Особенности работы с гиперактивными детьми
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
Детская гиперактивность, которую также называют СДВГ («синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. Рассмотрим особенности работы с данной категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы с гиперактивными детьми
Гиперактивность – это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором процессы возбуждения преобладают над торможением. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации и поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.
Детская гиперактивность, которую также называют СДВГ («синдром дефицита внимания и гиперактивности»), является достаточно распространенной проблемой. По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей, при этом у мальчиков встречается значительно чаще, чем у девочек. СДВГ может определить только врач на основании заключения нескольких специалистов - психолога, психотерапевта и детского врача. Врач в процессе обследования также постарается выяснить признаки других расстройств и заболеваний, которые схожи с СДВГ и нуждаются в различных видах лечения.
Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, «витанием в облаках».
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип, обусловленный индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.
- Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Самая распространенная форма заболевания, при которой сочетаются нарушение внимания и гиперактивность.
Причины гиперактивности у детей чаще всего кроются в особенностях перинатального периода развития плода и затрудненных родах.
- Неблагоприятная беременность. Стрессы, курение, неправильный образ жизни, заболевания, прием лекарственных препаратов во время беременности — все это может отразиться на развитии и формировании нервной системы плода.
- Неврологические нарушения в период внутриутробного развития и при рождении. Гипоксия (нехватка кислорода при внутриутробном развитии) и асфиксия (удушье) — наиболее частые причины СДВГ. Также могут повлиять стремительные или преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности.
- Дополнительные факторы. Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты между родителями, слишком жесткие или мягкие методы воспитания, питание, образ жизни, темперамент ребенка.
Вероятность СДВГ значительно повышается, если перечисленные факторы сочетаются. Например, ребенок родился недоношенным, его воспитывают в строгости и постоянных конфликтах.
Признаки патологии (наличие СДВГ) у малышей до года
Первые симптомы заболевания могут проявиться уже у новорожденного, это:
- излишняя возбудимость;
- бурное реагирование на разнообразные манипуляции;
- излишняя чувствительность к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
- нарушенный сон (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует);
- отставание в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца);
- запоздалое развитие речи.
Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин неспокойного поведения — прорезывание зубов, отрывание от груди и др.
Симптомы СДВГ у детей 2-3 лет
Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы СДВГ. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:
- неусидчивость;
- большое число лишних движений и их хаотичность;
- задержка речевого развития;
- моторная неловкость.
Признаки заболевания дошкольников
В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей, однако у ребят с СДВГ значительно обостряются:
- неусидчивость;
- невнимательность;
- непослушание;
- трудности при укладывании спать;
- замедленное развитие внимания и памяти.
Стоит заметить, что СДВГ не имеет ничего общего с интеллектом и талантом. Многие гиперактивные дети являются очень способными и творчески одаренными. Известно, что такие диагнозы, в свое время, были поставлены Эйнштейну и Моцарту.
Работая с гиперподвижными детьми, следует помнить, что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому наша задача – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей.
Невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет. Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.
В условиях детского сада педагог может придерживаться следующих правил:
• Ребенок всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
• Включать в занятия физкультминутки элементы игры и соревнования,;
• Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
• Направлять энергию в полезное русло (раздать материал для занятия, полить цветы и т. д.).
• Общение с гиперактивным ребенком должно также быть мягким, спокойным, поскольку он восприимчив к настроению взрослых.
• Чем меньше замечаний вы делаете, тем лучше. В данной ситуации его лучше отвлечь. Такой ребенок очень нуждается в похвале, поэтому необходимо делать это очень часто, даже за мелочь.
• Будьте последовательны в своих требованиях к нему.
• Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны.
- Предлагать ребёнку посидеть в уголке уединения, когда он сильно расторможен и активен. Чем меньше стимулов, тем легче успокоиться и снизить темп.
- Оформить в группе наглядные памятки с правилами выполнения ежедневных заданий. Например, алгоритм сборов на улицу в рисунках, правила поведения во время приёма пищи.
- Следить за тем, чтобы в группе было проветрено и была питьевая вода. Если ребёнок расшумелся, лучший способ в этой ситуации — предложить ему попить, попросить посмотреть в окно.
- Аккуратно располагать материалы и игрушки в группе. Хаос в помещении усиливает расторможенность и невнимательность детей.
- Давать короткие понятные задания. Воспитатель должен говорить кратко, делить задание на части.
Важно помнить, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, а медицинский диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики.
- Строгая дисциплина в отношении еды-сна-прогулок с самого рождения малыша снижает уровень тревожности и, соответственно, суетливости и неупорядоченной активности. Режим может меняться, но все равно стоит придерживаться выбранного расписания, причем так, чтобы пик активности выпадал на утро, а не на вечер. В течение дня накапливается усталость, а это значит, что "устают" и системы физиологической и психологической регуляции поведения ребенка. Он становится более капризным, невнимательным, суетливым.
- Строгая дисциплина не означает подавления любых эмоциональных всплесков, сильных желаний ребенка. В безопасной среде, дома или в детском саду, необходимо дать ребенку возможность попробовать разные уровни активности. За высокой моторной активностью иногда скрывается индивидуальная потребность в физической нагрузке. Проблема не в высоком уровне активности, а в слабой саморегуляции.
- Если в основе гиперактивности лежит проблема механизмов торможения, то особое внимание стоит уделять планированию деятельности. Часто родители с энтузиазмом агитируют ребенка что-либо сделать, но забывают показать, чем и как заканчивается игра или интересное занятие. Мотивация — это очень важно. Но в основе саморегуляции — навык целеполагания. А чем должно было все закончиться?
- Пока дети не научатся читать и следовать длинным инструкциям, используйте метод пиктограмм — набор символических рисунков, изображенных на альбомном листе, прикрепленном к стене, который подскажет ребенку последовательность шагов.
- Прекрасную возможность для тренировки способности ориентироваться и контролировать результаты своих действий, договариваясь с другими детьми, дает ролевая игра. Получая отклики от других, ребенок учится смотреть на свои действия со стороны. Сравнивая достижения разных детей, он сможет оценить результативность своих усилий. Задача взрослого — не только инициировать и организовать ролевую игру, но и помочь детям преодолеть неизбежные конфликты.
- Следите за эмоциональным фоном в семье. Избыточная нервозность и напряженность в отношениях между взрослыми скажутся и на возбудимости ребенка. Называйте вслух свои и его эмоции, помогайте ему правильно оценивать намерения других людей, распознавать свои и чужие чувства, учитывать их во взаимодействии.
- Настольные игры (домино, мозаика, лото) прививают усидчивость и настраивают ребенка на взаимодействие. Игра строится по простым, понятным даже 4-летнему малышу правилам. Результат игры очевиден — выигрыш, а ее продолжительность — 10 — 15 минут. Именно столько времени ребенок 4 лет может заниматься непрерывно, чтобы не устать и не потерять интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с гиперактивными детьми
раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в пла...
Рекомендации для педагогов ДОУ "Особенности работы с гиперактивными детьми."
Рекомендации для педагогов ДОУ...
Особенности работы с гиперактивными детьми
Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...
Особенности работы с гиперактивными детьми
Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...
Особенности работы с гиперактивными детьми
Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях воспитания подвижных детей...
Консультация для воспитателей на тему: "Особенности работы с гиперактивными детьми"
Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают исп...
Особенности работы с гиперактивными детьми.
Особенности работы с гиперактивными детьми. Рекомендации для воспитателей....