Социализация детей с ОВЗ через сюжетно- ролевые игры
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

ольга николаевна шабалина - лариса евгеньевна команова

Цель сюжетно-ролевых игр: развитие и обогащение социального опыта,  учить объединятся детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

  1 слайд

Хочется  повторить - приоритетной целью нашей работы является социализация детей с ОВЗ.

Проводится планомерная тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам.  Реализация этой важной задачи осуществляется  при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ

2 слайд

Нашим детям сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогами стоит сложная задача - вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.    Цель сюжетно-ролевых игр: развитие и обогащение социального опыта,  учить объединятся детей в группы, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, создавать игровые замыслы. Дети в доступной и занимательной форме усваивают навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, нормы общепринятого поведения, правила общения, учатся социально – бытовым навыкам.

 3 слайд

Вся работа по социализации детей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры. Обучение сюжетно-ролевой игре  направлено на формирование у детей с ОВЗ инициативности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности, на умение адаптироваться к изменяющейся игровой обстановке.

 4 слайд

В своей практике мы часто организуем сюжетно-ролевые игры. Иногда игры приводят к самым неожиданным результатам.  Ребенок очень любит пластилин с тактильной точки зрения. Ему нравится
фактура пластилина, но лепка его не прельщала. После серии игр "Мы едем в гости" мы заметили, что он не просто лепит персонажей, чего раньше не было, а создает целые сюжетные линии.

    5 слайд

Многие сюжетно-ролевые игры несут практическую нагрузку. Например, игры "Магазин" и "Мы играем в доктора". После серии игр в "доктора" дети меньше боятся визитов в медицинские учреждения. Данные визиты ассоциируются с игрой и уже не вызывают сильного страха. А игры в "магазин" формируют у детей понятие "деньги". Родители апеллируют к отсутствию денег и ребенок более спокойно воспринимает то, что он не получит желаемого. Мы сами принимаем непосредственное участие в игре. Выполняем определенную роль, осторожно направляем развитие игры, отношения детей. Ведь игровая деятельность, как подмечено А. В. Запорожцем, В. В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается взрослым, который учит малыша играть., знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы- заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. д.) Неправильное руководство игрой или отсутствие его как такового может привести к тому, что процесс социализации ребенка с ОВЗ будет проходить с различными затруднениями. Грамотно руководить игрой можно, только установив тесный, эмоциональный контакт с ребенком, искренне заинтересовавшись его деятельностью. Педагоги не должны излишне настойчиво направлять игры ребенка, это может привести к развитию его несамостоятельности. Руководство игрой должно осуществляться ненавязчиво. Но и нельзя предоставлять ребенка с ОВЗ самому себе. Надо научить его проявлять творческую фантазию. Что же происходит с игрой? Стало общим методом утверждения, что детей надо учить играть. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, все "как будто", "понарошку". Ребенок может стирать кукольную одежду воображаемым мылом, может быть "врачом" и "лечить" больных кукол и зверюшек, хотя на самом деле ему еще очень далеко до этой "взрослой" профессии... Все эти "возможности" сюжетной игры расширяют практический мир детей, и обеспечивает ему внутренний комфорт. 

6 слайд

 Начинаем эту работу  с определения содержания детских игр. Чтобы отражать их в игре, ребенок должен иметь необходимые знания об этом,  Начинать целесообразно с игр-импровизаций, в ходе которых дети смогут  превращаться в бабочек, птиц, зайчиков и т. п. Обязательно присутствие музыки, которая  настраивает детей на выполнение вместе с педагогом эмоционально насыщенных действий. Необходимым в организации игр-импровизаций также является использование игровой атрибутики — деталей костюмов, элементов декораций, фрагментов наглядных изображений. Мы, педагоги, учим детей выразительно передавать движениями, мимикой и голосом характер изображаемого персонажа. В процессе игр-импровизаций педагог как бы сбрасывает привычную маску взрослого над детьми.

7 слайд

На начальном этапе, чтобы помочь детям научиться взаимодействовать друг с другом, почувствовать себя самостоятельными, мы используем карточки ПЕКС. Карточки ПЕКС – с англ. дословно - коммуникационная система обмена изображения. Это картинки с изображениями предметов, действий, пиктограмм. Для удобства их размещают на листах с липучками в ряды так, чтобы ребенку было удобно размещать посаженные на липучку карточки с картинками и обозначающими их словами. Ребенок  прикрепляет на полоску в нужном порядке несколько карточек и отдает их собеседнику. Общение при помощи карточек упрощает понимание желаний, снимает стресс, а также учит детей действиям в той или иной ситуации.

Я сейчас вам раздам карточки, а вы попробуете выложить действия в определенном порядке…..

8 слайд

Игровые умения, необходимые для создания индивидуальных и совместных творческих сюжетов, формируются также в играх- драматизациях, театр. играх, в которых содержание, роли и игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки  дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности.

 Играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, мимике и интонации. В игре-драматизации одновременно могут участвовать все дети, что очень  важно. Детям очень нравится наряжаться, перевоплощаться в разных героев это раскрепощает их, повышает их эмоциональный фон, уверенность в себе. Почему бы не дать им возможность развивать способность к индивидуальному самовыражению,

Хочется отметить, что очень тщательно подбираются   музыка, костюмы, декорации- здесь мы часто используем меняющиеся красочные слайды на проекторе. Для наших детей это очень важно!

 9 слайд

Один неизвестный поэт написал такие замечательные слова…

«Я пытался достичь сердца ребенка словами.

Они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

Он бросал на меня озадаченные взгляды.

 В отчаянии я отвернулся от него.

 «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо:

«Приди, - сказал он, - поиграй со мной».

Итак,  от чего зависит успешность сюжетно-ролевой игры?

 Несомненно,  от организационной деятельности педагога.

Вашему вниманию представляем фрагмент театрализованной игры «В лесу». Прошу обратить внимание –играют дети с расстройством аутистического спектра,  некоторые из которых  очень редко принимали участие вообще в какой- либо деятельности.

Отрывок из сказки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»

Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...

Статья «Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру»

quot;Социализация детей средней группы через сюжетно-ролевую игру"...

«Социализация детей с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру»

Игровая деятельность - это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка....

Педагогический проект «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

В группах дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением педагогов ОУ....

Проект по самообразованию «Социализация детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»

Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве - подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для до­школьной педагогики проблема использова...

Социализация детей раннего возраста через сюжетно-ролевую игру

Социализация – это процесс формирования и развития личности, происходящий под воздействием воспитательной и обучающей деятельности. В дошкольном образовательном учреждении «социализация&ra...