"Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми с ОВЗ"
проект по коррекционной педагогике
«Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_distant.docx | 47.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный дистанционный проект
«Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.»
Подготовила:
Мороз С.С.
2024г. Шахты
Актуальность темы:
Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.
По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.
Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.
Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.
Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.
Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.
К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе воспитания и обучения.
Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.
Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно, поскольку первоначально необходимо выявить особенности
психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.
Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.
Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.
Психологом подбираются специальные игры и упражнения, актуальные по всем параметрам для состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.
Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.
Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей.
С помощью нейропсихологической коррекции происходит стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое. В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.
Цель:
повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики, профилактики и коррекции развития детей дошкольного возраста;
повышение своего профессионального уровня в данном направлении.
Задачи:
изучить опыт по теме - нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;
познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;
освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.
Направления самообразования:
Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии. Пройти курсы повышения квалификации.
Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.
Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).
Проводить открытые мероприятия на муниципальном уровне.
Внедрять в педагогический процесс современные нейропсихологические технологии.
Разработать методические мероприятия с применением нейропсихологических технологий
Создать картотеки нейропсихологических игр и упражнений.
Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:
Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.
Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.
Разработаны и реализованы нейропсихологические занятий с детьми от 3до 7 лет.
Проведены открытые мероприятий.
Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.
Выпущены буклеты, памятки.
Разработан и практически реализован дидактический материал. Имеются публикации на сайтах.
Представлены результаты педагогической деятельности на муниципальном уровне.
Источники самообразования:
специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет-ресурсы;
медиа - информация на различных носителях; семинары – практикумы, конференции, вебинары; курсы повышения квалификации.
Основные этапы работы по самообразованию.
Реализация программы по самообразованию рассчитана на 3 месяца.
Основные этапы работы по самообразованию
Сроки | Цель | Содержание работы | Ожидаемый результат |
1. Этап «Организационно-диагностический» | |||
Сентябрь | Определение цели и задач работы | Подбор и изучение литературы по теме; Планирование работы по теме самообразования | Изучены нормативные документы. Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература. Изучен передовой опыт работы по нейропсихологической диагностике, профилактике и коррекции в дошкольном возрасте. Определен выбор нейропсихологических диагностик для детей дошкольного возраста. |
2. Этап Основной (Практический) | |||
Октябрь | Теоретическое изучение проблемы и практическое применение | Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ); Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике; Организация практической работы с детьми и родителями. | Изучены нормативные документы. Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен передовой педагогический опыт работы по нейропсихологии. Составлены картотеки: Упражнения для стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Упражнения для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий. Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения. Игры и упражнения для развития пространственных представлений. Разработаны нейропсихологические занятия. Разработаны памятки и буклеты для родителей и педагогов (примерная тематика):
|
Проведены семинары-практикумы различного уровня. Оформлены информационные материалы, стенды (постоянно, по мере поступления новой информации, нового документа). | |||
3. Заключительный (обобщающий этап) | |||
Ноябрь | Подведение итогов работы | Оформление результатов работы по теме самообразования; Использование опыта работы педагогическим коллективом. | Обобщен опыт работы на педагогическом совете по теме самообразования. Проведены мероприятия с родителями (законным представителям) и педагогами. Выпущены буклеты, памятки. |
Используемая литература
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
- Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.
- Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.
- Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.
- Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.
- Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.
- Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.
- Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрушинского. — М., 1994.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.
- Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
- Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
- Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.
- Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.
- Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
- Никольская И.Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997.
- Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. — М., 1997.
- Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. — М., 1995.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.
- Сатья С.Х. Кундалини-йога: Для здоровья, тела, ума и души. — Гамбург, 1990.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
- Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. — М., 2000.
- Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
- Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.
- Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1996.
- Тушканова О. И. Развитие внимания: Пособие для детей 7–9 лет: В 3 ч. — Волгоград, 1997.
- Уманская А. А. Волшебные точки. — М., 1987.
- Хамская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. — М., 1997.
- Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
- Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. — М., 1992.
- Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
- Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.
- Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. — М., 1997.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
- Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный цветок»
Формировать дружеские взаимоотношения в группе, сплочение детского коллектива....
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»
Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...
Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Розовые очки»
Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития. Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализ...
Коррекционно-развивающие занятия педагога - психолога с детьми 5 - 7 лет.
Занятия позволяют развивать познавательную и эмоционально - волевую сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывать доброжелательные взаимоотношения, любовь к ближайшему окружению....
Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"
коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...
Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"
Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее" (тип занятия: квест-игра)
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее" Тип занятия: квест-играЦель: развитие познавательной ...