристик визуально воспринимаемого материала.
  • Целенаправленная активизация и развитие ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей роли зрения в жизнедеятельности, актуализации деятельности сохранных сенсорных систем и развитии компенсаторной функции речи, повышении роли памяти, мышления, воображения в формировании и осмыслении картины мира.
  • Накапливание позитивного опыта, умений и навыков общения (субъект-субъектные отношения) с взрослыми и сверстниками с преодолением трудностей социальной перцепции и практического взаимодействия с партнером по общению в совместной деятельности, обусловленных недостаточной ролью зрения в оценке происходящего, с развитием коммуникативных умений и навыков.
  • Владение взрослым социумом средствами общения, учитывающими трудности визуального отражения окружающего слабовидящими детьми.
  • Развитие умений и навыков взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности.
  • Расширение опыта, освоение умений и навыков взаимодействия с предметным миром, его познание c формированием адекватных образов, развитием картины мира, освоением предметных связей (родовых, причинных, структурных, пространственных, логических) в условиях суженой сенсорной сферы.
  • Развитие объема движений с повышением двигательной активности, освоением опыта уверенного, безбоязненного передвижения в пространстве, опыта ходьбы с преодолением препятствий; развитии и при необходимости коррекции двигательного умения и навыка правильной ходьбы с формированием двигательного динамического стереотипа; формировании двигательных умений и навыков методами и приемами, учитывающими особенности освоения движений в условиях трудностей дистантного отражения движений окружающих; развитии точности воспроизведения, ритмичности, скоординированности, плавности освоенных движений; развитии зрительно-моторной координации в системах «глаз-рука», «глаз-нога».
  • Целенаправленное развитие предметно-практических умений и навыков осуществления разных видов деятельностей (игровой, продуктивной, познавательной, трудовой, двигательной с предметами) с обучением отдельным действиям, способам захвата орудий действия, развитием зрительно-моторной координации, регулирующей и контролирующей роли зрения в выполнении практических действий, с актуализацией и развитием осязания как средства компенсации трудностей зрительной ориентировки на микроплоскости в условиях слабовидения.
  • Особая предметно-пространственная организация образовательного пространства с обеспечением доступности (безбарьерная среда) слабовидящим дошкольникам (с учетом степени слабовидения) самостоятельного и успешного осваивания разных его сред.
  • Поддержание и развитие активности, самостоятельности в образовательном пространстве в соответствии с возрастными и типологическими особенностями, обусловленными нарушением зрения, степенью слабовидения, с освоением опыта инициативности; развитии чувства нового, познавательных интересов и любознательности.
  • Коррекционно-педагогическое сопровождение специалистом становления зрительного восприятия с развитием зрительных адекватных точных, полных, дифференцированных, целостных, обобщенных и осмысленных образов восприятия окружающего, формирования представлений как образов памяти (предметных, пространственных, сенсорных, социальных), освоении умений и компенсаторных способов чувственного познания и взаимодействия с окружающим миром, умений и навыков пространственной и социально-бытовой ориентировки.
  • Расширение знаний, представлений, опыта практического освоения социальных и предметно-пространственных сред жизнедеятельности человека.

Дошкольники с ФРЗ (амблиопией и косоглазием)

  • Системное повышение функциональных возможностей детского организма в условиях ОВЗ, целенаправленное поддержании его здоровья, охрана и развитие зрения и зрительных функций, органов чувственного отражения, поддержании и повышении психо-эмоционального тонуса, бодрости, эмоционального благополучия.
  • Обогащение чувственного опыта с развитием тонкости зрительных ощущений и на этой основе зрительных функций (нарушенных и сохранных), целенаправленное развитии зрительной сенсорно-перцептивной деятельности с формированием сенсорных эталонов и их систем, развитием умений и навыков построения точных, полных и тонко дифференцированных зрительных образов.
  • Использование в жизнедеятельности оптической коррекции, максимально повышающей функциональные возможности нарушенного зрения, а в познавательной деятельности - современных тифлотехнических средств, улучшающих качество опто-физических характеристик визуально воспринимаемого материала.
  • Повышение и целенаправленное развитие ориентировочнопоисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей ролей зрения в жизнедеятельности, актуализации деятельности сохранных сенсорных систем и развитии компенсаторной функции речи, повышении роли памяти, мышления, воображения в формировании и осмыслении картины мира, формировании правильных и точных умений, навыков, движений и действий во внешнем плане.
  • Накапливание позитивного опыта, умений и навыков общения (субъектно-субъектные отношения) со взрослыми и сверстниками с преодолением трудностей социальной перцепции и практического взаимодействия с партнером по общению в совместной деятельности, обусловленных недостаточностью зрения в оценке происходящего, с развитием коммуникативных умений и навыков.
  • Владение взрослым социумом средствами общения, учитывающими трудности визуального отражения окружающего ребенком с нарушением зрения.
  • Развитие умений и навыков позитивного и результативного взаимодействия со сверстниками в разных видах деятельности.
  • Повышение двигательной активности с обеспечением освоения опыта уверенного, безбоязненного передвижения в пространстве, опыта ходьбы с преодолением препятствий; развитие и при необходимости коррекция двигательного умения и навыка правильной ходьбы с формированием двигательного динамического стереотипа; формирование двигательных умений и навыков методами и приемами, учитывающими особенности освоения движений в условиях трудностей дистантного отражения движений окружающих; развитие точности воспроизведения, ритмичности, скоординированности, плавности освоенных движений; развитии зрительномоторной координации в системах «глаз-рука», «глаз-нога».
  • Целенаправленное развитие предметно-практических умений и навыков осуществления разных видов деятельностей (игровой, продуктивной, познавательной, трудовой, двигательной, с предметами) с обучением отдельным действиям, способам захвата орудий действия, развитием зрительно-моторной координации, регулирующей и контролирующей роли зрения в выполнении практических действий.
  • Предметно-пространственная организация образовательного пространства с обеспечением доступности (безбарьерной среды) дошкольникам с нарушением зрения самостоятельно и результативно осваивать разные его среды.
  • Поддержание и развитие активности, самостоятельности в образовательном пространстве в соответствии с возрастными и типологическими особенностями, обусловленными нарушением зрения, его степенью и характером, с развитием инициативности; развитии чувства нового, познавательных интересов и любознательности.
  • Раннее и системное коррекционно-педагогическое сопровождение специалистом развития у ребенка с ФРЗ зрения, зрительно-моторной координации, зрительного восприятия на уровне возрастных возможностей с развитием устойчивости его функционального механизма.
  • Раннее и системное лечебное сопровождение по максимально возможному развитию и восстановлению зрительных функций, в сочетании коррекционно-педагогической и образовательной деятельностей по их поддержанию, частотной активизации с эффектом повышения (различительной способности глаз, остроты зрения, пространственной контрастной чувствительности, повышение тонкости форморазличения, цветоразличения, развитие конвергенции, дивергенции, прослеживающих движений глаз) и устойчивого развития, в т. ч. с профилактикой рецидивов амблиопии и косоглазия.
  • Организация жизнедеятельности в ДОО, поддержка специалистами детей с амблиопией и косоглазием (их сенсорных возможностей, психоэмоционального состояния) с учетом этапов проводимой с ними лечебновосстановительной работы, ее целей, содержания и методов.
  • Расширение знаний, представлений, опыта практического освоения социальных и предметно-пространственных сред жизнедеятельности человека.
  • Поддержка родителей с формированием ими адекватного отношения к настоящим и будущим потребностям и возможностям ребенка с нарушением зрения.

Используемая литература:

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей, 2017 г.
  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей, 2017 г.
  3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»

консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...

Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения

Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"

Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....

Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»

Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...

Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)

     Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...