Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здравья в ДОУ
рабочая программа по коррекционной педагогике
Цель адаптированной образовательной программы ДОУ с учетом приоритетного направления – создание единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи и коррекции детей с ОВЗ дошкольного возраста.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptir._programma_vyvesti.docx | 811.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная карта Полное название программы | Адаптированная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здравья в ДОУ |
Авторы программы | Старший воспитатель Хартаганова А.Г., Мед.сестраВергун Н.К. Воспитатель Похлебаева В.В. |
Руководитель программы | Старший воспитатель Хартаганова А.Г. |
Название проводящей организации | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Питлярская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» |
Адрес организации | с. Питляр, ул. Набережная 8 |
Телефон, факс | 8(34994)63318 |
Цель программы | Формирование системного подхода к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями и оказание помощи детям в освоении образовательной программы. |
Сроки проведения | 2023 -2025г.г. |
Место проведения | МБОУ Питлярская СОШ «Образовательный центр» ДОУ |
Официальный язык программы | русский |
Контингент | Дети с ОВЗ |
Принципы реализации программы | 1. Личностно-ориентированный. 2. Гуманно-личностный. 3. Принцип комплексности. 4. Принцип деятельностного подхода. 5.Принцип «здесь и теперь». |
Пояснительная записка
Адаптивная образовательная программа для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья дошкольного образовательного учреждения МБОУ «Питлярская СОШ «Образовательный центр» (далее АОП ДО) разработана в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации, ЯНАО и уставом Образовательного учреждения.
Нормативно-правовой и документальной основой Образовательной программы содержания коррекционной работы основной образовательной программы дошкольного образования является:
Федеральный уровень:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
Национальный стандарт РФ "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003", утв. постановлением Госстандарта России от 24.11.2003 № 326-ст. Подп. 4.5.5
Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 15.05.2013г.№26)
Типовое положение о специальном коррекционно-образовательном учреждении. Положение о дошкольных учреждениях и группах детей с нарушениями речи. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 С изменениями и дополнениями от: 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 1 февраля 2005 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г
Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 г. N 03-51-5ин/23-03
"О направлении методического письма "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. N 95 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии".
Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155, зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г. N 30384).
Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" Опубликовано 24 сентября 2008 г.
Общедидактические и коррекционно-развивающие принципы организации педагогического процесса в ДОУ
Система коррекционно-развивающей работы базируется на следующих общедидактических принципах:
1. Принцип целенаправленности педагогического процесса. Цель как закон определяет характер и способ действий человека. Исходя из общих целей воспитания и развития личности ребенка, в ходе коррекционно-педагогической деятельности происходит соотнесение существующего уровня развития ребенка с предполагаемым, проектируемым эталоном, что создает основу для формирования программы коррекционной деятельности, определения этапов ее реализации, путей, способов и средств достижения предполагаемого результата.
2. Принцип целостности и системности педагогического процесса. Если педагогический процесс рассматривать как систему, т.е. как совокупность элементов, находящихся в определенных отношениях и связях между собой и образующих соответственную целостность, единство, то коррекционно-педагогическая деятельность будет являться ее элементом, подсистемой, субсистемой. В то же время коррекционная деятельность имеет свою структуру, упорядоченное множество своих взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления.
3. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса и уважения к личности ребенка определяет необходимость гармонического сочетания целей общества и личности, ориентацию учебно-воспитательного процесса на личностные возможности ребенка, его интересы и потребности.
4. Принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе является важным звеном коррекционного процесса. Только понимая и осознавая необходимость проводимых перемен в поведении, активно помогая их осуществлению, желая и стремясь их ускорить и реализовать, можно говорить об успешности и результативности коррекционно-педагогического процесса, надеяться на успех. Превращение воспитанника из объекта в субъект педагогической деятельности - длительный и сложный процесс, но без него невозможно надеяться на положительный результат. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Этот принцип оптимизирует педагогический процесс, мобилизует в нем социально значимые силы, создает поле дополнительного педагогического влияния, подключая воздействие родителей, сверстников.
5. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
При определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а, следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности ребенка.
6. Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о ребенке, особенностях его развития и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, т.е. контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата.
7. Принцип планирования и организации специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.
Осуществление общеобразовательных задач неразрывно связано с решением задач коррекционных.
8. Принцип группировки учебного материала в разных разделах программы по темам, которые являются сквозными на весь период дошкольного обучения. Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков, коррекции нарушений психического и речевого развития.
9. Принцип реализации деятельностного подхода к коррекционно-воспитательной работе, т.е. проведение всех видов воспитательной работы - образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.
При планировании и организации коррекционно-педагогической работы следует выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные задания, которые ребенок в состоянии был бы выполнить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции, определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его активного проявления, действий в ходе коррекционной работы.
Ведущая деятельность ребенка определяет его отношение к миру, позицию и взаимодействие с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источниками развития, задает типичные для данной возрастной стадии формы общения в системе отношений "ребенок - сверстник", "ребенок - взрослый".
10. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В коррекционной педагогике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению воспитателей. Должны присутствовать при этом и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов, определенная ступенчатость воздействия на сознание ребенка, его эмоционально-чувственную сферу, вовлечения его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослыми.
11. Принцип компетентностного подхода.
Развитие познавательной деятельности осуществляют специалисты: воспитатели.
Воспитатели организуют совместную деятельность, проводят режимные моменты.
Планируют свободную самостоятельную деятельность детей, которая наполняется образовательным содержанием за счет создания педагогом разнообразной предметной среды. Это позволит обеспечить широкий выбор деятельности, соответствующей интересам ребенка, включить их во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.
Педагог-психолог обеспечивает психологическое здоровье детей, коррекцию и развитие личности ребёнка.
Работу по физическому воспитанию осуществляют инструктор по физическому воспитанию.
Развитие музыкально-художественной деятельности осуществляет музыкальный руководитель.
12. Принцип учёта психофизического состояния ребенка при определении объёма и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы.
Образовательный процесс в ДОУ должен осуществляется на основе модели структурного подразделения – коррекционно–развивающего и профилактического. Это позволяет организовать и систематизировать последовательность медицинских и педагогических мероприятий, обеспечить относительную равномерность медицинской и педагогической нагрузки на ребенка.
13. Принцип взаимосвязи в работе специалистов
Это необходимость взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов, таких как педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, медицинских работников дошкольного учреждения.
Поэтому в начале каждого учебного года проводится комплексное медико-психолого-педагогическое изучение ребенка, в целях выявления уровня и особенностей психического развития для определения его образовательных потребностей, уровня возможного освоения образовательной программы и на основе полученных результатов разрабатываются образовательные маршруты групп и конкретных детей и индивидуальные коррекционно-развивающие программы для детей с ОВЗ.
При планировании и организации коррекционно-педагогической работы следует выбрать наиболее адекватную целям и задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и методах реализации были посильно сложные задания, которые ребенок в состоянии был бы выполнить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции, определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его активного проявления, действий в ходе коррекционной работы.
Ведущая деятельность ребенка определяет его отношение к миру, позицию и взаимодействие с теми элементами социальной среды, которые в соответствующий момент являются источниками развития, задает типичные
14. Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений). Контингент детей с ОВЗ крайне не однороден. Это определяет необходимость сочетания индивидуальных программы для детей со сложной структурой дефекта и индивидуального коррекционного маршрута для других детей с ОВЗ. Поэтому педагоги проводят индивидуальные, подгрупповые занятия, фронтальные занятия. Для некоторых категорий детей с ОВЗ это могут быть занятия по физической культуре и музыке.
15. Принцип приоритетного формирования качеств личности, необходимых для дальнейшей социальной адаптации.
Весь образовательный процесс образовательного учреждения строится таким образом, чтобы у детей, формировалась активная жизненная позиция, оптимизм, коммуникабельность, уверенность в своих силах.
16. Принцип планирования и проведение всех образовательных и коррекционно-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций и формирование приемов их компенсации.
Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону создания компенсаторных средств.
Это означает, что нужно формировать функциональные системы за счет более активного развития сохранных функций, на основе индивидуальной коррекционно-развивающей программы.
17. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.
Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений. Отклонение в развитии и поведении ребенка - результат не только его психофизиологического состояния, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогов, т.е. сложности в поведении ребенка - следствие его отношений с ближайшим окружением, особенностей их совместной деятельности и общения, характера межличностных контактов с социумом. Следовательно, успех коррекционной работы с ребенком без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений в развитии и поведении оказывается либо недостаточно эффективным, либо попросту безрезультатным.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания осуществляется при помощи систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Первостепенное значение отводится уровню педагогического мастерства каждого воспитателя, специалиста, его культуры, любви к детям. Именно позитивная атмосфера учреждения является залогом успеха общего развития каждого ребенка, гарантия прочности приобретенныхнравственных качеств. Забота о здоровье и всестороннем воспитании и развитие детей – главный аспект, который объединяет каждого сотрудника МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ» дошкольное отделение с семьями воспитанников. Главная задача каждого взрослого - стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
В процессе проведения программных мероприятий используются следующие технологии:
Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата в виде деформаций осанки и стоп занимают одно из первых мест среди различных отклонений в психофизическом развитии детей.
Данные нарушения негативно влияют на физиологические системы организма и показатели умственной и физической работоспособности детей.
В процессе реализации программных мероприятий ведущей является здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества и игровые технологии. Фрагментарно используется технология группового тренинга.
Сопутствующей технологией является информационно-коммуникационная технология.
Формы обучения, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими дошкольных образовательных программ.
Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого.
Принцип вариативности и возможности выбора заданий активно используется на протяжении всего курса и позволяет каждому воспитаннику на максимально посильном для него уровне, соответствующем его способностям, особенностям развития и склонностям, снимает излишнее эмоциональное и интеллектуальное напряжение, способствуют формированию положительных внутренних мотивов воспитания и обучения.
Индивидуальная и групповая работа с воспитанниками
В детском саду организуется индивидуальная и групповая коррекционная работа с воспитанниками, которая проводится медперсоналом, педагогом-психологом, воспитателями ДОУ. Отбор в коррекционные группы воспитанников для индивидуальных занятий проводится по итогам обследования и медицинского заключения.
Индивидуальное обучение
Воспитание и обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется вариативно:
- занятия в ДОУ проводятся индивидуально, в группе, мед.кабинете или комбинированно, когда часть занятий проводится индивидуально в ДОУ, часть занятий проводится в группе.
Выбор вариантов проведения коррекционных мероприятий зависит от особенностей психофизического развития, возможностей воспитанников и заявления от родителей (законных представителей).
Организация воспитательных мероприятий в ДОУ предполагает возможность участия в них детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с нарушениями речи наравне со своими сверстниками, вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми по мере возможности их здоровья.
Индивидуальное обучение
Воспитание и обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется вариативно:
- занятия в ДОУ проводятся индивидуально, в группе, в кабинете психолога, мед.кабинете или комбинированно, когда часть занятий проводится индивидуально в ДОУ, часть занятий проводится в группе.
Выбор вариантов проведения коррекционных мероприятий зависит от особенностей психофизического развития, возможностей воспитанников и заявления от родителей (законных представителей).
Организация воспитательных мероприятий в ДОУ предполагает возможность участия в них детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, наравне со своими сверстниками, вне зависимости от степени выраженности нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанники включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми по мере возможности их здоровья.
Приоритетные направления и содержание коррекционной работы в дошкольном отделении МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ»
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико–педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.
Цель адаптированной образовательной программы ДОУ с учетом приоритетного направления – создание единой комплексной системы психологической и медико-педагогической помощи и коррекции детей с ОВЗ дошкольного возраста.
В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
в разных формах совместной деятельности взрослых и детей:
игровой,
коммуникативной,
двигательной,
самообслуживания и элементах бытового труда,
познавательно-исследовательской,
изобразительной,
конструирование из различных материалов,
музыкальной,
восприятие художественной литературы и фольклора с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом развитии детей, в самостоятельной деятельности детей, а также через взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Еще одним приоритетным направлением в программе ДОУ является патриотическая направленность образовательного процесса. Ямало-Ненецкий автономный округ с особой историей и традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи. Первая форма знакомства детей с этими традициями, передача детям духовных ценностей своей национальной культуры народа ханты, характера взаимоотношений между людьми происходит в стенах ДОУ.
Цель – заложить основы патриотизма.
Задачи:
- Предоставить детям возможность эмоционально-практического контакта со значимой сферой жизни – родным посёлком.
2. Развивать познавательный интерес, расширить представления об истории нашей малой родины, его настоящем.
- 3. Способствовать формированию начал активной детской позиции (беречь свою родину, заботиться по мере сил).
- 4. Содействовать формированию произвольности поведения и деятельности, адаптации к социальной среде.
Возрастные особенности детей
Комплектование групп в дошкольном отделении МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ» осуществляется детьми от 4-х до 7 лет по возрастному, смешанно-возрастному принципу. Организация детской жизнедеятельности осуществляется с учетом возраста и пола.
Контингент детей коррекционной группы ОДА Дошкольная группа | Возраст | Количество детей |
Подготовительная | 6-7 | 1 |
Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:
• своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
• выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности
ребенка с ОВЗ;
• определить оптимальный педагогический маршрут;
• обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с
ОВЗ в дошкольном учреждении;
• спланировать коррекционные мероприятия, и скорректировать программы коррекционной работы;
• оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
• определить условия воспитания и обучения ребенка;
• консультировать родителей ребенка с ОВЗ.
Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который означает всесторонность обследования и оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами, и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза.
Педагоги и воспитатели знакомятся с рекомендациями медицинского обследования. Это помогает сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.
Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.
Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.
Адаптивная образовательная программа ДОУ нацелена на разностороннее развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области в соответствии с ФГОС ДО.
Образовательное учреждение обеспечивает ознакомление воспитанников и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса.
Содержание образовательной области «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Основные цели и задачи
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Направления, выбранные педагогическим коллективом с учетом особенностей вида учреждения.
Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является «Укрепление здоровья и совершенствование физического развития детей».
Для физического развития детей используются различные формы организации физического воспитания:
- занятия физической культурой 3 раза в неделю;
- утренняя гимнастика;
- корригирующая гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- спортивные праздники и развлечения;
- бодрящая гимнастика после дневного сна;
- закаливающие процедуры;
- занятия на велотренажёре;
- участие детской спартакиады;
- различные массажи (пальчиковая гимнастика, точечный массаж, общеукрепляющий массаж).
Содержание психолого-педагогической работы
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Возрастные группы | Обязательная часть | Часть, формируемая участниками образовательного процесса | ||
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) | Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности | Формировать навыки сохранения правильной осанки в различных видах деятельности. Формировать здоровье сберегающее поведение, предупреждающее искривление осанки. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников: Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно- силовые и координационные способности: Содействовать развитию чувства ритма, памяти, слуха, внимания, умение согласовывать чувства ритма с музыкой; Формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений; Развивать ручную умелость и мелкую моторику. |
Физическое развитие
Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) | Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры. Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении. Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ориентироваться в пространстве. Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место. Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами |
Формы, приемы организации образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие» | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность c семьей |
Утренний отрезок времени Индивидуальная работа воспитателя Игровые упражнения Утренняя гимнастика: -классическая -игровая -полоса препятствий -музыкально-ритмическая Подражательные движения Прогулка Подвижная игра большой и малой подвижности Игровые упражнения Проблемная ситуация Индивидуальная работа Занятия по физическому воспитанию на улице Подражательные движения Занятие-поход Вечерний отрезок времени, | Занятия по физическому воспитанию: - сюжетно-игровые - тематические -классические -тренирующее -по развитию элементов двигательной активности (творчества) - комплекс с предметами -сюжетный комплекс -подражательный комплекс Физ.минутки, Гимнастика для глаз. Динамические паузы Тематические физкультурные занятия | Игра Игровое упражнение Подражательные движения | Беседа, консультация Открытые просмотры Встречи по заявкам Совместные игры Физкультурный досуг Физкультурные праздники Консультативные встречи. Встречи по заявкам с специалистами. Совместные занятия Интерактивное общение Мастер-класс Сайт |
включая прогулку Гимнастика после дневного сна -оздоровительная -коррекционная -полоса препятствий -корригирующие упражнения -классические Физкультурные упражнения Коррекционные упражнения в тренажерном зале. Индивидуальная работа Подражательные движения Занятия по физическому воспитанию на улице. | Игровые (подводящие упражнения) Игры с элементами спортивных упражнений. Коррекционные упражнения на велотренажёре. | Игровое упражнение Игра Подражательные упражнения |
Физкультурно-оздоровительная работа
В дошкольной организации проводят постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Под руководством медицинского персонала осуществляется комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных условий. При проведении закаливающихмероприятий осуществляется дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.
В помещении обеспечивается оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучаем детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечиваем пребывание детей на воздухе в соответствии с температурным режимом и оптимальным двигательным режимом — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.
Педагогами поощряется участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развиваем инициативу детей в организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощряем самостоятельное использование детьми имеющегося физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитываем интерес к физическим упражнениям, учим пользоваться физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время). Ежедневно проводятся с желающими детьми утренняя гимнастика. В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся педагогами физкультминутку, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику длительностью 1–3 минуты.
Режим двигательной активности
|
Система закаливающих мероприятий с учетом времени года
Старший возраст(5-7)
ОСЕНЬ | ЗИМА | ВЕСНА | ЛЕТО | |||||||||
IX | X | XI | XII | I | II | III | IV | V | VI | VII | VII | |
П В В О Х С У ☼ Р | В В О Х С К У Р | В О Х К У Р | В О Х К У Р | В О Х К У Р | В О Х К У Р | В О Х К У Р | В В О Х С К У Р | В В В О Х С ☼ У Р | П Г В О Х С ☼ У Р | П Г В О Х С ☼ У Р | П Г В О Х С ☼ У Р | |
Условные обозначения Закаливания воздухом | ||||||||||||
утренний прием на свежем воздухе | П | |||||||||||
гимнастика – занятия на свежем воздухе | Г | |||||||||||
воздушные ванны | В | |||||||||||
облегченная форма одежды | О | |||||||||||
ходьба босиком в спальне до и после сна по массажным коврикам | Х | |||||||||||
сон с доступом воздуха (+ 19, +17) | C | |||||||||||
контрастные воздушные ванны (перебежки) | К | |||||||||||
солнечные ванны | ☼ | |||||||||||
Закаливание водой: | ||||||||||||
обширное умывание | У | |||||||||||
полоскание рта | Р |
Система мероприятий оздоровительного характера отражена в содержании оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
|
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеющими физические нарушения в здоровье.
На базе ДОУ проводится систематическая работа по профилактике и коррекции физического развития дошкольников. В рамках этой работы в ДОУ разработана и реализуется модель физкультурно-оздоровительной системы с учетом нарушений физического здоровья у детей. При моделировании двигательного режима в условиях ДОУ учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Планирование разных форм физического воспитания дошкольников осуществляется на основе следующих принципов:
■ оздоровительно-коррекционная направленность;
■ индивидуальный подход;
■ доступность;
■ повторяемость упражнений с их постепенным усложнением.
Каждый блок данной модели необходим в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата. Среди них можно выделить наиболее важные. • Коррекционное • Тематическое (на воздухе) • Сюжетно-игровое • Игровое (на воздухе) • Контрольно- проверочное • Ритмическая гимнастика • Занятие с использованием тренажеров | • Коррекционая • Традиционная • Игровая • Сюжетно-игровая | • "Уроки здоровья" • Пальчиковая гимнастика • Лечебное плавание •Коррекционное занятие в сенсорной комнате •Артикуляционная гимнастика с включением игр на развитие мелкой моторики | •Коррекционная • Традиционная • Игровая • С использованием тренажеров • Сюжетно-игровая | Спортивные игры Подвижные игры Спортивные упражнения Упражнения на полосе препятствий Народные подвижные игры Дифференцированные игры на развитие внимания, ловкости, координации, быстроты реакции |
Занятие по физической культуре (3 раза в неделю) | Утренняя гимнастика (на воздухе, ежедневно) | Коррекционно- развивающее занятие (2 раза в неделю) | Гимнастика после дневного сна (ежедневно) | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) |
Занятия с использованием оздоровительных тренажеров.
Коррекционно- развивающие занятия
Так, занятия по физической культуре проводятся с использованием велотренажеров. Занятия по физической культуре коррекционной направленности ориентированы на развитие различных систем организма ребенка путем оптимального подбора объема физической нагрузки.
Особое значение в физическом воспитании детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют коррекционные занятия:
■ по лечебной физкультуре;
■ "Уроки здоровья".
Коррекционные занятия по физической культуре проводятся два раза в неделю, продолжительностью два месяца, с периодичностью — дважды в год (в начале и в конце года).
Для определения положительной или отрицательной динамики экспресс-диагностика проводится два раза в год (в октябре и апреле).
Анализ сравнительных результатов первичной и повторной экспресс-оценки позволяет говорить о тенденциях улучшения состояния опорно-двигательного аппарата у детей. В соответствии с диагнозом дошкольники на занятиях лечебной физкультурой распределяются по подгруппам. Преобладающие диагнозы — нарушение осанки и вальгусная деформация стоп. Занятия проводятся также в группах и индивидуально. Их продолжительность зависит от возраста детей: для 5-7 лет — 30 мин, индивидуально — 10-15 мин.
Занятия лечебной физкультурой включают в себя корригирующие и общеукрепляющие упражнения (приложение 3). Каждое занятие состоит из трех частей.
Вводная часть длится 5-7 мин. Выполняются дыхательные упражнения, различные упражнения для мелких и средних мышечных групп конечностей (с игровым и спортивным оборудованием). Упражнения делаются ритмично, со средней и максимальной амплитудой, чередуются с дыхательными упражнениями.
Основная часть — 15-20 мин. Выполняются упражнения для средних и крупных мышц конечностей и туловища, которые также чередуются с дыхательными упражнениями. Упражнения делаются ритмично, с большой амплитудой.
Заключительная часть — 5-7 мин.
Это дыхательные упражнения, различные упражнения для мелких и средних мышечных групп конечностей (с игровым и спортивным оборудованием). Постепенно снижается нагрузка, восстанавливаются дыхание и сердечная деятельность.
Требования к двигательному режиму:
Создавать оптимальные условия в учебном процессе:
1.Физкультпауза через каждые 10-15 минут.
2.Увеличение мобильности детей во время занятия, предусматривать смену поз детей во время занятия — стоя, сидя на стуле, сидя на полу, лежа.
В режиме дня:
1.Утренняя гигиеническая гимнастика.
2.Ежедневные 2-х часовые прогулки на свежем воздухе.
3.Ежедневно: самообслуживание, уборка групп и спальных комнат, территории, дежурство.
Стимулировать заинтересованность детей в повышении собственных двигательных возможностей через:
1.Самоосознание двигательного дефицита и резервов его коррекции.
2.Участие в спортивных соревнованиях, развлечениях.
Таким образом, разработанная модель физкультурно-оздоровительной системы на основе индивидуального подхода, учета возрастных особенностей, диагноза детей, их психоэмоционального состояния позволяет эффективно осуществлять комплексную работу по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в условиях ДОУ.
|
Таким образом, при оздоровительном плавании решается несколько задач, позволяющих осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к коррекции нарушений осанки и сколиоза:
■ разгрузка позвоночника;
■ укрепление мышечного корсета;
■ формирование правильной осанки;
■ коррекция плоскостопия;
■ развитие двигательной активности;
■ выработка двигательных навыков и совершенствование дви-гательных способностей (ловкость, быстрота, выносливость);
■ развитие силовой выносливости мышц.
В соответствии с перечисленными задачами в содержание занятий оздоровительным плаванием включаются теоретические сведения, под-готовительные упражнения и обучение технике плавания. На занятии приобретаются практические навыки плавания, выполняются специальные коррекционные упражнения.
Серьезная составляющая коррекционной работы — "Уроки здоровья". Во время этих занятий дети получают первоначальные представления о своем теле, культурно-гигиенических навыках, профилактике заболеваний; знакомятся с основными способами и игровыми приемами, направленными на укрепление мышечного тонуса и физическое совершенство Отдельным пунктом в физкультурно-оздоровительной работе обозначены занятия на велотренажерахна которых решаются задачи физической и психоэмоциональной коррекции детей и выполняются обучающие функции. К примеру, на занятиях мы используем также "дорожку здоровья". Она представляет собой дорожку из ковролина, на которую с помощью липучек крепятся пять (можно больше) круглых подушечек (мы называем их "блинчиками" или "кочками"), наполненных различными материалами. Это могут быть мелкие и крупные речные камушки, горох, фасоль, пшено и др., вызывающие разные ощущения. Использование "дорожки здоровья" играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти занятия способствуют развитию внимания, т. к. движение по "блинчикам" требует от детей зрительной и моторной сосредоточенности. Передвигаясь по "дорожке здоровья", ребенок может овладеть счетом (прямой, обратный, порядковый), а также научиться ориентироваться в пространстве.
С этой же целью (коррекция эмоциональной сферы каждого ребенка) в рамках ежедневных эмоционально-стимулирующих упражнений проводятся коррекционные занятия.
График организации образовательного процесса по физическому развитию. Сроки | Содержание работы |
1-15 сентября | Диагностика физического развития детей. Оформление диагностических карт (приложение №2),бюллетень рекомендаций специалистов (приложение №3), маршрут индивидуального развития (приложение №4), участие в консилиуме |
15 сентября – 15 мая | Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные мероприятия по расписанию |
10 января – 20 января | Промежуточная диагностика физического развития детей, участие в консилиуме |
15 мая – 31 мая | Итоговая диагностика физического развития детей. Участие в итоговом консилиуме. Оформление документации |
Коррекционно-развивающие мероприятия педагога - психолога:
Занятия направлены на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов, регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации. Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом. Индивидуальный и дифференцированный подход к детям во время воспитательно- образовательного процесса осуществляется за счет:
дозирования индивидуальной образовательной нагрузки, как по интенсивности, так и по сложности материала;
индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения заданий
Содержание коррекционно-развивающей работы воспитателя с детьми в ходе режимных моментов Формы коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
Подготовительная группа | |
Утренняя коррекционная гимнастика | Коррекция дыхания Развития слухового внимания, мелкой моторики рук, двигательной активности, ориентировки в пространстве. |
Засыпание под музыку | Релаксация: переход от активной деятельности ко сну. |
Пробуждение под музыку | Выравнивание фаз пробуждения детей. Эмоционально-положительный настрой детей на дальнейшую деятельность во второй половине дня. |
Коррекционная бодрящая гимнастика | Развитие общей и мелкой моторики. Коррекция плоскостопия, нарушения осанки. Формирование умения ориентироваться в пространстве. |
Дидактическая игра | Закрепление навыков и умений детей, полученных на коррекционных занятиях. |
Сюжетно-ролевая игра | Формирование умения поддерживать игровую деятельность. Формирование умения организовывать игровую деятельность Обогащение лексики. Формирование связной речи. Развитие коммуникативной стороны речи. |
Индивидуальная коррекционная работа по заданию специалистов | Артикуляционная гимнастика. Развитие мелкой и крупной моторики Формирование фонетического восприятия Выполнение упражнений по преодолению фонетических нарушений грамматической стороны речи и связной речи. Обогащение лексики Формирование сенсорного восприятия Коррекция и развитие психических процессов (средняя) Развитие познавательной деятельности. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Коррекция нарушений опорно – двигательного аппарата |
Основные направления деятельности м/сестры по оздоровлению в дошкольном учреждении
Основные цели деятельности медработников и воспитателей:
-своевременная систематическая медико-психолого-педагогическая помощь детям с отклонениями в развитии;
- консультативно-методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения и коррекции нарушений в развитии ребенка;
- социальная адаптация детей с отклонениями в развитии и формирование у них предпосылок учебной деятельности.
Основные задачи работы мед/работников и воспитателей:
- социальная адаптация детей в коллективе;
- формирование коммуникативных способностей;
- формирование умения сотрудничать;
- осуществление необходимой коррекции нарушений в развитии детей;
- обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении детей в школу;
- создание развивающей предметно-пространственной среды и условий для обогащенной, разнообразной двигательной активности детей;
- взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного, гармоничного развития детей, выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку
- распространение и обмен опытом.
Образовательный процесс включает:
- гибкое содержание;
-здоровьесберегающие технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие каждого ребенка, коррекцию дефекта;
- создание в группе условий для развития различных видов двигательной активности для коррекции плоскостопия, нарушения осанки с учетом возможностей, интересов, потребностей самих детей (это направление обеспечивается взаимодействием в работе специалистов и воспитателя);
- сотрудничество с семьей.
Категория детей с нарушениями развития
Количество детей. | Возраст |
1 | 6-7 |
Тематический план работы с детьми с ОВЗ составляется на год и реализуется по всем направлением развития.
Такой принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные (при необходимости) и культурные компоненты, учитывать разновозрастной характер группы (коррекционные группы). Вхождение одинаковых тем в различный возраст обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии всего дошкольного возраста. Реализация комплексно- тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции.
Календарно-тематическое планирование с включением тем
региональной компетенции на 2017-2019 гг. |
|
Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников
Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй.
Цель: Формирование уважительного отношения родителей к ребенку с ОВЗ, как к человеку с особыми потребностями.
Задачи работы с родителями:
Повышение педагогической культуры родителей.
Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
Важным условием для обеспечения эффективной интеграции детей с ОВЗ в образовательное учреждение общего типа является проведение информационно-просветительской работы, разъяснительных мероприятий по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса конкретных категорий детей. Педагогическим коллективом ДОУ активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей.
Формы работы с родителями:
1. проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей.
2. педагогические беседы (индивидуальные и групповые)
3. совместные занятия и развлечения, труд.
4. круглые столы с привлечением специалистов детского сада (медсестры, врача, инструктора по физкультуре, музыкального руководителя)
5. организация совместных дел.
Методы работы с родителями:
анкетирование
посещение семьи
наблюдение за ребенком
беседы с родителями
беседы
Взаимодействие с социумом по совместной реализации адаптивной программы в ДОУ
Разработанный нами проекториентирован на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение в работе с детьми ОВЗ. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителями, помогает гармонизировать их отношения.
МБОУ ШЦКА сельский клуб Питляр
Адаптивная образовательная программа для детей с ОВЗ в МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ» дошкольное отделение разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. No1155).
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
В ДОУ функционируют 2 разновозрастные группы.
Адаптивная образовательная программа для детей с ОВЗ разработана на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа направлена на разностороннее развитие детей с 3 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.
Адаптивная образовательная программа для детей с ОВЗ в МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ» дошкольное отделение направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно–эстетическое развитие ребёнка); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание АОП ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):
- социально - коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно - эстетическое развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Содержание и формы взаимодействия с детьми, описанные в программе отражают возрастные возможности детей, учитывает их анатомо-физиологические, психофизиологические особенности, возрастные потребности детей с ОВЗ и детей - инвалидов. Формы и методы общения с детьми позволяют обеспечить благоприятные условия для развития детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте
Нормативные и методологические основания разработки адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста представленная в табличном варианте. Р...
Положение о разработке и утверждении адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с учётом особенностей их ...
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития с 3 до 7 лет
Адаптированная образовательная программа разработана для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), задержку психического развития, посещающих группы общеразви...
КУ Урайский специализированный Дом ребенка. Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровьяв условиях введения ФГОС ДО...
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет
Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья .
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе со...