Рекомендации для родителей детей подготовительной группы
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Матвеева - Ширлинг Юлия Александровна

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы

«Игровые речевые упражнения с детьми с ТНР 6-7 лет»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы

«Игровые речевые упражнения с детьми с ТНР 6-7 лет»

При работе с детьми с ТНР предусматривается специальная работа по формированию у детей правильной речи.

Прежде всего, чтобы правильно произносить слова и звуки, у ребенка должен быть хорошо развито дыхание. Этому способствуют упражнения на дыхание. Очень важно артикуляционное развитие.

Кроме того, известно, что пальцы рук напрямую связаны с мозгом. Поэтому важно раскрывать и развивать пальчики. Развивая мелкую моторику рук у ребенка, мы развиваем мозговую активность, а играя в пальчиковые игры, развиваем память, фонематический слух и речь ребенка.

Упражнения на дыхание, артикуляционную гимнастику и пальчиковые игры следует проводить каждый раз в начале работы с ребятами.

После этого используются игры по нарастающей, от более легких к более сложным.

Итак, предлагаем игровые речевые упражнения.

Упражнения на дыхание:

«Надуваем шарики», «Дырявый мяч», «Гудок парохода», «Считаем этажи», «Потушить свечки», «Подуем на листочки», «Чья птичка дальше улетит», «Помоги жучку взлететь», «Сдуем снежинки с ладошки», «Погреем ручки» и многие другие помогают вырабатывать длительную воздушную струю. При этом губы вытягиваем трубочкой и не надуваем щек.

Артикуляционная гимнастика:

«Вкусная конфета», «Блин да пирог», «Лошадка скачет», «Колокольчик», «Чистим зубки», «Губочки - дудочки», «Индюк болбочет» и другие.

Пальчиковые игры

Пример:

Часы

Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени.

  • который час. Перебираем пальчиками («бежим») от

Вдруг часы сказали: «Бом!» коленочек до макушки

  • скатилась кувырком. Один хлопок над головой.

Мышь полезла второй раз Руки скатываются на пол.

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом», «Бом». Два хлопка

  • скатилась кувырком. Руки скатываются на пол

Мышь полезла в третий раз Перебираем пальчиками («бежим») от

  • который час. коленочек до макушки

Вдруг часы сказали: «Бом», «Бом», «Бом». Три хлопка

  • скатилась кувырком. Руки скатываются на пол.

Игры на развитие речи

«Эхо или попугайчик» 

- «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик».

Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его точно так же, как вы: тихо или громко, быстро или медленно.

«Угадай - ка»

Определите тему: овощи, фрукты, игрушки и т. д.

Описывайте предмет, не называя его: цвет, форму, величину, вкус:

Зеленый, круглый, полосатый, большой, вкусный…арбуз.

Черное, круглое, большое, резиновое…колесо.

Белый, сыпучий, мелкий, сладкий…сахар.

«Волшебный мешочек»

Тренировка детей в различении звуков «С» и «Ш» на вербальном уровне. Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.

Детям предлагается по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука «С» или «Ш» в ее названии.

«Подскажи словечко»

Предлагаете подсказать слово, которое потерялось, при этом с ребенком можно повторить разученные или недавно прочитанные стихи.

Наша Таня громко …(плачет)

Уронила в речку ...(мячик)

Тише Танечка …,(не плач)

Не утонет ….(в речке мяч)

«Так бывает или нет?»

Сейчас я буду рассказывать, а вы должны заметить то, чего не бывает и объяснить свой ответ.

Летом, когда ярко светило солнце, мы из снега лепили снеговика.

Осенью на деревьях распускаются листочки.

Зимой мы купаемся и загораем.

«Найди ошибку»

Упражнение детей в определении количества слогов в слове. Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные картинки

Про покупки»

Вы пришли из продуктового магазина. Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук «р».

«Что бывает мягким?»

(твердым, кислым, сладкими, длинным, острым, вкусным, синим, квадратным т.д.) Начните игру словами:

Мягким может быть…хлеб, подушка, шапка и т.д.

Кислым может быть…лимон, варенье, лекарство и т.д.

Острым может быть…нож, перец, соус и т.д.

«Что будет если…»

Вы задаете вопрос, а ребенок отвечает.

Что будет, если я пролью чай на стол?

Что будет, если я буду играть с мячом на кухне?

Что будет, если я не помою посуду?

«Кубики»

Ребенку предлагается бросать кубик и определить, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

«Кто что делает?»

Солнышко светит, а еще …сияет, греет

Машина едет, а еще … гудит, светит

Кошка бегает, а еще … ходит, пьет, спит

Или называете два предмета или живых существа. Ребенок должен назвать общее для них действие:

И лягушка, и зайчик … прыгают.

И птица, и муха ...летают.

И снег, и лед … тают.

Или много предметов на одно действие:

Светит - солнышко, лампа, фонарь, фара, а еще …

Едет - машина, поезд, велосипед, …

. «От норы до горы».

Назвать как можно больше животных, птиц, насекомых, живущих в указанных местах.

В траве живут…

В норе живут…

В сарае живут…

В море живут…

В квартире живут…

В земле живут…

«Один – много»

Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Показывая картинку, где изображен один предмет, спросите, что здесь нарисовано – яблоко, а у вас – яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

«Каждый знает»

Повторить начало фразы и добавлять новое слово.

Каждый знает, что желтым бывает…

Каждый знает, что сильным бывает…

Каждый знает, что старым бывает…

Каждый знает, что белым бывает…

Каждый знает, что нужным бывает…

«Закончи предложение».

Повторить пару слов и каждый раз дополнять ее.

Быстро бегает…

Ловко плавает…

Важно ходит…

Громко кричит…

В воде тонет…

В корзине лежит…

В цирке выступает…

«Чистоговорки»

Да – да - да – в огороде лебеда.

Ду – ду - ду - растут яблоки в саду.

Ша – ша - ша- принесли домой ерша.

Жа – жа - жа- -есть иголки у ежа.

Чи – чи - чи – прилетели к нам грачи.

«Скороговорки»

Белые бараны били в барабаны.

Проворонила ворона вороненка.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Роет землю старый крот, разоряет огород.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

В заключение хочется предупредить: невмешательство в процесс формирования детской речи, особенно деток с ТНР, практически всегда влечет за собой отставание в развитии ребенка в целом.

Представленные примеры игр – часть огромного их множества. Очень важно, чтобы детки получали удовольствие от игры. Ведь игра очень важный инструмент в обучении и воспитании дошкольников.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы

Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. Поэтому задача родителей - часть времени вне сада посвятить такой игре с ребенком, которая позволит обеспечить развитие у нег...

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы.

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы. Начало обучения в школе – очень важный период в жизни ребенка. Поэтому задача родителей - часть времени вне сада посвятить такой игре ...

Рекомендации родителям детей подготовительной группы для детей с ТНР

Уважаемые родители, выполнение этих рекомендаций – залог будущего успешного обучения вашего ребенка в школе!...

Рекомендации учителя- логопеда для родителей детей подготовительной группы

Формирование элементарных математических представлений .Ознакомление с окружающим. Развитие речи .Ознакомление с художественной литературой .Развитие фонематического восприятия .Формирование элементар...

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы по теме:" День Победы"

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы по теме: "День Победы"...

Рекомендации для родителей детей подготовительной к школе группы на период самоизоляции по теме недели «Безопасность летом».

Данный материал содержит рекомендации для родителей в период самоизоляции с по теме "Безопасность летом". Материал содержит методические рекомендации, дидактические игры, что позволит и детя...

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?".

Рекомендации для родителей детей подготовительной группы: "Как родители могут помочь ребёнку избежать некоторых трудностей?"....