презентация Снятие психоэмоционального напряжения детей с ТНР посредством куклотерапии.
презентация по коррекционной педагогике

Людмила Николаевна Пахомова

Снятие психоэмоционального напряжения детей с ТНР посредством куклотерапии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kukloterapiya_pahomova_.pptx1.11 МБ
Файл kukloterapiya.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Снятие психоэмоционального напряжения у детей с ТНР посредствам куклотерапии. Подготовили: Пахомова Л.Н. воспитатель Кудашева К.Ю. воспитатель Тема:

Слайд 2

« Куклотерапия » - является одним из средств, позволяющим стимулировать ребенка, снижать эмоциональное напряжение.

Слайд 3

Обеспечение психоэмоциональной комфортности ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Цель: Задачи: развитие речи и творческого потенциала детей снятие психологического напряжения создание благоприятного эмоционального климата в группе. развитие способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.

Слайд 4

эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка; тревожность, страхи; проблемы в общении. Применение :« Куклотерапии ».

Слайд 5

куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы, куклы Маппеты. Варианты кукол которые используются :

Слайд 6

Марионетка.

Слайд 7

Пальчиковые куклы.

Слайд 8

Теневые куклы.

Слайд 9

Веревочные куклы.

Слайд 10

Плоскостные куклы.

Слайд 11

Перчаточные куклы.

Слайд 12

Куклы - костюмы.

Слайд 13

Куклы Маппеты.

Слайд 14

В чем же помогает куклотерапия? 1.Психодиагностика. 2. Умение управлять эмоциями. 3. Самовыражение. 4. Развитие самосознания. 5. Приобретение важных социальных навыков. 6. Развитие коммуникативных навыков.. 7. Развитие грубой и мелкой моторики. 8. Разрешение внутренних конфликтов. 9. Развитие речи. 10. Коррекция отношений в семье. 11. Становление гендерной идентичности. 12. Профилактика и коррекция страхов. 13. Восстановление опорно-двигательного аппарата. 14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.

Слайд 15

Одной из самых действенных форм работы «Куклотерапии» является Кукольный театр. Кроме кукольного театра коррекции и снятию психоэмоционального напряжения способствует сам процесс изготовления традиционной куклы из ниток или лоскутков. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

Слайд 16

Таким образом, «Куклотерапия» – это увлекательный и доступный метод работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.

Слайд 17

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Снятие психоэмоционального напряжения детей с ТНР посредством куклотерапии.

2слайд. При всём своём многообразии, методики куклотерапии основаны на исключительной роли куклы. Очень важно сформировать стабильное психологическое состояние, не нагружая детей, а через игру.

Кукла не только вызывает у ребенка положительные эмоции и постепенно ослабляет нервное напряжение, но и, выступая для него в роли собеседника (т.к.с игрушкой легче разговаривать ребенку)., концентрирует на себе внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям, предоставляя возможность почувствовать себя раскованным.

Принося в мир детей кукол, мы тем самым обогащаем их внутренний мир положительными эмоциями, помогая преодолевать свои страхи и переживания.

3 слайд. Обеспечение психоэмоциональной комфортности ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Данная тема направлена на решение важных коррекционных задач посредством куклотерапии: таких как;

  • совершенствование звукопроизношения,
  • достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции,
  • коррекция межличностных отношений в системе ребенок-ребенок, ребенок - взрослый.
  • развитие способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять.

4слайд. Особенностями детей с нарушениями речи являются эмоциональная неуравновешенность, быстрая утомляемость, рассеянность, неадекватная самооценка, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности.

Куклотерапия обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории, позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи педагога, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в мир ребёнка с целью коррекции его речи.

5 слайд. В куклотерапии используются такие варианты кукол, как куклы-марионетки, пальчиковые куклы, теневые куклы, веревочные куклы, плоскостные куклы, перчаточные куклы, куклы-костюмы или объемные, куклы Маппеты.

6слайд. Куклы-марионетки.

Марионетка – это кукла на ниточках, которыми она и приводится в движение. А простейшая кукла может быть изготовлена из платка.

Работа с такой куклой, позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

7слайд. Пальчиковые куклы.

Конечно же это развитие мелкой моторики рук. А так же, наиболее простой вариант пальчиковой куклы – шарики от пинг-понга, на которых нарисованы различные выражения лиц. Процесс изготовления куклы очень быстрый, всего несколько минут и может использоваться с целью оперативной диагностики эмоционального состояния, настроения.

8 слайд. Теневые куклы.

Изготавливаются из черного или темного картона, для теневого театра. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол. Играя с такой куклой, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

9 слайд. Веревочные куклы. Традиционные народные тряпичные куклы.

Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кроме того процесс изготовления подобных кукол, так же является коррекционным. Во время работы над куклой , ребенок становиться более спокойным, уравновешенным, появляются навыки внимания, усидчивости, концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.

10 слайд. Плоскостные куклы.

Плоскостная кукла представляет собой модель, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Для настольного театра. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я».

Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

11 слайд. Перчаточные куклы.

Сделаны из твердой головы и приклеенного к ней костюма. Указательный палец управляет головой, а большой и средний – руками, что развивает мелкую моторику рук. Такие куклы обычно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображение сказок.

12 слайд. Объемные куклы.костюмы

Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки, либо костюмы размером в рост человека. Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

13слайд. Куклы Маппеты.

Маппеты (англ. the Muppets) — семейство кукольных персонажей, созданных американским кукольником Джимом Хенсоном с 1954 года (изначально для кукольного шоу Sam and Friends, затем для Улицы Сезам и других). Термин часто применяется и к другим куклам, выполненным в стиле Маппет-шоу. Такие куклы особенно нравятся детям, вызывая бурю положительных эмоций. Изготовить подобную куклу можно из любого носка.

14слайд. В чем же помогает куклотерапия?

1. Психодиагностика. Играя с куклами, ребенок может более точно, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам.

2. 3. #1059;мение управлять эмоциями. Самовыражение. Развитие самосознания. Приобретение важных социальных навыков.

Игра с куклами — героями сказок — становится своеобразной школой социальных отношений, поскольку такие куклы несут в себе нравственный облик. Решение вышеперечисленных задач возможно с любым видом кукол.

6. Развитие коммуникативных навыков. 7. Развитие грубой и мелкой моторики. Используются марионетки, пальчиковые, маппеты, перчаточные куклы.

8. При разрешении внутренних конфликтов, используется традиционная веревочная или тряпичная кукла.

9. Развитие речи. Так как с игрушкой легче разговаривать, ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения —При помощи кукол возможно лечение заикания.

10. Для укрепления внутрисемейных отношений рекомендуется использовать театр марионеток.

#1044;ля становления гендерной идентичности мальчиков и девочек. Плоскостные куклы.

12. Профилактика и коррекция страхов. Чаще используются куклы теневого театра, но неплохие результаты дает работа и с пальчиковыми куклами.

13. Восстановление опорно-двигательного аппарата. Дети и взрослые, страдающие различными заболеваниями этого типа (например, церебральным параличом), с помощью кукол в процессе репетиций кукольных представлений постепенно реабилитируются.

14. Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни. Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой и сверхъестественными способностями. Они использовали кукол в обрядах изгнания болезней. Традиционная народная кукла.

14слайд Одной из самых действенных форм работы куклотерапии является, конечно же - кукольный театр. Спектакли разыгрываются как с группой детей, так и индивидуально.

В данном случае атрибуты кукольного театра становятся идеальными инструментами психокоррекциии. Спрятавшись за ширму, говоря от лица куклы, ребенок получает уникальную возможность развивать воображение, творчество, уверенность в себе. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относиться к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время побуждает его определенным образом говорить и действовать. И главное – кукла отвлекает ребенка от речевых трудностей.

Кроме кукольного театра коррекции и снятию психоэмоционального напряжения, как уже и говорилось выше, способствует сам процесс изготовления традиционной куклы из лоскутков или ниток.

Этот Процесс уже сам по себе во многом носит терапевтический характер – способствует развитию тонко координированных движений рук, произвольности, помогает успокоиться, снизить напряжение, тревожность, агрессию. Совместное творчество взрослых и детей является в этом отношении наиболее оправданным. Игрушка, сделанная ребенком с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Кукла, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, оживает в его руках, доставляя радость как ребенку, так и окружающим.

15слайд Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде.

Куклотерапия делает занятия интересными, эмоционально окрашенными, У детей улучшается память, речь, расширяются познания. Дети, не стесняются, выражать свои эмоции. Учатся передавать настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасится агрессивность.

Таким образом, куклотерапия – это увлекательный и доступный метод работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами, через развитие способностей самовыражения и самопознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на развитие саморегуляции и снятие психоэмоционального напряжения детей 4-5 лет

Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важное личностное новообразование ...

Развлекательное мероприятие на снятие психоэмоционального напряжения детей 6-7 лет

Развлектельное мероприятие на снятие психоэмоционального напряжения детей подготовительного возраста...

БУКЛЕТ:"СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ"

БУКЛЕТ:"СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГОНАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ"...

Картотека игр для снятия психоэмоционального напряжения детей

Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...

Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста

Статья содержит примерные релаксационные игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...