РAЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
статья по коррекционной педагогике

В условиях реализации ФАОП  особое  значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.

От того, как ребенок умеет общаться, выражать свои мысли и чувства, - зависит очень многое. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Это значит, что он должен уметь : сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить.

Коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР затруднена. Речь – одна из важнейших психических функций, и её нарушение отражается на протекании мыслительных операций, эмоциональных состояний. Ведь, именно,  речь  играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящий  ребёнок, осознавая  свой недостаток, становится нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 РAЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ  У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.

В условиях реализации ФАОП  особое  значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.

От того, как ребенок умеет общаться, выражать свои мысли и чувства, - зависит очень многое. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Это значит, что он должен уметь : сотрудничать; слушать и слышать; воспринимать и понимать информацию; говорить.

Коммуникативная компетентность дошкольников с ОНР затруднена. Речь – одна из важнейших психических функций, и её нарушение отражается на протекании мыслительных операций, эмоциональных состояний. Ведь, именно,  речь  играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящий  ребёнок, осознавая  свой недостаток, становится нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Дети с ОНР, в отличие от нормально говорящих сверстников, особенно нуждаются в формировании коммуникативной компетенции. Нарушения речевой функции не могут не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению особенностей  общего и речевого поведения. Воспитанники  нашей группы имеют общее недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты языковой системы. Они неконтактны, медленно включаются  в общение, не умеют поддерживать беседу, что неизбежно ведет к снижению их коммуникативной активности. Без специальной коррекционной помощи коммуникативные нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи не устраняются. Напротив, речевые проблемы могут  усугубиться   и помешать успешному обучению в школе.

 Для обследования особенностей развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи городским методическим объединением учителей-логопедов  была разработана и утверждена  диагностическая карта, с помощью которой учитель-логопед  всесторонне исследует разные стороны коммуникативной компетентности воспитанников логопедической группы

Оценка коммуникативных умений проводится с учётом следующих критериев:

- активность в общении умение слушать и понимать речь;

- умение строить общение с учётом ситуации;

- ясность и последовательность выражения своих мыслей;

- использование форм речевого этикета.

На основании диагностики определяются  направления коррекционной работы, методы и приёмы работы по формированию у детей коммуникативных компетенций.

Одним из действенных методов  мы считаем разные виды  коммуникативных игр  и постоянно используем его в своей работе.

В  игре развивается речь,  и формируются нравственные нормы ребенка:  он учится планировать и регулировать свои действия, взаимодействовать с партнёрами по игре.

Игры, направленные на формирование коммуникативных умений и на закрепление, автоматизацию этих умений.

Такие игры как «Будем вежливы», «Добрые слова », «Клубочек» создают непринужденную обстановку, помогают детям влиться в коллектив, развивают умение выслушивать мнение других участников игры,  формируют потребность в сотрудничестве.

Игры  «Последний лепесток», «Вежливые слова», развивают чувство коллективизма, желание быть вежливым.

Игры для творческого самоутверждения, требующие ситуации сотрудничества, когда есть действующие, передающие информацию и наблюдающие, которые стараются понять и оценить её: “Изобрази – пойми ”, “Зеркало ”, “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!”,

Очень продуктивными являются упражнения, основанные на моделировании различных проблемных ситуаций. Они способствуют развитию у детей речевого этикета.

Дети становятся «корреспондентом» и берут интервью на разные темы; составляют различные типы рассказов и проводят экскурсии для друзей.

Для формирования диалогического общения  мы используем настольно-печатные, дидактические игры:  лото, домино, игры с правилами. Играя, дети общаются друг с другом, соблюдают правила вежливости, аргументировано доказывают свою точку зрения.

В подготовительной к школе группе, на втором году обучения в логопедической группе,  мы используем игры-драматизации, разыгрывая отдельные эпизоды и сказки полностью, адаптированные для условий логопедической коррекции. Интересен и  такой прием, как рассказывание различных стихов, сказок с помощью схем.

Работа по формированию у детей навыков общения  происходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Этому вопросу мы посвящаем родительские собрания и консультации, совместные праздники, выставки, конкурсы.

В результате работы к началу школьного обучения  у наших детей формируется  навык свободного общения с взрослыми и сверстниками, который является залогом учебной успешности.

Список  использованной литературы:

  1. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  2. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. – М., 1990.
  3. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под. ред. Л.С. Сековец. – М.:АРКТИ, 2006.
  4. Филичева Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Социально - коммуникативное развитие» «Диалоговое общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников». «Путешествие

общение детей как условие для развития коммуникативных умений дошкольников, позитивная социализация детей, приобщение детей к культурным нормам общества....

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Информационно-коммуникативные технологии в социально-коммуникативном развитии дошкольников

Использование компьютеров в современных условиях выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития т...

План-конспект родительского собрания «Роль пaльчиковых игр в рaзвитии речи млaдшего дошкольника»

Методическая разработка для консультации родителей. Развитие речи, посредством пальчиковых игр....