Конспект НОД учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Удивительный подводный мир» /на тему «Обитатели морей и океанов»/
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Конспект НОД
учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
«Удивительный подводный мир»
/на тему «Обитатели морей и океанов»/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД учителя-логопеда | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
«Удивительный подводный мир»
/на тему «Обитатели морей и океанов»/
Составлен учителем-логопедом ГБДОУ д/с №1 Выборгского района
Шляевой Натальей Сергеевной
Цель: формировать умение детей использовать в процессе речевого общения образцы правильной речи в различных формах и видах деятельности (игровой, познавательной, коммуникативной), расширение представлений детей о жителях морей и океанов.
Коррекционно-образовательные задачи: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Обитатели морей и океанов» (батискаф, акваланг, названия морских обитателей). Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление родственных однокоренных слов; образование относительных прилагательных (золотой, серебряный, пластмассовый…); согласование существительных с числительными. Автоматизация звука [Л] (игра с фонариком); определение места звука [Л] в слове, звукобуквенный анализ и синтез, определение количества слогов в слове.
Коррекционно-развивающие задачи: Развитие дыхания, связной речи, мышления, слухового внимания, памяти, зрительного внимания и восприятия, обшей и мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание доброжелательности, взаимопонимания, навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Воспитание бережного отношения к живой природе. Воспитывать интерес к изучению морских обитателей.
Здоровьесберегающие: Обеспечение психологической безопасности личности (психологически комфортная организация режимных моментов, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения учителя-логопеда и детей); Использование приемов релаксации во время логопедического занятия; Соблюдение режима охраны зрения;
Реализуемые образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
Оборудование: иллюстрационный материал по теме, фишки-камешки для обозначения кол-ва слогов, изображение батискафа и акваланга, глобус, письмо и бусы персонажа-Русалочки; пособие «Морское дно» для определения места звука в слове; игра с фонариком «Голодная акула», пособие для игры «2 и 5»; д/и «Сундук с сокровищами» (образование относительных прилагательных); наборы для составления звуковых схем («звуковые смайлы» и «цветные крышки»), магнитная азбука, набор букв на коврограф; разрезные картинки, интерактивный стол, аудиозаписи «шум моря»/ «звуки подводной лодки».
Проектирование деятельности (предварительная работа): беседа об обитателях морских глубин. Рассматривание картин; чтение произведения «Родимая сторонка» /А. Борисенко/. Отгадывание загадок о военных профессииях и технике; заучивание стихотворения «Наша армия»;
Ход деятельности:
Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие, я приглашаю вас в удивительное путешествие. А вот наш помощник. Что это? /Глобус/
-Если его не крутить, то он разноцветный, а если раскрутить, то он становится голубым… Голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.
Что означает голубая краска на нём? (моря и океаны).
-Все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Что вы слышите? /аудиозапись «шум моря»/ (шум прибоя, шелест гальки, плеск волн, крики чаек, шум ветра…)
-Закроем глаза и насладимся морским воздухом… Посмотрите, морские волны прибили к берегу какой-то конверт! Посмотрим, что там? Это письмо от Русалочки.
«Здравствуйте, ребята! Сегодня я огорчена: мои любимые бусы, подаренные морским царём, случайно порвались, все бусинки расплылись во все стороны и оказались у разных морских жителей; они не хотят отдавать их просто так, а приготовили задания, с которыми мне сложно справиться. Помогите мне, пожалуйста, их найти и собрать».
-Ребята, поможем Русалочке найти все бусинки? (чтобы справиться с заданиями нужно отвечать полным ответом, внимательно слушать, не отвлекаться).
А на чем можно отправиться в морское путешествие? (ответы детей)
На самое морское дно можно опуститься с помощью батискафа. Это слово получилось из двух греческих слов «судно» и «глубокий». Повторите, пожалуйста. Батискаф — это большая подводная лодка, железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. /Показ изображений/.
При погружении на морские глубины люди испытывают сильные перегрузки, справиться с которыми можно с помощью дыхательных упражнений.
*Вдох через нос. Выдох через рот.
*Дыхательная гимнастика «точка»
/аудио «погружение батискафа»/
- А вот и первый обитатель морских глубин (краб) и я вижу у него бусины Русалочки. Чтобы забрать их, разложим морские камушки на изображения морских обитателей опираясь на количество слогов. (Поручим это задание мальчикам, а девочки проверят и подскажут всё ли верно).
-Отлично справились, не осталось ни одного камешка. Краб готов отдать бусины.
- Отправляемся дальше /аудио/. В иллюминатор нашего батискафа я вижу красавицу Рыбку. А вот и её задание: подобрать слова из одной семейки к слову ’рыба’.
-Как можно назвать маленькую рыбу? /рыбка, рыбёшка/
-Как назовём огромную рыбу? /рыбина/
-Как называется человек, который довит рыбу? /рыбак, рыболов/
-Что делает рыбак (действие)? /рыбачит/
-Куда ходит рыбак? /на рыбалку/
-Какой суп варят из рыбы? /рыбный/
(собрать все слова семейки). Замечательно, смело забираем у рыбки бусинки!
- А может ли человек дышать под водой? /Нет, у человека нет жабр/.
-Как же люди путешествуют по морскому дну? /надеть акваланги, водолазные костюмы. показ изображений/. Это слово пришло к нам из других языков: aqua- это «вода», а lung «лёгкое». Повторите – акваланг.
Надеваем маски, ласты, кислородные баллоны (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.
Речь с движением «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком»
Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны
Плывёт морской конёк сюда. Волнообразные движении ладонями вперёд
Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки
А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара.
А вот, расправив восемь ног Показывают тыльную сторону обеих ладоней и
перемещают их вверх,
Гостей встречает осьминог.
- Осьминог охраняет морские сокровища (сундук), мы не возьмём его сокровища, но попросим вернуть бусину для Русалочки.
Чтобы получить её, правильно назовём предметы из сундука- игра «скажи какой?»:
(на этот раз помогать будут девочки)
-Кольцо из золота (какое?) - золотое кольцо
-Кулон из серебра – серебряный
-монеты из металла – металлические
-Ожерелье из жемчуга – жемчужное
-Фигурка из фарфора – фарфоровая
-Браслет из пластмассы – пластмассовый
— Вот здорово, у нас ещё бусины!
- А теперь отгадайте загадку:
Хищная большая рыба налетела словно глыба.
Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула).
-Чем питается акула? /рыбами, морскими животными/.
Наша акула была слишком голодной и проглотила столько лишнего… вы только посмотрите! А поможет нам волшебный фонарик.
Чтобы акула отдала бусину, нужно найти себе пару, рассмотреть что проглотила акула, красиво произнося звук [Л] и определить место этого звука в слове с помощью маленького батискафчика на морском дне (начало, середина, конец слова).
(игра с фонариком «Голодная акула»; игра «Батискафчик).
-Бусины у нас! Уплывём по дальше от акулы)
- Ещё одна загадка для вас:
– Вот так Чудо! Вот так Диво! Зонтик жжётся как крапива.
Зонтик плавает в воде. Если тронешь - быть беде! (Медуза) и у неё пятая бусина!)
Медуза предлагает поиграть с ней в «2 и 5». Слушайте внимательно, говорит она очень тихо (шепотная речь):
Умный дельфин – (два умных дельфина, пять умных дельфинов).
Зубастая акула – (две зубастые акулы, пять зубастых акул).
Прозрачная медуза– (две прозрачные медузы, пять прозрачных медуз).
Ленивый краб – (два ленивых краба, пять ленивых крабов).
Большой кит – (два больших кита, пять больших китов).
-Замечательно! Справились. Бусинки наши.
7. А вот и большой кит, о котором шепнула медуза, у него последнее и ответственное задание для нас, за которое мы можем получить все недостающие бусины. Подготовимся к нему, сделаем круг.
За большим китом плывём
В морское царство попадём.
Бурлит вода, шумит вода,
Но нам преграда не страшна!
Поделимся на команды (из круга перестроимся в круги по 4 человека).
Каждая команда выбирает карточку, переворачивает: «глаз»-работа с буквами, «ухо»-работа со звуками, «рука»- собрать руками разрезные картинки, «монитор»-выполнить задание с интерактивным столом.
Что бы не помешать друг другу, произносите слова в полголоса.
Слова по теме: КИТ, АКУЛА, РЫБА
*Составь слова из букв (магнитная азбука),
*Составь звуковую схему (красные, синие, зелёные морские камушки),
*Разрезные картинки;
*Инт.стол «задание кита» (его изображение) игра «Геобуквы».
Работа в малых подгруппах. Взаимопроверка. Подведение итогов: сбор бусинок в бусы. Предложение отправить их Русалочке морской посылкой.
Рефлексия:
- Какое задание было самым интересным?
- Какое задание было самым лёгким?
- Какое задание было самым трудным?
-Можем ли мы похвалить себя и за что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в образовательной области «Познание». Тема: «Мира не узнаешь, не зная края своего».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности написан с учётом ФГТ. Интеграция образовательных областей "Социализация", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Музыка" способ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область "Познание" на тему: Игра - путешествие в страну Математику"...
Конспект занятия по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В. Катаева)
Конспект совместного занятия педагога-психолога и учителя-логопеда по сказкотерапии с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Цветик-семицветик» ч. I (по сказке В....
Конспект Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста « Удивительный мир космоса »
Цель:Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне.Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин.Развивать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Чудеса подводного мира»
Конспект занятия по физическому развитию в старшей группе ДОУ. С использованием технологии Н,В. Ефименко "Театр физического развития"....
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Проект "Музейная педагогика в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР"
Речь ребенка – это, пожалуй, один из самых значимых и весомых показателей его развития. Чем богаче и шире будет его речевой кругозор, высокая грамотность и речевая активность в дошкольный период...