Речевое развитие детей раннего возраста
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)

Савельева Галина Александровна

Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот периодпомочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Речевое развитие детей раннего возраста» Учитель – логопед Савельева Г.А. Детский сад № 11«Радуга»

Слайд 2

Начало речевого развития в норме у детей. Как должно быть в норме ? Прежде всего, необходимо сказать, что понятие «норма» весьма условно. Каждый ребенок имеет собственный темп развития. Логопеды оценивают первый крик ребенка, его гуление и лепет. У большинства детей гуление появляется и развивается в возрасте от 2 до 4 месяцев, лепет возникает от 6 до 8 месяцев. Начиная с 6 месяцев, у ребенка активно развивается понимание речи. К 14 месяцам малыш, используя указательный жест, показывает на членов семьи, свои части тела, некоторых животных и пр. Первые слова у всех детей появляются в разные сроки, но, как правило, их появление примерно совпадает по срокам с появлением навыка самостоятельной ходьбы. Надо отметить, что речь и движение развиваются параллельно (голову держу – гуление , ползу – лепет, иду – первые слова). Речь в норме появляется с 1,5 до 2-х лет (простые предложения с сущ., глаголами, местоимениями).

Слайд 3

Начало речевого развития в норме у детей. Как должно быть в норме ? Первое слово не обязательно «мама», ребенок произносит в 10 – 12 месяцев. Чаще всего «взрыв речи происходит 1,2 – 1,5 года. Если ребенок молчит, то следующий скачек речевого развития произойдет около 2 лет. Более активная речь с 2 до 3 лет. Если у ребенка 24 – 26 месяцев отсутствует фразовая речь, либо имеется явно ограниченный запас понимаемых слов, то это повод для посещения логопеда.

Слайд 4

Почему мой ребенок не говорит ? Часто задаваемый вопрос. Для того, чтобы определить причину, специалист соберет у вас анамнез (историю) развития ребенка. Полученные сведения помогают определить тип речевого нарушения, а следовательно, определить программу реабилитации. Логопедические заключения могут быть: Задержка речевого развития. Сенсорная, моторная, сенсо-моторная алалия. Системные нарушения речи у детей с растройствами эмоционально-волевой сферы (расстройствами аутистического спектра), интеллектуальными нарушениями. ОНР – заключение психолого-педагогического характера.

Слайд 5

Стоит ли ходить в детский сад на развивающие занятия ? Одна из основных речевых функций – это коммуникативная функция. Поэтому ребенку необходимо посещать детские коллективы: детский сад, группы кратковременного пребывания. При выборе занятий стоит обратить внимание на то, чтобы они не перегружали ослабленную нервную систему ребенка (не изучать иностранный язык, не готовить к школе раньше 5-6 лет и тд .), лучше отдать предпочтение тем занятиям, где самостоятельная речь детей поощряется и активизируется (театральные занятия, музыкальные занятия, игротерапия и тд .)

Слайд 6

Как общаться с ребенком чтобы он заговорил ? Правила общения: Сопровождайте собственные действия, а также действия других и самого ребенка, происходящие явления речевым комментарием. Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка. Речевой комментарий должен включать в себя все части речи. Называть не только предметы, но и действия, качества предметов. Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной

Слайд 7

Какие игрушки способствуют речевому развитию? Игрушек у ребенка должно быть и не много, и не мало, а достаточно. Отдельных игрушек для развития именно речи не так много, так или иначе, все игрушки преследуют и другие развивающие цели, однако я приведу необходимый перечень игрового материала с указанием, каким образом он воздействует на речевое развитие. Общие правила выбора и использования игрушек для развития речи: Соответствие игрушек реальным предметам и объектам по цвету, форме и пр. Разнообразие материалов, из которых сделаны игрушки одного и того же типа. Сенсорные свойства игрушки должны подходить конкретному ребенку. Сортируйте игрушки по коробкам, ящикам и пр. в зависимости от стоящих перед вами задач. Для развития мотивации и преодоления негативизма иногда стоит завести одну игрушку – героя ваших занятий.

Слайд 8

Какие игрушки способствуют речевому развитию? Примерный перечень необходимых игрушек: Куклы и фигурки людей с набором атрибутов для игры в них (куклы могут быть мальчиками и девочками, взрослыми и малышами), фигурки людей используются в сюжетных играх, позволяют развивать словарь. Фигурки животных. Животные, названия которых имеют простую слоговую структуру (коза, пума, лиса, сова, киса, панда и т.д.). Помимо закрепления названий самих животных, у ребенка появляется возможность в игровой форме запомнить глаголы, обозначающие способы передвижения, приема пищи, звучания; или прилагательные. Игрушки и наборы для сюжетных игр. Игровые наборы для проигрывания сказок. Мешочек и зеркало для артикуляционной и дыхательной гимнастики. Игрушечная еда для кормления животных и отработки предложно-падежных форм. Дидактические игры и игрушки (пирамидки, конструкторы, рамки вкладыши, лото и т.д.). Сенсо - моторные игрушки. Развивающие фото-книги. Песочница с обычным и кинетическим песком или песочный стол. Куклы или зверята. Игры типа « мемори ».

Слайд 9

Чего не стоит делать родителям ? Сопровождать речевым комментарием ребенка постоянно. В этом случае мы получаем два эффекта: 1 . Родитель устает от постоянной необходимости выдумывать и говорить, возникает раздражение и злость на ребенка 2. Ребенок воспринимает речь как фоновый шум. Использовать вместо самостоятельного комментария аудиовизуальные средства, например, записывать свою речь на планшет или использовать готовые программы.

Слайд 10

В какие игры играть с ребенком для развития речи ? Некоторые игры понятны вам уже из описания перечня игрушек, теперь приведу примеры типовых игр: Игры прятки (чудесный мешочек, спрятать игрушку в разных местах, на прогулке и т.д.) Игровые массажи и пассивная гимнастика Двигательные игры Игры с сенсорными коробками и рыбалками Игры в домиках Иры в очередь Игры в коллекции Кухонные игры Игры в ванной Сюжетно ролевые игры Игры - квэсты (предполагающие нахождение чего либо)

Слайд 11

Что ещё можно делать, чтобы развивать речь ? 1.Организовать режим дня, наполнив его повторяющимися сенсорными стимулами (ложиться спать, просыпаться, купаться, гулять, определить систему питания, сократить количество просмотров мультфильмов и игр на компьютере и т.д.). 2. Оборудовать детскую комнату или детский уголок 3. Ходить вместе за покупками по заранее составленному списку 4. Заниматься домашними делами вместе 5. Разнообразить культурную программу 6. Рисовать необычными техниками с целью сенсорного развития (рисовать можно: самодельными красками например изготовленных из муки, воды и пищевых красителей, пластилином, пальцем, палочкой и т.д.)

Слайд 12

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...