Значение нейрогимнастики в развитии детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сизова Мария Михайловна

В статье раскрывается значение нейрогимнастики в развитии детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение нейрогимнастики в развитии детей дошкольного возраста.

Нейрогимнастика –  это телесно-ориентированный комплекс, который относится к кинезиологическим  упражнениям позволяющим через тело воздействовать на мозговые структуры.

Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.

Научные исследования выявили, что определенные физические движения оказывают влияние на развитие интеллекта человека. На основании полученных выводов возникла новая система - образовательная кинезиология, направленная на изучение связей ум-тело, и оптимизацию деятельности мозга через физические движения. Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии особенно актуально.

 Цели нейрогимнастики:

-развитие межполушарного взаимодействия;

- синхронизация работы полушарий;

- развитие мелкой моторики;

- развитие памяти, внимания;

- развитие речи;

- развитие мышления;

- устранение дислексии и дисграфии.

Для начала занятий нейрогимнастикой не нужны особые показания. Нейроупражнения можно включать в ежедневный распорядок дня вместе с тем, как растёт нагрузка ребёнка при подготовке к школе.

    Бывают  случаи, которые должны заставить родителей насторожиться и обратиться к детскому неврологу:

-ребёнок постоянно рассеян, испытывает трудности с концентрацией внимания;

- быстро устаёт;

-гиперктивен;

-плохо запоминает новую информацию и испытывает сложности с освоением  программы;

-не может ориентироваться в пространстве, запомнить дорогу домой;

-отстаёт от сверстников в развитии;

-испытывает сложности с социализацией и адаптацией в коллективе;

-плохо развита мелкая моторика;

-недостаточно развита координация движений;

-часто выходит из себя и испытывает сложности с выражением эмоций.

    Если вы заметили у ребёнка один или несколько таких тревожных симптомов – ваш ребёнок нуждается в нейропсихологической коррекции. И в этом ему поможет нейрогимнастика

    Начинать выполнение гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте. В 7 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это является важнейшей частью подготовки детей к школе, а также дальнейшей успешной учебной деятельности, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

    Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность занятий от 5-10 до 25-30 минут.

    В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание - например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 5-6 качественно выполненных упражнений вполне достаточно.

    Каждое занятие по нейрогимнастике может состоять из нескольких этапов:

-игры на развитие внимания;

-дыхательные упражнения (снижают гиперактивность, помогают лучше    управлять эмоциями);

-двигательные упражнения(помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения);

-игры с мячом;

-растяжки (снимают напряжение, тонизируют и помогают подготовить руку к письму);

-глазодвигательные упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы);

-базовые сенсомоторные взаимодействия;

-пальчиковые игры на развитие мелкой моторики (способствуют развитию интеллекта, речи);

- артикуляционные упражнения (развитие артикуляционного аппарата);

       Предлагаем вашему вниманию примерные игры, используемые в нейрогимнастике.      

Развитие внимания

1. «Стоп»

Дети (ребенок) свободно двигаются по комнате под музыку.

Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся). Игра повторяется 3-5 раз.

2. «Фокус»

По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь в себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5-30 секунд взрослый подает команды : «Правая кисть», «Мочка левого уха», левая нога, живот и т.д. Задача ребенка

сосредоточится на этой части тела, почувствовать ее. Можно включить

спокойную мелодию. Продолжительность 3-5 минут.

Дыхательные упражнения

«Воздушный шарик».

- Ребенок лежит на спине.

-Руки вдоль туловища, ноги прямые

-Глаза смотрят в потолок.

- Глубокий вдох через нос, сильный выдох через рот.

-При вдохе живот надуваем, при выдохе втягиваем.

- Дышим по команде «вдох-выдох» (5 раз).

Двигательные упражнения

«Зоопарк».

Дети ходят, изображая

-косолапого мишку (на внешней стороны стопы),

-птенчика (на мысочках),

- уточку (на пяточках), двигаясь вперед и пятясь назад,

- неуклюжего пингвина (на внутренней стороны стопы), двигаясь только вперед.

-При этом глаза смотрят в точку (можно повесить маленькую фигуру на стене перед ребенком).

Растяжки

1.«Струночка».

Ребенок лежит на полу (вытянувшись струночкой, руки вместе

над головой, ноги вместе), расслабившись. Один взрослый берет ребенка за

руки, другой за ноги. По команде они одновременно, очень медленно и

осторожно начинают растягивать ребенка в противоположные стороны.

Заканчивают растягивать также одновременно, постепенно возвращая ребенка в исходное положение. Подается команда расслабиться. Обязательно обратите внимание на то, чтобы в этой «растяжке», равно как и во всех последующих, соблюдалось непременное условие: напряжение и расслабление должны занимать равные промежутки времени.

Будьте осторожны и внимательны, действуйте с партнером синхронно. Не

берите ребенка за лодыжки и запястья (во избежание вывихов), а чуть выше (на 5-7 см). Не сжимайте сильно руки. Следите за тем, чтобы во время упражнения ребенок не напрягался. Если напряжение возникает и сохраняется – не растягивайте дальше.

   2.«Бревнышко». Ребенок лежит на спине, руки кладутся над головой, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх. Его просят перекатываться по полунаправо, а потом налево. Обращается внимание на то, что «бревнышко»

должно катиться ровно. Если ребенка все время «сносит», его просят закрыть

глаза и внимательно последить, «что с чем соревнуется и что у него что

обгоняет - ноги, руки, голова с плечами и т.д.» и скорректировать движения.

Если ребенок не замечает, что его «сносит» в сторону, или не может

самостоятельно исправить этот крен, ему дают внешние ориентиры – рисунок на ковре, линия стены и т.п. Полезно периодически останавливать ребенка и просить, закрыв глаза, «подровнять» свое тело. Помогите ему стабилизировать свои ощущения, фиксируя его тело руками.

Глазодвигательные упражнения

   Исходное положение (И.п.) –лежа на спине, голова фиксирована (лежит

неподвижно). Ноги у ребенка выпрямлены, а руки лежат вдоль туловища.

Ноги не перекрещиваются. Пальцы рук не подвижны.

Нужно учиться следить глазами за яркой точкой на конце ручки, так, чтобы

не двигать при этом головой. Взрослый берет ручку (ярким концом вниз) и

плавно перемещает ее над глазами ребенка. Глаза ребенка следят за яркой

точкой на конце ручки. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в

крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать

взгляд в этих крайних точках. Это упражнение выполняется на трех уровнях:

сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии руки,

согнутой в локте, и, наконец, около переносицы.

Сначала взрослый держит ручку на расстоянии вытянутой руки ребенка

напротив его переносицы. Затем он медленно перемещает ручку влево,

задерживаясь на 1-2 секунды. Возвращается на середину, задерживается на

1-2 секунды и перемещает ручку вправо, задерживая ее в крайней точке на

1-2 секунды. Возвращается на середину, опять держит ее неподвижно в

течение 1-2 секунд. Перемещает ручку вверх, задерживаясь на 1-2 секунды,

затем – на середину (остановка 1-2 секунды); так же вниз – на середину.

То же самое сделать:

- на среднем уровне (на расстоянии руки ребенка, согнутой в локте).

- близком уровне (у переносицы ребенка, на расстоянии ладони ребенка).

Мелкая моторика

«Домик».

Пальцы сжаты в кулаки последовательно разгибаются, а потом сгибаются в кулак.

В этом домике пять этажей:

На первом живет семейство ежей,

На втором семейство зайчат,

На третьем – семейство рыжих бельчат,

На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова –очень умная птица.

Ну что же, пора нам обратно спуститься:

На пятом сова,

На четвертом синица,

Бельчата на третьем,

Зайчата –втором,

На первом ежи, мы еще к ним зайдем.

 

Пальчиковая гимнастика для мозга необходимо выполнять ежедневно.

1. «Кольца». Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, будем пальчики считать.

2. «Крестики-нолики». Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

3. «Рыбка». Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.

4. «Змейка». Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.

 

нейрогимнастика для мозга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вместе мы многое можем или значение игры для развития детей дошкольного возраста»

Консультация на тему: «Вместе мы многое можем или значение игры для развития детей дошкольного возраста». Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому...

«Вместе мы многое можем или значение игры для развития детей дошкольного возраста»

Консультация на тему: «Вместе мы многое можем или значение игры для развития детей дошкольного возраста». Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому...

Статья "Гимнастика после сна, ее значение для физического развития детей дошкольного возраста".

  Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется ...

Презентация "Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста"

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника.Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.Она способствует п...

Значение прогулки в развитие детей дошкольного возраста.

Значение прогулки в развитие детей дошкольного возраста.Прогулка в детском саду являются важнейшей составляющей образовательного и воспитательного процесса, так как способствуют расширению представлен...

Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок

Значение загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок...

консультация Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным ср...