Сказка как средство нравственного благополучия ребенка
статья по коррекционной педагогике

Рогулина Наталья Николаевна

« Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи -
На свете правды больше станет».

Валентин Берестов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сказка  как средство нравственного благополучия ребенка

                                                                                                                                                                       Выполнила воспитатель

                                                                                       Рогулина Н.Н.

                                                                                       

Солнечногорск

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Общие закономерности работы со сказками…………………………………6

2.Сказка как средство нравственного благополучия ребенка……………….10

3. Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни..15

Заключение……………………………………………………………………..19

Список литературы…………………………………………………………….21

3

Введение

« Не бойся сказок. Бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи -
На свете правды больше станет».

Валентин Берестов

     Сказки общаются с детьми на понятном для них языке – на языке детской фантазии и воображения. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. Здесь противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука. Что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Эффективность сказки объясняется многими причинами. Прежде всего, сказки позволяют ребенку воспринимать свои трудности и бороться с ними действенным способом. Сказка дает возможность подумать, поразмыслить и задать вопросы на чреватые конфликтом «взрывоопасные темы», без боязни вмешательства во внутренний мир. С одной стороны, ребенок отождествляет себя с тем или иным героем сказки, но когда повествование доходит до больного места, он становится на позицию слушателя и получает возможность понаблюдать со стороны за своим двойником.

4

Форма сказки имеет еще одно преимущество: для ребенка сказка гораздо интереснее, чем нравоучительная лекция. Кроме того, ни один ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Сказки позволяют ребенку почувствовать, что он не одинок в своих страхах и переживаниях, что другие дети и испытывают то же самое. Ребенок избавляется от комплекса неполноценности, он уже не считает себя уродцем, врединой или трусом. Такое успокоение укрепляет в нем уверенность в себе и помогает бороться с трудностями.

Часто дети избегают говорить о своих проблемах, потому что стыдятся этого, боятся нежелательной реакции на них взрослых или потому, что у них не хватает слов и понятий для описания своих чувств и эмоций. Услышать их часто запутанные и сумбурные чувства, выраженные словами в рассказе, может оказаться весьма полезным.

Это дает возможность вступить в диалог со своим ребенком. Ведь часто разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос. Но тот же самый ребенок может стать на удивление открытым. Когда он расскажет о том, что беспокоит и тревожит сказочного героя.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл

5

сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

        Тема курсовой работы: «Сказка как нравственное благополучие ребенка».

Объектом изучения курсовой работы является процесс нравственного воспитания ребенка.

Предметом изучения курсовой работы является сказка как средство нравственного благополучия ребенка.

Целью данной работы является определение возможности сказок в формировании нравственных качеств ребенка.

          Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие    задачи:

         1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по          проблеме исследования;

         2.Рассмотреть определение понятия «воспитание», «нравственность», «сказка». Проанализировать сущность и особенности сказок;

         3.Выявить особенности нравственных качеств личности ребенка.

         Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы на семинарах, мастер-классах воспитателями ДОУ.


6

1.Общие закономерности работы со сказками

   

      В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл сказки, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Одновременно с этим, в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков. Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.

Сказки – это не волшебная палочка, по мановению которой исчезают все беды и вся боль реально существующего мира, но они позволяют детям узнать о себе и своих проблемах то, что придает им силы, и от чего они начинают чувствовать поддержку и внимание.

К художественным сказкам относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа (народные) и авторские сказки.

В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический и даже медитативные аспекты. Слушая сказку, ребенок впитывает философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает это с друзьями. Причем все процессы протекают на бессознательно – символическом уровне.

Народные сказки несут чрезвычайно важные идеи:

7

       1.Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

      2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

     3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

     4. Самое ценное достанется через испытание, а то, что далось даром может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

     5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а так же доверия окружающему миру[6].

      Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.

      Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

      Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных  ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к

8

невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.

    Страшные сказки. Про нечистую силу: ведьм, упырей, вурдалаков и прочих. В современной  детской субкультуре различают  также и сказки – страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.

    Наиболее увлекательные сказки для детей старше 6-7 лет – волшебные сказки. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает жизненная мудрость и информация о духовном развитии человека. Такая сказка учит, что испытания даются только сильнейшему. Тому, кто может  их выдержать, осознать, использовать во благо. Испытание дается по силам.

     Авторские художественные сказки трепетны, образны. Для авторской сказки характерна повышенная степень психологизма, превращение персонажей из "знаков" в полнокровные "образы". Смысл сказок заключается в познавательной и воспитательной функции. Сказки писателей – это своего рода лёгкая беседа между поколениями. Героев сказок и их приключения мы помним всю жизнь, хотя другую информацию забываем быстро. Именно поэтому очень важно выбирать правильные сказки для детей, так как это крепкий фундамент морального и эстетического развития личности ребёнка.

    Авторская сказка в иносказательной форме способна указать нам путь, хотя выбор всегда остается за самим человеком. И уж если мы выбрали дорогу, ведущую нас в тупик – не надо упрекать в этом сказку. Достаточно заглянуть в свою душу: а мы действительно хотели того, что получили, или мы надеялись обмануть судьбу? Сказка нам дала возможность проверить

9

свой выбор на судьбе сказочного героя, а значит уберечь себя от лишней боли, потерь, разочарования. А расшифровать сказочную метафору, понять глубинный ее смысл может и взрослый, и ребенок, и старик. Для этого жизненный опыт – не главное. Тут нужна работа души[3].

       Персонализированные сказки – рассказывать ребенку сказки, в которых сам ребенок и есть главный герой. Волшебство персонализированных сказок заключается в том, что дети охотно слушают сказки про себя. Более того, они готовы слушать о себе бесконечно. Взрослые, кстати тоже не против послушать рассказы о том, какие они есть на самом деле замечательные люди. Но дети, в отличии от взрослых,  гораздо в большей степени стремятся подражать своему сказочному образу. А любой совершенный поступок имеет тенденцию к повторению. Характер и личность человека формируется по простой схеме. Каждый совершенный поступок, с одной стороны, объясняется всей предыдущей жизнью и, с другой стороны, оказывает заметное влияние на совершение последующих поступков.

      Поэтому персонализированные сказки – это самый легкий, самый естественный и самый эффективный путь формирования личности ребенка[4].

       Но для развития личностно значимых качеств детей важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а ее восприятие ребенком, то как она ему преподносится.

       

10

2. Сказка как средство нравственного благополучия ребенка

       Сказки, независимо от пола и возраста их героев, имеют большое психологическое значение для детей разного возраста, мальчиков и девочек, поскольку облегчают смену идентификации в зависимости от проблем, волнующих ребенка. Малыш легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или царевну-Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Он интуитивно чувствует, что сказки нереальны, но в то же время допускает, что это могло происходить и в действительности. Так появляется действительность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочности в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном. Наилучшим образом отвечают они запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Тяга к добру и справедливости, вера в чудеса, склонность к фантазиям, к волшебному преображению окружающего мира - все это ребенок радостно встречает и в сказке.

      Сказка не только воспитывает и учит житейской мудрости – она еще и лечит. Специалисты по детской психологии утверждают, что сказка помогает ребенку справляется со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций,  особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми в жизни[5].

     Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости маленького слушателя. Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он еще в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остается с человеком на всю жизнь.

11

      Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

В период дошкольного детства эмоции имеют бурный, но нестойкий характер, что проявляется в ярких, хотя и кратковременных аффектах, в быстром переходе от одного эмоционального состояния к другому. Вот почему именно этот возрастной период под влиянием различных неблагоприятных факторов наиболее часто проявляются различные эмоциональные расстройства.

Анализируя состояние проблемы влияния сказки на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста, можно констатировать, что большее внимание уделяется развитию одной сферы – интеллектуальному развитию ребенка. Г.И. Песталоцци сформулировал общее правило, которое часто не соблюдается в настоящее время, оно заключается в том, что знание не должно опережать нравственного развития ребенка. Родители очень рано начинают обучать своего ребенка, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он не готов ни физически, ни морально. Тогда как для ребенка дошкольного возраста важнее всего развитие внутренней жизни, питание его эмоциональной сферы, чувств.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и коррекции поведения ребенка дошкольного возраста. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений, создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют внутренний мир ребенка.

12

Сказка является одним из самых доступных средств духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Влияние сказок на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что в процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций, и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.

Рассуждая о поступках сказочных героев, взрослые своими словами, отношением формируют у ребенка устойчивое отношение к окружающим людям. Поэтому так важно, чтобы педагоги и родители помнили: от их слов, их рассуждений во многом зависит, какими станут дети, а уровень и качество духовного становления идет в прямой зависимости от тех, кто читает сказку и дает потом словесную оценку поступков персонажей. А значит и работа со сказкой – это не простое времяпрепровождение перед сном, а серьезная педагогическая работа по воспитанию ума, сердца и чувств ребенка[2].

Возрождение духовности и нравственности необходимо осуществлять в первую очередь – через семью. Именно семья находится сегодня на переднем крае борьбы за чистоту нравов, а средства массовой информации, обладающие огромными возможностями, в этом деле семье не помощники.

Нравственное воспитание детей – это очень важный момент, который родители не имеют права упускать из виду. Если родители стараются перевоспитать ребенка, насильно склоняют его к чему-либо, не считаются с детскими пожеланиями и мечтами и не учитывают детские способности, то в таком случае, скорее всего, ребенок вырастет агрессивным, неудовлетворенным и невостребованным в жизни. Маленький человек волен выбирать то, что ему по душе, а родители должны лишь немного направлять

13

его, объяснять возможные нюансы. Необходимо помочь ребенку настроиться на ту стезю, о которой он мечтает, показать ему хорошие жизненные примеры.

       Ф.Фребель считал, что в ребенке есть зародыши стремлений, нравственных и эстетических чувств, духовных направлений и отношений. Все, что есть внутри, должно обязательно проявиться «наружу», и только поэтому «внешнему» можно судить о том, что составляет суть человека[1].

Сказки содержат в себе знания по основным проблемам духовно- нравственного воспитания. Родитель должен ориентироваться наинтерес своего ребенка и предлагать ему самому выбирать сказку для чтения в нынешний вечер. В этом случае родители должны обратить внимание на случаи частого возвращения ребенка к одной  и той же сказке, чутко реагировать на вопросы ребенка по содержанию этой взволновавшей его сказки. Чтение сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить для себя значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в школе, ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении.

Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.  Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Сказки влияют на духовно-нравственное развитие ребёнка, ребёнок узнаёт о добре и зле, происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций

14

Русская педагогика, еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог  К.Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая что простота и непосредственность народного творчества соответствует таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос  о педагогическом  значении сказок и их психологическом воздействия на ребенка. Испокон веков именно сказка (вслед за колыбельной песней и ласковой пастушкой) вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возрасту различны. Если самого маленького сказка утешает и занимает, то старшего дошкольника и младшего школьника сказка по-настоящему воспитывает. А подростку может помочь разобраться в совсем не сказочных проблемах, поразмышлять о нравственных законах жизни и обрести надежду.

15

3. Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни

     Чтение сказок – один из важнейших педагогических, воспитательных моментов. Родители, часто недооценивают развивающую и воспитательную роль сказок, забывая, что сказка – многовековая народная мудрость. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности. Без преувеличения можно сказать, что чтение сказок малышу – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.

         Для тех родителей, которые еще сомневаются в эффективности методики воспитания ребенка сказкой, скажем, что это уникальная возможность сохранить с ребенком близкие, доверительные отношения, не омраченные нудными лекциями, которые вызывают у ребенка лишь отрицательные эмоции.

        Вы хорошо знаете, что каждая сказка чему-то учит малыша. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом – чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество. И поэтому сказки нужно не просто читать малышам, а вместе с ним осмысливать прочитанное, воспитывать и развивать в нем определенные качества. Для успешного решения вопросов воспитания и развития сказкой после каждой прочитанной сказки надо научиться ставить ряд вопросов о прочитанном и творческих заданий, вместе с ребенком пробовать анализировать сказку, задумываться о честности, доброжелательности или, наоборот, о подлости ее героев.

16

        Задания, вопросы к сказкам побуждают ребенка и взрослого к совместному размышлению о жизненном опыте, отношениях с окружающими; помогают решать детям свои насущные проблемы общения со сверстниками, понимания в семье; формируют позитивную самооценку. Таким образом, между ребенком и взрослым возникает более тесный диалог, который и сближает и помогает процессу воспитания, развития. Основным моментом в этой методике является необходимость развития в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви.

        В сказках можно найти материал, который поможет детям стать увереннее, терпеливее, научит слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и многообразие мира, ведь сказки – пища для подсознания. Слова забываются - ощущения остаются. И это не просто ощущения, а переживания, которые прочно связаны с определенным способом поведения героев сказки в соответствующей ситуации. Сказка не оставляет ребенка равнодушным воспитуемым, а делает его активным участником происходящего, переживающим вместе с героями каждую неудачу и каждую победу.

        У ребенка с помощью сказки можно воспитать: волю – сложное и многогранное качество личности; веру в себя – умение противостоять неудачам; смелость – самообладание, бесстрашие, умение вести себя достойно в критических ситуациях; трудолюбие – нежелание сидеть без дела, стремление к полезному труду; настойчивость – терпение и выдержку при достижении цели; обязательность – умение держать слово; оптимизм – веру в успех, увлеченность, душевный подъем; целеустремленность – умение определять цель и настойчиво добиваться ее достижения; доброту и честность.

     

17

      Сказка преподает урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

    Извечная проблема «отцов и детей объясняется двумя простыми вещами. Во – первых, «отцы», воспитывая детей все время читают им морали и нотации. Во – вторых, дети настолько устали от родительских сентенций, что любые проповеди вызывают у них стойкое отвращение. Все дети со времен Адама и Евы терпеть не могли родительскую опеку. Стремление к самостоятельности и свободе присуще каждому. Обретение своего «Я» - вожделенная мечта любого ребенка. Но парадокс в том, что каждое новое поколение наступает на одни и те же грабли, с неизменным постоянством повторяя ошибки своих родителей. Злую шутку творит с нами родительская любовь: желая своим детям лучшего, мы читаем им те же нотации, которые в свое время нас самих выводили из себя.[4].

      Уже на повседневном и бытовом уровне наше воспитательное воздействие разбивается в прах о скалу детского упрямства. Как же быть с воспитанием таких человеческих качеств, как воля, честность, смелость, щедрость, забота, сострадание благородство? Как бороться с детским эгоизмом, жадностью, трусостью, плаксивостью, драчливостью и т.д.? Одним словом, как воспитать ребенка таким, каким мы хотим его воспитать?  Вот тут впору вспомнить о детских сказках. Сказка существует сама по себе. Но ее волшебство настолько притягательно, что нет на свете ребенка , котрый не любил бы слушать сказки.  Если же кто – либо осмелиться утверждать, что его ребенок не любит сказки, то это означает лишь одно: вы не умеете их рассказывать! Вы сами никудышный сказочник и ничего не понимаете в мире детства.

     

18

        Дети не могут жить без сказки. И если взрослые лишают детей сказок, то малыши сами начинают сочинять воображаемый мир, в котором им очень комфортно и без которого существовать они не могут.

19

Заключение

      Таким образом, народная сказка представляет собой литературный жанр, соответствующий особенностям возрастного развития дошкольников, являющийся важным средством их нравственного воспитания. Формируя нравственные представления у ребенка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Как известно, в дошкольном возрасте начинает складываться нравственный облик человека, впечатления, полученные в этот период, сохраняются надолго и оказывают свое влияние на формирование психики. Одно из ярких впечатлений детства - русская народная сказка. В литературе имеется материал, свидетельствующий о ее влиянии на чувства, взгляды. Значение сказки различно для каждого человека и даже для того же человека. В разные моменты его жизни. И как почти каждый вид искусства сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает для себя собственное решение насущных жизненных проблем. Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому в дошкольном возрасте, для формирования различных свойств и человеческих качеств личности. Работа, проводимая с детьми по сказкам, развивает сферу чувств, формирует нравственные представления, развивает эмоциональные восприятие детей. В тоже время формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку - результат длительной и глубокой творческой работы. В системе воспитательно- образовательного процесса в МБДОУ нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных качеств человека, но всей гармонично развитой личности в целом. Ее духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей. Изучая литературу, можно сделать вывод, что сказка, при ее правильном использовании в педагогическом

20

процессе МБДОУ может являться эффектным средством формирования нравственных представлений старших дошкольников. При использовании в работе с детьми сказок, с ярко выраженными нравственными понятиями, и нетрадиционными приемами работы со сказкой, у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.

Семья играет большую роль в нравственном воспитании детей. Помочь родителям в этом сложном деле - долг и обязанность педагогов. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям. Необходимым условием установления единства детского сада и семьи в нравственном воспитании детей является знание родителями программы нравственного воспитания и методики его осуществления в детском саду. Не менее важно, чтобы они правильно оценивали уровень морального развития своих детей, видели положительные и отрицательные их черты, понимали причины появления последних и пути преодоления их.

      Как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, крепко и серьезно учит нас уму-разуму. Всех нас – и взрослых, и маленьких.

21

Список использованной литературы

  1. Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных федеральных требований Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. -128с.
  2. Короткова Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» средствами авторской сказки. Сказка учит жить. Конспекты занятий. – М.:  УЦ «Перспектива», 2011. -134с.
  3. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2006.
  4. Маниченко А.А. Как воспитать ребенка добрым: Сборник персонализированных сказок.  – Издание 3-е, стереотипное. – Челябинск, 2013. - 256с.
  5.  Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет. – СПб.: Паритет, 2010. – 112 с.
  6. Струсевич С.Н. Использование сказкотерапии в работе с детьми, подростками и взрослыми. – ГУ «Центр «Семья», 2004. – 56 с.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей о влиянии классической музыки на нравственное воспитание старших дошкольников....

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в высокохудожественном исполнении, способствующее музыкальному и общекультурному развитию дошкольников....

Консультация для родителей «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста»

Данный материал поможет родителям  понять как важно  в наше сложное и трудное время  видеть и слышать прекрасное развивая в детях творческие способности совместно  с педагогами МБД...

Консультации для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство нравственного развития ребенка»

В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание, Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит...

Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста

Полезная информация для родителей и воспитателей, из личного опыта работы....