Умственная отсталость
статья по коррекционной педагогике

Виноградова Екатерина Вячеславовна

Определение, симптомы, причины, стадии, прогноз, профилактика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.11.24_umstvennaya_otstalast_ns_portal.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Умственная отсталость (олигофрения)

Умственная отсталость — серьезное расстройство, затрагивающее около 1% населения. Патологическое состояние характеризуется значительным снижением уровня интеллекта и адаптивных навыков, необходимых для самостоятельной жизни и общения. Отклонение имеет разные причины, степени тяжести и формы проявления.

Определение — что такое умственная отсталость

Умственная отсталость (ранее называлась олигофренией) — врожденное или приобретенное психическое расстройство. Характеризуется нарушением интеллекта, вызванным патологией головного мозга и ведущим к социальной дезадаптации. По МКБ-10 патология относится к разделу F70-F79, имеет разные коды в зависимости от степени тяжести.

Отклонение является не болезнью в узком смысле, а скорее синдромом, то есть совокупностью характерных признаков и симптомов, свидетельствующих о нарушении функций головного мозга. Расстройство обусловлено различными факторами: генетические нарушения, врожденные аномалии, инфекционные и токсические воздействия, травмы и гипоксия в перинатальном периоде, недостаток йода и других микроэлементов, неблагоприятная социальная среда.

Патология проявляется в снижении способности к обучению, решении проблем, абстрактному мышлению, эмоциональной регуляции и социальному взаимодействию. Умственная отсталость влияет на качество жизни человека и его возможности для самореализации, образования и общественной активности. Нарушение чаще всего диагностируется в детском возрасте. Зачастую у «особенного» ребенка диагностируются сопутствующие заболевания психики, включая поведенческие расстройства. Таким детям трудно заботиться о себе, учиться, сообщать о собственных потребностях.

Симптомы умственной отсталости

Признаки олигофрении могут быть разными в зависимости от степени тяжести, причины и формы нарушения. Однако, существуют некоторые общие проявления, указывающие на наличие патологии:

  • трудности в обучении, низкая успеваемость в школе, отставание в развитии от сверстников;
  • задержка физического развития;
  • примитивность интересов;
  • истерические припадки;
  • судороги;
  • нечленораздельная или нарушенная речь, ограниченный словарный запас, проблемы с пониманием и выражением собственных мыслей и чувств;
  • низкий уровень абстрактного и логического мышления;
  • нарушение моторики, координации движений;
  • недостаточное развитие эмоциональной сферы, низкая самооценка, повышенная чувствительность;
  • отсутствие интеллектуального роста, у пациента сохраняется поведение младенца;
  • трудности с выражением эмоций;
  • склонность к агрессии или пассивности, зависимость от других людей;
  • нарушение социального взаимодействия, трудности в установлении и поддержании дружеских и романтических отношений;
  • непонимание социальных норм и правил;
  • неумение адаптироваться к изменениям в окружающей среде;
  • низкая социальная ответственность и инициативность.

Симптомы умственной отсталости проявляются с рождения или появляются по мере роста и развития ребенка. В некоторых случаях, клиническая картина является скрытой или компенсированной до определенного возраста, когда требования к интеллектуальной и адаптивной деятельности становятся выше.

Причины умственной отсталости

Причины олигофрении делятся на 2 группы: врожденные и приобретенные. Первые связаны с нарушением развития головного мозга во время беременности или родов. К ним относятся:

  • генетические отклонения: синдром Дауна, Фрагиля X, фенилкетонурия;
  • нарушение развития на эмбриональной стадии;
  • врожденные аномалии: микроцефалия, гидроцефалия, аненцефалия;
  • инфекционные и токсические воздействия на плод: краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, сифилис, ВИЧ, алкоголь, наркотики, лекарства;
  • травмы и гипоксия в перинатальном периоде: преждевременные роды, асфиксия, кровоизлияния, инфаркты.

Приобретенные причины связаны с повреждением мозга после рождения в результате различных факторов. К ним относятся:

  • инфекционные и воспалительные заболевания: менингит, энцефалит, полиомиелит, ботулизм;
  • сильное эмоциональное или физическое насилие;
  • травматические повреждения мозга: ушибы, сотрясения, контузии, ЧМТ;
  • ишемические и геморрагические нарушения кровообращения: инсульты, аневризмы, артериовенозные мальформации;
  • опухоли и кисты: глиомы, менингиомы, астоцитомы, кранеофарингиомы;
  • метаболические и эндокринные нарушения: гипотиреоз, гипертиреоз, диабет, гипогликемия;
  • недостаток йода и других микроэлементов, витаминов и аминокислот, необходимых для нормального развития мозга;
  • неблагоприятная социальная среда: недостаток внимания, заботы, общения, обучения, игры и других факторов, способствующих психическому развитию ребенка.

Причины умственной отсталости бывают изолированными или комбинированными, в некоторых случаях этиология заболевания остается неизвестной. Иногда патология сопровождается другими физическими или психическими нарушениями: эпилепсия, церебральный паралич, аутизм, шизофрения.

В основе олигофрении лежат механизмы, приводящие к нарушению развития и функционирования мозга и, как следствие, к снижению интеллектуальных и адаптивных навыков. Патогенез заболевания зависит от причины, времени и характера воздействия повреждающих факторов. В общем случае, он представляет собой последовательность следующих этапов:

  • поражение головного мозга в результате генетических, врожденных, инфекционных, токсических, травматических и других факторов;
  • нарушение структуры и функции нейронов, кровеносных сосудов, нейромедиаторов и других элементов нервной системы;
  • сбой формирования и развития нейрональных сетей, ответственных за различные аспекты психической деятельности: память, внимание, мышление, речь, эмоции, моторика;
  • нарушение взаимодействия между различными отделами мозга;
  • сбой взаимодействия между мозгом и другими системами организма;
  • нарушение адаптации к окружающей среде, социализации, самореализации и других процессов, требующих интеллектуальной и адаптивной деятельности.

Стадии умственной отсталости

Существует несколько вариантов классификации умственной отсталости, но одной из наиболее широко используемых является система, основанная на критериях, разработанных Американской психиатрической ассоциацией (APA) в диагностическом и статистическом руководстве психических расстройств (DSM-5).

По этой системе олигофрения делится на 4 стадии в зависимости от интеллектуального уровня:

  • Легкая умственная отсталость (IQ 50-70). Наиболее распространенная форма заболевания, составляющая около 85% всех случаев. У пациентов наблюдается умеренное снижение интеллектуальных способностей и адаптивных навыков, затрудняющее им самостоятельную жизнь, но не делающее их полностью зависимыми от других. Они способны обучаться базовым навыкам чтения, письма, счета, самообслуживания, общения, но им требуется постоянное обучение и социальная поддержка. Пациенты могут достигать определенного уровня развития и реализации, но имеют ограниченные возможности для самостоятельного принятия решений. Также они не имеют право занимать определенные должности, например, работать в охране, служить в госструктурах. Необычные внешние проявления расстройства отсутствуют.
  • Умеренная степень олигофрении (IQ 35-49). Составляет около 10% всех случаев. У пациентов наблюдаются внешние признаки патологии: аномальные конечности, нарушенное строение черепа. Развитие сильно заторможено, в том числе в базовых направлениях: чтение, письмо. Больные могут освоить стандартные коммуникативные навыки, выполнять легкие задания под контролем другого человека. Способны самостоятельно (без сопровождающих) посещать знакомые места и заведения.
  • Тяжелая умственная отсталость (IQ 20-35). Пациентам требуется постоянная помощь в повседневных задачах, они могут освоить только очень простые навыки самообслуживания. Нарушение сопровождается асоциальными поступками, ярко выраженными отклонениями речи, мышления, внимания.
  • Глубокая стадия олигофрении (IQ менее 20). Больные нуждаются в круглосуточной помощи и медицинском уходе. Они ограничены в физических возможностях, имеют серьезные проблемы с коммуникацией. Наблюдается практически полное отсутствие речи и реакции на окружающую среду. Пациенты не способны без поддержки передвигаться, не проявляют никаких эмоций. Навыки самообслуживания отсутствуют, возможно потеря контроля над мочеиспусканием и дефекацией.

Также специалисты выделяют пограничную умственную отсталость (IQ 71-84). Самая легкая стадия заболевания, которая часто не распознается и не диагностируется. Пациенты имеют незначительное снижение интеллектуальных способностей и адаптивных навыков, которые не мешают им вести самостоятельную жизнь, но могут вызывать трудности в обучении, работе, общении и социализации.

Больные с подобной формой расстройства зачастую нуждаются в дополнительной поддержке и руководстве в определенных ситуациях, но способны к саморазвитию и самореализации.

Степень умственной отсталости

IQ

Особенности

Легкая степень олигофрении (дебильность)

50-69

Человек владеет элементарными навыками чтения, письма, счета, самообслуживания, легко адаптируется к простым социальным ситуациям.

Умеренная (имбецильность)

35-49

Пациент владеет простыми навыками самообслуживания, выполняет простые работы под руководством, общается на элементарном уровне, нуждается в постоянной поддержке и помощи.

Тяжелая (идиотия)

20-34

Больной владеет базовым набором навыков самообслуживания, понимает и использует некоторые слова, выполняет простые действия под контролем другого человека, нуждается в постоянном уходе и наблюдении.

Глубокая (профундная)

менее 20

У человека полностью отсутствуют навыки самообслуживания, он не может говорить, нуждается в круглосуточном уходе и медицинском наблюдении.

Осложнения при умственной отсталости

Последствия олигофрении бывают физическими и психологическими, и зависят от степени тяжести отклонений в развитии. При дебильности осложнения минимальные. Пациенту труднее осваивать новый материал, чем ровесникам и сложно заниматься интеллектуальной работой. Но в 90% случаев у него получается адаптироваться в социуме.

При умеренной умственной отсталости и идиотии последствия более тяжелые:

  • Одним из основных осложнений является социальная изоляция. Больные часто сталкиваются с трудностями в установлении и поддержании социальных связей из-за ограниченных возможностей коммуникации и адаптации к общественным ситуациям. Это приводит к чувству одиночества, что отрицательно сказывается на эмоциональном благополучии.
  • Уязвимость перед физическими и психическими заболеваниями. Пациенты испытывают сложности в самообслуживании, что делает их более подверженными различным патологиям. У них повышенный риск развития пневмонии, дерматологических болезней, пролежней.
  • Поведенческие отклонения, склонность к самоповреждению. Больные могут резать себя, вырывать волосы, биться головой.
  • Психологические осложнения: проблемы с адаптацией, агрессивное поведение, тревожность и депрессия. Больным сложно понимать и выражать собственные эмоции, что усложняет процесс общения и межличностных отношений.
  • Ограничения в образовании, трудоустройстве и самореализации. Люди с олигофренией трудно получить хорошее образование и найти работу, что приводит к социальной зависимости и экономическим трудностям.

Также к последствиям глубокой умственной отсталости относят: неврологические патологии (эпилепсия, паралич), гиперсексуальность, злоупотребление ПАВ, получение тяжелых травм, склонность к суициду. Инвалидность устанавливается при всех видах олигофрении, за исключением легкой формы.

Чем раньше обнаруживается олигофрения, тем больше шансов на коррекцию и компенсацию недостатков. Поэтому, важно обращать внимание на отклонения в психомоторном и познавательном развитии ребенка, сравнивая его с нормативами возраста. Если родители или воспитатели замечают следующие симптомы умственной отсталости у ребенка, то они должны обратиться к врачу-психиатру для диагностики и лечения:

  • поздно начинает улыбаться, смотреть, сидеть, ползать, ходить, говорить;
  • плохо реагирует на звуки, свет, прикосновения, голоса;
  • не проявляет интереса к игрушкам, окружающим предметам и людям;
  • не понимает простых слов, жестов;
  • не может самостоятельно есть, одеваться, ходить в туалет;
  • задержка или регресс в развитии речи, мышления, памяти;
  • повышенная раздражительность, беспокойство или, наоборот, апатия, безразличие;
  • частые приступы судорог, головных болей, тошноты, рвоты;
  • аномалии во внешности: асимметрия лица, ушей, глаз, рук, ног, тела.

Диагностика

Диагностика олигофрении — сложный и многоэтапный процесс, включающий в себя различные методы и инструменты для определения уровня когнитивной функции и адаптивных навыков. Диагностические мероприятия проводит психиатр.

Определить умственную отсталость тестом на IQ нельзя.

Для постановки диагноза необходимо наличие следующих критериев: сильные ограничения интеллектуальных способностей и адаптивного поведения, появление признаков расстройства до 18 лет. Тест на IQ является одним из основных направлений диагностики, но обязательно проводятся дополнительные исследования:

  • Оценка развития. Первоначально проводится в раннем детстве с использованием различных шкал: Гриффитса, Денвера. Они позволяют оценить различные аспекты развития ребенка: моторика, коммуникация, социальные навыки.
  • Психологическое тестирование. Проводится с использованием стандартизированных тестов: на интеллект, наборы навыков адаптации. Они помогают определить уровень когнитивных способностей и адаптивных навыков.
  • Медицинское обследование. Включает в себя оценку физического состояния пациента, проведение неврологического осмотра, нейрообразовательных исследований (МРТ или ЭЭГ) для исключения органических причин болезни олигофрении.
  • Оценка социальной адаптации. Включает в себя изучение способности человека к самообслуживанию, коммуникации, оценку навыков социального взаимодействия и адаптации к повседневным жизненным ситуациям.
  • Важной частью диагностики является сбор анамнеза у пациента и его близких. Это позволяет получить информацию о ранних этапах развития болезни, возможных проблемах во время беременности или родов, генетических факторах.

Важно отметить, что диагностика формы умственной отсталости обычно проводится командой специалистов, которая может включать в себя психологов, педиатров, неврологов, логопедов, социальных работников.

Лечение умственной отсталости

Универсальной схемы лечения олигофрении не существует. Патологическое состояние сохраняется у больного на протяжении всей жизни и требует регулярного прохождения поддерживающей терапии. Подход к лечению заболевания должен быть индивидуализированным, учитывать уровень умственной отсталости, возраст пациента, его потребности и специфические проблемы.

Курс терапии направлен на решение трех базовых проблем:

  • устранение или смягчение фактора, спровоцировавшего развитие олигофрении;
  • лечение сопутствующих соматических и психических отклонений для нормализации функционирования пациента;
  • поведенческие и когнитивные корректировки на начальных стадиях расстройства.

В обязательном порядке проводится медико-педагогическая работа с членами семьи больного. Лечится олигофрения как амбулаторно, так и в стационаре. Госпитализация требуется при ярко выраженных психотических признаках, которые сопровождаются видениями, бредом, судорогами, поведенческими отклонениями.

Диагноз умственная отсталость предусматривает назначение пациенту определенных медикаментов для стабилизации состояния:

  • антидепрессанты;
  • нейролептики;
  • общеукрепляющие препараты;
  • противоэпилептические средства;
  • стимуляторы интеллектуальной деятельности.

В вопросе целесообразности использования психотерапии при олигофрении специалисты до сих пор не пришли к единому мнению. Однако, такие направления как когнитивно-поведенческая терапия и прикладной анализ дают неплохой эффект, особенно при умственной отсталости легкой степени и умеренной. Прикладной анализ поведения помогает освоить новые навыки, улучшить показатель самостоятельности, адаптации. Когнитивно-поведенческая терапия позволяет избавиться от большого количества проблем, включая расстройства настроения.

Профилактика и рекомендации

Снять диагноз умственная отсталость можно лишь в исключительных случаях, поскольку зачастую заболевание является неизлечимым. Профилактика олигофрении включает в себя широкий спектр мероприятий, направленных на предотвращение возникновения нарушения или уменьшение ее тяжести:

  • Одним из ключевых моментов является обеспечение качественной пренатальной заботы для беременных женщин. Регулярные визиты к врачу, правильное питание, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков) и избегание контакта с токсичными веществами помогают предотвратить различные факторы риска, способные привести к олигофрении у ребенка.
  • Раннее выявление различных медицинских и развивающих проблем у детей позволяет своевременно начать лечение и поддержку. Регулярные осмотры у педиатра, скрининг на различные нарушения развития, проведение развивающих занятий и игр способствуют своевременному выявлению и коррекции различных проблем.
  • Проведение программ обучения для будущих родителей по вопросам здорового образа жизни, правильного питания, методов воспитания и развития ребенка.
  • Стимулирование экономического развития и борьба с бедностью имеют прямое отношение к профилактике умственной отсталости. Бедность относится к факторам риска для возникновения различных проблем здоровья у детей, включая олигофрению. Поэтому социальные программы поддержки семей, обеспечение доступа к качественным медицинским услугам и образованию имеют большое значение.
  • Создание безопасной окружающей среды для детей и подростков. Включает в себя предотвращение травматических повреждений, предупреждение отравлений, обеспечение безопасности на дорогах.
  • Доступ к качественному образованию и развивающим программам. Инклюзивное образование, индивидуализированные программы обучения и поддержка для детей с особыми потребностями помогают предотвратить возникновение проблем со здоровьем и развитием.

Профилактика разных видов умственной отсталости направлена на создание условий для здорового физического, психического и социального развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников

Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....

Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей

Моделирование комплексного подхода педагогической реабилитации ребенка в условиях ДДИ, презентация. Логопедическое сопровождение детей в детском-доме для умственно-отсталых детей....

Особенности речевого развития умственно отсталых детей

Презентация об особенностях речевого развития умственно отсталых детей....

Статья "Особенности эмоциональной сферы умственно отсталых дошкольников и её формирование"

Эмоции - особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, и отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т.п.), значим...

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Методическая разработка по теме "Групповая работа воспитателя, направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью, проживающих в ДДИ".

Для формирования коммуникативной компетентности требуется специальная система работы в воспитательно-образовательном процессе детских домов – интернатов.Основной формой для развития основ общени...

Конспект занятия по лепке с умственно отсталыми детьми «Ягоды для птички» (вторая младшая группа)

Задачи: формировать представления детей о птицах, продолжать отрабатывать умения детей в работе с пластилином, используя его свойства,- пластичность,податливость при раскатывании; развивать мелкую мот...