Конспект НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный подводный мир» /на тему «Обитатели морей и океанов»/
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шляева Наталья Сергеевна

Конспект НОД

учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

«Удивительный подводный мир»

/на тему «Обитатели морей и океанов»/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД учителя-логопеда 27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

«Удивительный подводный мир»

/на тему «Обитатели морей и океанов»/

Составлен учителем-логопедом ГБДОУ д/с №1 Выборгского района

Шляевой Натальей Сергеевной

Цель: формировать умение детей использовать в процессе речевого общения образцы правильной речи в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной), расширение представлений детей о жителях морей и океанов.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Обитатели морей и океанов» (батискаф, акваланг, названия морских обитателей). Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление родственных однокоренных слов; образование относительных прилагательных (золотой, серебряный, пластмассовый…); согласование существительных с числительными. Автоматизация звука [Л] (игра с фонариком); определение места звука [Л] в слове, звукобуквенный анализ и синтез, определение количества слогов в слове.

Коррекционно-развивающие задачи: Развитие дыхания, связной речи, мышления, слухового внимания, памяти, зрительного внимания и восприятия, обшей и мелкой моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к живой природе. Воспитывать интерес к изучению морских обитателей.

Здоровьесберегающие: Обеспечение психологической безопасности личности (психологически комфортная организация режимных моментов, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения учителя-логопеда и детей); Использование приемов релаксации во время логопедического занятия; Соблюдение режима охраны зрения;

Реализуемые образовательные области:

- социально-коммуникативное развитие;

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

Оборудование: иллюстрационный материал по теме, фишки-камешки для обозначения кол-ва слогов, изображение батискафа и акваланга, глобус, письмо и бусы персонажа-Русалочки; пособие «Морское дно» для определения места звука в слове; игра с фонариком «Голодная акула», пособие для игры «2 и 5»;  д/и «Сундук с сокровищами» (образование относительных прилагательных); наборы для составления звуковых схем («звуковые смайлы» и «цветные крышки»), магнитная азбука, набор букв на коврограф; разрезные картинки, интерактивный стол, аудиозаписи «шум моря»/ «звуки подводной лодки».

Проектирование деятельности (предварительная работа): беседа об обитателях морских глубин. Рассматривание картин; чтение произведения «Родимая сторонка» /А. Борисенко/. Отгадывание загадок о военных профессииях и технике; заучивание стихотворения «Наша армия»;

Ход деятельности:

Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в удивительное путешествие. А вот наш помощник. Что это? /Глобус/

-Если его не крутить, то он разноцветный, а если раскрутить, то он становится голубым… Голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Что означает голубая краска на нём? (моря и океаны).

-Все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Что вы слышите? /аудиозапись «шум моря»/ (шум прибоя, шелест гальки, плеск волн, крики чаек, шум ветра…)

-Закроем глаза и насладимся морским воздухом… Посмотрите, морские волны прибили к берегу какой-то конверт! Посмотрим, что там? Это письмо от Русалочки.

«Здравствуйте, ребята! Сегодня я огорчена: мои любимые бусы, подаренные морским царём, случайно порвались, все бусинки расплылись во все стороны и оказались у разных морских жителей; они не хотят отдавать их просто так, а приготовили задания, с которыми мне сложно справиться. Помогите мне, пожалуйста, их найти и собрать».

-Ребята, поможем Русалочке найти все бусинки? (чтобы справиться с заданиями нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться).

А на чем можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей)

На самое морское дно можно опуститься с помощью батискафа. Это слово получилось из двух греческих слов «судно» и «глубокий». Повторите, пожалуйста. Батискаф — это большая подводная лодка, железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. /Показ изображений/.

При погружении на морские глубины люди испытывают сильные перегрузки, справиться с которыми можно с помощью дыхательных упражнений.

*Вдох через нос. Выдох через рот.

*Дыхательная гимнастика «точка»

/аудио «погружение батискафа»/

  1. А вот и первый обитатель морских глубин (краб) и я вижу у него бусины Русалочки. Чтобы забрать их, разложим морские камушки на изображения морских обитателей опираясь на количество слогов. (Поручим это задание мальчикам, а девочки проверят и подскажут всё ли верно).  

-Отлично справились, не осталось ни одного камешка. Краб готов отдать бусины.

  1. Отправляемся дальше /аудио/. В иллюминатор нашего батискафа я вижу красавицу Рыбку. А вот и её задание: подобрать слова из одной семейки к слову ’рыба’.

-Как можно назвать маленькую рыбу? /рыбка, рыбёшка/

-Как назовём огромную рыбу? /рыбина/

-Как называется человек, который довит рыбу? /рыбак, рыболов/

-Что делает рыбак (действие)? /рыбачит/

-Куда ходит рыбак? /на рыбалку/

-Какой суп варят из рыбы? /рыбный/

(собрать все слова семейки). Замечательно, смело забираем у рыбки бусинки!

  1. А может ли человек дышать под водой? /Нет, у человека нет жабр/.

-Как же люди путешествуют по морскому дну? /надеть акваланги, водолазные костюмы. показ изображений/. Это слово пришло к нам из других языков: aqua- это «вода», а lung «лёгкое». Повторите – акваланг.

Надеваем маски, ласты, кислородные баллоны (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

 

Речь с движением «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг!               Делают ладошку у лба «козырьком»

Что ты видишь, милый друг?        Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.                  Разводят ладони в стороны

Плывёт морской конёк сюда.       Волнообразные движении ладонями вперёд

Вот медуза, вот кальмар.              Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки

А вот это – рыба шар.                   Соединить пальцы обеих рук в форме шара.

А вот, расправив восемь ног       Показывают тыльную сторону обеих ладоней и  

                                                                                          перемещают их вверх,

Гостей встречает осьминог.

  1. Осьминог охраняет морские сокровища (сундук), мы не возьмём его сокровища, но попросим вернуть бусину для Русалочки.

Чтобы получить её, правильно назовём предметы из сундука- игра «скажи какой?»:

(на этот раз помогать будут девочки)

-Кольцо из золота (какое?) - золотое кольцо

-Кулон из серебра – серебряный

-монеты из металла – металлические

-Ожерелье из жемчуга – жемчужное

-Фигурка из фарфора – фарфоровая

-Браслет из пластмассы – пластмассовый

— Вот здорово, у нас ещё бусины!

  1. А теперь отгадайте загадку:

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).

-Чем питается акула? /рыбами, морскими животными/.

Наша акула была слишком голодной и проглотила столько лишнего… вы только посмотрите! А поможет нам волшебный фонарик.

Чтобы акула отдала бусину, нужно найти себе пару, рассмотреть что проглотила акула, красиво произнося звук [Л] и определить место этого звука в слове с помощью маленького батискафчика на морском дне (начало, середина, конец слова).

(игра с фонариком «Голодная акула»; игра «Батискафчик).  

-Бусины у нас! Уплывём по дальше от акулы)

  1.  Ещё одна загадка для вас:

– Вот так Чудо! Вот так Диво! Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде. Если тронешь - быть беде!  (Медуза)
 и у неё пятая бусина!)  

Медуза предлагает поиграть с ней в «2 и 5». Слушайте внимательно, говорит она очень тихо (шепотная речь):

Умный дельфин – (два умных дельфина, пять умных дельфинов).

Зубастая акула – (две зубастые акулы, пять зубастых акул).

Прозрачная медуза– (две прозрачные медузы, пять прозрачных медуз).

Ленивый краб – (два ленивых краба, пять ленивых крабов).

Большой кит – (два больших кита, пять больших китов).

-Замечательно! Справились. Бусинки наши.

7. А вот и большой кит, о котором шепнула медуза, у него последнее и ответственное задание для нас, за которое мы можем получить все недостающие бусины. Подготовимся к нему, сделаем круг.

За большим китом плывём

В морское царство попадём.

Бурлит вода, шумит вода,

Но нам преграда не страшна!

Поделимся на команды (из круга перестроимся в круги по 4 человека).

Каждая команда выбирает карточку, переворачивает: «глаз»-работа с буквами, «ухо»-работа со звуками, «рука»- собрать руками разрезные картинки, «монитор»-выполнить задание с интерактивным столом.

Что бы не помешать друг другу, произносите слова в полголоса.

Слова по теме: КИТ, АКУЛА, РЫБА

*Составь слова из букв (магнитная азбука),

*Составь звуковую схему (красные, синие, зелёные морские камушки),

*Разрезные картинки;

*Инт.стол «задание кита» (его изображение) игра «Геобуквы».

Работа в малых подгруппах. Взаимопроверка. Подведение итогов: сбор бусинок в бусы. Предложение отправить их Русалочке морской посылкой.

Рефлексия:

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было самым лёгким?

- Какое задание было самым трудным?

 -Можем ли мы похвалить себя и за что?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)

Конспект  совместного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В....

Конспект Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Удивительный мир космоса »

Цель:Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.Развивать ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Чудеса подводного мира»

Конспект занятия по физическому развитию в старшей группе ДОУ. С использованием технологии Н,В. Ефименко "Театр физического развития"....

Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...

Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"

Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...