Традиционные методы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике
В статье представлены традиционные методы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ, раскрыты задачи, направления работы, структура и особенности занятий для детей с разными нарушениями развития.А так же отражены предполагаемые результаты достижений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
традиционные методы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционные методы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Художественно-эстетическое развитие подводит дошкольников с ОВЗ к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. В этот период дети знакомятся с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изобразительной деятельности.
Задачи в обучении детей данному виду искусства следующие:
1) воспитание эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;
2) развитие способности понимать содержание произведений, его единства со средствами выразительности в разных видах изобразительного искусства;
3) формирование оценочного отношения к результатам собственного и сверстников изобразительного творчества, навыков и умений в изобразительной декоративной, конструктивной деятельности;
4) развитие моторного алфавита изобразительных действий, техники изображения пространственных ориентировок, представлений о некоторых основных средствах изобразительного языка;
5) формирование творческих проявлений ребенка с проблемами в разных видах изобразительного искусства;
6) подведение ребенка к пониманию того, что искусство окружает нас всюду (дома, в детском саду, на улице); что оно доставляет людям удовольствие, украшает быт и к нему следует бережно относиться.
Развитие творческих проявлений в изобразительной деятельности у детей с ОВЗ определяется:
- наличием положительной мотивации эмоционального настроя;
- уровнем сформированных способностей к изобразительной деятельности, которые составляют степень развития воображения; зрительной чувствительности, обеспечивающей полноту восприятий;
- дифференцированностью движений руки, которая помогает овладеть навыками изображения.
Особенности изобразительной деятельности детей с ОВЗ обусловлены структурой имеющихся у них нарушений. Сенсорные нарушения, наблюдающиеся практически у всех детей с различными вариантами отклонений, влияют на формирование изобразительной деятельности.
Так, при задержке психического развития, умственной отсталости наблюдается несовершенство цветоразличения (узнавания промежуточных цветов) и таких компонентов восприятия, как дифференцированность, избирательность, целостность, осмысленность, точность. Эти отклонения в развитии не обеспечивают полноценную изобразительную деятельность детей. Нарушение пространственных ориентировок сказывается на рисовании предметов, человека и их расположении на бумаге. Ограниченность образов-представлений затрудняет сюжетное и предметное рисование, лепку, аппликацию. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку.
У детей с нарушением зрения трудности в овладении изобразительной деятельностью связаны с патологией зрения. Малейшие отклонения в строении и функционировании зрительного анализатора могут влиять на цветоощущение, не обеспечивая восприятия всего цветового спектра, а нарушение пространственного восприятия не позволяет различать предметы на расстоянии. Ребенок с проблемами зрения в силу этого не может достичь высших ступеней в развитии изобразительной деятельности, но способен овладеть умением правильно графически изображать действительность, проявлять творчество в таком виде изобразительного искусства, как скульптура (лепка). Этому способствует сохранное активное осязание.
Дошкольники с нарушением слуха в овладении изобразительной деятельностью опираются на комплекс накопленных образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать, что и создает основу для осуществления изобразительной деятельности. При условии своевременно начатой коррекционной работы, учета особенностей развития, умелой организации и использовании обучающих технологий, дети с различными проблемами овладевают в доступной им форме разными видами изобразительной деятельности. Они могут проявлять творчество в разных жанрах изобразительного искусства.
Формирование основ художественной культуры средствами изобразительного искусства у детей происходит в следующих направлениях:
1) формирование представлений ребенка об изобразительном искусстве, о жанрах, видах, знакомство с произведениями изобразительного искусства, развитие оценочной позиции и при восприятии, и в процессе самостоятельного творчества ребенка;
2) развитие умений, связанных с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности;
3) формирование предпосылок и активизация творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности.
Реализация указанных направлений в практическом обучении детей с проблемами осуществляется на занятиях по живописи, лепке, аппликации, во время организации в вернисажей детских работ, знакомства с иллюстрациями книг, репродукциями картин, ознакомления с предметами декоративно-прикладного творчества, проведения бесед об искусстве и посещения выставок.
Дети знакомятся:
• в живописи (рисовании) — с натюрмортом, пейзажем (отражающими разное время года, написанными с использованием различных средств выразительности (цвета, формы, композиции) в теплой, холодной, контрастной гамме, передающей настроение); с портретом и его видами (автопортрет, детский, семейный); с жанровой живописью и ее видами (сказки, картины о труде, о животных, бытовые сюжеты);
• в графике — с ее видами (книжная графика, плакат), средствами выразительности, назначением;
• в скульптуре (лепка) — с малыми формами (образ животных, человека);
• в архитектуре (конструирование) — с архитектурой как искусством создания сооружений, необходимых людям для жизни и деятельности (промышленные, общественные, жилые здания, мосты, памятники). Знакомство с ними осуществляется на экскурсиях, прогулках по ближайшим улицам, а также через серии иллюстраций: «Московский Кремль», «Большой театр» и др.;
• в декоративном искусстве — с произведениями русского народного прикладного искусства (игрушки из глины — дымковская, филимоновская, вятская; хохломские, жостовские изделия); с декоративно-оформительским искусством (открытки, костюмы, театральные представления, праздники в детском саду в группе).
Обучение изобразительному искусству дошкольников с ОВЗ осуществляется на двух уровнях: пропедевтическом и основном.
Особую роль в становлении изобразительной деятельности у детей с разными проблемами играет развитие художественного восприятия. Важным моментом является формирование положительной мотивационнопотребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам (И. А. Грошенков, Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина, М. Ю. Рау, Е. А. Екжанова, Г. В. Кузнецова). Этому способствуют различные приемы, используемые на пропедевтическом этапе:
• наблюдение в природе и окружающей среде; активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов, деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;
• нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;
• показ изготовленных рисунков, малой скульптуры и обыгрывание уже готовых изображений, построек, поделок;
• демонстрация готовых изделий на выставках в дошкольном образовательном учреждении, на вернисажах детского творчества.
В процессе основного этапа обучения изобразительной деятельности с помощью педагога дети учатся соотносить объемные образцы с изображаемыми предметами: рассматривая скульптуру, например, видеть её с разных сторон, замечать изменения позы, движение фигуры. Чтобы восприятие образа у детей с ОВЗ было целостным, педагог использует весь комплекс ощущений: зрительных, тактильно-двигательных (обводящих, ощупывающих движений), словесных характеристик. Внимание привлекается к величине, форме изображаемого предмета в сравнении с другими.
В обучении рисованию, лепке, аппликации детей с нарушением слуха, задержкой психического развития, умственной отсталостью используются разные приемы: подражание, рисование по образцу и с натуры. Большое место отводится сюжетному, предметному рисованию и рисованию по представлению (то, что дети наблюдали на прогулке, увидели в кукольном спектакле-сказке и т. д.), а также по замыслу (по темам «Новый год», «Улица моего города»). Перед изображением дети совместно с педагогом учатся формулировать свой замысел вербально.
Нарушение пространственной ориентировки у таких детей усложняет передачу композиции в рисовании и аппликации. С целью преодоления этих трудностей проводятся дидактические игры, в которых закрепляются понятия «близко — далеко», «высоко — низко». Дошкольники осваивают эти понятия в практической деятельности с плоскими и объемными предметами.
В процессе выполнения работы по изобразительной деятельности педагог оказывает детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую. Созданию выразительного художественного образа способствует интегрирование различных видов изобразительной деятельности: аппликации и рисования, рисования и лепки. Комбинироваться могут как различные способы изображения, так и материалы в одном изображаемом образе (раскрасить красками вылепленную посуду или одежду у матрешки и т. п.).
К концу дошкольного возраста при условии коррекционной работы у детей с ОВЗ формируется довольно стойкое положительное отношение к изобразительной деятельности. Они любят участвовать со своими работами в выставках в детском саду, демонстрировать рисунки родителям, взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Методы и приёмы обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста».
Методика обучения детей изобразительной деятельности в раннем возрасте имеет свою специфику. Она ...
«Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста»
«Влияние нетрадиционных методов рисования на изобразительную деятельность детей дошкольного возраста»...
Использование искусства мультипликации в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
В массовой педагогической практике обнаруживается существенное противоречие между общепринятым подходом к организации и проведению занятий изобразительным искусством и широкими возможностями использов...
Дополнительная программа обучения нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Дополнительная программа обучения не традиционным техникам изобразительной деятельностим детей дошкрольного возраста от 4 до 5 лет....
«Ошибки при организации рабочего места в процессе разных видов творческой деятельности» «Ошибки в методике преподавания и обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Как избежать ошибок при организации рабочего места ребенка в ходе творческой деятельности?...
Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. В связи с этим обратимся в данном параграфе к рассм...
Методы и приемы обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Успех воспитания и обучения детей дошкольного возраста, как впрочем и любого другого, во многом зависит от удачного использования методов и приемов. В связи с этим обратимся в данном параграфе к рассм...