Зрительная гимнастика в коррекционно-развивающей работе
статья по коррекционной педагогике
В статье представлен материал о необходимости использования зрительной гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения.Подобраны упражнения для снятия зрительного утомления, учитывая возраст детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zritelnaya_gimnastika_v_korrektsionno-razvivayushchey_rabote.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Зрительная гимнастика в коррекционно-развивающей работе
с детьми с нарушением зрения
В настоящее время вызывает большую обеспокоенность ухудшение состояния здоровья детей, растет процент детей с хроническими заболеваниями, с проблемами в развитии. Поэтому важно использовать в работе с детьми дошкольного возраста здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья, профилактике утомления и различных заболеваний.
В этом случае большим подспорьем в работе может стать использование разных видов динамических пауз. При использовании разных видов гимнастики: зрительной, пальчиковой, двигательной – организм включает в работу дополнительные «динамические резервы» для преодоления усталости и переутомления. Быстрое наступление утомления снижает работоспособность детей. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики – крайне эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением.
Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, повышает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства, корректирует функциональные нарушения зрения.
Зрительная гимнастика приносит пользу только в том случае, если выполнять ее регулярно, дозировано, с учетом нарушения зрительных функций, по назначению врача-офтальмолога. Цель зрительной гимнастики - включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.
Гимнастика для глаз проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Можно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями.
Рекомендуются следующие упражнения зрительной гимнастики, при этом двигаются только глаза, голова неподвижна. Рекомендуются следующий порядок направлений движений глаз:
- вправо-влево;
- вверх-вниз;
- далеко-близко (удалять и приближать предмет);
- по кругу;
- по диагонали (снизу-вверх и сверху-вниз).
Педагоги обучают новой гимнастике с использованием метки или игрушки. Затем уже знакомую гимнастику дети выполняют самостоятельно с индивидуальными пособиями. Показ метки или предмета (игрушки в руках педагога или игрушек, расставленных в разных углах дальней от детей стены) для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз детей, не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
При подборе элементов движений педагогу необходимо учитывать возраст детей, дозировку выполнения упражнений:
- Для детей младшей группы – 2-3 раза;
- Для детей средней группы – 3-4 раза;
- Для детей старшей группы – 5-6 раз;
- Для детей подготовительной группы – 6-8 раз.
В игровой форме можно проводить самомассаж, снимать зрительное напряжение.
Для детей младших групп рекомендуется проведение простых упражнений, среди которых:
«Темное расслабление». Закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах.
«Удивление». Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.
«Расслабление». Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки.
«Моргание». Быстро закрывать и открывать глаза.
«Вертикали». Перемещать взор то вверх, то вниз (не поднимая и не опуская головы).
«Горизонтали». Перемещать взор то влево, то вправо (не поворачивая головы).
«Вращение». Вращать глазами почасовой стрелке, затем в обратную сторону. Закрыть глаза, отдохнуть.
«Косые глаза». Переводить взгляд с дальнего предмета на кончик носа и обратно в медленном темпе (30-40 с).
«Метка на стекле». Смотреть на метку на стекле окна, то на предмет вдали на линии взора. Вместо метки можно смотреть на близко стоящий предмет.
Для детей старших групп становятся доступны более сложные упражнения.
«Пальминг». Смысл в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений и погрузить их в темноту. Пальминг можно выполнять сидя, лежа, стоя. Прикрыть глаза разогретыми ладонями, которые складываются крест–накрест. Педагог произносит текст. В этот момент может звучать спокойная, тихая музыка.
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… засыпают…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длительная пауза.
Затем дети выводятся
из «Волшебного сна»:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Громче, быстрее, энергичнее:
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулаки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Раскачивание и повороты. Перенося вес тела то на одну, то на другую ногу, плавно и ритмично раскачиваться из стороны в сторону. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову.
Море волнуется раз,
Море волнуется три,
Море волнуется два,
На месте фигура замри!
Пальцевые повороты. Ладонь с разведенными пальцами поднести к лицу. Поворачивать голову, направив взгляд сквозь пальцы вдаль. Повторить 15 раз.
Поставить указательный палец перед своим носом, поворачивать голову из стороны в сторону, направив взгляд мимо пальца.
Если головой вертеть
Палец быстро убегает
И на палец не глядеть,
Почему – никто не знает.
Световые ванны. На свежем воздухе, закрыв глаза, встать лицом к солнцу, поворачивать голову то в одну, то в другую сторону и приговаривать: «Глазки солнцу покажи. «Здравствуй!» – солнышку скажи».
Моргание. Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть глаза, поморгать ими так, как бабочка машет крыльями.
Массажный тренинг «Третий глаз».
Мы начнем сейчас тренаж:
Повторяем еще раз
«Делай сам себе массаж».
Все движенья смело.
Пальчик ставим между глаз
В другую сторону сейчас
И вращаем влево,
Вращаем пальчик еще раз.
Глазодвигательные тренинги.
Перемещать взгляд на предметы, подвешенные в разных местах комнаты: игрушки, буквы, цифры.
Раз - налево, два - направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Вот бабочка летит,
Крылышками шевелит:
Вправо, влево, вверх, вниз.
Крылышки ее мелькают,
Глазкам видеть помогают.
Видишь ты свою ладошку?
Отодвинь ее немножко,
За ладошку загляни –
Что вдали увидишь ты?
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Точечный массаж. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии 1 см от внутреннего угла глаза. Большими пальцами обеих рук надавливаем на точку на расстоянии в 1 см от внешнего угла глаза.
«Прищепочки». Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу бровей от переносицы к вискам.
«Диагонали». Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем перевести взор в левый верхний угол, поморгать 3 раза, то же самое повторить с переводом взора в правый верхний угол.
Затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.
В коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями зрения важное место занимает знакомство детей со своим зрением и обучение воспитанников охране и помощи своим глазкам. Это содержание работы может включаться в раздел «Ознакомление с окружающим миром».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...
"Зрительная гимнастика как компонент коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения зрения"
Зрительная гимнастика — это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система зрительной гимнастики – это комплексы упражнений для глаз различно...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЗРИТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЧЕРЕЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
В работе представлены коррекционно-развивающих игры, направленные на формирование пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения....
Коррекционно-развивающий проект «Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 4-5 лет»
Коррекционно-развивающий проект«Использование артикуляционной и пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работес детьми с ОВЗ 4-5 лет» Тема...
Проект "Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ 5-6 лет"
Развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе. Уровень развития мелкой моторики - о...
Использование кинезиологической гимнастики в коррекционно-развивающей работе с детьми
Одним из эффективных методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является кинезиология– это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и ме...
- Мне нравится (1)
Комментарии
Полезный материал для работы
Полезный материал для работы с детьми с нарушением зрения