АОП ДО педагога -дефектолога
рабочая программа по коррекционной педагогике
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (на основании ФАОП дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 402.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №17 «Рябинка» пос. Восходящий»
Ленинск-Кузнецкий муниципальный округ
ПРИНЯТО На заседании педагогического совета Протокол № от « » _____ 20_____ года Председатель педагогического совета _________________ / И.В. Десятова | УТВЕРЖДЕНО Заведующим МБДОУ «Детский сад №17 «Рябинка» пос. Восходящий» ____________ И.В.Десятовой Приказ № от _____ 20 г. |
Адаптированная образовательная программа
(для ребенка с умеренной умственной отсталостью)
Шишкина Мирослава
27.10.2019 г.р.
Срок реализации программы:
«___» ____ 20 г. – «___» ____ 20 г.
Составитель программы:
Баяндина Л.С. ., учитель-дефектолог
Согласовано:
Родитель (законный представитель)
__________/ _____________
(подпись) (расшифровка)
п. Восходящий
2024 г
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Общие сведения о ребенке
Ф.И.О. Мирослава Ш.
Дата рождения, возраст ребенка 27.10.2019 г., на 1 сентября 2024 года 4 года 11 мес.
Домашний адрес: пос. Восходящий, ул.Вострикова д.4 кв.2
Статус: ребенок-инвалид (ОВЗ)
Посещение ДОУ с 02.08.2021 г., режим полного дня
Сведения о семье Проживает в полной, родной семье, является младшим ребенком. Мама интересуется успехами дочери, прислушивается к рекомендациям педагогов.
Основанием для разработки адаптированной образовательной программы (АОП) является коллегиальное заключение ПМПК (протокол № 21 от 12 апреля 2024 г.).
ПМПК рекомендовано:
форма получения образования: образовательная организация;
образовательная программа: адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (на основании ФАОП дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ);
формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: учет индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка;
специальные условия для получения образования: соблюдение охранительного педагогического режима; соблюдение офтальмо-гигиенического режима (в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога); обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение осмысленного порядка и предсказуемости происходящего; длительная специальная индивидуальная коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков ребенка; создание четкой, упорядоченной и осмысленной для ребенка временно-пространственной структуры всей жизни в детском саду и дома; разработка индивидуальной системы поощрения и мотивации ребенка к коммуникации и взаимодействию со взрослыми.
Актуальное состояние развития ребенка
Учитель-дефектолог
В ситуативный контакт с взрослыми вступает не охотно. Не всегда реагирует на требование и проявляет упрямство. Выполняет простые речевые инструкции в знакомой ситуации. Активная речь отсутствует. На простейшие вопросы не отвечает.
Интерес к игрушкам нестойкий, не использует по функциональному назначению. Не производит по показу кратковременные игровые действия с образными игрушками (кукла, коляска и др.). В организованных сюжетно-ролевых играх по подражанию и с помощью взрослого может произвести отдельные действия второстепенной роли, не понимая логики игры.
Не сличает основные цвета. Не различает величину: большой – маленький. Не различает геометрические фигуры: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, овал. Чередование элементов двух видов по сенсорным признакам (цвет, форма) не выполняет. При складывании знакомой разрезной предметной картинки из 2-3 частей, пирамидки из 5 колец, трехсоставной матрешки действует методом проб, результат достигается с помощью. Не дифференцирует понятия справа – слева, впереди – позади, вверху – внизу, не понимает значения простых предлогов. Предметы-орудия (сачок, ложка, воронка) использует с обучающей помощью.
Не различает количество один и много не может выделить по подражанию 1 и много предметов. Пересчет предметов в пределах 2-3 не выполняет, итоговое число не называет, с количеством пальцев не соотносит. Равные по количеству группы предметов (столько ..., сколько ...) не составляет.
Не называет имя, свой возраст не знает, не идентифицирует себя по полу, не может показать некоторые части тела и лица. Не различает и не может называть отдельных диких и домашних животных, не показывает некоторые их части тела, не воспроизводит звукоподражания голосам животных. Группировку и обобщение по родовому признаку не выполняет. Не понимает значения понятий сначала, потом. Не соотносит с нужными понятиями характерные признаки времен года.
Ведущая рука правая, ручная и мелкая моторика развиты слабо. При выполнении соотносящих действий, при захвате мелких предметов движения пальцев неловкие и неточные. Карандаш держит неправильно. Графомоторные навыки (закрашивание, проведение линий в разном направлении) на крайне низком уровне.
Педагог-психолог
На контакт идет по настроению. Понимание учебной инструкции крайне затруднено, требуется многократный повтор и показ действий. Проявляет кратковременный интерес к заданиям, не ждет поддержку и одобрение со стороны взрослых. При неоднократном указании на ошибку не может самостоятельно исправить. Уровень работоспособности низкий, темп медленный. Концентрация внимания снижена, постоянно отвлекается, не проявляет усидчивости, наблюдается утомление. Ведущая рука правая, мелкая моторика развита слабо. Девочка спокойная, больше отрешенная, бывает упрямой, на требования педагога не реагирует
Учитель-логопед
Понимание учебной инструкции недоступно, требуется повтор, неоднократное объяснение. Речь отсутствует, произносит отдельные слоги «Дези», «Бези» дыхание не затруднено. Состояние пассивного словаря: понимает отдельные просьбы «Пойдем» «Дай», «Возьми».
Воспитатель
Навыки самообслуживания не сформированы, культурно-гигиенические навыки не сформированы, требуется контроль со стороны взрослого. Самостоятельно не моет руки и лицо, не находит свое полотенце, не снимает и не надевает штаны, носки, колготки, куртку сама не застегивает. Ест самостоятельно, медленно, ложку держит неправильно, на попытки поправить оказывает резкое сопротивление, негативизм, агрессию.
Временные и пространственные представления не сформированы. Не понимает значение пространственных предлогов (в, на). Не ориентируется на листе бумаги (верх, низ, середина).
Отношение к занятиям равнодушное. В продуктивные виды деятельности не включается. С детьми в контакт не вступает, может отнять игрушку, на просьбу вернуть игрушку реагирует криком.
Музыкальный руководитель
С удовольствием приходит на музыкальные занятия, слушает музыкальные произведения но задания не выполняет. Единичные произведения ей неприятны, девочка закрывает уши, может спрятаться за стульчик или отойти в сторону. Танцевальные движения под музыку не выполняет, двигается хаотично по залу, при отключении музыки может падать на пол требуя включить музыку снова.
На физкультурных занятиях действует хаотично, на замечания и требования педагога не реагирует, может демонстрировать отказ.
Коллегиальный вывод об обучаемости ребенка
Способом действия в учебно-познавательной ситуации является подражание действиям взрослого, могут требоваться сопряженные действия. Для овладения новыми умениями и навыками необходимы неоднократный показ и повторение способа действия. Низкий уровень обучаемости при индивидуальном взаимодействии с педагогом. Работоспособность низкая, темп деятельности медленный. Требуется обучающая, направляющая, организующая, стимулирующая помощь и контроль над деятельностью. Перенос способа действия на аналогичное задание не осуществляет.
АОП составлена на основе задач и содержания адаптированной основной образовательной программы ДОО для первого-второго года обучения.
1.2 Цели и задачи адаптированной образовательной программы
Цель: Создание условий для развития физического, эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями на основе специальных педагогических подходов.
Основные задачи:
Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего охранительного педагогического режима.
Осуществлять воспитательно-образовательную работу по основным образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) с учетом индивидуальных психофизических особенностей и познавательных возможностей ребенка.
Осуществлять коррекционно-педагогическую работу, направленную на преодоление и предупреждение у воспитанника вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности в целом.
Обеспечивать становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении, воспитывать самостоятельность и социально-значимые качества.
2. Содержательный раздел
2.1 Содержание адаптированной образовательной программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социальное развитие и коммуникация»:
- обучать первичным способам усвоения общественного опыта (действия по подражанию, по показу);
- учить выполнять элементарные речевые инструкции в определенной знакомой ситуации;
- учить выражать свои потребности и желания в речи («Я хочу», «Я не хочу»);
- учить здороваться, отвечать на приветствие, прощаться, благодарить за услугу;
- продолжать формировать представления о себе: называть свое имя и фамилию, показывать и называть части тела и лица;
- знакомить с составом семьи: узнавать на фотографии близких родственников, учить называть по имени мать;
- учить выделять и называть по имени и отчеству близких взрослых (воспитателей, педагога);
- учить выделять и называть по имени сверстников группы;
- формировать навыки адекватного поведения в группе, в музыкальном зале, на прогулке.
«Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»:
- формировать навык аккуратной еды, пользоваться ложкой, салфеткой;
- учить рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде и внешности;
- учить аккуратно складывать и вешать одежду;
- закреплять навык мытья рук и лица.
Формирование игры»:
- продолжать учить брать и ставить предметы, книги и игрушки на место;
- продолжать учить воспроизводить цепочку игровых действий с куклой: кормление, укладывание спать и др.;
- учить участвовать в сюжетных играх семейной тематики, выполнять по подражанию с поддержкой педагога ролевые действия (мама, продавец);
- продолжать учить участвовать в играх-инсценировках эпизодов знакомых сказок.
Образовательная область «Познавательное развитие»
«Сенсорное воспитание и развитие внимания»:
- развивать умение воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
- развивать умение различать и называть основные цвета, находить знакомые цвета в окружающем;
- продолжать учить воспринимать, сличать и обозначать словом величину большой, маленький;
- развивать умение различать объемные формы (шар, куб, треугольная призма) и плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);
- продолжать учить группировать предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина);
- продолжать учить выполнять равномерное чередование элементов двух видов (цвет, форма);
- учить складывать разрезную предметную картинку из двух-трёх частей;
- продолжать учить складывать пирамидку из 5 колец с учетом величины;
- продолжать учить складывать трехсоставную матрешку, пользуясь методом проб;
- учить дифференцировать на ощупь предметы по форме или по величине (выбор из двух-трех);
- учить выполнять речевые инструкции, содержащие пространственные отношения внизу, наверху, на, под, в.
«Формирование мышления»:
- учить пользоваться предметами-орудиями (сачок, палочка, лопатка, воронка и др.) при выполнении практических и игровых задач;
- учить выполнять по показу предметную классификацию на знакомом материале (3-4 группы).
«Формирование элементарных количественных представлений»:
- продолжать учить выделять 1, 2 и много предметов из группы;
- продолжать учить понимать вопрос сколько? и отвечать на вопрос в вербальной форме;
- учить пересчитывать предметы в пределах трех, называть итог счета и соотносить число предметов с количеством пальцев;
- продолжать учить составлять равные по количеству множества предметов, понимать выражение столько ..., сколько ...
«Ознакомление с окружающим»:
- продолжать учить показывать и называть основные части тела и лица;
- продолжать учить различать и называть отдельные предметы окружающей действительности (овощи, фрукты, игрушки, посуда, одежда, мебель, транспорт);
- ввести в пассивный и активный словарь обобщающие слова игрушки, посуда, одежда, мебель;
- продолжать учить различать некоторых диких и домашних животных, птиц (части тела − голова, туловище, лапы, хвост; глаза, уши, нос, рога; узнавание по голосам);
- знакомить с профессиями врача, шофера, продавца;
- учить различать два времени года (зима и лето), подбирать картинки с характерными признаками.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Развитие речи»:
- учить понимать и выполнять простые речевые инструкции в знакомой ситуации;
- продолжать учить отвечать на вопросы о себе и ближайшем окружении («Как тебя зовут?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?», «Во что играли?»);
- продолжать учить строить фразу из двух-трех слов в учебно-игровых и бытовых ситуациях;
- учить понимать действия персонажей на картинке, побуждать отвечать на вопросы по картинкам.
«Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»:
- учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию (пальчиковые игры);
- учить выделять указательный и большой пальцы своей руки;
- продолжать учить захватывать мелкие предметы щепотью и указательным типом хватания;
- учить проводить карандашом плавную непрерывную линию от начала до конца дорожки;
- учить проводить прямые линии в направлении сверху вниз;
- продолжать учить раскрашивать рисунок, не выходя за контур изображения;
- формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических заданий.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»:
- способствовать слушанию музыкальных произведений, узнавать и эмоционально реагировать на музыку;
- учить петь несложные песенки, соблюдая одновременность звучания;
- формировать чувство музыкального ритма, добиваясь равномерности в выполнении простейших движений под музыку, самостоятельно;
- продолжать учить извлекать звуки из музыкальных инструментов (колокольчик, погремушка, барабан, бубен, металлофон);
- вовлекать в хороводные игры с детьми.
«Ознакомление с художественной литературой»:
- формировать эмоциональное восприятие литературных произведений и интерес к ним;
- формировать умение слушать текст с группой сверстников и реагировать на его содержание.
«Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»:
Лепка:
- воспитывать интерес к процессу и результатам лепки;
- формировать умения раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями между ладонями, передавать круглую и овальную форму предметов;
- учить лепить по подражанию предметы из двух частей овальной и круглой формы.
Аппликация:
- воспитывать интерес к процессу выполнения аппликации;
- учить выполнять аппликацию, наклеивая предметы разной формы и цвета по образцу;
- учить выполнять по образцу узоры, чередуя предметы по цвету, форме, величине;
- учить правильно пользоваться кистью, салфеткой.
Рисование:
- учить правильно удерживать кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок);
- учить закрашивать контур предмета разными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки);
- учить проводить прямые линии;
- учить передавать в рисунках внешние признаки предметов (форма, величина, цвет).
Конструирование:
- учить создавать простейшие постройки (башня, ворота, дом);
- учить выкладывать из счётных палочек простые изображения по образцу (забор, ёлочка, домик).
Образовательная область «Физическое развитие»
«Физическое развитие и физическое воспитание»:
- учить выполнять по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами;
- учить ловить и бросать мяч большого и среднего размера;
- учить метать в цель предмет (мешочек с песком);
- учить бегать змейкой, прыгать лягушкой;
- учить передвигаться прыжками вперед;
- формировать умение удерживаться на гимнастической стенке и лазать вверх и вниз по ней;
- учить ползать по гимнастической скамейке на четвереньках.
2.2 Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы
Показатели развития ребенка | Сентябрь 2024 | Январь 2025 | Май 2025 |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Социальное развитие и коммуникация»: выполняет действия по подражанию взрослому; выполняет элементарные речевые инструкции в знакомой ситуации; называет свое имя / свою фамилию; здоровается, отвечает на приветствие, прощается, благодарит за услугу; выражает свои потребности и желания («Я хочу», «Я не хочу»); называет по имени мать; называет воспитателей по имени и отчеству; выделяет сверстников в группе, называет их имена; адекватно ведет себя в привычных ситуациях в группе, в музыкальном зале, на прогулке | |||
«Воспитание самостоятельности в быту (формирование культурно-гигиенических навыков)»: пользуется ложкой, салфеткой; рассматривает себя в зеркале, исправляет недостатки в одежде и внешности; аккуратно складывает и вешает одежду; правильно (по алгоритму) моет руки и лицо, пользуется полотенцем | |||
«Формирование игры»: берет и ставит предметы и игрушки на место; воспроизводит по показу цепочку игровых действий с куклой: кормление, укладывание спать, гулянье с ней и др.; эмоционально включается в игровую ситуацию, принимая на себя роль (мама, продавец) и выполняя по подражанию и с поддержкой педагога ролевые действия; участвует в инсценировках эпизодов знакомых сказок под руководством педагога | |||
Образовательная область «Познавательное развитие» «Сенсорное воспитание и развитие внимания»: воспринимает отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе; различает и называет основные цвета / находит цвет в окружающем; различает величину / обозначает словом большой, маленький; различает объемные формы (шар, куб, треугольная призма) / плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал); выполняет группировку предметов (цвет, форма, величина); равномерно чередует элементы двух видов (цвет, форма); складывает разрезную предметную картинку из 3 частей; складывает пирамиду из пяти колец; складывает трехсоставную матрешку методом проб; выбирает на ощупь предметы по форме / величине (выбор из двух-трех); воспроизводит пространственные отношения: внизу, наверху, на, под, в | |||
«Формирование мышления»: использует предметы-орудия (сачок, палка, лопатка, воронка и др.) при выполнении практических и игровых задач; раскладывает по показу картинки по родовому признаку (3-4 группы) | |||
«Формирование элементарных количественных представлений»: выделяет 1, 2 и много предметов из группы по показу; пересчитывает предметы в пределах трех / называет итог счета; соотносит число предметов с количеством пальцев; составляет равные по количеству группы предметов / понимает выражение столько ..., сколько .... | |||
«Ознакомление с окружающим»: показывает и может назвать основные части тела и лица; показывает и называет отдельные предметы (овощи, фрукты, игрушки, посуда, одежда, мебель, транспорт); выделяет по обобщающему слову некоторые предметы; узнает и называет знакомых диких и домашних животных и птиц / показывает основные части тела; различает животных по их голосам (звукоподражание); знает, что делает человек данной профессии (врач, шофер, продавец); узнает на картинках два времени года: лето и зиму | |||
Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи»: выполняет простые речевые инструкции в знакомой ситуации; отвечает на простые вопросы о себе и ближайшем окружении; отвечает на вопросы по действия персонажей на картинках; строит простую фразу из двух-трех слов по побуждению взрослого | |||
«Развитие ручной моторики и подготовка руки к письму»: выполняет движения кистями и пальцами рук по подражанию; показывает указательный и большой пальцы руки; выполняет захват мелких предметов щепотью / указательным типом хватания; проводит карандашом непрерывную линию от начала до конца дорожки; проводит прямые непрерывные линии сверху вниз; раскрашивает рисунок, не выходя за контур изображения | |||
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» «Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность»: различает знакомые музыкальные произведения, эмоционально реагирует мимикой; узнаёт знакомые песни, подпевает отдельные фразы, слова, звуки; играет равномерный ритм на бубне, погремушке, колокольчике, деревянных палочках; выполняет движения под музыку (хлопки в ладоши и по коленям, пружинка, фонарик) самостоятельно; играет в хороводные и подвижные игры в коллективе детей | |||
«Ознакомление с художественной литературой»: эмоционально откликается на литературные произведения; слушает художественный текст и реагирует на его содержание; называет и узнает двух-трёх героев при поддержке взрослого | |||
«Продуктивная деятельность и изобразительная деятельность»: Лепка: проявляет интерес к процессу и результатам лепки; раскатывает пластилин круговыми и прямыми движениями между ладонями, передавая круглую и овальную форму предметов; лепит по подражанию предметы из двух частей овальной и круглой формы | |||
Аппликация: проявляет интерес к процессу выполнения аппликации; выполняет аппликацию, наклеивая предметы разной формы и цвета по образцу; выполняет по образцу узоры, чередуя предметы по цвету, форме, величине; правильно пользуется я кистью, салфеткой | |||
Рисование: правильно держит кисть (карандаш, фломастер, восковой мелок); закрашивает контур предмета разными изобразительными материалами (краски, фломастер, карандаш, восковые мелки); проводит прямые линии; передает в рисунках внешние признаки предметов (форма, величина, цвет) | |||
Конструирование: создает простейшие постройки (башня, ворота, дом); выкладывает из счётных палочек простые изображения, ориентируясь на образец (заборчик, ёлочка, домик, дорожка) | |||
Образовательная область «Физическое развитие» выполняет по речевой инструкции ряд последовательных движений без предметов и с предметами; ловит и бросает мяч большого и среднего размера; метает в цель предмет (мешочек с песком); бегает змейкой, прыгает лягушкой; передвигается прыжками вперед; удерживается на гимнастической стенке и лазает вверх и вниз по ней; ползает по гимнастической скамейке на четвереньках |
Пояснения к заполнению таблицы
Критерии оценивания по способу действия при выполнении задания ребенком:
0 – не делает (отказ от выполнения)
1 – сопряженные действия
2 – действия по подражанию
3 – действия по показу
4 – действия по образцу
5 – действия по речевой инструкции
3. Организационный раздел
3.1 Организация образовательной деятельности
Ребенок посещает группу для детей с легкой умственной отсталостью 3 года обучения.
Воспитательно-образовательная работа осуществляется в соответствии с режимом дня и сеткой занятий, предусмотренными для данной группы.
Режим дня на холодный и теплый период года (сентябрь-май)
Режимные моменты | Холодный период | Теплый период |
Прием, свободная деятельность детей, дежурство | 07.30-08.20 | 7.30-8.30 |
Утренняя гимнастика | 08.20-08.30 | На свежем воздухе |
Подготовка к завтраку, завтрак | 08.30-08.45 | 8.30-8.45 |
НОД, занятия со специалистами | 09.05-10.45 | 9.05-9.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.45-12.35 | 9.25-12.35 |
Подготовка к обеду, обед | 12.35-13.00 | 12.35-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00-15.00 | 13.00-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.20 | 15.00-15.20 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.20-15.25 | 15.20-15.35 |
НОД, Индивидуальные занятия, свободная деятельность | 15.40-16.00 | 15.40-16.05 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 16.05-17.20 | 16.05-17.25 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.20-17.35 | 17.25-17.35 |
Свободная деятельность детей | 17.35-18.00 | 17.35-18.00 |
Сетка организации деятельности (I год обучения) на 2024-2025 учебный год
Д/н | Учитель-дефектолог | Воспитатель | |
I половина дня | II половина дня | ||
Пн. | Интегрированное занятие Обучение игре, социальное развитие и ознакомление с окружающим 10.15-10.40 | Развитие речи 09.15-09.35 Музыка 09.45-10.05 | - |
Вт. | Интегрированное занятие Математика и формирование мышления 9.15-9.35 | ФЭМП 9.15-9.35 Физкультура 09.45-.10.05 | - |
Ср. | Интегрированное занятие Ознакомление с окружающим, развитие речи, социальное развитие 9.15-09.35 | Рисование/Театрализованная деятельность 9.15-09.35 Конструирование 09.45-10.05 | - |
Чт. | Интегрированное занятие Математика и развитие сенсорного восприятия 10.20-10.45 | Физическое воспитание 09.15-09.35 Окружающий мир/экология 09.50-10.10 | - |
Пт. | Интегрированное занятие Развитие речи и развитие сенсорного восприятия 09.15-09.35 | Музыка 09.15-09.35 Лепка/Аппликация 09.45-10.05 | Физкультура (на улице) 15.40-16.00 |
Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса
Для реализации потенциальных возможностей ребенка специалистами проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учетом базовых ориентиров, отвечающих его образовательным потребностям.
Учитель-дефектолог
Формирование способов усвоения общественного опыта: действия по подражанию и по показу.
Формирование системы сенсорных эталонов.
Создание предпосылок к развитию наглядных форм мышления.
Формирование элементарных количественных представлений на основе практических действий с множествами.
Расширение представлений о предметах ближайшего окружения, об объектах природы.
Расширение понимания обращенной речи, развитие коммуникативных и языковых способностей.
Развитие ручной и мелкой моторики.
Обучение сюжетно-отобразительной игре.
Формирование умений необходимых для усвоения адаптированной образовательной программы.
Развитие и коррекция познавательных процессов на основе усвоения содержания АОП.
Педагог-психолог
Формирование познавательного интереса.
Коррекция высших психических функций.
Обучение различения эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию и т.п.
Учитель-логопед
Воспитание слухового восприятия, внимания, памяти.
Воспитание зрительного восприятия, внимания, памяти.
Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.
Развитие импрессивной речи.
Формирование экспрессивной речи.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие разговорной речи.
Формирование фонетико-фонематической стороны речи.
Развитие тонкой моторики, конструктивного праксиса.
Организация воспитательно-образовательной работы осуществляется в соответствии с индивидуальным учебным планом, который включает общее количество групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий в неделю.
Индивидуальный учебный план
Вид и форма занятий | Количество занятий в неделю | Дни недели |
Групповое занятие воспитателя | 5 | Пн. – Пт. |
Индивидуальное занятие учителя-дефектолога | 5 | Нн. - Пт. |
Индивидуальное занятие педагога-психолога | 2 | Ср., Чт. |
Индивидуальное занятие учителя-логопеда | 3 | Пн., Вт., Чт. |
Индивидуальная образовательная нагрузка в течение дня определяется психосоматическими особенностями ребенка и физиологическими особенностями возраста (в соответствие с СанПиН). Продолжительность организованных видов деятельности ребенка:
- групповое занятие – 20-25 минут;
- индивидуальное занятие –20-25 минут.
3.2 Условия реализации адаптированной образовательной программы
Охранительный педагогический режим для предупреждения утомления и повышения работоспособности предусматривает: снижение темпа ведения занятия; чередование видов деятельности; предоставление большего времени для выполнения задания; пошаговое выполнение задания; дозированная помощь; приемы привлечения внимания; динамические паузы, физкультминутки; обеспечение возможности смены положения (работа сидя за столом, стоя возле стола, на ковре, перемещение по группе и кабинету и др.).
В соответствии с медицинскими рекомендациями обеспечение офтальмологического режима предусматривает: чередование зрительного и слухового восприятия информации; смену зрительного восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз; применение гимнастики для глаз; достаточную освещенность рабочего места, использование довольно крупного дидактического материала, хорошо видимого по цвету, контуру, силуэту.
При реализации образовательной программы используются методы и приемы работы: показ действия педагогом и воспроизведение действия за педагогом; упрощенная инструкция; игровые и практические ситуации; дидактические игры и упражнения; многократное повторение изучаемого материала и способа действия; добавление в знакомое задание новой задачи; перенос знаний и опыта на другой материал или ситуацию; поддержание интереса к выполнению задания; создание атмосферы успеха (похвала, одобрение действий).
Реализация АОП предусматривает включение родителей в коррекционно-педагогический процесс посредством повышения педагогической компетентности и обучения приемам продуктивного взаимодействия с ребенком в условиях семьи.
План работы с родителями группы на 2024-2025 учебный год
Месяц | Форма взаимодействия | Темы |
Сентябрь | Развлечение Наглядно-информационный материал Практические занятия Выставка открыток и поздравлений Выставка поделок из природного материала Групповое родительское собрание | «День знаний» (муз. руководитель, педагоги) «Что должен знать и уметь ребенок 5-6 лет (специалисты, воспитатели) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «День дошкольного работника» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) «Осень, осень, в гости просим» (совместное творчество) «Вот и стали мы на год взрослее» (воспитатели группы |
Октябрь | Праздник урожая Практические занятия Целевая прогулка Физкультурное развлечение Выставка рисунков, плакатов | «Осень, осень, в гости просим» Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Закрепляем правила дорожного движения. Наблюдение за работой светофора (педагоги, родители) «Веселые старты» «Мы изучаем ПДД» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) |
Ноябрь | Наглядно-информационный материал Праздник Практические занятия Выставка рисунков, плакатов Выставка рисунков, посвященных Дню Матери Памятка | «Обучение дошкольников ПДД в семье» «День Матери» (музыкальный руководитель, педагоги группы) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Мы изучаем ПДД» (совместное творчество) «Любимая мамочка» (педагоги групп) «Необходимость использования детских удерживающих устройств в автомобили» (педагоги группы) |
Декабрь | Выставка поделок Праздник Практические занятия Консультация Наглядно-информационный материал Инструктаж для родителей Консультация | «Новогодняя сказка» (совместное творчество) «Здравствуй, здравствуй Новый год» (муз. руководитель, педагоги) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Игры и упражнения для пополнения и активизации словарного запаса» (учитель-логопед) «Осторожно, гололед!» «Безопасность детей в период зимних каникул» «Если ребенок часто болеет» (медицинский работник, педагоги группы) |
Январь | Индивидуальные беседы Наглядно-информационный материал Наглядно-информационный материал Физкультурно-музыкальное развлечение Родительское собрание | Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми (специалисты) «В машине ребенок!» (педагоги) «Методы профилактики детской заболеваемости» (медицинский работник) «Я и моя семья» (педагоги группы) |
Февраль | Физкультурно-музыкальное развлечение Выставка Практические занятия Наглядно-информационный материал Целевая прогулка | «День защитников Отечества» «Вместе с папой мастерим» (совместное творчество) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?» Наблюдение за работой общественного транспорта (автобусная остановка) (родители, педагоги) |
Март | Праздник Выставка открыток, рисунков, плакатов Наглядно-информационный материал Консультация Развлечение Совместный выход в театр | «Ах, какая мама, загляденье прямо!» «8 Марта, день весны» (совместное творчество) «Как организовать выходной с ребенком» (педагоги) «Масленица» (музыкальный руководитель, педагоги группы) |
Апрель | Театрализованная деятельность Выставка Практические занятия Анкетирование Театрализованная деятельность Целевая прогулка | «Мы расскажем о весне» по мотивам русских народных сказок (музыкальный руководитель, педагоги группы) «Пасхальные мотивы» (совместное творчество детей, родителей и педагогов) Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях (специалисты, воспитатели) «Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг ДОО» (педагог-психолог) «Мы расскажем о весне» по мотивам р.н.сказок (педагоги групп) «Пешеходный переход» (родители, педагоги) |
Май | Инструктаж Наглядно-информационный материал Индивидуальные беседы Выставка Групповое собрание | «Соблюдение ПДД в летний период» (педагоги группы) «Безопасное лето вашего ребенка» (педагоги группы) Результаты коррекционно-педагогической работы с детьми (специалисты) Выставка рисунков, посвященных «Дню Победы» «Подведение итогов деятельности детско-родительского коллектива группы» (педагоги группы) |
3.3 Формы контроля
Мониторинг по адаптированной образовательной программе осуществлять в декабре и мае с фиксацией итогов в таблице «Планируемые результаты освоения адаптированной образовательной программы».
По окончании срока реализации программы (май) посредством повторной диагностики, наблюдения за ребенком, бесед с родителями педагогами и специалистами сопровождения осуществляется мониторинг динамики развития ребенка, данные которого, отражаются в листе динамического наблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-249155-1383753275.jpg)
Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности
Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/03/picture-510383-1449125185.jpg)
презентация "педагог-дефектолог"
в работе кратко освещены основные направления работы педагога-дефектолога в ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/15/picture-473854-1410771128.jpg)
Особенности работы педагога-дефектолога с дошкольниками с ЗПР и СДВГ
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере на...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/12/picture-865833-1481569095.jpg)
Журнал взаимодействия педагога-дефектолога с воспитателем
Пример оформления журнала взаимодействия педагога-дефектолога с воспитателем в группе для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста. В журнале приведены рекомендации педагога-дефектолога воспитателю, ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/26/picture-547125-1519634541.jpg)
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - дефектолога
В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная з...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/16/picture-725798-1526448068.jpg)
Настольная книга педагога-дефектолога Т. Б. Епифанцева и др.
Настольная книга педагога-дефектолога Т. Б. Епифанцева и др. Ростов н/Д: Феникс, 2007. (Сердце отдаю детям)Эта книга адресована учителям специализированных школ, дефектологам, логопедам, студентам выс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/21/picture-1105730-1548078141.jpg)
12/02/18г специалисты ТО «Северное Измайлово» учитель-логопед Морозова В. Л., Коротунова В.С. и педагог-дефектолог Шпартько М.Ф. провели открытое занятие для родителей «Масленица, к нам приди, Весну приведи!»
Издавна любили на Руси Масленицу — праздник веселый, озорной. В это время прощались с зимой и прославляли Весну. Специалисты ТО «Северное Измайлово» учитель-логопед Мороз...