"Нетрадиционные техники при лепке с детьми ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Сообщение знакомит педагогов с нетрадиционным способом лепки - тестопластика, который можно использовать в работе с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_soobshchenie.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ
на тему
«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ПРИ ЛЕПКЕ
С ДЕТЬМИ ОВЗ»
Подготовила воспитатель:
Краморова Галина Алексеевна
Серпухов 2024 г.
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиков пальцев. От пальцев, образно
говоря идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источники мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Художественно-эстетическое развитие представляет собой одну из пяти образовательных областей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Художественно-эстетическое развитие включает в себя словесное, музыкальное и изобразительное искусство. Сегодня мы уделим внимание изобразительному искусству, а именно – обучение детей с ОВЗ лепке.
Лепка в переводе с греческого означает «пластика». Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.
В непрерывной образовательной деятельности (лепке) основным материалом является пластилин. Он обладает не большими пластическими возможностями. Пластилин требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Глина более пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время.
Нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказывается на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, эта деятельность является движущей силой психического развития. Кроме того, работая с детьми с ОВЗ, мы неоднократно сталкивались с такой проблемой, что не каждому ребенку нравиться брать в руки пластилин или глину. Не говоря уже о том, чтобы что-то из них слепить. Решением этой проблемы требует специального подхода, который на наш взгляд, заключается в использовании нетрадиционных техник в лепке. Одной из такой техник является тестопластика.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста. Лепка из теста – столь же естественная и органическая потребность ребенка, как и игра. Тестопластика является одним из самых увлекательных видов декоративно-прикладного искусства.
История возникновения соленого теста.
Приблизительно 5 тысяч лет назад древние египтяне знали уже много рецептов теста и выпекали уже около тридцати различных сортов хлеба.
Древние инки лепили из теста фигуры людей, животных и затем приносили их в жертву, а древние египтяне, греки и римляне преклонялись перед ними, как перед божествами.
Начиная с XVII века, в Китае, из теста делали марионетки. Так из теста стали выпекать не только хлеб, но и декоративные изделия, а также религиозные фигурки из народных сказаний.
В Германии и Скандинавии издавна было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благоденствие.
В России на Рождество в Вологодской, Архангельской и других северных губерниях пекли из пшеничного теста «коровок», «бычков», «петушков», «свинок», «козочек» в знак того, чтобы на дворе было побольше «животинки». Эти печенья дарили родным, соседям, украшали окна. Чтобы сохранить изделия от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли - так возникло соленое тесто на Руси.
В праздники в северных русских деревнях, даря произведения из соленого теста, говорили: «Дарю вам мукосол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие».
Мукосол - это не только забавные фигурки из соленого теста на холсте или в самостоятельной композиции, это обереги наших домов еще с дохристианских времен. Считалась, что любая такая поделка, находящаяся в доме - символ богатства, благополучия и достатка в семье.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Соленое тесто (наиболее оптимальный вариант для лепки) - один из самых доступных и дешёвых материалов. Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином, оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Этот материал очень эластичный, приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Из соленого теста можно изготавливать как плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет создавать красивые композиции и настенные панно.
Так как совместная творческая деятельность очень сплачивает, лепка из соленого теста может стать отличным семейным занятием.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников. Лепка из теста дает ребенку многое с точки зрения развития и обучения, это удивительный инструмент познания мира, и прекрасная возможность развивать воображение детей с ОВЗ.
На индивидуальных занятиях педагог осуществляет целенаправленную коррекционно-развивающую работу по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности посредством использования разнообразных приемов тестопластики. Работа с тестом – это своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с детьми с ОВЗ.
Работа с солёным тестом полезна детям с повышенным или пониженным тонусом рук, так как способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони, что оказывает мощное воздействие на тактильные рецепторы.
Экспериментирование с солёным тестом, инструментами и дополнительными материалами обогащает знания ребёнка об их свойствах и возможностях применения, стимулирует к поискам новых способов действий, даёт возможность для развития творчества, фантазии, воображения, абстрактного и логического мышления.
Продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
Задания и упражнения с применением тестопластики у детей с ОВЗ стимулируют познавательную активность, вызывают массу положительных эмоций, их деятельность в таком случае высоко мотивирована.
Возможности тестопластики в коррекционно-развивающей работе безграничны, педагоги и родители имеют замечательную возможность сделать эти занятия еще более увлекательными и запоминающимися. При этом важно соблюдать непременное условие на занятиях – создать атмосферу доверия и заинтересованности общения между ребенком и взрослым, учитывать индивидуальные возможности и темп психического развития каждого ребенка.
Успех в развитии интереса к нетрадиционной технике во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в продуктивной деятельности. Важно, перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционной лепке, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в лепке, самому быть творческой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предлагаю вашему вниманию интересный, познавательный и очень эффективный мастер - класс для родителей на тему: использование нетрадиционных техник в изодеятельности с детьми дошкольного возраста.
Пару дней назад я провела мастер - класс для родителей своих воспитанников. В теплой дружеской обстановке я познакомила их с нетрадиционными техниками, которые можно использовать в работе с ...
Доклад на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке».
Доклад на тему:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник в лепке»....
Развитие творчески способностей у детей через нетрадиционные техники рисования, лепки и аппликации.
Равитие творчески способностей...
развития творческих способностей у детей младшей группы через использования нетрадиционных техник в лепке
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей младшего возраста через использование нетрадиционных техник в лепке. Необычные материалы и оригинальные техники ...
Дополнительная образовательная деятельность по нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации, ручного труда "Чудеса своими руками"
Занятия по нетрадиционной технике рисования, лепки, аппликации и ручному труду побуждает в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел ...
Рабочая программа по Развитие творческих способностей детей во второй младшей и средней группы Нетрадиционная техника рисования, лепка
Цель– создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования. Раскрытие интеллектуальных и творческих спо...
Рабочая программа по Развитие творческих способностей детей во второй младшей и средней группы Нетрадиционная техника рисования, лепка
Цель– создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....