Медлительные дети
статья по коррекционной педагогике
Автор Кольцова М. Данная публикация будет интересна родителям - дошкольников, а так же педагогам, дефектологам. Статья посвещена спецефическим проблемам медлительных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medlitelnye_deti.docx | 48.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Медлительные дети.
Врачи и психологи подчеркивают, что современный человек должен думать и действовать быстрее, чем наши прадеды и деды. Для того чтобы справиться с требованиями, предъявляемыми нервной системе человека техническим прогрессом, быстро растущим объемом информации, нужна высокая подвижность нервных процессов. Нельзя забывать, что темп жизни непрерывно ускоряется.
Медлительность является особенностью развития нервной системы. Медлительные дети, отличаются не только медлительностью двигательных реакций — в такой же степени у них замедленно и протекание умственной деятельности: они должны «собраться с мыслями» прежде, чем ответят на вопрос, медленно решают логические задачи, инертность (т. е. недостаточная подвижность) проявляется и в речи детей.
Наблюдения показали, что медлительные дети, очень склонны к стереотипным действиям, т.е. к поступкам по определенному шаблону; например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых (эта тенденция отмечается у детей раннего возраста независимо от типа нервной деятельности, но у медлительных детей она проявляется и в дошкольном и в школьном возрастах, именно вследствие недостаточной подвижности нервных процессов).
Пройдет ли медлительность у ребенка? Нет, у детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью.
Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи.
Необходимо тренировать подвижность нервных процессов у медлительных детей.
Для того чтобы занятия были эффективны, важно придерживаться нескольких правил:
- Правило 1. Не торопите ребенка, ситуация спешки только замедлит его движения!
- Правило 2. Начинать игру нужно тогда, когда ребенок находится в хорошем настроении.
- Правило 3. Проводите игры систематически. Лучше играть ежедневно по 10-15 минут, чем по часу раз в неделю.
- Правило 4. Игры должны быть повторяющимися, чтобы ребенок мог видеть, чему он научился, и понимать, чему он только учится. Периодически участвуя в одних и тех же играх, ребенок осознает свои растущие возможности.
- Правило 5. Чаще используйте в играх резкую смену скорости движений — от медленных к очень быстрым, и обратно. Задавайте периодически максимально высокий темп, но не затягивайте этот этап игры, так как для медлительного ребенка это серьезное напряжение, и он может переутомиться.
- Правило 6. Желательно проводить тренировку медлительных детей отдельно от подвижных, так как постоянное отставание обескураживает медлительных, приводит их в тревожное состояние.
- Правило 7. Позаботьтесь о том, чтобы ваш сын или дочь не оказались в роли вечно проигрывающего. Если ребенок слишком часто проигрывает, помогите ему отыграться. Важно, чтобы эти занятия не стали дополнительным ударом по его самооценке.
- Правило 8. Хвалите ребенка и радуйтесь даже маленьким его достижениям. Так вы поможете ему поверить в собственные силы.
В корне неправильно просто заставлять ребенка двигаться и делать все скорее. Результата это не принесет, а только усугубит ситуацию: дети нервничают, скорость движений падает, а нервное напряжение возрастает.
Разработан ряд специальных упражнений, которые позволяют повышать скорость двигательной реакции медлительным детям. Цель этих упражнений — резкий переход от медленных движений к быстрым и в обратном направлении.
Следует разграничить тренировки. Медлительные дети должны заниматься отдельно от подвижных ребят.
I. Игры со сменой темпа движений | |
Название игры | Содержание |
«Бегу-иду-гуляю» | Дети идут по кругу, меняя скорость движения по определенным заранее сигналам учителя (ведущего). Ходьба - бег - медленная ходьба. |
«Догони соперников» | Дети выстраиваются в две колонны напротив друг друга на разных сторонах площадки. По сигналу учителя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом вдоль линии зала, учащенная ходьба, медленный бег, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает. |
«Хлоп - топ» | В этом упражнении детям необходимо хлопать в ладоши, топать с разной скоростью, меняя темп по сигналу учителя. |
«Весёлые пальчики» | В этом упражнении дети должны сгибать и разгибать пальцы рук в определенном темпе вслед за учителем. |
«Открой - сожми» | Учащиеся держат руки, сжатые в кулаки, перед собой, а потом со словами: «Открой окна, впусти свет» - резко разжимают пальцы. |
II. Игры с максимально быстрыми движениями | |
«Передай мяч» | Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. |
«Переложи мяч» | Дети стоят прямо, слегка расставив ноги, руки внизу, в одной из них мяч. По сигналу учителя быстро перекладывают мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя. |
«Принеси флажок» | Дети стоят в одном конце зала, а и другом его конце поставлены стойки (по числу играющих детей), на которых лежат флажки. По сигналу дети бегут к стойкам, берут флажок и возвращаются на свои места. Тот, кто пробежал первым, дает сигнал к следующему «забегу». |
«Оттолкни – повернись – поймай» | Дети играют парами, находясь на расстоянии 3-3,5 м. Один ребенок стоит, второй сидит на корточках с мячом в руках. Сидящий отталкивает мяч по полу стоящему, после этого быстро встает, делает поворот вокруг себя и ловит брошенный ему стоящим ребенком мяч. По сигналу учителя дети меняются местами. |
«Обмоталочки» -1 | Берется длинная веревка, не менее 5 м, ее середина помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу учителя дети начинают крутиться на месте, накручивая на себя концы веревки, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок. Можно наматывать веревку не вокруг пояса, а на запястье руки. |
«Обмоталочки» -2 | Середина веревки так же помечена узлом, каждый конец привязан к палке толщиной немного больше карандаша. Двое играющих расходятся, растягивая веревку. По сигналу учителя каждый начинает наматывать веревку на палку. Побеждает тот, кто намотал больше веревки. |
«Дальше всех» | На полу зала проводятся несколько параллельных стене линий на расстоянии 30 см одна от другой. Дети встают перед первой к стене линией и бросают мяч о стену, ловят и отходят на следующую линию. Далее так же бросают и ловят мяч, постепенно отступая от стены. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены. Можно усложнить игру, увеличив количество бросков мяча о стену. |
«Мяч словить, не уронить» | У центральной линии встают несколько детей. Бросают мяч вверх и ловят его, а после этого ударяют мяч о землю и снова ловят. Затем повторно подбрасывают мяч вверх и, сделав хлопок, ловят его. Каждое упражнение выполняется с продвижением на один шаг вперед. В случае падения мяча ребенок возвращается к центральной линии и начинает упражнение снова. Побеждает тот, кто быстрее дойдет до финиша, расстояние до которого – 5-8 м |
III. Игры для развития внутреннего торможения | |
Эстафеты (Направлены напрямую на тренировку запаздывательного торможения: дети делятся на две-три группы, первые (капитаны) от групп (команд) бегут первую дистанцию, их сменяют вторые, бегущие вторую дистанцию и т. д. Здесь возможны самые различные варианты, важно, что каждый следующий ожидает своей очереди в конце дистанции, т. е. тренирует запаздывательное торможение.) | Бежать, ведя мяч перед собой |
Бежать, ведя мяч перед собой; добежав до стены, отбить мяч о стену 5 раз и вести мяч обратно следующему участнику команды. | |
Бежать, ведя змейкой деревянный кубик с помощью хоккейной клюшки. | |
Бежать, отбивая палкой воздушный шарик, не давая ему упасть на пол. | |
Бежать (прыгать) с зажатым между ног воздушным шариком (мячом). | |
Ползти, двигая шарик для настольного тенниса, подув на него. | |
Бежать, держа во рту ложку с шариком для настольного тенниса. | |
«Лыжники». Пройти дистанцию как лыжник, используя за лыжи два кусочка ткани. | |
«Бабки-ёжки». Пробежать дистанцию, надев юбку, косынку и зажав между ног метлу (длинную палку). Эстафета передается одеванием следующего участника (сам себя ребенок не должен одевать). | |
«Уборка». Участник встает одной ногой в ведро, придерживая его рукой, в другой руке – швабра. В таком положении он преодолевает дистанцию, толкая впереди швабры маленький предмет «мусор», и передает свои атрибуты следующему. | |
«Зеркало» | В этой игре учащиеся будут зеркалом, то есть будут повторять все движения стоящего напротив учителя (ведущего). Учитель делает самые разнообразные движения, то ускоряя, то замедляя темп. Дети повторяют их в точности, с такой же скоростью. |
«Запрещенное движение» | Дети стоят лицом к учителю (ведущему). Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает учитель (ведущий). Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте). |
«Игроки без места» | Все дети, кроме одного (водящего), садятся продольно на гимнастические скамейки, установленные в один ряд, и рассчитываются на первый – второй, образуя две команды. Водящий стоит перед ними и показывает разные движения (хлопки в ладоши, наклоны вперед, сгибание и разгибание ног и т.п.), которые повторяют вслед за ним сидящие на скамейках. Перед началом оговариваются запрещенные движения для каждой команды. Например, для первой команды запрещенным является движение «руки вверх», а для второй – «Руки вперед». Игроки внимательно следят за действиями водящего. Как только он покажет одно из запрещенных движений, игроки соответствующей команды быстро встают, бегут вдоль скамеек, причем вместе с ними бежит водящий, обегают их, возвращаются и садятся на свободные места. Тот, кто остался без места, становится водящим. Игра повторяется 3-5 раз. По окончании отмечаются игроки, которые ни разу не остались без места. |
«Замри» | Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны – вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка – оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий. Музыку можно заменить сигналом учителя (свисток, хлопок). |
«Замена» | Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает учитель (ведущий). Затем выбирается одно движение, которое нужно заменить на другое движение. Например, если ведущий приседает, дети должны подпрыгнуть, если подпрыгивает – присесть. Остальные движения копируются. Каждый раз замене подлежат новые движения. |
«Делай наоборот» | Педагог, показывая движения, дает и словесные команды: Быстрей! Медленней! Тише! Громче! Вначале дети должны четко выполнять указания. Затем задания меняются. Услышав «Быстрей!» – дети должны замедлить темп, «Медленней!» – напротив, убыстрить его, «Тише!» – хлопать и топать как можно громче, «Громче!» – хлопать и топать как можно тише. |
«Зеваки» | Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. |
«Простая арифметика» | Дети строятся в шеренгу по одному. Ведущий называет одно за другим различные числа, а дети после каждого числа называют следующее по порядку. Если в этом числе окажется «0». Это упражнения также направлено на развитие внимания. |
«Летает – не летает» | Учитель говорит детям: «Если я назову кого-нибудь, кто может летать, например, стрекозу, то поднимите руки вверх и скажите хором: «Летает!». Если назову нелетающее животное, например, собаку, - молчите и не поднимайте руки». - Ворона! - Муха! - Голубь! - Слон! - Верблюд! И т. д. |
«Хоп» | Дети стоят по кругу. В заданном учителем темпе они хлопают в ладоши, но не вместе, а один за другим, по ходу часовой стрелки. По команде учителя «Хоп!» хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. В течение упражнения темп может меняться. |
«Удочка» | Дети стоят по кругу. В центре круга находится учитель и вращает веревку (скакалку) по полу вокруг себя. Дети перепрыгивают через нее, стараясь не коснуться. Тот ребенок, которого коснулась веревка, выбывает из игры. |
«Мой домик» | На полу зала в произвольном порядке лежат обручи, число которых равно числу играющих детей. В каждом обруче стоит ребенок. По первому сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. В это время педагог убирает один обруч. По второму сигналу дети в определенной последовательности выполняют двигательные задания: ходьба приставным шагом по кругу, спортивная ходьба со сменой положения рук и т. д. На команду учителя «Все в домик!» дети должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Не успевший занять обруч выбывает из игры. |
«Воробьи и вороны» | На полу чертят 4 параллельные линии: две средние – на расстоянии 1-2 м друг от друга и две крайние – на расстоянии 8-10 м от них. Играющие разбиваются на две команды и располагаются вдоль средних линий спиной друг к другу, приняв положение низкого старта. Игроки одной шеренги – «воробьи», другой - «вороны». Учитель называет одну из команд – например, «воробьи». При этом «воробьи» быстро поворачиваются и ловят убегающих игроков другой команды – «ворон». Ловить можно только тех, кто не добежал до своей крайней линии. По свистку учителя команды вновь возвращаются на свои места. Пойманные игроки переходят в команду соперников. Учитель называет то одну, то другую команды в любом порядке. При этом первые два слога он произносит протяжно, а последний – отрывисто: «во-о-о-ро-о-НЫ», «во-о-о-ро-о-БЬИ». До тех пор, пока учитель не закончит слово, игроки не имеют права убегать или поворачиваться. Побеждает команда, «взявшая в плен» большее количество игроков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Медлительные дети
Презентация на тему "Медлительные дети" для педагогов....
Медлительные дети.
Коррекция медлительности у детей старшего дошкольного возраста....
игры для медлительных детей
Если вы займетесь тренировкой реакции у своего ребенка в период с 4 до 6 лет, с помощью специальных игр и упражнений, то наверняка увидите плоды своих усилий....
«Особенности медлительных детей .Рекомендации для воспитателей в общение с медлительными детьми»
«Особенности медлительных детей .Рекомендации для воспитателей в общение с медлительными детьми»...
Как можно помочь медлительным детям работать быстрее, успевать за сверстниками и не чувствовать себя обделенными?
Как можно помочь медлительным детям работать быстрее, успевать за сверстниками и не чувствовать себя обделенными?...
Рекомендации родителям и воспитателям (по инертным -медлительным детям)
Оптимистическая сторона Павловского учения в том, что инертность (подвижность нервных процессов) тренируема, поэтому тренировать подвижность нервных процессов у инертных (медлительных) детей воз...
Проблемы инертных (медлительных) детей дошкольного возраста (из опыта работы)
В этой статье речь пойдет о детях, которые оказываются трудными для родителей и воспитателей детских садов.Это тема достаточно хорошо изучена советскими учеными. В данный материал статьи в...