"Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми с ОВЗ"
проект по коррекционной педагогике

Мороз Светлана Сергеевна

«Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_distant.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный дистанционный проект

«Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога ДОУ с детьми с ОВЗ.»

Подготовила:

Мороз С.С.

2024г. Шахты

Актуальность темы:

Нейропсихология детского возраста изучает процессы формирования и развития психических функций ребёнка. Детская нейропсихология изучает развитие психики при норме и при патологии, то есть в сравнении.

По данным нейропсихологии в последнее время число детей с проблемами развития неуклонно растёт. Чаще всего причины этих проблем заключаются в возникновении повреждений центральной нервной системы, которые возникли во время перинатального периода, при патологии родов, а также во время развития патологий нервной системы в течение трех месяцев жизни ребёнка.

Современная детская нейропсихология предлагает комплекс средств, направленных на ранее определение причин аномального развития и своевременного принятия мер профилактики.

Детская нейропсихология занимается нарушением патологий психических и когнитивных процессов (речи, мышления, внимания). Часто эти нарушения провоцируют расстройства эмоциональной сферы личности ребенка. Особенно четко могут изъявляться нарушения главного мозга в сенсорной и двигательной сфере. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о большом влиянии подкорковых структур на формирование интеллектуальной и эмоциональной сферы личности.

Подкорковые образования выделяются в первый функциональный блок главного мозга, который обеспечивает энергетический тонус психической деятельности человека. Дети, имеющие функциональную недостаточность подкорковых образований, отличаются от других детей быстрой утомляемостью, истощаемостью психических процессов, в частности когнитивных, расстройством памяти и внимания, нарушением мышечного тонуса и другими признакам.

Нейропсихологическая психокоррекция таких состояний является значительным дополнением психофармакологической терапии, работы учителей-логопедов, детских психотерапевтов и коррекционных педагогов.

К нейропсихологу и иным специалистам, занимающихся изучением детских патологий, обращаются родители детей, у которых есть проблемы поведения и трудности в процессе воспитания и обучения.

Кроме проблем с нарушением познавательных и когнитивных процессов, родители обеспокоены повышенной тревожностью и страхами детей.

Процедура психодиагностики является важнейшим и самым первым этапом в работе с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Это очень важно,  поскольку  первоначально  необходимо  выявить  особенности

психической сферы ребёнка, и только после этого разрабатывать психокоррекционные мероприятия для него.

Методы нейропсихологической психодиагностики включают изучение состояния мнестических функций, мышления, активного внимания, особенностей эмоционально-волевой сферы и других особенностей. Психокоррекционные занятия содействуют частичному или полному возобновлению повреждённых психических функций, которые необходимы для успешного обучения и полноценного развития, за счёт других сохранных функций.

Заданием нейропсихологической коррекции есть стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое.

Психологом подбираются специальные игры и упражнения, актуальные по всем параметрам для состояния ребенка. Психокоррекционные занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме.

Также важно, чтобы родители сами проводили занятия с детьми дома. Каждый родитель, занимающийся воспитанием своего ребёнка, надеется на то, что он вырастит гармоничной и полноценной личностью, поэтому также должен прикладывать свои усилия, чтобы это произошло.

Жизнь современного человека переполнена трудностями, с которыми нужно справляться, как взрослому, так и ребенку. Неуверенность в себе, страхи, обиды, неприятие окружающими, проблемы коммуникативного характера часто сопровождают современных детей.

С помощью нейропсихологической коррекции происходит стимуляция развития и формирование скоординированной работы различных структур мозга. С помощью специальных двигательных упражнений и формирующих игр стимулируется развитие отдельных компонентов психической деятельности (контроль и регуляция психической деятельности, пространственное, зрительное и слуховое восприятие, моторные способности) и другое. В процессе нейропсихологического воздействия происходит коррекция психофизиологической стороны психической деятельности и развития личности ребенка. Родителями достигается понимание связи между функциональным состоянием ребенка и его поведением. Благодаря чему происходит также коррекция взаимоотношений между родителями и ребенком.

Цель:

повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики, профилактики и коррекции развития детей дошкольного возраста;

повышение своего профессионального уровня в данном направлении.

Задачи:

изучить        опыт        по        теме        -        нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;

познакомиться        с        основами        нейропсихологической        коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;

освоить        базовые        нейропсихологические,        телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.

Направления самообразования:

Знакомиться с современными тенденциями в нейропсихологии. Пройти курсы повышения квалификации.

Посещать вебинары разного уровня, участвовать в обмене опытом.

Проводить открытые занятия для различных категорий участников (коллеги, педагоги, родители (законные представители)).

Проводить открытые мероприятия на муниципальном уровне.

Внедрять        в        педагогический        процесс        современные нейропсихологические технологии.

Разработать        методические        мероприятия        с        применением нейропсихологических технологий

Создать картотеки нейропсихологических игр и упражнений.

Ожидаемые результаты работы по теме самообразования:

Изучена теоретическая база по заявленной теме самообразования.

Подготовлен необходимый нейродиагностический инструментарий по возрастам.

Разработаны и реализованы нейропсихологические занятий с детьми от 3до 7 лет.

Проведены открытые мероприятий.

Проведены мастер-классы для различных категорий педагогических работников.

Выпущены буклеты, памятки.

Разработан и практически реализован дидактический материал. Имеются публикации на сайтах.

Представлены        результаты        педагогической        деятельности        на муниципальном уровне.

Источники самообразования:

специализированная        литература        (методическая,        научно-популярная, публицистическая, художественная);

интернет-ресурсы;

медиа - информация на различных носителях; семинары – практикумы, конференции, вебинары; курсы повышения квалификации.

Основные этапы работы по самообразованию.

Реализация программы по самообразованию рассчитана на 3 месяца.

Основные этапы работы по самообразованию

Сроки

Цель

Содержание работы

Ожидаемый результат

1. Этап «Организационно-диагностический»

Сентябрь

Определение цели и задач работы

Подбор и изучение литературы по теме; Планирование работы по теме самообразования

Изучены нормативные документы.

Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература. Изучен передовой опыт работы по нейропсихологической диагностике, профилактике и коррекции в дошкольном возрасте.

Определен выбор нейропсихологических диагностик для детей дошкольного возраста.

2. Этап Основной (Практический)

Октябрь

Теоретическое изучение проблемы и практическое применение

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, анализ); Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике; Организация практической работы с детьми и родителями.

Изучены нормативные документы.

Изучена психолого-педагогическая, научно-методическая литература, изучен передовой педагогический опыт работы по нейропсихологии. Составлены картотеки:

Упражнения для стабилизации и активации энергетического потенциала организма.

Упражнения для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.

Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения. Игры и упражнения для развития пространственных представлений.

Разработаны нейропсихологические занятия.

Разработаны памятки и буклеты для родителей и педагогов (примерная тематика):

  • Дыхательные упражнения.
  • Массаж и самомассаж.
  • Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Растяжки. Релаксация

  • Кинезеология.
  • Двуручное письмо.

Проведены семинары-практикумы различного уровня.

Оформлены информационные материалы, стенды (постоянно, по мере поступления новой информации, нового документа).

3. Заключительный (обобщающий этап)

Ноябрь

Подведение итогов работы

Оформление результатов работы по теме самообразования; Использование опыта работы педагогическим коллективом.

Обобщен опыт работы на педагогическом совете по теме самообразования. Проведены мероприятия с родителями (законным представителям) и педагогами.

Выпущены буклеты, памятки.

Используемая литература

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
  2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.
  3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996. Гаваа Лувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.
  4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.
  5. Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.
  6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.
  7. Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. — М., 1993.
  8. Игры — обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрушинского. — М., 1994.
  9. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения. — М., 1993.
  10. Корсакова Н. К., Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников. — М., 1994.
  11. Локалова Р. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М., 1995.
  12. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
  13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  14. Лурия А. Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М., 1997.
  15. Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Банк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка: Книга для детей и их родителей. — М., 1994.
  16. Милостивенко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. — СПб., 1995.
  17. Никольская И.Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997.
  18. Пылаева Н.М., Ахутина Т. В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. — М., 1997.
  19. Романенко O.K. Практическая гештальттерапия. — М., 1995.
  20. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993.
  21. Сатья С.Х. Кундалини-йога: Для здоровья, тела, ума и души. — Гамбург, 1990.
  22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 2000.
  23. Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка. — М., 2000.
  24. Семенович А нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте
  25. Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. — М., 1985.
  26. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. — Ярославль, 1996.
  27. Тушканова О. И. Развитие внимания: Пособие для детей 7–9 лет: В 3 ч. — Волгоград, 1997.
  28. Уманская А. А. Волшебные точки. — М., 1987.
  29. Хамская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. — М., 1997.
  30. Хрестоматия по логопедии: Учеб. пособ. для студ. высш. и сред. спец. пед. учеб, заведений / Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. — М., 1997.
  31. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Под ред. В.Ю.Баскакова. — М., 1992.
  32. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.
  33. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М., 1985.
  34. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление. — М., 1997.
  35. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985.
  36. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
  37. Шевченко Ю.С., Добридень В. П. Онтогенетически-ориентированная психотерапия. — М., 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Волшебный камешек»

Сенсорная комната - это волшебный мир для ребенка. Погружаясь в мир сказок и волшебства, дети воспринимают все происходящее в ней как реальность.Проигрывая сказочные ситуации, дети получают знания о м...

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста в условиях сенсорной комнаты «Розовые очки»

Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребенка, его сенсорного и познавательного развития.  Пребывание в сенсорной комнате способствует нормализ...

Коррекционно-развивающие занятия педагога - психолога с детьми 5 - 7 лет.

Занятия позволяют развивать познавательную и эмоционально - волевую сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывать доброжелательные взаимоотношения, любовь к ближайшему окружению....

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"

Коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее" (тип занятия: квест-игра)

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста по теме "Вместе веселее" Тип занятия: квест-играЦель: развитие познавательной ...