Конспект занятия по развитию речи: "Осень"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Гордейчук Элина Анатольевна

Конспект занятия по развитию речи:

«Осень»

Цели:  

 Образовательные: Формировать представление об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнить и расширить словарь по теме «Осень» . Учить строить фразу из 2-4 слов. Учить воспроизводить простой ритм.                                                                                     

 Коррекционно – развивающие: Развивать слуховое и зрительное внимание, физиологическое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.                      

Воспитательные: Формировать доброжелательное отношение к собеседникам, к занятию.                                                                                                                                                                                          Словарь: Дождь, листья, трава, цветы, птицы, тучи, лужи, зонт, плащ, солнце, ветер, идут (дожди), падают, опадают, осыпаются, исчезают, светит, дует, растет, желтеют, краснеют, срывают, ставят (в вазу), дождливый, теплый, холодный, золотой, красные, желтые, зеленые, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие, часто, прохладно, пасмурно.                                         

Оборудование: иллюстрация «Осень», поддувалочки  (осенние бумажные листья на ниточках), изображения солнышка и тучи, плоскостное изображение сказочного персонажа «Осень» или кукла, карточки для индивидуальной работы, магнитная доска, зеркала.                                                        

 

Действия учителя-логопеда       

Мотивационно - побудительный

1. Оргмомент. Круг радости.

Здравствуй небо голубое (смотрим вверх)

Здравствуй солнышко родное (руки вверх)

Здравствуй матушка Земля (кланяемся)

Здравствуй ты (пожимаем друг другу руки) и здравствуй я  (руки к груди)

Логопед  здоровается.

Организационно - поисковый

2.  Дети, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

Солнцу теплому не верьте - впереди метели.

В золотистой круговерти листья полетели.

Это я пришла с дождями, листопадом и ветрами.  Кто это………..(Осень)

Появляется осень (кукла/ картинка)

3. Введение в тему.

Мы сегодня поговорим об осени.

4. Мимическое  упражнение 

Изобразить Осень -  У Осени легкая поступь, весе­лое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить плачущую, дождливую Осень.

5. Дыхательное упражнение «Осенний ветер».

Логопед раздает листочки и предлагает детям подуть на них, словно осенний ветер, сильный, холодный. Дети держат листочки за ниточки и дуют на них, не поднимая плеч и не надувая щек.

Дует, дует ветер. Дует, задувает.

Желтые листочки с дерева срывает.

6. Артикуляционная  гимнастика

По лесным тропинкам ходит – бродит осень. (улыбка) Сколько свежих шишек у зелёных сосен.   (иголочка) 

 И листок с берёзы золотистой пчёлкой. (блинчик)  

Вьётся и летает над зелёной ёлкой.    (движения языка из стороны в сторону)

7. Рассматривание картины «Осень».

-Как греет солнце осенью?

-Какие листочки на деревьях?

-Когда листочки бывают желтыми и красными?

-Что идет?

-Что на небе?

-Что делают птицы?

-Что на земле?

-Какое это время года? (Спрашивает взрослый и показывает на картину.)

8.Упражнение «Капли дождя».

Предложить детям послушать, как капает дождь. Воспроизвести голосом «кап-кап-кап-кап» (медленно, затем быстро). Потом изменить «рисунок»: «Кап-кап», «Кап-кап-кап» - с равномерными паузами.

Попросить детей воспроизвести эти звукоподражания сопряженно, затем отраженно.

Повторить эти песенки дождя с движениями пальцев рук. На каждое слово «кап» соединять большой и указательный пальцы на левой руке, затем на правой руке, потом на двух руках одновременно.

9.Динамическая пауза:  Игра «Солнышко и дождик».

- Пошел сильный дождь (логопед показывает изображение тучи), и все спрятались. (Дети садятся на корточки и делают руками крышу над головой.)

- Но вот выглянуло солнышко (логопед показывает его изображение) и можно гулять.

10. Упражнение «Минутка тишины».

Предложить детям подойти к окну, посмотреть, как много разноцветных листьев упало на землю.

— Листья лежат на земле. Тихо осенью. Давайте с вами послушаем осеннюю тишину. Сядьте на ковер, закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышите? (Логопед шуршит листьями, подражает каплям дождя и т.д.)

11. Пальчиковая гимнастика

Осень, осень, приходи!

Осень, осень, погляди!

Листья желтые кружатся,

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,

Ветер дует все сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится.

Шапки, куртки надеваем

И ботинки обуваем.

12.   Графическое упражнение «Дождик».

Рефлексионно – коррегирующий 

13. Итог.

Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте, вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии? Чем занимались? Вам понравилось занятие?

- До свидания!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_osen.docx15.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи:

«Осень, признаки осени»

Цели:   

 Образовательные: Формировать представление об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнить и расширить словарь по теме «Осень» . Учить строить фразу из 2-4 слов. Учить воспроизводить простой ритм.                                                                                      

 Коррекционно – развивающие: Развивать слуховое и зрительное внимание, физиологическое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.                       

Воспитательные: Формировать доброжелательное отношение к собеседникам, к занятию.                                                                                                                                                                                          Словарь: Дождь, листья, трава, цветы, птицы, тучи, лужи, зонт, плащ, солнце, ветер, идут (дожди), падают, опадают, осыпаются, исчезают, светит, дует, растет, желтеют, краснеют, срывают, ставят (в вазу), дождливый, теплый, холодный, золотой, красные, желтые, зеленые, коричневые, сухие, красивые, большие, маленькие, часто, прохладно, пасмурно.                                         

Оборудование: иллюстрация «Осень», поддувалочки  (осенние бумажные листья на ниточках), изображения солнышка и тучи, плоскостное изображение сказочного персонажа «Осень» или кукла, карточки для индивидуальной работы, магнитная доска, зеркала.                                                        

Действия учителя-логопеда        

Мотивационно - побудительный

1. Оргмомент. Круг радости.

Здравствуй небо голубое (смотрим вверх)

Здравствуй солнышко родное (руки вверх)

Здравствуй матушка Земля (кланяемся)

Здравствуй ты (пожимаем друг другу руки) и здравствуй я  (руки к груди)

Логопед  здоровается.

Организационно - поисковый

2.  Дети, сегодня у нас очень интересное занятие. А чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам необходимо разгадать загадку:

Солнцу теплому не верьте - впереди метели.

В золотистой круговерти листья полетели.

Это я пришла с дождями, листопадом и ветрами.  Кто это………..(Осень)

Появляется осень (кукла/ картинка)

3. Введение в тему.

Мы сегодня поговорим об осени.

4. Мимическое  упражнение  

Изобразить Осень -  У Осени легкая поступь, веселое лицо. Она радостная, щедрая, добрая, красивая.

Изобразить плачущую, дождливую Осень.

5. Дыхательное упражнение «Осенний ветер».

Логопед раздает листочки и предлагает детям подуть на них, словно осенний ветер, сильный, холодный. Дети держат листочки за ниточки и дуют на них, не поднимая плеч и не надувая щек.

Дует, дует ветер. Дует, задувает.

Желтые листочки с дерева срывает.

6. Артикуляционная  гимнастика

По лесным тропинкам ходит – бродит осень. (улыбка) Сколько свежих шишек у зелёных сосен.   (иголочка) 

 И листок с берёзы золотистой пчёлкой. (блинчик)  

Вьётся и летает над зелёной ёлкой.    (движения языка из стороны в сторону)

7. Рассматривание картины «Осень».

-Как греет солнце осенью?

-Какие листочки на деревьях?

-Когда листочки бывают желтыми и красными?

-Что идет?

-Что на небе?

-Что делают птицы?

-Что на земле?

-Какое это время года? (Спрашивает взрослый и показывает на картину.)

8.Упражнение «Капли дождя».

Предложить детям послушать, как капает дождь. Воспроизвести голосом «кап-кап-кап-кап» (медленно, затем быстро). Потом изменить «рисунок»: «Кап-кап», «Кап-кап-кап» - с равномерными паузами.

Попросить детей воспроизвести эти звукоподражания сопряженно, затем отраженно.

Повторить эти песенки дождя с движениями пальцев рук. На каждое слово «кап» соединять большой и указательный пальцы на левой руке, затем на правой руке, потом на двух руках одновременно.

9.Динамическая пауза:  Игра «Солнышко и дождик».

- Пошел сильный дождь (логопед показывает изображение тучи), и все спрятались. (Дети садятся на корточки и делают руками крышу над головой.)

- Но вот выглянуло солнышко (логопед показывает его изображение) и можно гулять.

10. Упражнение «Минутка тишины».

Предложить детям подойти к окну, посмотреть, как много разноцветных листьев упало на землю.

— Листья лежат на земле. Тихо осенью. Давайте с вами послушаем осеннюю тишину. Сядьте на ковер, закройте глаза и прислушайтесь. Какие звуки вы услышите? (Логопед шуршит листьями, подражает каплям дождя и т.д.)

11. Пальчиковая гимнастика

Осень, осень, приходи!

Осень, осень, погляди!

Листья желтые кружатся,

Тихо на землю ложатся.

Солнце нас уже не греет,

Ветер дует все сильнее,

К югу полетели птицы,

Дождик к нам в окно стучится.

Шапки, куртки надеваем

И ботинки обуваем.

12.   Графическое упражнение «Дождик».

Рефлексионно – коррегирующий  

13. Итог.

Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте, вспомним, о чём мы сегодня говорили на занятии? Чем занимались? Вам понравилось занятие?

- До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"

Конспект, где представлено много интересного для ребят....

Конспект занятия по развитию речи "Осенние забавы"

занятие для детей первой младшей группы...

Конспект занятия по развитию речи «Осень» с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Тема: Осень.Цель: формирование  умения составлять связный рассказ об осени с опорой на мнемотаблицы....

Конспект занятия по развитию речи " Осенний лес"

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Осенний лес»Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе.Сочинение сказки «Осенью в лесу».Цель:- развитие детского словесног...

Конспект занятия по развитию речи "Осень" с использованием мнемотехники в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием мнемотехники....

Конспект занятия по развитию речи- «Осень»- в группе раннего возраста.

Конспект занятия по развитию речи- «Осень»- в группе раннего возраста....