"Дышим правильно,говорим легко,болеем мало"
консультация по коррекционной педагогике

Булатникова Светлана Валерьевна
Консультация для педагогов детского сада по развитию правильного дыхания у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_pedagogov_dyshim_pravilno_govorim_legko_boleem_malo.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково

Консультация для педагогов

«Дышим правильно, говорим легко,

болеем мало!»

Учитель-логопед: Булатникова С. В.

Консультация

«Дышим правильно, говорим легко, болеем мало!»

Основой нашей жизни является дыхание, которое так естественно, что мы его не замечаем.

Однако, когда мы напряжены физически или психологически, наше дыхание учащается. Мы не только замечаем его, но и испытываем дискомфорт из-за одышки или нехватки воздуха, если находимся в закрытом душном помещении.

Что мы знаем о правильном дыхании?

-Знаем, что нам нужен кислород, что нужно дышать через нос, поскольку воздух в носу согревается, очищается от пыли и микробов.

-Знаем, чтонужно чаще бывать на воздухе, проветривать помещения, где находимся.

Но мало кто знает, что от правильного дыхания зависит не только здоровье, но и наши молодость и долголетие.

Какое дыхание правильное?

Современная медицина утверждает, что глубокое дыхание качественнее поверхностного, поскольку в организм попадает больше кислорода, улучшается кровообращение, а значит питание клеток. А при поверхностном дыхании мелкие альвеолы (воздушные ячейки легких) не участвуют в дыхании. В них застаивается «грязный» воздух, насыщенный продуктами обмена, что негативно сказывается на функциях лёгких и нарушает обменные процессы в организме.

Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция. Наиболее правильным, удобным для речи является дыхание с участием диафрагмы и межрёберных мышц.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шёпотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечёткой, судорожной, с захлёбыванием.

Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Правильное речевое дыхание, чёткая ненапряжённая артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

Слишком большой вдох;

Учащённость дыхания;

Укороченность выдоха;

Неумение делать незаметным для окружающих добор воздуха;

Неправильная осанка.

Практическая часть

- Уважаемые коллеги давайте сейчас попробуем сделать несколько упражнений на развитие речевого дыхания.

Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания рекомендуется выполнять в состоянии покоя (лёжа, стоя, сидя) и во время движения.

При занятиях дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

Не заниматься после еды.

Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе – не опускались.

Необходимо дышать свободно, избегая судорожности и толчков в дыхании.

Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.

Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению. После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть. Регулярное выполнение дыхательных упражнений позволит предупредить возникновение и простудных заболеваний!

Игры для развития речевого дыхания:

«Загони мяч в ворота»

Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя кубиками).

«Сдуй снежинку с ладошки»

Снег, снег кружится. Белая вся улица!

Собрался мы в кружок. Завертелись как снежок.

Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).

«Метелица»

В пустую пластиковую прозрачную бутылочку насыпать пенопластовых шариков. Ребёнок через коктейльную трубочку дует, шарики движутся от воздушной струи, образуя «метель». Важно дуть, не надувая щёк.

«Вертушка»

Дуют дети на вертушку. Очень славная игрушка!

Крутится, вращается. Детишкам очень нравится!   (Длительно произносить «ФУУУУУУ»)

«Кораблик»

По волнам корабль плывёт. Ты вдохни, надуй живот.

А теперь ты выдыхай. И кораблик опускай.

Руки положить на область диафрагмы. Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить: «шш» или «ффф».

«Надуй шарик»

Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем:

Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.

Выбрать удобную позу (сидя, стоя, положить одну руку на живот, другую - сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

«Наклоны»    Выполняется стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед вверх — глубокий вдох (надуть живот, опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед — полный выдох (живот втягивается).

Заключительная часть (болеем мало)

Пользу правильного дыхания трудно переоценить, поскольку от нормального насыщения крови кислородом и углекислотой улучшается кровообращение; нормализуется артериальное давление и работа сердечной мышцы; активизируются функции мозга и нервной системы; стимулируется работа органов желудочно-кишечного тракта за счет внутреннего массажа движущейся диафрагмы; укрепляются мышцы спины, плечевого пояса и живота, что значительно улучшает состояние позвоночника и осанку.

В результате постоянной практики дыхательных упражнений со временем (не сразу). Вы почувствуете бодрость и прилив энергии, отличное самочувствие и повышение интеллектуальной деятельности. У Вас улучшится цвет лица, кожа будет упругая и молодая. Можете даже сбросить несколько килограммов веса. И уж точно не будете болеть заболеваниями легочной системы, так как Ваши лёгкие будут натренированными и хорошо проветриваемыми. Кроме того, ученые утверждают, что дыхательные техники усиливают движение лимфы, которая быстрее выводит токсины и продукты жизнедеятельности клеток, тем самым оздоравливает организм.

Основных правил выполнения дыхательной гимнастики немного:

не тренируйте правильное дыхание сразу после еды или после принятия ванны, когда изменяется кровообращение;

старайтесь заниматься на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении;

максимально сконцентрируйтесь на дыхании и делайте упражнения с удовольствием;

при появлении неприятных ощущений прекратите тренировку и проконсультируйтесь с врачом.

Единственный дискомфорт, который ощутим во время дыхательной гимнастики, – это головокружение, и то – лёгкое.

Чтобы этого достигнуть и нормализовать все процессы в организме не забывайте хорошо высыпаться, правильно питаться, закаливать свой организм, избегать стрессов, курения, приема алкоголя.

Дышите глубже и медленнее! Будьте здоровы и счастливы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект работы с родителями «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»

Цель: расширение представлений родителей о речевом и соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата....

Познавательный проект работы с родителями"Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Наличие огромного количества детей, страдающих речевой патологией, с одной стороны, и немалого количества детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, с другой, заставляет искать новые формы взаим...

Проект "Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Дыхание - основа жизни. Правильное дыхание - основа здоровья и долголетия....

Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков те...

Логопедический проект "Правильно дышим - правильно говорим"

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков тесно св...

Проект "Дышим правильно, говорим легко, болеем мало!"

Проект по обучению диафрагмальному дыханию по методу Сметанкина. Закреплению зрительно-пространственных представлений. Срок реализации - месяц. Для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Дышим правильно, говорим легко, болеем мало"

Цель:расширение представление родителей и педагогов о речевом и о соматическом здоровье детей через изучение возможностей дыхательного аппарата. Презентация будет полезна для воспитателей речевых груп...