ООП детей с нарушением зрения
материал
При организации педагогического процесса с детьми с нарушением зрения необходимо учитывать их особые образовательные потребности (ООП). ООП определяются аномальным фактором и типологическими особенностями развития. В зависимости от принадлежности ребёнка к той или иной категории детей с нарушением зрения особые образовательные потребности, а значит и используемые педагогами средства (приёмы, методы, формы работы), будут отличаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oop_detey_s_narusheniem_zreniya.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Особые образовательные потребности дошкольников с нарушением зрения
Аномальный фактор (А. Г. Литвак) определяет наличие ряда особенностей развития детей с нарушением зрения. В зависимости от тяжести и времени возникновения зрительного нарушения выраженность тех или иных особенностей развития будет отличаться. В литературе выделяют следующие типологичекие особенности развития разных категорий детей с нарушением зрения:
Слепые дошкольники | Слабовидящие дошкольники | Дошкольники с ФРЗ (амблиопией и косоглазием) | |
Несовпадение периодов овладения ведущими видами деятельности по сравнению со норматипичными сверстниками | Близкое эмоциональное общение с взрослым и манипулятивная деятельность как ведущие виды деятельности остаются актуальными и в период раннего детства; предметная деятельность и предметная игра выступают ведущими видами деятельности на протяжении младшего дошкольного возраста, а в отдельных случаях и на протяжении всего дошкольного возраста. Значительно дольше нормальновидящих сверстников осваивают способности к сюжетно-ролевой игре. | Наблюдаются особенности развития игровой деятельности. Овладение различными видами игр происходит замедленными темпами, что связано с обедненным запасом представлений об окружающем, определенными трудностями взаимодействия с предметно-объектным миром, снижением общей и двигательной активностей, трудностями развития зрительно-моторной координации и др. | |
Особенности развития двигательных умений и навыков | В младенчестве задерживается развитие функций рук: запаздывает развитие хватательных движений, ощупывающих движений, задерживается развитие координации рук и мелких движений пальцев. Позднее начинают самостоятельно садиться, осваивают свободную самостоятельную ходьбу со второй половины второго года жизни; ходьба остается основным движением, характеризующим мобильность в пространстве на протяжении дошкольного возраста (формирование навыков бега, прыжков, лазанья весьма затруднено). | Отставание в освоении двигательных умений и навыков, их объема и качества. | |
Особенности развития сенсорно-перцептивной сферы | Отставание в младенчестве в развитии предметности слухового восприятия, в условиях «дефицита взаимодействия с предметным миром» – отставание в развитии осязания. | Проявляется отставание в развитии свойств восприятия: скорости, константности, обобщенности, осмысленности, симультантности. | Отставание в развитии зрительного восприятия, его различных сторон. |
Особенности развития познавательной сферы | Предметно-действенная форма мышления востребована в период младшего дошкольного возраста, характерен недостаточный темп и объем формирования представлений как образов памяти об окружающем, что несколько снижает темпы развития наглядно-образной формы. | Недостаточный темп и объем формирования зрительных представлений как образов памяти об окружающем, отставание в освоении способов познавательной деятельности с точки зрения их интериоризации. | |
Диспропорциональность развития | Сферы личностного развития развиваются быстрее (хотя и своеобразно), чем сферы, в двигательном компоненте которых в период становления велика роль зрения. Речь и вербальный компонент деятельности осваиваются слепым ребенком успешнее (темп развития, произвольность), чем двигательная сфера. Диспропорциональность развития ярче проявляется в раннем детстве и сглаживается к концу старшего дошкольного возраста. | - |
Это, в свою очередь, определяет наличие особенностей социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического развития:
Слепые дошкольники | Слабовидящие дошкольники | Дошкольники с ФРЗ (амблиопией и косоглазием) | |
Особенности социально-коммуникативного развития | Определенная зависимость проявления коммуникативных умений и навыков от активности, адекватности, компетентности окружающего социума. | ||
Трудности установления и недостаточный опыт социальных контактов с окружающими, трудности эмоциональной отзывчивости в общении, трудности освоения двигательного компонента умений и навыков общения, взаимодействия, игровой деятельности, пространственной организации для его поддержания; пассивность (субъектнообъектная) в общении. | Определенные трудности дистантного отражения эмоциональной отзывчивости других в общении, трудности зрительного контроля и регуляции взаимодействия с партнерами по общению, игровой деятельности, в совместной познавательной деятельности. На социально-коммуникативное развитие детей этой группы негативное влияние могут оказывать методы лечения амблиопии (засветы, окклюзия и др.), воздействующие на состояние ЦНС, провоцируя возникновение у ребенка нежелательных эмоциональных проявлений (плаксивости, раздражительности, чрезмерной возбужденности и др.). | ||
Свойственны черты аутизации. | Слабовидящим детям свойственна общая пассивность и сниженный психоэмоциональный тонус. | ||
Особенности познавательного развития | Суженый кругозор представлений, их низкое качество с позиции оценивания полноты, дифференцированности, осмысленности, обобщенности образов; малая познавательная активность. Речь и уровень речевого развития оказывают выраженное влияние на познавательную деятельность, ее осмысленность, целостность, последовательность, логичность выбора и осуществления познавательных действий. Чувственный этап познания, его компоненты имеют своеобразие в развитии и требуют специального (прямого и опосредованного) педагогического сопровождения – развитие зрительных умений и навыков, зрительного восприятия и представлений, активизация и совершенствование способов осязания, обогащение слухового восприятия, создание востребованной ребенком особой предметной среды, побуждающей его к зрительной сенсорно-перцептивной, познавательной активности. Трудности целостного/зрительного отражения предметного мира в его организации осложняют развитие познавательных интересов, чувства нового, освоение предметных (причинных, пространственных, логических) связей. | ||
Замедленный темп познавательного развития во многом обусловлен трудностями освоения игровых действий и умений, бедным игровым опытом. Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития процессов памяти, мышления, воображения, речи. Практические умения и способы познавательной деятельности формируются посредством прямого обучения. | Практические умения и способы познавательной деятельности формируются как способом подражания, так и посредством прямого обучения. | Компенсация трудностей познавательной деятельности обеспечивается и требует целенаправленного развития у дошкольников с нарушением зрения процессов памяти, мышления, воображения, речи. | |
Особенности речевого развития | Своеобразие и трудности развития чувственно-моторного компонента речи; недостаточная выразительность речи; бедность лексического запаса и трудности освоения обобщающего значения слов. Трудности чувственного отражения, малая познавательная активность по отношению к окружающей действительности осложняют развитие познавательной функции речи – расширение представлений об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях. Речи присуща компенсаторная функция, требующая целенаправленного развития. | ||
Особенности физического развития | Недостаточный уровень физического развития (в узком значении) – несоответствие антропометрических показателей (рост, масса тела, окружность грудной клетки) средневозрастным показателям; ослабленное здоровье и недостаточная функциональная деятельность дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной систем организма, нарушение осанки, недостаточное развитие мышечной системы; низкий уровень физических качеств: ловкости, координации, быстроты реакции, выносливости; бедный двигательный опыт, малый запас двигательных умений и навыков; своеобразие формирования двигательных умений (прямое подражание невозможно), трудности и длительность формирования двигательных навыков (особенно двигательного динамического стереотипа); неточность, приблизительность, недостаточная дифференцированность чувственных образов движений, малый запас двигательных представлений; трудности формирования навыков правильной ходьбы; выраженное снижение двигательной активности.
| ||
Трудности освоения подвижных игр средней и большой подвижности; трудности пространственной ориентировки и необходимость целенаправленного формирования умений и навыков пространственной ориентировки. | Трудности освоения игр большой подвижности; недостаточность умений и навыков пространственной ориентировки. | Трудности освоения пространственно-временных характеристик движений; трудности освоения подвижных игр; особенности и трудности регуляции движений. | |
Особенности художественно-эстетического развития | Бедность эстетических переживаний и чувств; своеобразие и трудности созерцания явлений природы, ее предметов и объектов; малый запас и бедный опыт познания и эмоционального переживания совершенства, красоты, выразительности и особенностей форм, облика предметов и объектов действительности; трудности формирования представлений о созидательной, художественной деятельности человека; трудности формирования эстетических понятий («красивый», «безобразный»). | ||
Доступность освоения видов художественно-эстетической деятельности, основанных на слуховом, осязательном восприятии, тактильных впечатлениях. | - | Трудности и недостаточность формирования зрительных сенсорных эталонов; трудности и недостаточность развития координации и зрительно-моторной координации. |
Наличие ряда особенностей развития, обусловленных аномальным фактором, определяет необходимость выделения ряда особых образовательных потребностей (ООП) каждой категории детей:
Категория детей с нарушением зрения | Особые образовательные потребности (ООП) |
Слепые дошкольники |
|
Слабовидящие дошкольники |
|
Дошкольники с ФРЗ (амблиопией и косоглазием) |
|
Используемая литература:
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей, 2017 г.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей, 2017 г.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием, 2017 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»
консультация для родителей детей с нарушениями зрения на тему: «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения»...
Пьеса-сказка с элементами инклюзии для детей с нарушением зрения «Снеговики» для детей с нарушением зрения
Адаптированная сказка для детей с нарушением зрения с применением кукольного театра и вокальных номеров на основе статьи Ирины Бодраченко, журнал «Начальная школа», №3, 2006г....
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»
Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...
Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения: «Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»
предлагаемый материал может пригодиться педагогам, работающим с детьми с нарушениями зрения для создания среды, способствующей охране, развитию нарушенных функций...
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения "Формирование правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения"
Познакомить родителей с педагогическими средствами, которые могут сформировать у слепых и слабовидящих детей правильное отношение к своему дефекту....
Консультация для педагогов коррекционных групп для детей с нарушением зрения. Тема: «Основные особенности адаптации стимульного материала для детей с нарушением зрения»
Материалы данной консультации расскажут о том, какие требования предъявляются к демонстрационному и раздаточному материалу при организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения, а так...
Консультация для родителей детей с нарушениями зрения «Формированию правильного отношения к дефекту у детей с нарушениями зрения» (в старшей возрастной группе)
Главным условием адекватного отношения ребенка к своему дефекту является осознание им, с одной стороны, своих особенностей, вызванных нарушением зрения, а с д...