Игры для развития цветовых представлений
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Криковцова Надежда Ильинична

Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим — подготовительным — этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами — образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_tsvetovyh_predstavleniy.docx495.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития цветовых представлений

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml4764\wps1.pngC:\Users\User\AppData\Local\Temp\ksohtml4764\wps2.png 

 

Первым этапом ознакомления с цветом детей является формирование у них представлений о цветах. Вслед за этим — подготовительным — этапом начинается ознакомление детей с цветовыми эталонами — образцами хроматических и ахроматических цветов. Применяются все семь цветов спектра, белый и черный.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета (группировки одного и того же цвета)

«Цветные карандаши»

Все карандаши складываем в одну коробку или корзинку. Демонстрируем детям, указываем на то, что в нашей коробочке ужасный беспорядок, все карандаши перепутались. Выставляем на парту цветные стаканчики (по одному, цвета называем) Просим детей помочь навести порядок, разложить карандаши красиво по стаканчикам. Демонстрируем,

проговариваем действия-например, в красный стаканчик я положу красный карандашик, в желтый-такого же цвета, и так далее. Далее дети наводят порядок самостоятельно, комментируя свои действия.

«Цветные коробки»

Эта игра аналогична предыдущей, но вместо карандашей мы используем набор предметных картинок разных цветов и картонные коробки, обклеенные цветной бумагой. Такие коробки легко изготовить и впоследствии в них очень

удобно хранить предметные картинки, карточки. Карточки можно подбирать по различным темам, для закрепления и дополнительного речевого развития

(например «овощи», «транспорт», «игрушки»)

Ход игры: Выставляем на парту разноцветные коробки, демонстрируем детям и называем- эта коробка красного цвета, эта фиолетовая, и так далее.

Далее по одной показываем детям картинки, просим назвать предмет и его цвет и положить в коробку такого же цвета. Демонстрируем на одной картинке,

например- это красное яблоко, я положу его в красную коробку. Далее дети работают самостоятельно, в случае затруднений помогаем.

«Бабочки и цветы»

Так же очень простая в изготовлении и проведении игра. Нам понадобятся шаблоны цветов- синий, красный, желтый, зеленый, прищепки тех же цветов, картинки с разноцветными бабочками

Ход игры: просим детей представить, что мы оказались на волшебной полянке, где растут разные цветы (демонстрируем, проговариваем названия цветов) Далее выкладываем на парту коробку с прищепками и просим украсить наши цветы, чтобы они стали еще красивее- на каждый лепесток прицепляем прищепку такого же цвета.

Когда все будет готово, говорим детям- у нас с вами получились такие красивые цветы, что на полянку слетелось много разноцветных бабочек.

Каждая бабочка хочет сесть на цветок такого же цвета (дети работают самостоятельно, рассаживают бабочек на лепесток каждого цветка, проговаривают свои действия)

 

 «Найди пару»

Педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару - ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют; например: «У нас флажки одинакового цвета, они красные». В ходе игры педагог меняет флажки. Дети должны

каждый раз находить новые пары, ориентируясь на цвет своего флажка.

«Листопад»

Собираем листья после листопада в коробочки соответствующего цвета.

 «Какого цвета не стало?»

Вариант 1. Педагог располагает на доске наборное полотно, вставляет в него в случайном порядке четыре карточки (названия цветов должны быть хорошо знакомы детям) и просит назвать цвета. Затем закрывает наборное полотно

листом бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета не стало. Игра повторяется, каждый раз педагог убирает карточку другого цвета. В дальнейшем игра усложняется за счет

увеличения количества карточек, использования не только знакомых цветов, но и их оттенков, геометрических фигур разной формы и цвета, разных по цвету предметных изображений.

Вариант 2. Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети

называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого цвета не стало.

«Какого цвета предмет?»

Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора - красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д.

«Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

«Найди игрушку красного цвета»

На столе педагога игрушки четырех цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого). Каждый ребенок получает по одной игрушке

красного цвета. По заданию педагога дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет.

«Найди предмет такого же цвета»

У детей карточка красного (синего, желтого, зеленого) цвета.

Определив, какого цвета карточка, дети подходят к столу, на котором вперемешку лежат колечки от пирамидок таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки красного цвета, выбрать все красные колечки, если синего цвета - то все синие колечки и т. д. Затем детям можно предложить

собрать из одноцветных колечек пирамидку и назвать ее цвет.

 «Цветная сортировка»

Вариант1. 2-4 игрока. Перед началом игры детям предлагается выбрать цвет фигурок, которые они будут собирать. Перед каждым ребенком лежит ячейка определенного цвета, воспитатель достает из мешочка фигурку, ребенок чью

фигурку достали должен нажать на звоночек, назвать цвет фигурки и положить в свою ячейку.

Вариант 2. Детям предлагается выбрать цвет на поле с разноцветными ячейками. Воспитатель достает из мешочка фигурку, ребенок чью фигурку

достали нажимает на звонок, называет цвет и кладет в ячейку соответствующего цвета.

 

«Разноцветные прищепки»

Вариант 1. (индивидуально) Воспитатель предлагает ребенку прищепки четырех основных цветов (дополнительных, просит назвать цвет. Затем,

предлагает пристегнуть их на сектор соответствующего цвета. После того, как ребенок пристегнул прищепку, он нажимает на звонок.

Вариант 2. Игра на скорость. 4 игрока. Детям раздаются круги. Воспитатель предлагает найти каждому цвету соответствующую прищепку. Из мешочка, воспитатель достает прищепку. Ребенок, у которого цветной сектор совпадает с цветом прищепки, должен нажать на звоночек быстрее всех, назвать цвет и прикрепить прищепку на соответствующий сектор.

«Окраска воды»

Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где - темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

Примечание. Занятие проводится зимой. В более «сильной» подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более темного или светлого оттенка.

 «Магазин»

Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло-зеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.)Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов).Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом. чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться, на «продавцов» и «покупателей».

Примечание. В более «сильной» подгруппе детям дается большее количество предметов и игрушек.

«В царстве «разноцвет»

Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки и жили в своих своих «домиках» (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые – в зеленом и т.д.). Далее он вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлотных оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно давать большее количество игрушек и их оттенков.

«Пирамидка»

Воспитатель показывает детям образец, спрашивает, какого цвета пирамидка, чем отличаются оттенки фиолетового цвета: верхнее колечко самое светлое - светло-фиолетовое, - потом потемнее, внизу - самое темное. Воспитатель предлагает детям нарисовать пирамидки одного цвета, но разной светлоты, напоминает, как с помощью белил получать оттенки разной светлоты. Далее дети раскрашивают кольца пирамидки, работая каждый со своим цветом, получая его оттенки и составляя, таким образом, светлотный ряд»

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно дать пирамидку с большим количеством колец. Таким образом, дети должны будут получить больше оттенков одного цвета.

«Спрячь мышку»

Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышку от кошки; подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывают окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

«Рисование орнамента»

Воспитатель показывает детям образец орнамента, обращает их внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее показывает, как сделать светлую краску смешением белей и красной, специально отмечает необходимость использования палитры. Дети смешивают краски, рисуют светло-красный круг, затем, промыв и вытерев кисточки, рисуют края коврика чистой красной краской.

Примечание. В более «сильной» подгруппе даются 2 образца орнамента и дети делают свой орнамент по одному из образцов (на выбор), В более «слабой» -подгруппе дается 1 образец орнамента.

 «Радуга»

Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности.

«Подбери предметы похожего цвета»

Воспитатель раскладывает игрушки и предметы на столе перед детьми, вместе с детьми рассматривают их, фиксируя внимание на том, что предметы и игрушки разных цветов и оттенков. Затем проводится игра: воспитатель показывает образец (квадрат одного из 6 цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета и (желательно) оттенок предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра проводится аналогично.

Примечание. В более «сильной» подгруппе детям дается большее количество игрушек и их оттенков.

«Лото (цвет)»

Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель-ведущий. Он достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается и получает ее и закрывает картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

Примечание. В более «сильной» подгруппе дети получают по две карты лото. В более «слабой» подгруппе дети получают по одной карте лото. Перед началом игры воспитатель с детьми рассматривает карты лото, фиксируя внимание на то, что одни и те же предметы на разных картах разного цвета.

«Три воздушных шарика»

Воспитатель рассматривает вместе с детьми образец сначала самый светлый шарик, потом потемнее, потом самый темный. Далее дети вспоминают, как с помощью белил сделать разные оттенки синего цвета. Воспитатель смешивает краски (на глазах у детей) на палитре: для первого шарика к белой краске прибавляет немного синий; для второго – побольше, тритий шарик рисует чистой синей краской. Затем дети самостоятельно смешивают краски на палитре: слева делают совсем светлый цвет, справа потемнее. Дети раскрашивают шарики, воспитатель следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков совпал с образцом.


«Вышиваем ковер»

Воспитатель создает игровую ситуацию. Все дети «вышивают» ковер. Каждому ребенку воспитатель раздает лепестки для цветов на ковре разного цвета. На паласе раскладывается «серединка» цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяя какого они цвета. Затем по команде воспитателя: «Вышиваем красные лепестки, вышиваем зеленые лепестки» и т.д., дети, у которых есть лепестки такого цвета, раскладывают их у середины» цветов, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно дать большее количество лепестков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макеты для игры на развитие цветового восприятия "КРУГОЦВЕТ" в серии "Овощи"

Дидактическая игра, направленная на развитие цветового восприятия дошкольников. Подборка "Овощи" рекомендована к использованию с детьми раннего возраста или старше. Макеты являются собственн...

Макеты для игры на развитие цветового восприятия "КРУГОЦВЕТ" в серии "Фрукты-ягоды"

Дидактическая игра, направленная на развитие цветового восприятия дошкольников. Подборка "Фрукты-ягоды" рекомендована к использованию с детьми раннего возраста или старше. Макеты являются со...

Игры для детей младшего возраста (3 лет) для развития цветовых представлений

Познакомить детей с названиями различных цветов- Закрепить знания о различных цветах, использовать их названия в речи- Развивать зрительное восприятие- Формировать систему сенсорных эталонов детей...

Домашняя игротека: игры на развитие цветового восприятия

Домашняя игротека: игры на развитие цветового восприятия...

Консультация для родителей «Обогащение сенсорного опыта у детей раннего возраста через дидактические игры, способствующие развитию цветового восприятия»

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством не...

Игры для детей младшего возраста для развития цветовых представлений

Познакомить детей с названиями цветов,закрепить знания о цветах...

Картотека игр для развития цветовых представлений у малышей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"31767094","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...