программа кружка "Арт-терапия"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Программа кружка "Арт-терапия" для группы компенсирующей направленности (РАС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_programmy_art-terapiya.docx87.16 КБ

Предварительный просмотр:

Структура программы:

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.Пояснительная записка

1.2.Цель программы

1.3 Задачи программы

1.4.Учебный план

1.5.Календарный учебный график

1.6. Содержание программы

1.7.Планируемые результаты

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Описание образовательных и учебных форматов

2.2 Материально-техническое обеспечение программы

2.3. Кадровое обеспечение

2.4.Методическое обеспечение

2.5. Формы промежуточного контроля

2.6. Формы представления результатов

2.7. Оценочные материалы

3. Список источников

4. Приложения

1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Арт-терапия» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ, ст 43,72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989г.)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31марта 2022г. №678-р;
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11. 2018г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. № 09-3243 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных
    общеразвивающих программ»;
  • Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.19 г. № 1321 «Об утверждении методических рекомендаций «Правила
    персонифицированного финансирования дополнительного образования детей
    в городском, муниципальном районе Хабаровского края»;
  • Приказ Минобрнауки Хабаровского края от 26.09.2019 № 38301 «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе, реализуемой в Хабаровском крае»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2021 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Устав МДОУ детский сад комбинированного вида № 136;
  • Положение о порядке разработки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального дошкольного образовательного учреждения  детский сад комбинированного вида № 136.

Актуальность: В системе коррекционно-образовательной работы с детьми ОВЗ, с целью развития мелкой моторики и тактильного восприятия, занятиям  изобразительной деятельностью уделяется особое внимание. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее.  

Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов изображения ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в работе задуманное.    При условии систематического использования изобразительного материала ребенок овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы. На начальном этапе деятельность направляется педагогом на формирование предпосылок, а именно на развитие интереса  к изобразительной деятельности, формирование способов обследования предметов, их свойств и качеств, а затем уже на передачу этих свойств и качеств посредством лепки и рисунка. Действия ребенка с материалом становится достаточно свободными, смелыми и уверенными. Он смело и самостоятельно изображает, что хочет, будучи уверен, что у него получается. Такое чувство ребенка необходимо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность для детей с ОВЗ - это огромная возможность создания условий для регуляции поведения и общения, деятельность, способствующая накоплению у детей собственного опыта успехов и достижений.

Новизна, отличительные особенности: Данная программа рассчитана на детей от 4-7 лет. Суть данной образовательной программы заключается в использовании методов обучения доступных для педагога. Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с ОВЗ. У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации, наличие отдельных двигательных действий, создает предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. После каждого занятия родители получают консультацию и домашнее задание на отработку определенных приемов и способов изображения. Задания располагаются по принципу концентров, т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего – расширенным и усложненным смысловым продолжением.

Тип программы: стартовый уровень.

Форма организации содержания и процесса педагогической деятельности: Занятия проводятся в групповой форме в рамках кружка с постоянным составом детей разного возраста с использованием индивидуального подхода.

Адресат программы: дети в возрасте 4-7 лет, с ОВЗ.

Объем и сроки усвоения программы: 40 академических часов (20 часов -  рисование, 20 - часов лепка); количество месяцев – 1-й год – 9 месяцев, 2-й год – 9 месяцев

Режим занятий:  1 раз в две недели по 20-25 минут (1 академический час), оптимальное количество детей в группе – 2-8 человек.

1.2. Цель программы: помощь в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями посредством организации продуктивной деятельности  с использованием различных техник изобразительного искусства.

1.3. Задачи программы:

Предметные:

  • Расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучать различным приемам и техникам рисования, способам изображения с использованием различных материалов.
  • Помочь детям с ОВЗ овладеть различными техническими навыками при работе с изобразительными средствами.

Метапредметные:

  • Способствовать снятию физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности детей.
  • Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие.
  • Учить регулировать свою деятельность (работать по правилу и образцу, точно выполнять словесную инструкцию, принимать и сохранять учебную задачу);

Личностные:

  • Воспитывать самостоятельность, усидчивость, уважение к творческому труду;
  • Развивать  потребность к творческому процессу.

Задачи каждого этапа:

 От  4  до 5  лет:

● познакомить детей с художественными  материалами: кисть, краски, карандаш, цветной песок (кинетический); их  свойствами, фактурами, применением;

● формировать  умение правильно держать кисть и  карандаш;

● демонстрировать  детям взаимосвязи их с  окружающим и причастности к преображению окружающего мира;

● развивать цветовосприятие;

● развивать  знания основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);

● развивать  мелкую моторику рук и координации движений.

 От  5 до 6 лет:

● позакреплять  и развивать навык работы кистью;

● познакомить с  понятиями «точка», «полоса», «круг» и способами их изображения на бумаге;

●  познакомить  с различными средствами художественной выразительности (отпечаток, штамп) и материалами, их создающими: тычки, фигурные штампы и валики, жатая бумага, губка;

● развивать навык ощипывания кусочков  пластилина (теста) от общего куска, прикрепления их на шаблон   согласно общей композиции, формировать умение разминать пластилин в ладонях;

● закреплять  осознания причастности к  созданию художественных образов;

● закреплять  знание основных цветов ( красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный + голубой, серый,  розовый, оранжевый);

● развивать  мелкую моторику рук и координации движений.

От  6 до 7  лет:

●  закреплять  и развивать навык работы пластилином, кистью, умения правильно ее держать, правильно использовать при выполнении того или иного задания;

● развивать  детское творчество: учить детей видеть целостность создаваемого художественного образа, развивать наблюдательность, в игровой форме создавать правильный эмоциональный  фон занятия, создавать условия для самостоятельной творческой деятельности;

● формировать  умение выделять и называть основные формы предметов, уметь их вылепить (шар, колбаска, лента, лепешка, дощечка).

1.4.Учебный план

№ п/п

Название раздела

Количество часов

Формы промежуточного контроля

Всего

Теория

Практика

1 год

1

Рисование

10

1

9

практическая работа

2

Лепка

10

1

9

практическая работа

Итого за год

20

2

18

2 год

1

Рисование

10

1

9

практическая работа

2

Лепка

10

1

9

практическая работа

Итого за год

20

2

18

1.5. Календарный учебный график

№ п/п

Дата
прове
дения

Форма проведения

Тема занятия

Количество
часов

Форма
контроля

Примечание

1 год

1

занятие

Рисование «Божья  коровка»  (метод  тычка)

1

наблюдение

2

занятие

Лепка «Курочка клюет зернышки»

1

наблюдение

3

занятие

Рисование «Дымковская

лошадка»  (метод  тычка)

1

наблюдение

4

занятие

Лепка «Яблонька»

1

наблюдение

5

занятие

Рисование «Рябинка»  (метод тычка)

1

наблюдение

6

«Разноцветные бусы» (метод тычка)

По уровню умений и навыков

1

наблюдение

7

занятие

Лепка «Бусы»

1

наблюдение

8

занятие

Рисование «Ниточка»    (фломастер)

1

наблюдение

9

занятие

Лепка «Цветочки в горшочке»

1

наблюдение

10

занятие

Рисование «Дождик» (фломастер)

1

наблюдение

11

занятие

Лепка «Снежок на домики ложится»

1

наблюдение

12

занятие

Рисование «Усики для Барсика (карандаш)»

1

наблюдение

13

занятие

Лепка «Фасолевый стручок» (с использованием фасоли)

1

наблюдение

14

занятие

Рисование «Кирпичики (отпечаток губкой)»

1

наблюдение

15

занятие

Лепка «Капельки из леечки»

1

наблюдение

16

занятие

Рисование «Кирпичики (отпечаток губкой)»

1

наблюдение

17

занятие

Лепка «Дымковский конь»

1

наблюдение

18

занятие

Рисование «Веселые обои (фактурные валики)»

1

наблюдение

19

занятие

Лепка «Луковка»

1

наблюдение

20

занятие

Рисование «Звезды горят (штампы)»

1

наблюдение

21

занятие

Лепка «Разноцветные червячки»

1

наблюдение

2 год

1

занятие

 Рисование «Рельсы-шпалы»  (цветные карандаши)

1

наблюдение

2

занятие

 Лепка «Капельки»

1

наблюдение

3

занятие

Рисование «Хризантемы»

 (пластиковая вилка)

1

наблюдение

4

занятие

Лепка «Мухомор и червячок»

1

наблюдение

5

занятие

Рисование «Осенние деревья» (карандаш + штамп)

1

наблюдение

6

занятие

Лепка «Ежик»

1

наблюдение

7

занятие

Рисование «Рыбки плывут» (штамп+песок)

1

наблюдение

8

занятие

Лепка «Сорока»

1

наблюдение

9

занятие

Пальчиковое рисование «Попугай»

1

наблюдение

10

занятие

Лепка «Конфеты»

1

наблюдение

11

занятие

Рисование «Морозные узоры» (цветные карандаши)

1

наблюдение

12

занятие

Лепка «Радуга»

1

наблюдение

13

занятие

Рисование «Снежинки» (фломастеры)

1

наблюдение

14

занятие

Лепка «Цветок»

1

наблюдение

15

занятие

Рисование «Печем блинчики» (кисть)

1

наблюдение

16

занятие

Лепка «Дымковская птичка»

1

наблюдение

17

занятие

«Рисование по замыслу. Человек»  

1

наблюдение

18

занятие

Лепка «Огурцы и помидоры»

1

наблюдение

19

занятие

Рисование по точкам карандашами. Животное.

1

наблюдение

20

занятие

Лепка «Морковка и яблочко»

1

наблюдение

1.6. Содержание программы

 Программа построена на принципе интегративности, так как изучение предлагаемого материала основывается на связи с другими образовательными областями, такими как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего  мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,  цвете, размере, материале, количестве и т. д.). Речевое развитие включает обогащение активного словаря; развитие  речи. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение моральных и нравственных ценностей; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Физическое развитие способствует правильному формированию опорно-двигательной системы организма, крупной и мелкой моторики рук. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики для детей с ОВЗ и направлено на формирование  развития личности ребенка.

Наименование раздела (темы)

Теория

Практика

Форма организации деятельности

1 год обучения

1

Рисование «Божья  коровка»  (метод  тычка)

Рассказать ребенку о божьей коровке. Закреплять знания основных цветов

Учить  рисовать методом тычка (набирать

краску,  правильно держать кисть),  выполнять

простейший  рисунок для создания  законченной

композиции.

занятие

2

Лепка «Курочка клюет зернышки»

Показать прием разминания куска пластилина в руках, отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска.

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику

занятие

3

Рисование «Дымковская

лошадка»  (метод  тычка)

Предварительно  рассказать ребенку сказку о дымковской игрушке. Закреплять знания основных цветов

Учить  рисовать методом тычка (набирать краску, правильно держать кисть), выполнять простейший рисунок для создания законченной композиции.

занятие

4

Лепка «Яблонька»

Показать прием разминания куска пластилина в руках, отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска.

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику

занятие

5

Рисование «Рябинка»  (метод тычка)

На прогулке или на картинке рассмотреть  с ребенком ветку рябины. Закреплять знания основных цветов

Учить рисовать методом тычка (набирать краску, правильно держать кисть), выполнять простейший рисунок для создания законченной композиции.

занятие

6

«Разноцветные бусы» (метод тычка)

По уровню умений и навыков

Методика декорирования пайетками

Учить наносить простейший узор на лист, чередовать элементы по цвету. Развивать логику и мышление, мелкую моторику рук.

           занятие

6

Лепка «Бусы»

Показать прием разминания куска пластилина в руках, отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска.

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику

занятие

7

Рисование «Ниточка»    (фломастер)

Рассмотреть с  ребенком клубок ниток. Закреплять  знания основных цветов

Учить правильно держать фломастер при рисовании, познакомить с его изобразительными  свойствами,

учить  проводить непрерывную линию на  листе.

занятие

8

Лепка «Цветочки в горшочке»

Показать прием разминания куска пластилина в руках, отщипывания маленькими кусочками  пластилина от целого куска, простейшие навыки декорирования, используя пайетки, размазывания  пальцем куска пластилина по поверхности листа (листочки).

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Развивать простейшие навыки декорирования, используя пайетки. Учить размазывать пальцем кусок пластилина по поверхности листа (листочки).

занятие

9

Рисование «Дождик» (фломастер)

Рассмотреть  с ребенком  изображения дождя.

Закреплять  знания основных цветов

Учить  правильно держать фломастер  при рисовании, знакомить с его  изобразительными свойствами, учить проводить вертикальные линии на листе.

занятие

10

Лепка «Снежок на домики ложится»

Прием  разминания куска пластилина в руках, отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска. Рассказать о простейших навыках декорирования, используя пайетки.

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Развивать простейшие навыки декорирования, используя пайетки. Учить размазывать пальцем кусок пластилина по поверхности листа.

занятие

11

Рисование «Усики для Барсика (карандаш)»

Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением котов.. Закреплять знания основных цветов

Учить правильно держать карандаш при рисовании, знакомить с его изобразительными свойствами. Учить проводить линии из одной очки на листе

занятие

12

Лепка «Фасолевый стручок» (с использованием фасоли)

Показать прием  разминания куска пластилина в руках, отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска, приклеивания на пластилин зерна фасоли.

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Учить приклеивать на пластилин зерна фасоли.

занятие

13

Рисование «Кирпичики (отпечаток губкой)»

Показать  технику рисования отпечатком губки.  Создания простейшей композиции  по теме.

Закреплять знания основных цветов.

Познакомить ребенка с техникой рисования отпечатком губки. Учить создавать простейшую композицию по теме.

занятие

14

Лепка «Капельки из леечки»

Показать прием разминания куска пластилина в руках, отщипывания маленькиих кусочков пластилина от целого куска, размазывания пальцем куска пластилина по поверхности листа.

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Учить размазывать пальцем кусок пластилина по поверхности листа.

занятие

15

Рисование «Кирпичики (отпечаток губкой)»

Показать технику рисования отпечатком губки.

Закреплять знания основных цветов.

Учить рисовать в  технике рисования отпечатком губки. Учить создавать простейшую композицию по теме.

занятие

16

Лепка «Дымковский конь»

Показать прием разминания  куска пластилина в руках, отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска, прикрепления кусочка  пластилина на поверхность листа, создавая простой узор.

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Учить прикреплять кусочек пластилина на поверхность листа, создавая простой узор.

занятие

17

Рисование «Веселые обои (фактурные валики)»

Показать технику рисования фактурными валиками..

Закреплять знания основных цветов

Учить рисовать фактурными валиками. Учить создавать простейшую композицию по теме.

занятие

18

Лепка «Луковка»

Показать прием разминания куска пластилина в руках, отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого куска, размазывания пальцем куска пластилина по поверхности листа

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Учить размазывать пальцем кусок пластилина по поверхности листа

занятие

19

Рисование «Звезды горят (штампы)»

Познакомить с приемом  рисования  фигурными штампами (можно из картошки).  Дать понятие о  простейшей композиции  по теме.  

Закреплять знания основных цветов.

Познакомить ребенка с рисованием фигурными штампами (можно из картошки).развивать навыки работы кистью.

.

занятие

20

Лепка «Разноцветные червячки»

Показать прием  разминания куска пластилина в руках, раскатывания  элемента «колбаска»   (нажимая на кусок пластилина на доске и совершая вертикальные движения вверх-вниз).

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, раскатывать элемент «колбаска», нажимая на кусок пластилина на доске и совершая вертикальные движения вверх-вниз. Развивать мелкую моторику

занятие

2 год обучения

1

 Рисование «Рельсы-шпалы»  (цветные карандаши)

Показать детям  как рисовать прямые  горизонтальные

линии  и короткие  вертикальные, учить рисовать дым от паровоза, закручивая линию в спираль. Закреплять  знания основных цветов

Учить  детей рисовать прямые  горизонтальные

линии  и короткие  вертикальные, учить рисовать дым от паровоза, закручивая линию в спираль.

занятие

2

 Лепка «Капельки»

Прием  отщипывания кусочков пластилина от целого куска ,располагая их на листе бумаги. Продолжать знакомить с синим цветом

Учить детей отщипывать кусочки пластилина от целого куска ,располагать их на листе бумаги.

занятие

3

Рисование «Хризантемы»

 (пластиковая вилка)

Показать детям как наносить изображение пластиковой вилкой для создания необходимой фактуры предмета.  Закреплять знания основных цветов

Учить детей  наносить изображение пластиковой вилкой для создания необходимой фактуры предмета

занятие

4

Лепка «Мухомор и червячок»

Показать прием отщипывания маленьких кусочков пластилина от целого и катать из них шарики, надавливая на шарик и прикрепляя его к основе,  раскатывания пластилина в «колбаску»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого и катать из них шарики, надавливать на шарик и прикреплять его к основе, учить раскатывать пластилин в «колбаску»

занятие

5

Рисование «Осенние деревья» (карандаш + штамп)

Рассказать  об осенних деревьях, признаках осени. Закреплять

знания основных цветов

Учить детей  рисовать прямые вертикальные

линии,  нажимая на карандаш, учить  наносить

простейший  рисунок штампом.

занятие

6

Лепка «Ежик»

Показать прием отщипывания  маленьких кусочков от целого куска пластилина и катать из них шарики, надавливать на шарик и прикреплять его к основе,  размазывая одним пальцем.

 Учить детей отщипывать маленькие кусочки от целого куска пластилина и катать из них шарики, надавливать на шарик и прикреплять его к основе,  размазывая одним пальцем.

занятие

7

Рисование «Рыбки плывут» (штамп+песок)

Формировать у детей понятие о  простой композиции, показать  приемы работы с фигурным штампом, декорирования работы с использованием цветного песка (можно пшено). Закреплять знания основных цветов.

Учить детей рисовать простейшую композицию, используя фигурный штамп, закреплять простейшие навыки декорирования работы с использованием цветного песка (можно пшено).

занятие

8

Лепка «Сорока»

Показать прием отщипывания  кусочков от целого куска пластилина, прикрепления крупы на пластилин.

Закреплять  умение отщипывать кусочки от целого куска пластилина, учить прикреплять крупу на пластилин.

занятие

9

Пальчиковое рисование «Попугай»

Учить детей выполнять инструкцию педагога, познакомить с техникой пальчикового рисования, штриховкой в разных направлениях

Учить выполнять рисунок пальчиками, выполнять штриховку в разных направлениях (для создания фона).

занятие

10

Лепка «Конфеты»

Прием соединения деталей пластилина.

Закреплять умение соединять детали пластилина. Формировать умения выполнять ритмические движения при раскатывании деталей

занятие

11

Рисование «Морозные узоры» (цветные карандаши)

Методика  рисования цветными карандашами (правильно держать карандаш, выполнять рисунок). Закреплять знания основных цветов.

Рассказать приемы декорирования цветным клеем

Учить детей рисовать простейший орнамент на листе,  закреплять умения рисования цветными карандашами. Закреплять знания основных цветов. Закреплять простейшие навыки декорирования цветным клеем

занятие

12

Лепка «Радуга»

Прием  раскатывания пластилина между ладонями, выкладывания «колбаски» дугообразно по контуру

Закреплять умения раскатывать пластилин между ладонями, выкладывать «колбаски» дугообразно по контуру

занятие

13

Рисование «Снежинки» (фломастеры)

Рассказать детям как рисовать прямые линии из одной точки. Закреплять знание основных цветов.

Учить детей рисовать прямые линии из одной точки, развивать навыки рисования фломастером.

занятие

14

Лепка «Цветок»

Прием выкладывания цветка из мелких деталей, соединяя детали в один предмет.

Учить детей выкладывать цветок из мелких деталей, соединять детали в один предмет. Развивать навыки раскатывания

занятие

15

Рисование «Печем блинчики» (кисть)

Рассказать детям как  рисовать прямые линии из одной точки. Закреплять знание основных цветов.

Учить детей рисовать прямые линии из одной точки, развивать навыки рисования фломастером.

занятие

16

Лепка «Дымковская птичка»

Знакомить детей с народной игрушкой. Прием: оттягивание, раскатывание

Закреплять навыки лепки: оттягивание, раскатывание

занятие

17

«Рисование по замыслу. Человек»  

Рассказать детям как рисовать круги карандашом,. Закреплять знания основных цветов.

Учить детей рисовать круги карандашом, закреплять навыки рисования цветными карандашами. Развивать мелкую моторику рук.

занятие

18

Лепка «Огурцы и помидоры»

Прием  скатывания из пластилина шариков и «колбаски», приплющивания прикреплять их на готовую  работу

Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики и «колбаски», приплющиванием прикреплять их на готовую  работу

занятие

19

Рисование по точкам карандашами. Животное.

Показать  ребенку как разминать кусок пластилина в руках, раскатывать элемент «колбаска», нажимая на кусок пластилина на доске и совершая вертикальные движения вверх-вниз.

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, раскатывать элемент «колбаска», нажимая на кусок пластилина на доске и совершая вертикальные движения вверх-вниз. Развивать мелкую моторику

занятие

20

Лепка «Морковка и яблочко»

Прием раскатывания из пластилина  «колбаски», зауживая один конец, раскатывание  шариков.

Продолжать учить детей раскатывать из пластилина  «колбаски», зауживая один конец, раскатывать шарики. Развивать мелкую моторику.

занятие

1.7. Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ребенок будет иметь представления о многообразии нетрадиционных техник рисования. Обучится различным приемам и техникам рисования, способам изображения с использованием различных материалов.

Метапредметные:

  • У ребенка будет снижаться физическое и психологическое напряжение, увеличиваться периоды работоспособности детей.
  • У ребенка будет развиваться мелкая моторика рук и тактильное восприятие.
  • У ребенка будет формироваться умение регулировать свою деятельность (работать по правилу и образцу, точно выполнять словесную инструкцию, принимать и сохранять учебную задачу);

Личностные:

  • Будут формироваться предпосылки к самостоятельности, усидчивости;
  • У ребенка будет развиваться  потребность к творческому процессу.

Планируемые результаты каждого этапа:

От  4  до 5  лет:

● знакомство детей с художественными  материалами: кисть, краски, карандаш, цветной песок (кинетический); их  свойствами, фактурами, применением;

● формирование  умения правильно держать кисть и  карандаш;

● демонстрация  детям взаимосвязи их с  окружающим и причастности к преображению окружающего мира;

● развитие цветовосприятия;

● развитие  знания основных цветов ( красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);

● развитие  мелкой моторики рук и координации движений.

От  5 до 6 лет:

● закрепление  и развитие навыков  работы кистью;

● знакомство с  понятиями «точка», «полоса», «круг» и способами их изображения на бумаге;

●  знакомство  с различными средствами художественной выразительности (отпечаток, штамп) и материалами, их создающими: тычки, фигурные штампы и валики, жатая бумага, губка;

● показ  приемов и выразительных свойств пластических масс ( пластилин, тесто), развитие навыков ощипывания кусочков  пластилина от общего куска, прикрепления их на шаблон   согласно общей композиции, формирование умения разминать пластилин в ладонях;

● закрепление  осознания причастности к  созданию художественных образов;

● закрепление  знания основных цветов ( красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный + голубой, серый,  розовый, оранжевый);

● развитие  мелкой моторики рук и координации движений.

От  6 до 7  лет:

●  закрепление  и развитие навыков работы пластилином, кистью, умения правильно ее держать, правильно использовать при выполнении того или иного задания;

● развитие  детского творчества: учить детей видеть целостность создаваемого художественного образа, развивать творческую наблюдательность, в игровой форме создавать правильный эмоциональный  фон занятия, создавать условия для самостоятельной творческой деятельности, формировать у детей интерес к коллективному творчеству;

● формирование  умения выделять и называть основные формы предметов, уметь их вылепить (шар, колбаска, лента, лепешка, дощечка);

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Описание образовательных и учебных форматов

Занятия проводятся  в игровой форме.

    2.2. Материально-техническое обеспечение программы:                                                                                           в комплексе с рабочей программой и тематическим планированием были разработаны обучающие карточки для рисования и лепки, которые позволяют детям развивать навыки рисования, лепки, воображение и мелкую моторику.  Подробное  описание заданий к ним изложено в планировании и ряде конспектов, интернет ресурсы, наглядный материал.

Материалы:

- предметные картинки,

- доска для лепки,

- штампы,

- бумага,

- пластилин,

- цветные карандаши,

- кисти (щетина, пони № 10),

- гуашь,

- валики,

- пластиковые вилки,

- пластиковые тарелки,

- губки,

- клей с блестками, ПВА,

- банка для воды,

- кукла,

- кукольная посуда,

- грузовая машина.

2.3. Кадровое обеспечение: воспитатель высшей квалификационной категории Белинская О.В.

2.4. Методическое обеспечение:

Методы и приемы обучения:                                                                                                                                                              -наблюдение - проводятся с целью изучения умений и навыков ребенка в изобразительной деятельности;                                                                                                              -мониторинг- организация отслеживания процесса, с целью оценки и анализа;                                                                   -объяснительно-иллюстративный - для объяснения каких-либо фактов, явлений природы,… с опорой на опыт детей;                                                                                                                                                                                        -игра – игровые приемы с целью привлечения внимания, повышения интереса к деятельности,  развитие двигательной активности пальцев рук;                                                                                                                                             -показ, пояснение– проводится с целью научить правильным приемам, способам действий с материалом;                                                                                                                -положительное подкрепление – для формирования творческих способностей ребенка через выражение одобрения действий с предметом, материалом.

Принципы работы с детьми:                                                                                                                                                  -доступность отбираемого материала;                                                                                                                          -постепенное усложнение программного содержания;                                                                                                                                            -индивидуальный подход к детям с учетом специфики развития каждого ребенка.

Формы организации учебного занятия:  индивидуальная.

Алгоритм занятия:                                                                                                                                                                   -эмоциональный настрой:                                                                                                                                                                                      -упражнения на развитие мелкой моторики рук;                                                                                                                                                                                                                           -проблемная ситуация;

-беседа о предмете рисования или лепки;

-показ приема рисования или лепки педагогом;

-самостоятельная работа ребенка;

-уборка рабочего места ребенком;

-подвести итог (похвалить ребенка), полюбоваться своей работой, побудить высказаться об увиденном.

Характеристика возможностей детей возраста 4-7 лет.

У детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире. Недостаточно сформированы пространственные представления, они часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность. Внимание не устойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. Память ограниченна в объеме, преобладает кратковременная, механическая, наглядная. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации. Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели, контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

У детей среднего дошкольного возраста значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным  и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

2.5. Формы промежуточного контроля: результаты педагогической диагностики, участие в конкурсах, выставках.

Диагностика   складывается  из нескольких составляющих.

 1.  Карта наблюдений за  усвоением знаний и навыков  ребенком по определенным критериям.                                                                                                                                               2. Практическое задание.                                                                                                                  

2.6. Формы предоставления результатов:  фотоматериалы, видеозаписи, журнал посещаемости, диагностика, выставка готовых детских работ.

2.7. Оценочные материалы:

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.

Оценочные материалы представлены педагогической диагностикой .

Результаты промежуточного контроля отражены также в журнале учета освоения детьми содержания каждого занятия (Приложение).

Критерии оценки уровня композиционного расположения изображения

Фамилия, имя ребенка

расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов

на полосе листа, в соотношении по величине есть незначительные искажения

композиция не продумана, носит случайный характер, пропорциональность предметов передана не верно

Критерии оценки уровня определения формы

Фамилия, имя ребенка

Форма передана точно, части предмета расположены верно, пропорции соблюдаются

Есть незначительные искажения

Искажения значительные, форма не удалась, части предмета расположены не верно

Критерии оценки уровня цветовосприятия

Фамилия, имя ребенка

Передан реальный цвет предмета, цветовая гамма разнообразна

Есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов и оттенков

Цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

Критерии оценки уровня ассоциативного восприятия пятна

Фамилия, имя ребенка

Самостоятельно перерабатывает пятно, линию в реальные и фантастические образы

Справляется при помощи взрослого

Не видит образов в пятне и линиях

Критерии оценки уровня эмоционального состояния

Фамилия, имя ребенка

Адекватно реагирует на эмоциональные отклики педагога, критично оценивает свою работу, выражает восторг от работы

Эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке, заинтересован процессом деятельности

Безразличен к оценке взрослого, самооценка отсутствует, заинтересован продуктом собственной деятельности.

Критерии оценки уровня самостоятельности и творчества

Фамилия, имя ребенка

Выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельность замысла, оригинальность изображения.

Требуется незначительная помощь,  с вопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла

Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, не инициативен, не стремится к полному раскрытию замысла

Критерии оценки уровня развития мелкой моторики рук

Фамилия, имя ребенка

Выполняет задания по инструкции

Совместное выполнение заданий по образцу взрослого

Не может манипулировать предметами и работать руками, нет мелких манипуляций

Критерии оценки уровня изобразительных навыков

Фамилия, имя ребенка

Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами

Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами

Рисует однотипно, материал использует неосознанно.

Навык (рисование)

Отметка об усвоении навыка рисования

1

Ребенок умеет держать карандаш, кисть в руке правильно (сжимая тремя пальцами правой руки)

2

Ребенок осознанно владеет алгоритмом работы с кистью и краской (обмакнуть кисть в баночку с водой, набрать краску на кончик кисти)

3

Ребенок владеет навыком работы методом тычка

4

Ребенок владеет навыком рисования отпечатком кисти

5

Ребенок может провести прямую линию из указанной точки

6

Ребенок может нарисовать круги вращением кисти по кругу

7

Ребенок умеет применять различные техники и способы создания рисунков

Навык (лепка)

Отметка об усвоении навыка лепки

1

Ребенок владеет навыком разминания пластилина в руках

2

Ребенок владеет навыком прижатия кусочка пластилина к листу, для того чтобы прикрепить его

3

Ребенок владеет навыком размазывания кусочка пластилина на плоской поверхности

4

Ребенок владеет навыком раскатывания кусочка пластилина в «колбаску»

5

Ребенок умеет отщипывать маленький кусочек пластилина от целого куска

6

Ребенок умело владеет навыками раскатывания кусочка пластилина в элемент «шар»

7

Ребенок владеет навыком размазывания кусочка пластилина на плоской поверхности в пределах несложного контура

   

          Критерии оценки индивидуального развития представляются показателями «сформирован», «на стадии формирования», «не сформирован», которые раскрыты в каждой форме промежуточного контроля отдельно (Приложение).

Список  источников

  1. Дудко Е.А. Рисуй со мной»: парциальная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста. -  СПБ.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.—80С.
  2. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
  3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.-М.:ТЦ Сфера, 2005.-120с.

     Приложение 1

          Планирование занятий по рисованию 1 год обучения

тема

задачи

примечание

1

«Божья  коровка»  (метод

 тычка)

Предварительно  рассказать ребенку о божьей коровке. Учить  рисовать методом тычка (набирать

краску,  правильно держать кисть),  выполнять

простейший  рисунок для создания  законченной

композиции. Закреплять знания основных цветов

2

 «Дымковская

лошадка»  (метод  тычка)

Предварительно  рассказать ребенку сказку о дымковской игрушке. Учить  рисовать методом тычка (набирать краску, правильно держать кисть), выполнять простейший рисунок для создания законченной композиции. Закреплять знания основных цветов

3

«Рябинка»  (метод тычка)

На прогулке или на картинке рассмотреть  с ребенком ветку рябины. Учить рисовать методом тычка (набирать краску, правильно держать кисть), выполнять простейший рисунок для создания законченной композиции. Закреплять знания основных цветов

4

«Разноцветные бусы» (метод тычка)

По уровню умений и навыков

Учить наносить простейший узор на лист, чередовать элементы по цвету. Развивать логику и мышление, мелкую моторику рук. Закреплять навыки декорирования пайетками

Шаблон с ниточкой для бус, кисть, краски, пайетки, пластилин

5

«Ниточка»    (фломастер)

Рассмотреть с  ребенком клубок ниток. Учить правильно держать фломастер при рисовании, познакомить с его изобразительными  свойствами,

учить  проводить непрерывную линию на  листе.

Закреплять  знания основных цветов

5

«Дождик» (фломастер)

Рассмотреть  с ребенком  изображения дождя.

Учить  правильно держать фломастер  при рисовании, знакомить с его  изобразительными свойствами, учить проводить вертикальные линии на листе. Закреплять  знания основных цветов

6

«Усики для Барсика (карандаш)»

Рассмотреть с ребенком иллюстрации с

изображением котов. Учить правильно держать карандаш при рисовании, знакомить с его изобразительными свойствами. Учить проводить линии из одной очки на листе. Закреплять знания основных цветов

7

«Листики на деревце (кистевой отпечаток)»

Познакомить ребенка с техникой кистевого отпечатка (листья дерева можно менять по цвету в зависимости от сезона), развивать навыки работы кистью. Учить создавать простейший рисунок.

Закреплять знания основных цветов.

8

«Кирпичики (отпечаток губкой)»

Познакомить ребенка с техникой рисования отпечатком губки. Учить создавать простейшую композицию по теме.

Закреплять знания основных цветов.

9

«Веселые обои (фактурные валики)»

Познакомить ребенка с рисованием фактурными валиками. Учить создавать простейшую композицию по теме.

Закреплять знания основных цветов.

10

«Звезды горят (штампы)»

Познакомить ребенка с рисованием фигурными штампами (можно из картошки).развивать навыки работы кистью. Учить создавать простейшую композицию по теме.  

Закреплять знания основных цветов.

                                                                                                                                                                 Планирование занятий по рисованию для детей 2 год обучения

тема

Задачи

материалы

1

 «Рельсы —

шпалы»  (цветные карандаши)

Учить  детей рисовать прямые  горизонтальные

линии  и короткие  вертикальные, учить рисовать дым от паровоза, закручивая линию в спираль. Закреплять  знания основных цветов

Шаблон с нарисованным паровозиком, черный карандаш

2

 «Хризантемы»

 (пластиковая

вилка)

Учить детей  наносить изображение пластиковой вилкой для создания необходимой фактуры предмета.  Закреплять знания основных цветов

Шаблон с изображением веточки цветов, пластиковая вилка, блюдечко или одноразовая тарелка,

гуашь  красного и

желтого  цветов

6

 «Осенние деревья» (карандаш + штамп)

Учить детей  рисовать прямые вертикальные

линии,  нажимая на карандаш, учить  наносить

простейший  рисунок штампом. Закреплять

знания основных цветов

Лист формата А5, черный или коричневый карандаш, штамп в виде листа дерева, одноразовая тарелка, краски желтого, красного, оранжевого цветов

7

«Рыбки плывут» (штамп+песок)

Учить детей рисовать простейшую композицию, используя фигурный штамп, закреплять простейшие навыки декорирования работы с использованием цветного песка (можно пшено). Закреплять знания основных цветов.

Фон с изображением морского дна, штамп в виде рыбок, клей ПВА, цветной песок

8

Пальчиковое рисование «Попугай»

Учить детей выполнять инструкцию педагога, познакомить с техникой пальчикового рисования, штриховкой в разных направлениях (для создания фона).

Шаблон с изображением попугая,  краски, кисть, баночка, восковые мелки

9

«Морозные узоры» (цветные карандаши)

Учить детей рисовать простейший орнамент на листе,  закреплять умения рисования цветными карандашами. Закреплять знания основных цветов. Закреплять простейшие навыки декорирования цветным клеем

Лист формата А5 темного синего цвета, карандаш белого цвета

10

«Снежинки» (фломастеры)

Учить детей рисовать прямые линии из одной точки, развивать навыки рисования фломастером. Закреплять знание основных цветов.

Шаблон с изображением незаконченных снежинок, фломастеры

11

«Печем блинчики» (кисть)

Учить детей рисовать прямые линии из одной точки, развивать навыки рисования фломастером. Закреплять знание основных цветов.

Лист формата А5, желтая или оранжевая гуашь, кисть, баночка для воды

12

«Рисование по замыслу. Человек»  

Учить детей рисовать круги карандашом, закреплять навыки рисования цветными карандашами. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять знания основных цветов

Лист формат А5, простой  карандаш, восковые мелки, образец

10

Рисование по точкам карандашами. Животное.

Учить рисовать детей предметы по точкам

Лист формат А5, простой  карандаш, восковые мелки, образец

           

              Планирование занятий по лепке  для детей 1 год обучения

Тема

задачи

примечание

1

«Курочка клюет зернышки»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику

2

«Яблонька»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику

3

«Бусы»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику

4

«Цветочки в горшочке»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Развивать простейшие навыки декорирования, используя пайетки. Учить размазывать пальцем кусок пластилина по поверхности листа (листочки).

5

«Снежок на домики ложится»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Развивать простейшие навыки декорирования, используя пайетки. Учить размазывать пальцем кусок пластилина по поверхности листа.

6

«Фасолевый стручок» (с использованием фасоли)

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Учить приклеивать на пластилин зерна фасоли.

7

«Капельки из леечки»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Учить размазывать пальцем кусок пластилина по поверхности листа.

8

«Дымковский конь»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Учить прикреплять кусочек пластилина на поверхность листа, создавая простой узор.

9

«Луковка»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска. Развивать мелкую моторику. Учить размазывать пальцем кусок пластилина по поверхности листа

10

«Разноцветные червячки»

Учить ребенка разминать кусок пластилина в руках, раскатывать элемент «колбаска», нажимая на кусок пластилина на доске и совершая вертикальные движения вверх-вниз. Развивать мелкую моторику

             Планирование занятий по лепке  для детей 2 го обучения

Тема

задачи

материалы

1

«Капельки»

Учить детей отщипывать кусочки пластилина от целого куска ,располагать их на листе бумаги. Продолжать знакомить с синим цветом

Пластилин, шаблон с нарисованной тучкой, доска для лепки

2

«Мухомор и червячок»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого и катать из них шарики, надавливать на шарик и прикреплять его к основе, учить раскатывать пластилин в «колбаску»

Пластилин, шаблон с нарисованным мухомором, доска для лепки

3

«Ежик»

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки от целого куска пластилина и катать из них шарики, надавливать на шарик и прикреплять его к основе,  размазывая одним пальцем.

Пластилин, шаблон с нарисованным ежиком, листочки из бумаги, доска для лепки

4

«Сорока»

Закреплять  умение отщипывать кусочки от целого куска пластилина, учить прикреплять крупу на пластилин.

Пластилин, шаблон с нарисованной сорокой, доска для лепки, крупа

5

«Конфеты»

Закреплять умение соединять детали пластилина. Формировать умения выполнять ритмические движения при раскатывании деталей

Пластилин, шаблон с нарисованной конфетницей, доска для лепки

6

«Радуга»

Закреплять умения раскатывать пластилин между ладонями, выкладывать «колбаски» дугообразно по контуру

Пластилин, доска для лепки

7

«Цветок»

Учить детей выкладывать цветок из мелких деталей, соединять детали в один предмет. Развивать навыки раскатывания

Пластилин, доска для лепки, шаблон полянки

8

«Дымковская птичка»

Знакомить детей с народной игрушкой. Закреплять навыки лепки: оттягивание, раскатывание

Пластилин, доска для лепки

9

«Огурцы и помидоры»

Продолжать учить детей скатывать из пластилина шарики и «колбаски», приплющиванием прикреплять их на готовую  работу

Шаблон с нарисованной баночкой для овощей, пластилин

10

«Морковка и яблочко»

Продолжать учить детей раскатывать из пластилина  «колбаски», зауживая один конец, раскатывать шарики. Развивать мелкую моторику.

Пластилин, доска для лепки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...