Детско-родительский проект «Все профессии нужны!»
проект по коррекционной педагогике

Спирина Светлана Васильевна

«Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

 представлений, понятий…».

В. А. Сухомлинский.

Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - май 2020г.)

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Цель. Создать условия для формирования представлений детей о мире профессий

посредством сюжетно-ролевой игры; помочь накопить детям определенный социальный опыт.через которое в духовный мир ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_professii_nuzhny.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский проект «Все профессии нужны!»

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

 представлений, понятий…».

В. А. Сухомлинский.

Вид проекта: познавательный, творческий, игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - май 2020г.)

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

Цель. Создать условия для формирования представлений детей о мире профессий посредством сюжетно-ролевой игры; помочь накопить детям определенный социальный опыт.

Задачи. Сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру; развивать интерес к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения; научить детей отражать в сюжетно - ролевой игре особенности, присущие различным профессиям. Способствовать обогащению детско-родительских отношений опытом совместной творческой деятельности; вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Для педагогов: повысить уровень творческой инициативы педагогов. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества, включения их в образовательный процесс.

Для родителей: повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных участников образовательных отношений  

Детско-родительский проект «Все профессии нужны!» поможет познакомить дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с миром профессий посредством развития сюжетно-ролевой игры. Интересы детей с ограниченными возможностями здоровья ограничены, а игры однообразны. Как правило, дети с ОВЗ не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса. Основной задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия. Для этого под руководством педагога ребёнок выполняет последовательные игровые действия. Обучение позволяет научить правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку. В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм. Главным моментом является воспроизведение деятельности взрослых людей, их отношений. Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. (Поликлиника, Салон красоты, Водители, Супермаркет). Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Вначале у них формируются представления о каждой профессии, подготавливаются соответствующие атрибуты для игры. В процессе проведения игры основное внимание уделяется обучению детей подчинять своё поведение роли, которую он взял на себя. После проведения каждой игры необходимо провести беседу (Во что они играли? Кто кем был? Что делал?).

В процессе обучения дети овладевают разнообразными игровыми действиями и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным, поэтому длительное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке. Например, в игре "Доктор" некоторые дети сначала делают уколы и только после этого спрашивают больного о его жалобах. Часто забывают, что следует делать и ждут подсказки от взрослого. В процессе самостоятельных игр дошкольники с ОВЗ воспроизводят отдельные игровые действия и их цепочки в таком варианте, в каком они предлагались в процессе обучения. Поэтому можно говорить, что они шаблонны, стереотипны. Как правило, ребенок не вносит в действия ничего от себя, не проявляя тем самым свою индивидуальность.

Характерным для детей с ОВЗ является также выполнение игровых действий без сопровождения речи. С большим трудом овладевают речевым содержанием, без которого невозможно протекание сюжетно-ролевой игры. В самостоятельных играх используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Творчество в этом плане может являться показателем интеллектуальной сохранности ребенка. Поэтому принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога, который не только помогает детям вспомнить последовательность развертывания сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, участвующими в ней, но и принимает участие в игре.

Содержание проекта

        Подготовительный этап

Подбор материала, метод. литературы, составление цели и задач, плана-реализации проекта «Все профессии нужны!». Разработка семинаров-практикумов, мастер-классов, сюжетно-ролевых игр, конспектов ОД, сценария итогового мероприятия. Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с ОВЗ». Анкетирование. Консультации для родителей «Обучение элементам сюжетно-ролевой игры для детей с ОВЗ».  Изготовление макетов-ширм и атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «Аптека», «Витрина в магазине», «ПДД», «Салон красоты». Подбор картотеки настольно-печатных дидактических игр («Кому, что нужно для работы?», разрезные картинки, пазлы), раскрасок по теме «Профессии».  Подготовка конспекта итогового мероприятия «Квест-игра «Городок профессий».

Основной этап

Организация образовательной деятельности по подготовке работы с сюжетно-ролевыми играми. Организация игр: дидактические, словесные игры: «Подскажи словечко», «Угадай кто это», «Магазин игрушек», «Угадайте, что я делаю», «Что сначала, что потом», «Где можно это купить», «Что кому», «Угадай профессию». Настольные игры: лото «Все профессии важны», «Профессии», «Кому нужны инструменты», «Профессии», «Кем быть?». Собери картинки: строитель, продавец, пожарный, музыкант, врач, парикмахер.

Изобразительная деятельность и художественное творчество: аппликации и раскраски профессий, рисование инструментов, лепка кондитерских изделий (соленое тесто, овощей, фруктов (пластилин). Конструирование: постройки из крупного деревянного строителя: «Магазин», «Больница», «Автобус». Плоскостное моделирование «Макет улицы».

Просмотр детско-родительских презентаций по теме «Профессии».  Экскурсия по детскому саду (пищеблок, кабинет медицинского работника). Виртуальные экскурсии: «Поликлиника», «Салон красоты», «Знатоки дорожной азбуки».  Совместная работа детей и родителей в семинарах-практикумах по проигрыванию сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Поликлиника», «Салон красоты», «Семья», «Водители».

Заключительный этап

Итоговое мероприятие с родителями и детьми «Квест-игра «Городок профессий». Обобщение опыта.

План реализации проекта с воспитанниками с ОВЗ

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Активное познание окружающего мира

Дидактические игры и упражнения

Развитие игровой предметной среды 

1. Целевая прогулка с родителями в «Супермаркет».

Цель: расширить знания воспитанников о труде продавца.

2. Беседа на тему «Как мы ходим в магазин».

Цель: расширять знания воспитанников о взаимоотношении продавца с покупателями.

4. Чтение Ч. Янгарский «В магазине игрушек».

1. Д/и «Какие продукты продаются в магазине»

2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»

3. Проблемная ситуация: «Дома закончились продукты».

4. Игровая ситуация «Открылся овощной магазин»,

«Научим зайку ходить в магазин».

1. Подбор фартука и шапочки для продавца.

2. Оформление макета - витрины.

3. Внесение сумочек, игрушек-заместителей (печенье – кирпичики, конфеты – цветные палочки, деньги - разноцветные бумажки).

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

2. Рассматривание иллюстрации «Кукла заболела».

3. Встреча с медсестрой детского сада.

4. Беседа «Как доктор лечит детей».

5. Экскурсия в медицинский кабинет.

6. Чтение Е. Крылова «Как лечили петуха».

1. Д/и «Кому что нужно для работы».

Цель: учить подбирать предметы по назначению.

2. Д/и «Чей предмет».

Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник).

3. Д/и «Лечим куклу» (послушать, поставить градусник, дать чай с малиной, молоко с медом).

1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств, шпателя) .

2. Внесение халата шапочки для врача.

3. Внесение предметов-заместителей (вата-кусочек поролона, таблетки–рисунок на картоне).

4. Изготовление макета-ширмы «Аптека»

Сюжетно-ролевая игра «Водители»

1. Целевая прогулка с родителями по ближайшей улице.

2. Беседа на тему «На чем люди ездят»

3. Рассматривание альбома «Транспорт»

4. Приглашение в гости папы – водителя.

5. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

6. Вопросы об игре (Кто возит людей? Кто хочет стать шофером).

1. Д/и «Чей предмет»

Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом.

2. Д/и «Едем в гости»

Цель: продолжать учить воспитанников разнообразить игровые действия.

3. Проблемная ситуация: «Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Как мне быть? »

4. Игровая ситуация на интерактивной доске «Правила дорожного движения».

1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера, набор ключей, игрушки – автобуса.

2. Внесение предметов – заместителей (ключи для ремонта машин – палочки).

3. Изготовление макета «Правила дорожного движения».

4. Изготовление пособия по ПДД «ладошки – дорожные знаки».

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

1. Чтение потешки «Расти коса до пояса».

2. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера.

3. Праздник для кукол «Приведем кукол в порядок»

Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера.

4. Мама парикмахер у нас в гостях.

5. Рассказ мамы «Как я ходила к парикмахеру»

1. Д/игры «Кому нужна расческа», «Что лишнее».

Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера.

2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парикмахер»

Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению.

3. Продуктивная деятельность «Расческа для мишутки».

4. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается в гости на День рождения.

1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки.

2. Внесение предметов заместителей: кирпичик – расческа, катушка из-под ниток – бигуди.

3. Внесение деталей костюма (красивый фартук).

4. Изготовление макета-витрины «Принадлежности для прически»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

1. Чтение С. Капутикян «Маша обедает»

2. Беседа на тему «Моя мама».

3. Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображением семьи.

4. Фотовитрина из семейных фотографий.

1. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом». Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия.

2. Д/и «Оденем куклу на прогулку». Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.

1. Создание игровой обстановки в кукольном уголке.

2. Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки, бытовых приборов.

3. Внесение в игру предметов заместителей.

4. Общение воспитателя с воспитанниками.

Перспективное планирование работы с родителями

Месяц

Форма работы и тема

Сентябрь

Анкетирование «Игровая деятельность ребенка с ОВЗ в домашних условиях»

Октябрь

Семинар-практикум «Сюжетно-ролевая игра в развитии детей с ОВЗ»

Ноябрь

  1.  Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» (изготовление витрины с продуктами)

Декабрь

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» (изготовление ширмы «Аптека»)

Январь

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» (мастер-класс «Конкурс причесок»)

Февраль

  1. Сюжетно-ролевая игра «Семья» (мастер-класс «Полезное блюдо»)

Март

Сюжетно-ролевая игра «Водители» с использованием игротерапии по ПДД

Апрель

Итоговое мероприятие «Квест-игра «Городок профессий»

Результаты проекта.  

Педагоги удовлетворены проведенной работой и результатами проекта.  Собран и систематизирован материал по теме детско-родительского проекта «Все профессии нужны!».   У воспитанников с ОВЗ сформировалось представление о трудовой деятельности взрослых.  Дети знают и называют название профессий, орудия труда.  Дети стали более раскрепощены и самостоятельны. В самостоятельной   деятельности принимают участие в сюжетно-ролевой игре, используя соответствующие атрибуты и материалы. Родители проявляют интерес к образовательному процессу, развитию творчества, игровых навыков ребёнка, активно участвуют в жизни группы. Систематическая работа по развитию представлений о мире профессий через сюжетно - ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. Подготовлено и проведено итоговое мероприятие «Квест-игра «Городок профессий» как результат деятельности всех участников образовательных отношений. 

Литература

1. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. / Бабаева Т.И., Римашевская Л.С.  – СПб.: Детство- Пресс, 2012

2. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб. Детство- Пресс, 2007

3. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников: практическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128 с. — (Дошкольное воспитание и развитие);

4. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста/

Н. В. Краснощекова – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 251с. – (Школа развития).

5. «Беседы о профессиях». / Шорыгина Т. А. М., 2014

6. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия/ авт.-сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель 2009.

7. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет / авт.-сост. Е. В. Шитова. - Волгоград: Учитель, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Все профессии нужны, все профессии важны" (о профессиях родителей)

Задача данного проекта состоит в том, чтобы расширить круг знаний детей о профессиях, формировать отчётливые представления о труде как социальном явлении, обеспечивающем потребности человека. Познаком...

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей подготовительного дошкольного возраста

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет...

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессия врача» (средняя группа)

Планирование проектной деятельности с воспитанниками...

Проект Информационно – познавательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны». для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта: информационный, познавательный,  групповой, совместный.Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое т...

Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»

В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...

Проект «Все профессии нужны, все профессии важны. Профессии моей семьи»

Проект по ознакомлению  дошкольников с трудом взрослых на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны.  Профессии моей семьи»....