"Сочиняя музыку"
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Коваленко Елена Ивановна

«Создание условий для развития инициативы и возможности выбора в организации творческого музицирования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinyaya_muzyku_sof_2018g.docx18.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Сочиняя музыку».

Выступление с элементами интерактивного взаимодействия на СОФ г.Красноярск по теме:

«Создание условий для развития инициативы и возможности выбора в организации творческого музицирования».

Муз.руководитель МБДОУ № 23

 «Золотой петушок» г.Железногорск

Коваленко Е.И.

Слайд1

 Сл.2 Примерно так можно охарактеризовать начало наших творческих встреч с музыкой. «Мы» - это дети, воспитатель и музыкальный руководитель, потому что каждый раз это новые грани музыки для нас взрослых, и конечно, «ОТКРЫТИЕ!!!» для детей.

         Каждый раз ребенок открывает для себя новые свои возможности, или новую деятельность с музыкой, или услышит новые краски: акценты, штрихи, тембр, темп музыки, а возможно сегодня состоится открытие нового знания о музыке и инструментах. Каждый раз для ребенка это сюрприз, открытие и поиск.

Сл.3 Музыкальный психолог и педагог В.Каневский, рассуждая на тему о негативной роли взрослой эстетики и культуры в обучении детей, пишет: «Исполнение и слушание классической музыки, рисование натюрмортов с перспективой, светом и тенью – деятельность разумная в свой час,- для 7-8-летних оборачивается, в лучшем случае, бесплодным обслуживанием ожиданий взрослых. В худшем – задержкой развития, потерей способностей к предмету. Если ребенок не соответствует эстетическим конструкциям взрослых, на него навешивается клеймо неспособного».

Сл.4 Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Образовательный процесс строится с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха.

Задания должны подаваться таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Этому в музыкальной деятельности как раз способствует реализация деятельностного подхода- то есть «творческое музицирование».

Сл.5 Начальному музыкальному обучению в его исторической ретроспективе соответствуют импровизационные формы музицирования в синкретической форме. Сл.6 Дети должны почувствовать, что музыка находится внутри них самих. Они интуитивно открывают себя как сущность, у которой есть глубокая психическая и биологическая потребность соотносить себя с миром звуков.

Сл.7 Инструментальное музицирование можно считать логическим продолжением музицирования со звучащими жестами, которое должно продолжаться на протяжении всего дошкольного детства, т.к. формирование метроритмического чувства занимает несколько лет и шумовой инструмент будет лучшим помощником педагога, а также будет идти работа над тонкостью, чуткостью тембрового слуха.

Сл.8 (на слайде) Образовательные ситуации:

Сл.8 ПРОБЛЕМА   (клик) – не подходит звучание под характер музыки  

РЕШЕНИЕ  (клик) - поиск способов игры, или обозначение акцентов, метра, ритмического рисунка и т.д.

И вот ребенок уже и композитор, и исполнитель – сочиняет свой аккомпанемент!

Сл.9 Обязательно просите оценить слушателей исполнение музыкантов. Отметьте тех, кого не назвали, но и помогите высказать мягкую критику тому, кто играл не в ансамбле, или не подобрал способ игры на инструменте.

Сл.10 Танцевальные(двигательные) импровизации  

Во время импровизируемого движения (дирижирование, танец, балет, рисование музыки) ребенок не интерпретирует музыку, не переводит на язык пластики, не пытается ее подобным образом объяснить – он в ней просто живет «здесь и сейчас». Музыка переживается целостно, она воспринимается и «поглощается» телом.

Сл.11 Сам ребенок становится инструментом – и сочиняет!!

Потанцевать!!! Что вы сейчас чувствуете?

Такое движение приносит чувство освобождения, помогает создать внутренний психологический комфорт!

Сл.12 Песенные импровизации я предлагаю неотрывно связывать с графической записью. В этом случае у ребенка появляется ситуация побывать композитором, дирижером и исполнителем

Доска или большой лист бумаги – это звуковое пространство, где есть начало и конец, высоко и низко. Здесь не бывает «правильно» или «неправильно». Принимается каждая интерпретация графической записи звуков, ровно, как и запись любым способом.

«Играть» с залом:

Сл.13 «Композитор и исполнитель»:

Сл.13 «Композитор и исполнитель»:

композитор  - ему предлагаются на выбор все возможные «варианты» изображения движения мелодической линии и постепенно к концу года стараюсь их подводить к комбинированию нескольких «вариантов» (2-х или 3-х) по их выбору.

Исполнители или выбранный композитором исполнитель озвучивает произведение. (возможен выбор дирижера из детей)

Слушатели (2-3 по желанию) оценивают исполнение. (с помощью педагога)

Сл.14 «Песенка по кругу»:

Каждый придумывает свою мелодию, а графическое изображение «рисует» рукой в воздухе.

Слушатели в этом варианте – тоже все дети – их задача выбрать самое понравившиеся исполнение.

Сл.15 «Повторюша»:

Она похожа на вариант «Песенка по кругу», но у слушателей (а это все дети) теперь задача услышать повторяющиеся варианты, соответственно в роли исполнителя и композитора.  Каждый должен постараться сочинить не похожий вариант песенки. Усложняется внесением «Кубика эмоций», который выбрасывает настроение песенки, или дополнительным задание: спеть как марш или вальс.

Сл.16 «Доска выбора» - это форма проведения заключительного занятия по слушанию музыки.

Дети выбирают центр, в котором они будут импровизировать, отмечая его своей ноткой и начинается волшебство. За занятие можно 2 раза выбрать центр-импровизацию.

Сл.17  Так давайте не «научим» любить музыку, а «откроем» детям музыку в них самих.       Сл.18  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесное творчество детей "Учимся сочинять стихи"

В работе раскрываются условия необходимые для формирования у детей словесного творчества. Также описываютя приёмы и дидактические игры, которые помогают детям сочинять собственные стихи, и...

"Сочинили песенку" авторская

Песня для детей дошкольного возраста. Минусовку можно найти в моих аудиозаписях, а ноты и текст ниже....

Доклад: "Я сочиняю сказки"

Сказка – это повествовательный жанр фольклора, в котором на основе фантастической условности воссоздается обобщенное изображение мира и человека; выделяется несколько разновидностей жанра: волшебная с...

«Смотрю, сочиняю, рассказываю».

Развитие творческого мышления и активной речи при составлении рассказов по серии картинок....

Конспект музыкального занятия "Поём. Играем. Сочиняем" Старшая группа

Музыкальное занятие для детей 5-6 лет, не посещающих детский сад, занимающихся в группах предшкольной подготовки....

«Поговорим о музыке» Беседа первая «Музыка, музыка всюду слышна» Приложение к слушанию музыки

Приобщить детей к музыкальному искусству. Научить детей слушать музыку.Учить детей сопереживать чувствам, выраженным в музыке....

«Сочиняем музыкальную сказку» конспект организованной образовательной деятельности художественно - эстетическое развитие (музыка) в подготовительной к школе группе.

Что такое творчество? Это свобода самовыражения, нестандартное видение мира. Творческие задания на музыкальных занятиях способствуют общему творческому развитию личности, восп...