Консультация педагога-психолога для родителей на тему: "Детская тревожность, причины, диагностика, помощь ребенку"
консультация по психологии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Николаиди Виктория Олеговна
Приложение 6
Консультации педагога-психолога
для родителей
«Детская тревожность: причины, диагностика, помощь ребенку»
Детская тревожность является одной из наиболее актуальных проблем в современном мире. Высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на психическое здоровье детей, тем самым осложняет жизнь ребенка.
Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике, но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявление тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, то следует говорить о тревожности.
Большинство ученых считают, что в дошкольном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений.
Проведенные исследования психологов Е. Савиной и Н. Шаниной показали, что главной причиной возникновения тревожности у дошкольников являются неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, ласке, защите.
Также причиной возникновения детской тревожности является высокая тревожность матери, имеющая симбиотические отношения с ребенком.
При этом мать, ощущая себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и жизненных неприятностей, тем самым «привязывая» к себе ребенка, предохраняя от несуществующих, но воображаемых, соответственно ее тревожности, опасностей. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.
Нередко родители культивируют «правильность» поведения. Это может быть жесткий контроль по отношению к ребенку. Строгая система норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. В данном случае тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.
Хочется выделить, что на развитие ребенка влияют личностные особенности родителей. Создание обстановки эмоционального комфорта и психологического благополучия в семье способствуют улучшения детско-родительских отношений и приводят к снижению уровня детской тревожности.
Признаки, по которым можно распознать детскую тревожность.
Для того, чтобы понять, есть ли у ребенка повышенная тревожность необходимо наблюдение за ним в различных ситуациях: во время занятий, в свободной деятельности (на прогулке, в процессе игры, общения с ребятами и со взрослыми).
П. Бейкер и М. Альворд советуют присмотреться, характерны ли в поведении вашего ребенка следующие признаки:
• постоянное беспокойство, частые слезы на глазах;
• нервность (например, грызет ногти);
• мышечное напряжение (например, в области лица, шеи);
• склонность к замешательству (краснеет, заикается и т. д.);
• нарушение сна (ребенок долго и плохо засыпает мало или совсем не спит).
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев постоянно проявляется в поведении.
С целью, является ли Ваш ребенок тревожным, воспользуемся опросником Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.
Я буду перечислять признаки тревожности, если признак присутствует у Вашего ребенка, то Вы ставите «+».
Тревожный ребенок:
• не может долго работать не уставая;
• ему трудно сосредоточиться на чем-то;
• любое задание вызывает излишнее беспокойство;
• во время выполнения заданий очень напряжен, скован;
• смущается чаще других;
• часто говорит о напряженных ситуациях;
• как правило, краснеет в незнакомой обстановке;
• жалуется, что ему снятся страшные сны;
• руки у него обычно холодные и влажные;
• у него нередко бывает расстройство стула;
• сильно потеет, когда волнуется;
• не обладает хорошим аппетитом;
• спит беспокойно, засыпает с трудом;
• пуглив, многое вызывает у него страх;
• обычно беспокоен, легко расстраивается;
• часто не может сдержать слез;
• плохо переносит ожидание;
• не любит браться за новое дело;
• не уверен в себе, в своих силах;
• боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности: высокая тревожность – 15-20 баллов, средняя – 7-14, низкая – 1-6 баллов.
Помощь тревожному ребенку.
1. Прежде всего, ежедневно отмечайте успехи своего ребенка, сообщая о них в присутствии других членов семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, исключите из своего лексикона слова, которые унижают достоинство ребенка, даже если Вы очень сердиты. Надо требовать от ребенка не извинений за тот или иной поступок, а объяснения, почему он это сделал.
2. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний. Попробуйте в течение одного дня записать все замечания, высказанные ребенку, а вечером перечитайте их. Скорее всего, большинство замечаний можно было и не делать.
3. Используйте наказания лишь в крайних случаях. Тревожный ребенок и так боится всего на свете. Лучше, если Вы будете выражать свои мысли и чувства словами.
4. Нельзя сравнивать тревожного ребенка с другими детьми. Старайтесь избегать состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать достижения других. Иногда травмирующим фактором может стать проведение даже такого простого мероприятия, как спортивная эстафета. Лучше сравнить достижения ребенка с его же результатами, показателями, например, неделю назад.
5. Способствуйте повышению самооценки ребенка. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили.
6. Чаще используйте телесный контакт.
7. Для снятия мышечного напряжения ребенка используйте релаксационные и дыхательные упражнения.
Я приведу пример некоторых упражнений, которые Вы сможете выполнять дома вместе с ребенком.
Упражнение «Воздушный шарик».
Упражнение направлено на снятие напряжения лицевых мышц.
Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохните воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи за губами, чтобы шарик становился все больше и больше. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажи мне свой шарик.
Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение «Драка».
Упражнение направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.
Представь, что ты поссорился с другом. Вот–вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко–крепко сожми челюсти. Пальцы рук зафиксируй в кулаках, до боли вдави пальцами в ладони. Затем, а может не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади!
Упражнение «Танцующие руки».
Упражнение направлено на внутреннее расслабление ребенка.
Нужно разложить большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Пусть ребенок возьмет в обе руки по мелку понравившегося цвета. Ляжет спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. Когда зазвучит музыка с закрытыми глазами начать обеими руками рисовать по бумаге. Двигать руками в такт музыке. Потом посмотрите, что получилось. Упражнение проводится под музыку и длится 2-3 минуты.
В заключении хотелось бы вспомнить известную истину о том, что предупредить всегда легче, чем исправить. Я хочу дать несколько рекомендаций по профилактике тревожности:
1. Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
2. Учитывайте возможности Вашего ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, лучше окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить его.
3. Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей и родителей на тему: "Детское сквернословие"
«Не говори так, это плохое слово!»- А во дворе мальчишки так говорят!- Ну и что? А ты своей головой думай!Родители детей дошкольного возраста и работники детских садов знают, о чем идет речь, знают, к...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям "Как приучить ребенка к чтению?"
Методические рекомендацииродителям«Как воспитать у детей интерес к чтению?» От того, читают ли дети, что и как читают,зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.·...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"
Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...
Консультация педагога - психолога "Модель жизни родителей - модель жизни ребенка"
Родители играют значительную роли в развитии системы ценностей у детей. Семейные ценности влияют на поведение, установки, убеждения, которые и будет перенимать ваш ребенок. Для ребенка очень значимо, ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: "ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ"
Детский травматизм и оказание первой помощи....
Консультация педагога - психолога «7 ошибок родителей при адаптации ребёнка в детском саду»
В консультации представлены наиболее частые ошибки со стороны родителей при поступлении ребенка в доу. Также даны советы как избежать подобных ошибок и помочь ребенку адаптироваться в детском саду....