Мастер-класс для педагогов "От трудности к лёгкости и интересу"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Мастер-класс "От трудности к лёгкости и интересу".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 25.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов.
Игровая логопедия: От трудности к лёгкости и интересу.
автор: Бондаренко Виктория Викторовна
Учитель-логопед МКДОУ№2 г. Пласта
Тема: Игровая логопедия: от трудности к лёгкости и интересу.
Цель: Наглядно продемонстрировать использование метода сенсорно-интегративной логотерапии (М.И. Лынской) в логопедической работе с дошкольниками.
Оборудование:
- 4 небольших полукруглый стола, стул, элементы костюмов: парик с цветными волосами, очки, белый халат, ободки-косички, бейсболки;
- серебристый мячик с таймером;
- портативная колонка, флешка с музыкальными записями: «Паровоз- Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова), запись звуков живых и неживых предметов (лай собаки, шум дождя, кваканье лягушки, поезд, скрип снега под ногами) ;
- поднос и 5 непрозрачных контейнеров, помидоры (свежий крупный, маленький на ветке, зеленый маринованный, кусок свежего помидора, игрушечный помидор, помидор на картинке), карточка-подсказка с изображением глаза;
- карточка-подсказка с изображением уха;
- коробка с прорезями, различные предметы для ощупывания(Н: машинка, колокольчик, карандаш, мяч, конфета и т.д.), карточка-подсказка с изображением руки;
- коробка с крышкой, декоративная салфетка, одноразовая тарелка, кусочки натурального ананаса и овощей, шпажки, карточка-подсказка с изображением языка, мешочек для мусора;
- непрозрачные сосуды с крышками, в них запахи для узнавания (Н: кофе, духи, чеснок, апельсин), карточка-подсказка с изображением носа;
Ход проведения:
- Мотивационный этап: мотивация на совместную деятельность, создание эмоционального настроя на совместную деятельность.
Учитель-логопед:
– Антуан де Сент-Экзюпери в аллегорической повести-сказке «Маленький принц» писал: «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало, кто из них об этом помнит».
А вы помните?
Сегодня Вашему вниманию я представлю мастер-класс, тема которого: «Игровая логопедия: как трудное сделать легким и интересным».
Цель: наглядно продемонстрировать использование метода сенсорно-интегративной логотерапии (М.И. Лынской) в логопедической работе с дошкольниками.
Для вас, дорогие коллеги, очень простое игровое упражнение: «Придумайте, слово»
-Серебристый комок (мяч с таймером) передавайте, любое слово быстро называйте!
Слушатели: передают комок, называю слова.
Учитель-логопед:
-Было просто, верно? А дошкольников, казалось бы, простое задание, «Назови любое слово», «Придумай слово», ставит в замешательство. Детям с нарушением речи выполнение такого упражнение может оказаться малодоступным или недоступным. Как вы думаете, почему?
Слушатели: высказывают предположения.
Учитель-логопед:
– Верно, часто у дошкольников не сформировано абстрактное понятие «слово». В силу возрастных особенностей абстрактное мышление развито недостаточно, поэтому ребенок просто не понимает смысла задания. Это создает определенные трудности в образовательной деятельности по развитию и коррекции речи, ведь слово является смысловой единицей языка.
- Практическая часть: реализация цели мастер-класса.
Учитель-логопед:
– Мне нужны помощники (четное количество человек).
Участники мастер-класса – помощники выходят.
Учитель-логопед:
– Попрошу моих помощниц и зрителей на несколько секунд закрыть глаза (ведущий мастер-класса надевает очки, парик, белый халат. Превращается в Профессора).
Лаборатория
Профессор:
– Можно всем открыть глаза. Здравствуйте! Вы находитесь в нашей детской лаборатории. А я Профессор детских наук! Поэтому мне придется вас, уважаемые взрослые, превратить в детей. Не возражаете? (Участники надевают элементы костюма: девочки – ободки с косичками, мальчики – бейсболки)
– Для проведения сегодняшнего эксперимента мы отправимся на поезде. Как же нам изобразить поезд? Конечно, это не случайно. Ведь в детской лаборатории нет случайностей: все помогает моим маленьким посетителям что-то понять…
-Итак, я первая-я начало (строимся в поезд слева-направо относительно зрителей).
Кто последний? Поднимите руку. А теперь поднимите руки все остальные! Вы в середине. Поехали! (Звучит музыка «Паравоз Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова))
1 опыт: карточка -подсказка с изображением глаза(сенсорное восприятие предмета с помощью зрительного анализатора).
Профессор:
– Итак, мы на месте. Что мы будем делать нам укажет подсказка. Где же она? Что вы на ней видите? (Глаз, будем внимательно смотреть глазами).
Участники видят на столе непрозрачные контейнеры с крышками в которых:
- Помидор натуральный большой;
- Помидор натуральный маленький на ветке;
- Долька помидора;
- Помидор игрушечный;
- Зеленый маринованный помидор
- Картинка с изображением помидора.
Участники открывают контейнеры по очереди – видят предмет, потом его прячут и называют то, что спрятали словом.
Делают вывод-обобщение: предмет исчез, а слово помните: помидор. Словами мы называем все то, что видим. Видим предмет – говорим слово. У слова всегда есть значение. Разные по виду, но объединенные одним значением предметы, мы называем одним словом.
2 опыт: карточка-подсказка с изображением уха (сенсорное восприятие предмета с помощью слухового анализатора).
Профессор:
– Ребята! Нужно найти подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с изображением уха. – Будем слушать).
– Сейчас я буду включать звук живого или неживого предмета, а вы будете угадывать кто( или что) звучит и называть слово.
Участники по звуку угадывают предмет. Называют слово.
Профессор:
– Что(кого) представил(а) на этот звук? Какое слово сказал(а)?
Делают вывод-обобщение: слышим звук предмета – говорим слово. По звуку можно узнать предмет и назвать его словом. У каждого слова – свое значение.
3 опыт: карточка-подсказка с изображением руки (сенсорное восприятие предмета с помощью тактильного анализатора).
Профессор:
-Ищем подсказку! Что вы на ней видите? (Находят карточку с рукой. –Будем трогать, держать, щупать).
Участники по очереди просовывают руку в коробку, ощупывают предмет. Угадывают предмет – называют его словом).
Делают вывод-обобщение: мы не видели предметов, но на ощупь угадывали их и называли слово. У каждого слова – свое значение.
4 опыт: карточка-подсказка с изображением носа (сенсорное восприятие предмета с помощью обонятельного анализатора).
Профессор:
-Ищем снова карточку-подсказку Что вы на ней видите? (Находят карточку с изображением носа. –Будем нюхать, узнавать предметы по запаху).
Участники видят на столе непрозрачные сосуды, закрытые крышкой, темные повязки для глаз. Делятся на пары.
Один человек в паре надевает повязку, другой открывает сосуд и подносит его к носу своему напарнику. Первый угадывает по запаху, что в сосуде – называет слово.
Делают вывод-обобщение: не видя предмет, можно узнать его по запаху. Чувствуем запах предмета – называем слово. У каждого слова – свое значение.
5 опыт: карточка -подсказка с нарисованным языком (сенсорное восприятие предмета с помощью вкусового анализатора).
Профессор:
– Как вы думаете, что будем делать? (Находят карточку с изображением языка. – Будем угадывать предметы по вкусу ).
Участники видят а столике прикрытая непрозрачной крышкой тарелка и повязки для глаз. Снова деляться на пары.
Один человек в паре надевает повязку, другой с помощью одноразовых вилочек дает ему кусочек для пробы. Первый угадывает по вкусу, что съел – называет слово.
Делают вывод-обобщение: не видя предмет, можно узнать его по вкусу. Чувствуем на вкус предмета – говорим слово. У каждого слова – свое значение.
Итог эксперимента:
Профессор:
-Мои маленькие участники, надеюсь, вы сможете сами сделать вывод. Для вас еще одна подсказка, но она распалась на кусочки, а вы их все собрали. Соедините все ваши собранные подсказки – посмотрите, что получится.
Участники все вместе собранные подсказки собирают в одну большую.
Получилось изображение головного мозга с условно обозначенными зонами глаза, уха, носа, языка, руки.
Делают вывод-обобщение: человек может узнать предмет, когда видит его, узнает на ощупь, по звуку, по запаху, на вкус и при этом говорит определенное слово. У слова всегда есть значение. Разные по виду, но объединенные одним значением предметы, мы называем одним словом.
Профессор:
делает обобщение с помощью художественного слова (авторская интерпретация стихотворения А. Шибаева).
– Всему название дано. И зверю, и предмету.
Вещей кругом полным-полно, а безымянных нет.
И все, что только видит глаз над нами и под нами,
И все что слышим, чувствуем сейчас обозначено словами.
Профессор:
-Сегодня наша лаборатория детских наук закончила свою работу, и нам пора возвращаться обратно в нашу взрослую жизнь. А поможет нам опять наш поезд, который отвезет нас назад во взрослую жизнь. С левой стороны начало. Кто конец? А все остальные, где (в серединке). Поехали! (Звучит музыка «Паравоз Букашка» (слова А. Морозова, музыка А. Ермолова))
–Участники и Профессор снимают элементы костюмов.
Учитель-логопед: обращается к участникам и зрителям мастер-класса
– Огромная благодарность всем участникам сегодняшних опытов в Лаборатории детских наук. Думаю, и участники и зрители, все поняли, для чего ребята путешествовали на поезде?
Слушатели: дают ответы.
Учитель-логопед: обобщение ответов слушателей.
-На этапе формировании понятия слово в игровой форме реализуется пропедевтическая задача: закрепляется общее понятие начала, середины и конца в ряду предметов, что бы в дальнейшем позволяет использовать это понимание при формирования навыка позиционного анализа слова, определении начала, середины и конца в слове.
III. Рефлексивный этап: подведение итогов, оценка результатов проведения мастер-класса.
Учитель-логопед:
– На современном этапе развития образования особое внимание направленно на инновационные образовательные технологии. Основным критерием «инновационности» является повышение эффективности образовательного процесса за счет ее применения. Применение метода сенсорно-интегративной логотерапии М.И. Лынской, на мой взгляд, позволяет трудное для ребенка превратить в привычное, легкое и интересное, а значит, сделать процесс развития и коррекции речи наиболее эффективным. Из опыта включения метода в свою работу, могу сказать, что его применение повышает познавательную и речевую активность дошкольников, мотивацию, развивает умение ребенка взаимодействовать со взрослым и сверстниками, а также способствует становлению целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
– Слушатели: задают вопросы, делятся своими впечатлениями, опытом работы по теме мастер-класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс на тему:"Как родителям воспитывать у детей интерес к музыке"
Для всех возрастных групп детского сада...
Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо
Мастер класс для воспитателей «техника рисования человека» с детьми 4 - 7лет«Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».Пабло ...
Мастер-класс для воспитателей "Коррекционные коммуникативные игры для дошкольников с трудностями в общении"
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...
Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....
Мастер-класс«Сторисек- метод формирования у детей дошкольного возраста интереса к чтению»
На мой взгляд, сегодня перед воспитателями детского сада стоит трудная задача: напомнить родителям о том, что именно художественная литература обеспечивает культурное развитие ребенка, формирует его р...