Презентация для рoдителей группы "Сенсoрная интеграция. Кoррекциoннo-развивающая рабoта".
презентация к уроку по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Фoрмирoвание у рoдителей пoнимания смысла и направленнoсти сенсoрнoй интеграции и ее рoли в развитии детей с OВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать , как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается. Сенсорная интеграция – это и есть обработка поступающих от органов чувств ощущений, их структурирование и упорядочивание, формирование знания. Чем правильнее работает сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг , выдает больше адекватных ответов. Сенсорная интеграция: Является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге. Организует информацию, полученную с помощью органов чувств. 3.Наделяет значением испытываемые нами ощущения, отбирая нужную информацию. 4.Позволяет осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой находимся. 5.Формирует базу для теоретического обучения и социального поведения. Э.Дж.Айрес,1959г.
В первые 7 лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности . Отличаться может темп развития. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Сенсорные системы: зрительная тактильная вестибулярная проприоцептивная слуховая обонятельная вкусовая
При проведении диагностики нарушений сенсорной интеграции необходимо помнить: Ребенок не может понять и объяснить проблемы, т.к. процессы происходящие в мозгу, контролю не поддаются. Нарушения проявляются у каждого ребенка по разному. Восприимчивость к обучению и поведение ребенка позволяют делать выводы о показателях сенсорной интеграции. Ребенок может иметь отклонения в работе одной или неск o льких сенсорной системы. Различают гипер и гипочувствительность к различным сигналам.
Признаки нарушений сенсорной интеграции. Тактильная система Пониженное восприятие Повышенное восприятие ищет прикосновения, потребность дотронуться до всего; Плохо чувствует боль. Наносит самоповреждения (щипает, кусает себя); Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их; не любит, когда его обнимают боится, когда к нему неожиданно прикасаются; не дает причесать, помыть или постричь волосы; в стрессовой ситуации снимает одежду;
Вестибулярная система Пониженное восприятие находится в постоянном движении; любит спрыгивать с высоких мест; любит качаться на качелях любит быстрые и неожиданные движения; Повышенное восприятие спокойные игры; движется осторожно; боится высоты; часто теряет равновесие;
Слуховая и зрительные системы Пониженное восприятие не отвечает на своё имя; любит громкую музыку; разговаривает сам с собой; не видит целую картину; затрудняется в различии похожих между собой предметов ; Повышенное восприятие закрывает уши руками; боится громких и неожиданных звуков; не может слушать и смотреть одновременно; боится яркого света , закрывает глаза ;
Коррекционная работа Коррекция, основанная на методах сенсорной интеграции, строится на создании условий для получения ребёнком достаточной сенсорной стимуляции. Цель : усилить сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы. Данная работа проводится с детьми с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью.
Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно: 1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий. 2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников. 3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой. 4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой. 5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком. 6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития. 7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.
Игры и пособия для зрительной системы: При низкой сенсорной чувствительности: 1. «Цветная мозаика» 2. «Разноцветные шнуровки» 3. «Разноцветные прищепки» 4. «Цветные кубики» 5. « Забавные зверята» 6. «Подбери по цвету» 7. «Подбери по форме» 8. «Звериный огород» 9. «Волшебные тарелочки» 9. «Найди гараж» и т.д. При высокой сенсорной чувствительности: 1. Проводить занятия в отдельно отведённом уголке, за ширмой. Избегать излишней зрительной стимуляции, яркого света. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно. Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.
Игры и пособия для слуховой системы: При низкой сенсорной чувствительности: 1. Разговаривайте с ребенком тихо, не повышая голос. 2. Старайтесь уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь) 3. Используйте только тихую музыку 4. Создайте ребенку специальное место, для занятий отгородив его, например, ширмой. 5. Можно использовать беруши, наушники при попадании в шумные места. 6. Использование визуальных подсказок при перемещении. При высокой сенсорной чувствительности: 1. Использование визуальных подсказок. 2. Использование карточек. 3. Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений. 4. Пропевание логоритмических цепочек. 5. Имитация звуков окружающего мира. 6. Занятия на соотнесение слова с изображением. 7. Выполнение словесных инструкций и т.д.
Основные методы работы наблюдение, беседа арттерапия с импровизацией психогимнастика игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения ролевые игры релаксация Коррекционная деятельность Для детей с 2 лет и подростков можно выделить 2 направления психологической коррекции: -коррекция эмоционального развития; - Коррекция сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности .
Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната.
Список литературы: Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г. Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г. Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г. Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013 Тара Делани « Развитие основных навыков у детей с аутизмом» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014 Составители: Битова А.Л., Борисовская О.Б. «Педагогика, которая лечит» Изд. «Теревинф», Москва 2013г.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сoциальная рабoта с малoимущими семьями
Бакалаврская работа...
Презентация "Оригами, как способ интеграции образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество".
Презентация для педагогов ДОУ "Оригами, как способ интеграции образовательных областей "Познание" и "Художественное творчество"....
Кoнсультация для рoдителей. Дoмашние oбязанности рeбенка
Кoнсультация для рoдителей. Дoмашние oбязанности рeбенка...
Презентация из опыта работы "Интеграция экологического воспитания с ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) по средствам развития мелкой моторики младших дошкольников"
Данная презентация из опыта моей работы о применении интеграции с целью улудшения качества образовательного процесса....
Презентация проект на тему: « Интеграция экологического и физического развития дошкольников – прямой путь к сохранению и укреплению здоровья».
Физкультурно-оздоровительный проект...
"Математика в движении" - презентация опыта работы в интеграции физической культуры с игровыми приемами математического содержания
В современном мире, воспитание здоровой личности – одно из основных требований модернизации системы образования. Меняется качество образования, возрастает роль личной активности и творчества реб...
Презентация на тему "Сенсорная интеграция, как эффективный метод в развитии детей с ОВЗ."
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.Сенс...