Семинар-практикум для педагогов "Логопедический калейдоскоп"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Бондаренко Виктория Викторовна

Семинар-практикум для педагогов в форме деловой игры "Логопедический калейдоскоп"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ  «Детский сад№2» г. Пласта

Семинар – практикум  для педагогов «Логопедический калейдоскоп»

Форма проведения – деловая игра

ДНКУРСА ЧТЕЦОВ

                        

                                

                                

                                                            Учитель-логопед:

                                                               Бондаренко В. В.

Цель: активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников, создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми

Задачи:
1. Вооружить участников семинара  знаниями в области логопедии;
2. Активизировать обмен информацией практическими знаниями;
3. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме;

4. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

План:

1.Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга».

2.Разминка «Артикуляционная гимнастика»
«Знание артикуляционных упражнений»
3. «Блиц»
4. «Словарный штурм»
5.«Развитие фонематического слуха »

6.«Развитие фонематического восприятия»
7.»Конкурс эрудитов»

           8.«Почему хорошо, почему плохо».

           9.Итог.

 

1 слайд:   Название:   «Логопедический калейдоскоп»
Вступление:   Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я предлагаю вашему вниманию семинар – практикум «Логопедическая радуга», который  я хочу провести с вами в форме деловой игры.
2 слайд:  
Цель:
 активизировать компетентные возможности педагогов при проведении любой методической работы, максимально раскрыть профессиональные знания и умения участников, создать обстановку творческого поиска наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми
Задачи:

1. Вооружить участников семинара  знаниями в области логопедии;

2. Активизировать обмен информацией практическими знаниями;
3. Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблеме.
4. Закреплять знания и умения педагогов в работе по использованию методов и
приемов, направленных на коррекцию фонематических процессов у дошкольников.

Слайд 3:  Девиз нашего семинара: Хорошее настроение сегодня – это залог нашего успеха!

Организационная часть :

«Отгадай название команды соперников»  - вам дается толкование слова, вы должны сказать название команды соперников.
Логопед:  
-Женщины, обладающие умом, эрудицией  – умницы,  а красивые, миловидные  женщины  – красавицы. Сегодня я предлагаю всем  участникам - разделится на 2 команды.
Команда №1 «Умницы»
Команда №2 «Красавицы»
Участники семинара-практикума делятся на две команды (чудесный мешочек). Каждый участник семинара достанет из него название команды, к  которой он будет относиться.
Сегодня из каждой команды мы должны выбрать по 1 представителю  в эксперты.  
(Участники проходят за 3 отдельных стола : «Красавицы», «Умницы», «Эксперты»).

Упражнение «Давайте поприветствуем друг друга» - «Имена прилагательные. Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса). Передаем солнышко и  называем  свое имя.

Пример: Умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный.

- Уважаемые эксперты! Ваша задача сегодня – наблюдать, оценивать, делать выводы. Команда экспертов оценивает работу участников. Вывод экспертов: оценка общего уровня знаний аудитории.

Практическая часть:
 Итак, начнем наш семинар-практикум:  Как уже известно, язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. 

 Слайд 4  Конкурс № 1    «Артикуляционная гимнастика» 
1 задание :  Разминка  Логопед:  Я предлагаю всем участникам выполнить артикуляционную гимнастику с помощью стихотворной сказки. Комиссия оценивает четкость и правильность выполнения артикуляционной гимнастики. 

Раздаю зеркала для всех участников.

Уважаемые педагоги, представьте, вы оказались в деревни у бабушки и дедушки, а они вас просят выполнить простые задания.

Жили - были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

 (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

 (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд)
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка). ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения широким языком).

 С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

 (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ

(широкий язык лежит на нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык). БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы)

 БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой) .

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ

 (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы).

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

 

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА. Вот и закончился день пора спать. Завтра опять будем гулять.

  «Знание артикуляционных упражнений» 

 Представитель каждой команды получает картинки к артикуляционным упражнениям: «Маляр», «Футбол», «Лошадка», «Грибок», «Качели», «Чашечка», «Кошка сердится», «Вкусное варенье». Члены команд должны назвать упражнения , показать как они выполняются и для каких звуков они используются.  
Подведение итогов конкурса № 1 Комиссия оценивает четкость и правильность выполнения артикуляционной гимнастики.

Слайд 5  Конкурс №2   Конкурс «Блиц»

Задание:  3а  1 минуту  участники должны ответить на максимальное число вопросов.

  1 команда.

 1.С какого возраста необходимо исправлять речь детей? (5 лет).

 2. Какие части языка вы можете назвать? (Кончик, боковые края, корень).

 3. Сбор родителей для решения педагогических проблем? (Родительское собрание)

 4.Какой главный артикуляционный орган у человека? (Язык)

 5. Повторите скороговорку: Три сороки — тараторки тараторили на горке.

 6. Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

7. Назовите пару звуку «Ш» («Ж»).

8. Перерыв на занятии для отдыха? (физкультминутка)

9.Буквы, которые не составляют звука (Ь, Ъ).

10. Человек, занимающийся исправлением речи? (логопед)

2 команда.

1. Какие звуки чаще всего нуждаются в исправлении? (Р, Л)

2. Как называется гимнастика для языка? (Артикуляционная)

3. Зачем логопеду спирт? (вытирать инструменты)

4. Назовите всегда мягкие звуки (щ, ч, й).

5. Повторите скороговорку: Тимошка крошит в окрошку крошки.

6. Что такое фонематический слух? (способность человека слышать и различать отдельные  звуки в слове.)

7. Каким цветом обозначаем согласные звуки (синим).

8. Чем отличается звук от буквы. (Буквы мы видим и пишем, а звуки произносим и слышим)

 9. Сколько звуков в слове — деньги (пять).

 10. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Подведение итогов конкурса № 3

Учитель-логопед: - А теперь, давайте поиграем в интерактивные речевые игры - активизируем нашу речь и мышление.

 Конкурс № 3: игра «Словарный штурм» 

Задание: подобрать существительные, глаголы, наречия, прилагательные (показ картинки «БАНАН»)

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

 Родом он из жарких стран

В тропиках растет…. банан.

 Расскажи обо мне (о банане)

Вопрос команде 1: - Как я попал в дом? (купили, подарили, угостили, привезли, принесли).

 Вопрос команде 2: - Какой я? (желтый, зеленый, длинный, мягкий, сладкий, ароматный, вкусный, спелый).

Вопрос команде 1: Что я могу делать? (расти, созревать, желтеть, падать, лежать, гнить).

Вопрос команде 2: Что со мной можно делать? (сорвать, купить, мыть, чистить, резать, сушить, есть, упаковывать, взвешивать, дарить).

Вопрос команде 1: Кто меня больше всего любит? (дети, взрослые, обезьяны, мухи, осы).

 Вопрос команде 2: Что я больше всего люблю? (солнце, ветерок, дождик).

 Вопрос команде 1: С какими предметами я дружу? (с водой, ножом, тарелкой, вазой, теркой, кастрюлей, соковыжималкой, йогуртом, мороженым, тортом, пирожным, конфетами, джемом, соком, мармеладом, напитком).

Вопрос команде 2: Как я выгляжу? (аппетитно, прекрасно, замечательно, волшебно).

Методика экспертной оценки: определение количества правильных ответов у каждой команды, за присвоенный высший балл команда получает солнышко, за средний – цветок.

Подведение итогов конкурса № 3


ФИЗМИНУТКА
 - Определите место звука в слове. Логопед: предлагаю выполнить задание: «Если в слове, которое я произнесу, звук «Л» будет стоять в начале слова, поднимите руки вверх, в середине - руки на пояс, в конце - на колени» (Лапы, кулак, пол, лыжи,  полка, осел, волосы, лопата, футбол, лампа, молоко, локоть, стол, белка)

Конкурс № 4 «Фонематический слух».

 Логопед: Фонематический слух - тонкий систематизированный слух,

это - способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка".

Игра «Гонки слонов».
Описание игры: Логопед предлагает участникам «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя).

 Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает участников, что они должны замереть, услышав слово «стоп».

Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп.

 Подведение итогов конкурса № 5

Комиссия оценивает участников, чей слон был самым внимательным.

Конкурс № 5 «Фонематическое восприятие».

Логопед: Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»

Игра: «Отвечай – не торопясь». Предлагаю несколько заданий на сообразительность, проверить, как участники умеют слышать и выделять определённые звуки в словах.

 Команда № 1: Придумайте слово, которое начинается на последний звук слова «палас». (Придумывает каждый участник команды)

Команда № 2 : Составьте такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п  (Петя подарил Павлику пирамидку.)

Логопед просит подобрать слово в рифму:
Команда № 1
Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети … (книжки)

Не залезет Влад на ель

У него в руках … (портфель)

«Я трудиться не привык!»

 Отвечает … (грузовик)

 Мы собирали васильки

На голове у нас.....(венки).

 Команда № 2 

Логопед читает стихотворение. Участники находят ошибку в стихотворении и исправляют её

-Закричал охотник:

«Ой, двери гонятся за мной!» (звери)

-Посмотрите-ка, ребятки,

 Раки выросли на грядке (маки)

 -Куклу выронив из рук,

 Маша мчится к маме:

 - Там ползёт зелёный лук (жук)

 С длинными ушами (усами)

 -Говорят, один рыбак

 В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом (сом)

-Мы собрали васильки,

На голове у нас щенки (венки)

Подведение итогов конкурса № 6

Конкурс № 6 «Почему хорошо, почему плохо».

Логопед: В любой жизненной ситуации можно найти как положительные стороны, так и отрицательные. Сейчас мы с вами поиграем. Участникам предлагается высказывание. Одна команда находит положительные моменты - (почему хорошо), а вторая – отрицательные (почему плохо). Оценивается количество приведенных доводов, находчивость, оригинальность.

 1) Старший воспитатель предложила провести семинар-практикум для воспитателей, который состоится завтра…

 2) Заведующий сообщила, что на следующей неделе в ДОУ ожидается проверка документации воспитателей …

Подведение итогов конкурса № 6

Конкурс  №7      «Конкурс эрудитов»
Конкурс «Конкурс эрудитов» Задание: Проанализируйте фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем. Какие нарушения профессиональной речи были допущены логопедами? Время на подготовку ответа – 3 минуты. Оцениваются: - правильность педагогического решения; - четкость объяснения.

Фрагменты бесед логопеда с ребенком и родителем.






1 вариант.

Логопед:  Здравствуйте!

Родитель: Здравствуйте! У нас проблема, мы не умеем правильно говорить. Логопед: Сейчас посмотрим. Садись (ребенку). Как тебя зовут?
Ребенок. Фиёда.
Логопед: Как?

Родитель: Сережа.

Логопед: Ой, как у вас тут все запущено! Плохо дело у вас. А у кого вы занимались раньше?

Родитель: В садике, со Светланой Ивановной.

Логопед: Да уж… Родитель: А как же нам быть?

Логопед: Будем работать, но обещать ничего не могу. Что-то он у вас какой-то  заторможенный. Ведет себя нормально?

Родитель: Да. А что вы имеете в виду?

Логопед: Ладно, не важно.

2 вариант. Логопед: Перестань прижиматься к маме! Садитесь. Ребенок сюда, мама сюда. Какие у вас проблемы? Родитель: Мы волнуемся, нашему мальчику уже четыре года, а он разговаривает хуже, чем его друзья. Логопед: Сейчас посмотрим. Двигайся сюда поближе (ребенку). Ребенок: Мама, я не хочу! Пойдем домой. Родитель: Ну, Максим, подожди, сейчас тетя тебя посмотрит, а потом пойдем домой. Логопед: (к родителю) Что вы так его нянчите? Он уже большой и должен уметь себя вести. Родитель: Он не ходит в садик, дома с бабушкой сидит. Ребенок плачет. Логопед: Выйдите, успокойте ребенка, а потом зайдите.

Заключительная часть   Подведение итогов работы

Логопед:

 - Уважаемые коллеги, вот и закончился наш семинар, и я предлагаю вам с помощью набранных оценочных символов, составить картину и посмотреть, как вы работали сегодня. Команды составляют «портрет» из набранных оценочных картинок – солнышек, цветов и по полученной картине сами оценивают свою работу.

Обратная связь.

Уважаемые коллеги, обведите свою ладонь на листе бумаги. Некоторые  пальцы — это какая-то позиция, по которой необходимо ваше мнение.
На большом пальце руки -  оставьте свои комментарии;

На указательном – нарисуйте цветок, если вам все очень понравилось.
«Наденьте» колечко на безымянный палец, если  вы решили применять в своей работ предложенные игры.

Если ваше увиденное совпало с заявленным, на мизинце нарисуйте значок «ИНЬ – ЯНЬ».

Логопед: Я хочу поблагодарить Вас за активное участие в семинаре, надеюсь, что вам было интересно и вы узнали для себя что-то новое, и будете применять свои «логопедические знания» на занятиях с детьми.

 • Эксперты подводят итоги работы команд, дают оценку знаниям, владению родным языком, проявлению творческого подхода, активности, оригинальности, быстроты реакции, оценивают смелые решения, нетрадиционные подходы.

• Эксперты дают оценку содержания семинара, методов проведения, работы логопеда. Критерии оценки: полезность, разнообразие, практичность, инициативность, перспективы.

Рефлексия «Закончи фразу»

Учитель-логопед: Уважаемые коллеги, встаньте в круг, объедините свои команды. Вам, необходимо закончить фразу одним предложением:

- Сегодня я узнал…

- Меня сегодня удивило…

- Больше всего мне понравилось…

- Хотелось бы добавить… и т. д.

Учитель-логопед:

Больше всего мне понравилось, как хорошо наш коллектив может работать одной дружной командой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар-практикум с воспитателями «Театральный калейдоскоп».

Театрализованная деятельность занимает определенное место среди разнообразных форм обучения,воспитания и развития детей дошкольного возраста....

"Театральный калейдоскоп" семинар-практикум

Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовании практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению....

семинар-практикум Семинар-практикум для музыкальных руководителей на тему «Развитие творческой активности дошкольников на основе музыкального фольклора»

Цель семинара: обобщить знания и опыт в применении методов и приемов развития творческой активности на основе музыкального фольклора...