Проект исследовательской деятельности Волшебные ленты « Лентография»
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Марченко Светлана Анатольевна

Развитие мелкой моторики-  гибкость, ловкость рук, точность движения пальцев руки, является важным фактором в развитии ребёнка.

 Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это часто подчёркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От  пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lentografiya.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект исследовательской деятельности

Волшебные ленты « Лентография»

Ведение.

Актуальность.

Цель проекта.

Задачи.

Гипотеза.

Основная теоретическая часть.

Заключение.

Актуальность

Развитие мелкой моторики-  гибкость, ловкость рук, точность движения пальцев руки, является важным фактором в развитии ребёнка.

 Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это часто подчёркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От  пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли". Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее.

Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста отражена также в "Федеральной образовательной программе дошкольного образования". Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования "У ребёнка развита мелкая моторика".

Уровень развития "умелости рук" - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Следствие слабого развития общей моторики и руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Поэтому работу по её развитию нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребёнка. Владея рукой, ребёнок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребёнок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.  Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат карандаш, ложку, не могут застегнуть пуговицы. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счётными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в образовательной деятельности.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются слабыми.  Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребёнка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, творческого мышления, воображения,  речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребёнка.

 Исходя из вышесказанного, сформировалась цель данной концепции: развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук  у детей дошкольного возраста посредством Лентографии.

Задачи:

Развивать речевое общение детей в игровой деятельности;

Формировать желание действовать с дидактическим материалом (играми)

Развивать познавательный интерес

Формировать интеллектуальную активность в игре

Создавать условия для активизации умственной деятельности детей, развивать потребность и желание приобретать новые знания

Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка

Начинать играть, самостоятельно проявлять инициативу в игре.

Для решения поставленных задач, необходимо соблюдение в работе следующих принципов:

·        Принцип доступности и индивидуальности.

·        Принцип последовательности и систематичности.

·        Принцип связи с жизненным опытом.

·        Принцип наглядности.

Этапы работы:

Первый этап - подбор необходимой методической литературы.

Второй этап - разработка и оформление игр для самостоятельного использования детьми.

Третий этап - анализ результатов, подведение итогов, определение перспектив дальнейшей работы.

Гипотеза; Ленты можно использовать не только по предназначению, но они могут быть еще и игрушкой.

Основная теоретическая часть

Организация предметно - развивающей среды

  Понятие "развивающая среда" означает создание необходимых условий для развития ребёнка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.

Вопрос организации предметно - развивающей среды группы на сегодняшний день стоит особо актуально. Она должна быть:

  •  Содержательно - насыщенна.
  •  Трансформируема.
  •  Полифункциональная.
  •  Вариативна.
  •  Доступна.
  •  Безопасна.

Кроме того, должны учитываться интересы, потребности и возможности воспитанников.

На занятиях в группах ребенку предлагаются ленты разного цвета и длинны. Начинается работа с лентами с самых простых элементов (продевание лент в разные диаметров отверстия, плетение, завязывания узелков)  и усложняется к концу года переходящие в учебный процесс.

 Исходя из этого, усовершенствование развивающей среды детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В центре художественно-эстетического развития внесены пособия:

Несколько идей «Мастерство», что можно сделать Лентами, игры помогают в знакомстве с цветами радуги, аппликацией, конструированием выполняются рисунки, головоломки, коллективные творческие работы.: "Весёлые лабиринты", "Помоги художнику", "Что это за животное?", "Путешествие", "Рисуем лентами", "Подбери по цвету".

Центр речевого развития: на занятиях  используется пособия из лент по обучению грамоте « Учимся читать», « Собери букву по образцу», «Выложи элементы букв», « Какая буква потерялась». « Путешествие сказочного героя по тропинкам»

Центр исследователя: « Почему ленты разного цвета?», «коллекция лент», « Как получаются ленты разного цвета?», « Как можно измерить лентой?»

Центр – занимательная математика: Внесены дидактические пособия «Волшебная цифра», «Больше меньше», «Геометрические фигуры», « Шире-уже», « Геометрическая линейка из ленты», « Дни недели по цвету». Выкладываются  горизонтальные  вертикальные полоски, геометрические фигуры и цифры, выполняются цветные графические диктанты по инструкции.

Центр физического развития детей: Ленты помогают развивать ловкость, быстроту, координацию движений, успокаивают детскую психику: «Скакалка из лент», «Классики», «Ростомер», на занятиях физкультурой использование лент как препятствие, в подвижных играх «Хвостики», перетягивание , наматывание предмета « Кто быстрее», ориентир. «Весёлая карусель», «Прыгни и достань», «Пройди мимо лучей».

Игра «Лентография» как методический прием на занятиях в группах.

Игра –это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которые он недавно овладел, Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игра- основа в развитии ребенка дошкольного возраста.

Положительными моментами игры с лентами являются:

  1. Возможность работать как с группой, так и  индивидуально
  2. Возможность проследить динамику развития каждого ребенка
  3. Совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики с использованием лентографии.
  4. Организовать взаимодействие и сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам развития "умелости рук".

Взаимодействие с узкими специалистами

Дети дошкольного возраста очень любят музыку, желают её слушать, эмоционально на неё откликаются, поэтому благодаря тесному сотрудничеству с музыкальным руководителем развитие мелкой моторики приобретает новый оттенок. Музыкальный руководитель подбирает репертуар, где есть гармоничное соединение движений пальцев рук и рифмованной речи, танца с лентами.

Взаимодействие и сотрудничество с семьёй

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребёнка нельзя решить без участия родителей. Семьи воспитанников являются основным институтом социализации ребёнка. В одиночестве наша работа не была бы такой плодотворной. Все родители желают видеть своих детей здоровыми, умными и счастливыми. Детский сад должен им помочь не просто поверить, что такое возможно, а показать, что - это реально. Мечта любого педагога высокая включенность родителей в воспитательно - образовательный процесс. Во время встреч с родителями главное правила: общение должно быть полноценным, а не "монолог одного лица". В начале года - круглый стол на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста", содержание и значение необходимости развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, всем осуществлять работу в трёх направлениях:

  • Специальные игры - упражнения для развития мелких движений пальцев;
  • Обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания;
  • Формирование мелкой моторики с использованием игр с «Лентами»

Консультация: "Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей дошкольного возраста".

В родительском уголке большой популярностью пользуются памятки, буклеты с рекомендациями по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту и другое. Например: "100 идей для развития "умелости рук" дома", "Игры и игрушки для развития мелкой моторики", "Игры с цветными лентами", "Игры и упражнения лентами", подвижные игры: "Весёлая карусель", "Бег с препятствиями".

Итоги и перспективы

Опыт работы по развитию мелкой моторики и координации движения рук с помощью Лентографии  показал, что если ребёнка будет окружать правильно организованная, современно оборудованная образовательная среда в детском саду и дома, это позволит сформировать правильное развитие "умелости рук" и приблизит его к возрастной норме.

В перспективе  планируется дополнять пособие новыми играми, заданиями и упражнениями. Развивать не только координацию рук и мелкую моторику пальцев, но и силу пальцев кисти рук.

Заключение

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей. устраняется  нарушения координации движений, их целенаправленность, точность, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха дошкольника. Лентография способствует формированию интеллектуальных способностей, творческого мышления, воображения,  речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребёнка.

 

 

Список литературы

1.      Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. - 284 с.

2.      Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011. - №1. - С. 50-53.

3.      Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973. - 228 с.

4.      Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2012. - 593 с.

5.      Нищева Н.В., Гавришева Л.Б. Новые логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика, подвижные игры, CD. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012г.

6.      Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.

7.      От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 304 с.

8.      Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета - Федеральный выпуск № 5125 от 5 марта 2010 г.

9.      Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. - 71 с.

10.  Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ, 2011. - 165 с.

11.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "История Георгиевской ленты"

Презентация проекта "История Георгиевской ленты"...

Неделя проектов. Исследовательский проект" Наша горница"

Приобщение к истокам традиционной культуры, воспитывать понимание и принятие народных игр, обычаев, традиций. Хотелось восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности нашего народа....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Авиаконструкторы. Лента времени: из прошлого в будущее»

           В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году более чем ...

Проект Исследовательский краткосрочный проект (подготовительная группа). Наблюдение за ростом лука «Чиполлинка»

Актуальность проекта:Трудовое воспитание исследовательский эксперимент в наше время имеет большое значение,  особенно для детей старшего дошкольного возраста  (6-7 лет). Наша задача  пр...

Проект: Исследовательско - творческий проект «Ласточка»

Все мы знаем, как красив и богат растительный и животный мир нашего края.Одним из интересных объектов. для изучения родной природы,стала для нас необыкновенно красивая птичка- ласточка.Поэтому ,мы с в...

Проект: Исследовательско - творческий проект «Ласточка»

Все мы знаем, как красив и богат растительный и животный мир нашего родного края.Одним из интересных объектов родной природы, стала для нас необыкновенно красивая птичка- ласточка. Поэтому, мы с воспи...

Нравственно - патриотический проект "История России. Лента времени."

Чтобы помочь детям разобраться в событиях прошлого, познакомить с историей России, наиболее значимыми событиями, мы разработали проект, в котором постарались в доступной форме дать знания об историчес...