Четыре художника
проект по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ольга Викторовна Русских

Создание условий для формирования у детей 4-5 лет представлений о временах года, их отличительных особенностях через систему  коррекционно-образовательных мероприятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_hudozhnika.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79

Долгосрочный проект средней группы МАДОУ №322 «Морозко»

«Четыре художника»

«Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи.

Составители: Русских О.В.

 Белясова И.Ю.

Тихоновцева О.Г.

Пояснительная записка

Природа делает наш мир краше и добрее, приучает к бережливости и любви к родной стране. Ребенок испытывает радость, видя вокруг себя прекрасное – переливающиеся капли росы на зеленой траве, искрящийся иней на деревьях, легкие облака, голубом небе. Звуки и запахи природы тоже воздействуют на органы чувств ребенка.

У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым.  Познать окружающий мир детям проще через сказки, рассказы о природе, где дети узнают о главных ценностях в мире, в котором мы живем. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, правильному и бережному общению с природой, разовьют эстетическое качество, воспитают чувство ответственности перед природой, то ребенок обязательно будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

 

Паспорт проекта:

 

Тип проекта: творческий, долгосрочный.

Доминирующая деятельность: игровой, познавательный, коррекционно-образовательный, творческий.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, родители и дети средней группы.

Характер контактов: групповая и индивидуальная деятельность.

Количество участников проекта: вся группа.

Продолжительность проекта: долгосрочный 10 месяцев.

Проблема: У детей недостаточно сформировано представление о временах года, их отличительных особенностях; дети недостаточно проявляют интерес к окружающей действительности; родители недостаточно уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями природы.

Интеграция ОО:

  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое и познавательное развитие.

Цель проекта: Создание условий для формирования у детей 4-5 лет представлений о временах года, их отличительных особенностях через систему  коррекционно-образовательных мероприятий.

Задачи:

-    Продолжать знакомить детей с характерными особенностями каждого времени года.

-  Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе.

-  Развитие речеслухового внимания и фонематического восприятия.

- Развитие и формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи.

- Развивать у детей и родителей умение наблюдать за объектами и явлениями природы.

- Способствовать развитию творческих способностей детей и родителей, через различные виды деятельности.

- Вовлечь родителей в образовательный процесс через проектную деятельность.

- Воспитывать у детей чувство бережного отношения к природе, к ее красоте в разное время года.

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.

-Создание развивающей среды

-Анкетирование родителей

-Подбор наглядного материала

-Подбор аудиматериала для прослушивания

-Подбор методической и художественной литературы

-Подбор дидактических и подвижных игр

-Подготовка материалов для эксперементирования.

           2.   Практический.

               - Организация деятельности детей

               - Совместная деятельность с родителями.

           3.   Итоговый (заключительный)

               - Подведение итогов результатов коррекционно-образовательной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

- дети умеют определять время года как на картинке, так и в природе, знают

отличительные признаки каждого времени года;

- у детей развит познавательный интерес к миру природы;

- у детей улучшится речеслуховое внимание, уровень речевого развития;

- дети и родители уделяют внимание наблюдениям за объектами и явлениями

природы;

- у детей и родителей развиты творческие способности;

- родители являются активными участниками образовательного процесса;

- у участников проекта сформировано бережное отношение к природе.

Итоговые продукты:

Создание макета "Времена года в родном крае", выставки поделок, выставки детских работ, создание инсталляций разных времен года, изготовление логопедического альбома по заучиванию стихотворных форм с помощью мнемотехники.

Формы работы:

- Наблюдения в природе на участке и близ лежащей территории детского сада

- Тематические беседы

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание иллюстраций

          - Проведение НОД для развития лексико-грамматического строя и связной речи

          - Организация и проведение речевых игр, направленные на развитие речевых навыков

          - Подвижные и дидактические игры

- Продуктивная деятельность (лепка, изобразительная)

- Выставки

- Экспериментальная деятельность

Вид, тип проекта: групповой, долгосрочный, коррекционно-образовательный,  исследовательско-творческий.

Предполагаемый результат:

- осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

- развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;

- развитие и коррекция речевых навыков

- совершенствование экологической среды группы;

- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление

заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;

- оформление картотеки наблюдений;

- конкурс на выразительное чтение стихов об осени;

- праздник Осени.

1 часть проекта : Художник ОСЕНЬ.

Познавательное развитие:

Беседы об осени. Д\и «Мамы и детеныши», «Когда это бывает»,

Задания на сравнения Описание природы в сентябре – октябре – ноябре.

Цикл наблюдений «Изучаем жизнь природы осенью» Составление альбома «Времена года».

Упражнения «Пересчитай листья», П/и «Тучи дождевые.

Социально-коммуникативное развитие:

Творческое рассказывание детей по теме «Мы гуляли на участке».

Рассматривание сюжетных картин.

Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты». «Времена года», «С какого дерева лист».

Игры «Найди ошибку», «Подбери слово», «Назови ласково», «Назови правильно».

Игра лабиринт «Куда упали листья».

Беседа по вопросам о времени года - осень

Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень» Тематическое занятие« Дары осени». (С элементами лепки.)

Рисование «Яблоки на яблоне»

Лепка «Веточки рябины».

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Игры – драмматизации по произведениям «Репка».

Игра «Что нам осень принесла».

Д\и «Чудесный мешочек», «Что растет на грядке?», «Овощи и фрукты».

П\и «Найдите дерево», «Лети, листок, ко мне в кузовок».

«Дары осени» - сбор природного материала на прогулке.

Речевое развитие:

Проведение НОД по развитию  лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень в гости просим».

Пальчиковые игры: «Капусту солим», «Катилось яблочко», «Дождик», «В лес пойдем».

 Потешки: «Ножки, ножки, где вы бывали?»«Солнышко-ведрышко» и другие.

Рассказы:.М.Пришвин «Паутинка», «Лесной доктор». И.Бунин «Березовый лес».

Сказки:  «Заяц и лиса», «Под грибом», «Война грибов с ягодами» в обработке В.Даль.Г. Скребицкий «Четыре художника».

Составление рассказов:  «Осень» по сюжетным картинам, по схемам. Заучивание стихотворений об осени.

Словесные дидактические игры: «Скажи какой, какая, какое», «Кто что делает», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один – много», «Скажи ласково», «Посчитай»,

Изготовление плаката «Осенний калейдоскоп» - рассказы по фотографиям детей осенью.

Изготовление осенней инсталляции «Зонтик Осени».

Изготовление альбома для заучивания стихотворных форм с помощью мнемотехники на тему времен года.

Художественно-эстетическое развитие:

Пословицы, загадки, поговорки, потешки.

Чтение и заучивание стихотворений об осени.

Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи»). Чтение сказки «Осень на пороге» Н.Сладкова, «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г.Снигерев.

Рисование «Золотая осень»

Работа с родителями:

Буклеты "Осень разноцветная"

Информация для родителей «Многообразие и польза даров осени».

Совместное изготовление плаката по составлению.

 

2 часть проекта : Художник ЗИМА

Познавательное развитие:

Знакомство с искусством - рассматривание зимних пейзажей.

Наблюдения за погодой и природой.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе и знание о жанре искусства – пейзаж.

Расширять знания детей о зимнем лесе.

Учить замечать и называть изменения в природе, обратить внимание на "засыпание" природы с наступление зимы.

Дать представление о символах и атрибутах Нового года (елка, Дед Мороз, Снегурочка, подарки и т.д.)

Развивать двигательную активность детей, ловкость, внимание, речь.

Наблюдения за погодой, за птицами, за людьми зимой.

Социально-коммуникативное развитие:

Д/и "Бывает – не бывает?"

Д/и "Какой, какая, какое?"

Аппликация «Ёлка» оригами

Работа с календарем погоды

Закреплять особенности времен года.

Сюжетно-ролевая игра "Прогулка в зимний лес"

Беседа с рассматриванием иллюстраций "Символы нового года"

Составление рассказов по картинкам «Праздник Новый год»

Изготовление новогодних игрушек с детьми.

П/и "Снежинки", "Два мороза"

Развлечение "Зимние забавы"

Д/и «Когда это бывает», «Времена года», «Найди ошибку»

Зимние постройки из снега.          

Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Речевое развитие:

Проведение НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Зимушка-зима».

Пальчиковые игры: «Снежок», «Отогреем ручки», «Раз – снежок, два – снежок», «Мы гулять пойдем»

Рассказы: В.Бианки «Зима», Л.Толстой «Зайцы», Г.Скребицкий «Художник-Зима».

Сказки: «Зимовье зверей»«Мороз Иванович», «Два Мороза», «Лисичка-сестричка и серый волк».

Составление рассказов: «Зима» по сюжетным картинам и сериям сюжетных картин.

Словесные дидактические игры: «Скажи какой, какая, какое», «Кто что делает», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один – много», «Скажи ласково», «Посчитай», «Кто, что где?», «Добавь словечко», «Исправь ошибку», «Угадай по описанию», «Что сначала, что потом».

Изготовление снежинок из разного материала, оформление выставки.

Изготовление зимнего дерева «Снежная береза».

Изготовление альбома для заучивания стихотворных форм с помощью мнемотехники на тему зимнего времени года.

Художественно-эстетическое развитие:

Чтение художественной литературы Я. Аким «Первый снег», Г.  

Скребицкий «Четыре художника» (отрывок)

Экспериментальная деятельность "Цветные льдинки"

Рисование "Морозные узоры"

Рисование "Первый снег"

Аппликация "Снеговик"

Зимняя инсталляция на подоконнике из игрушек, природного и бросового материала «Зимняя сказка»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Наблюдения в природе зимой» - знакомить родителей о способах организации наблюдений с детьми в зимнее время

Помощь родителей в сооружении на участке д/с построек из снега.

Совместное изготовление снежинок усилиями детей и родителей для выставки.

3 часть проекта : Художник ВЕСНА

Познавательное развитие:

Беседа о празднике "Масленица - проводы зимы". Составление рассказа по картине «Масленичные гулянья»

Наблюдения за погодой в марте (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.)

Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы

Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение.

Расширять представления о некоторых цветах

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера, цвета.

 

 Социально-коммуникативное развитие:

Просмотр мультфильма "Черепаха и времена года"

П/и «Перепрыгнем через ручеёк», «Гори, гори ясно»,

Д/и "Бывает - не бывает"

Беседа "Куда делся снег?

Д/и "Что было бы, если..."

Д/и "Когда это бывает?"

Д/и "Угадай весенний цветок" 

Речевое развитие:

Проведение НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Весна - красна».

Пальчиковые игры: «Катилось яблочко», «Дождик», «Капель», «Солнышко в окошке», «Колокольчик голубой».

Потешки: «Ножки, ножки, где вы бывали?»«Солнышко-ведрышко» и другие.

Рассказы: В.Бианки «Как Муравьишка домой спешил» .М.Пришвин «Паутинка», «Лесной доктор»., Ю.Коваль «Подснежники», И.Бунин «Березовый лес».

Сказки: «Как Весна Зиму поборола», Скребицкий «Четыре художника».

Составление рассказов: «Весна» по сюжетным картинам по серии сюжетных картин.

Словесные дидактические игры: «Скажи какой, какая, какое», «Кто что делает», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один – много», «Скажи ласково», «Посчитай», «Кто, что где?», «Добавь словечко», «Исправь ошибку», «Угадай по описанию», «Что сначала, что потом».

Изготовление альбома для заучивания стихотворных форм с помощью мнемотехники на тему времени года «Весна».

Создание весенней инсталляций «Зонтик» о приметах весны.

Художественно-эстетическое развитие:

 Чтение художественной литературы "Весна" Е. Карганова, "Пришла весна" А. Леонтьев, Аким «Апрель», Е. Изнаирская «Последняя льдинка», "Весной" Т. Шорыгина, Г. Скребицкий "Счастливый жучок"

Аппликация "Мимоза" к празднику 8 марта.

Чтение художественной литературы "Как весна пришла" Э. Лукьянова,

заучивание стих.-я "Весна" Е. Карганова

Рисование "Ветка вербы"

Лепка "Цветы"

Коллективная работа "Поляна с цветами", «Корзина подснежников»

Работа с родителями:

Папка-передвижка "Весна"

Помощь в оформлении уголка природы к весне.

Изготовление логопедических буклетов для родителей по отгадыванию загадок о весне, заучиванию потешек, считалок.

4 часть проекта : Художник ЛЕТО.

Познавательное развитие:

Беседа о приметах лета.

 Составление рассказа по картине «Летом в лесу»

Наблюдения за погодой в июне, июле (за солнцем, небом, продолжительностью дня и ночи и т. д.)

Учить замечать и называть изменения в природе, устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы

Закреплять знания о взаимосвязи в природе, развивать логическое мышление, воображение.

Развивать интерес к слову в литературном произведении.

Упражнять в передаче строения цветка – формы, размера, цвета.

 

 Социально-коммуникативное развитие:

Просмотр мультфильма " Дудочка  и кувшинчик"

П/и «Дождик и солнце», «У медведя во бору»,

Д/и "Бывает - не бывает"

Беседа «Почему на небе радуга?

Д/и "Что было бы, если..."

Д/и "Когда это бывает?"

Речевое развитие:

Проведение НОД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Лето».

Пальчиковые игры: «Цветик-семицветик», «Солнышко в окошке», «За цветами в лес пойдем».

Потешки: «Ножки, ножки, где вы бывали?»«Солнышко-ведрышко» и другие.

Рассказы: Сказки: «Война грибов с ягодами» в обработке В.Даль.Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок о лете).

Сказки: «Теремок», «Колобок», «Бобовое зернышко», «Цветик-семицветик»

Составление рассказов: «Васильковое поле» по сюжетным картинам по серии сюжетных картин.

Словесные дидактические игры: «Скажи какой, какая, какое», «Кто что делает», «Скажи наоборот», «Чего не стало», «Один – много», «Скажи ласково», «Посчитай», «Кто, что где?», «Добавь словечко», «Исправь ошибку», «Угадай по описанию», «Что сначала, что потом».

Изготовление альбома для заучивания стихотворных форм с помощью мнемотехники на тему времени года «Лето».

Изготовление летней инсталляции с зонтиком «Приметы лета»

Художественно-эстетическое развитие:

 Чтение художественной литературы В.Сутеев «Кораблик», «Под грибом», «Мешок яблок», «Три медведя», «Жихарка».

Аппликация «Цветик-семицветик.

Рисование "Радуга", «Корзина ягод»

Лепка "Божья коровка"

Коллективная работа "Солнышко-ладошки"

Изготовление из природного материала «Пчела», «Стрекоза»

Работа с родителями:

Постановка сказки-драмматизации «Колобок на новый лад»

Изготовление логопедических буклетов для родителей по заучиванию стихотворений с помощью мнемотехники.

Озеленение участка группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ «Четыре художника – четыре времени года»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.1.     Знакомить детей с временами года, с их последовательностью.2.     Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе....

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию и развитию речи "Четыре художника"

Интегрированная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста, направленная на развитие восприятия красоты природы в любое время года и отражения своих впечатлений в речевом и и...

Четыре типа темперамента-четыре модели поведения

используя данный материал можно познакомиться с 4 типами темперамента. Они помогут родителям лучше узнать и понять своих детей....

Альбом "Четыре художника" (Мнемотаблицы)

В альбоме сделана подборка мнемотаблиц, выполненных мною и моими воспитанниками...

Сценарий летнего праздника « Яркие краски лета» на примере сказки Г. Скребицкого «Четыре художника. Лето» в старшей группе

Сценарий летнего праздника « Яркие краски  лета»на примере сказки  Г. Скребицкого «Четыре художника. Лето» в старшей группе...

Чтение на тему Г. А. Скребицкий «Четыре художника.

Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у детей навык воспринимать литературный текст, осмысливать события сказки.Задачи:• Учить вни...