План-конспект родительского собрания «Роль пaльчиковых игр в рaзвитии речи млaдшего дошкольника»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Методическая разработка для консультации родителей. Развитие речи, посредством пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
План-конспект родительского собрания
«Роль пaльчиковых игр в рaзвитии речи млaдшего дошкольника»
Тема:«Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника»
Форма родительского собрания: игровой практикум.
Цель общая:взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.
Цель конкретная:раскрытие значения пальчиковых игр в речевом развитии ребенка.
Мотивация: красочно оформить и раздать родителям приглашения на родительское собрание, составить программу собрания.
Способы, средства: кружочки красного и зеленого цвета, гусеница, буклеты «Пальчиковые игры с детьми», книга отзывов и предложений.
Структура родительского собрания:
1. Предварительная работа
а) Вступительное слово воспитатель.
Цель: раскрытие значения пальчиковых игр в развитии речи дошкольника.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Возраст от двух до трёх лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.), он переходит к собственному речевому общению. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы.
Технология работы с детьми 2-3 лет насыщена потешками, колыбельными песнями, сказками. Органично включенные в режимные моменты (питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры), эти фольклорные формы вызывают эмоциональный отклик детей, создают радостное настроение, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук, вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Поэтому особенно большое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Наши бабушки интуитивно и проводили с малышами всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», и так далее.
Народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной речи, так как большинство из них построено на диалогах. Такие игры способствуют развитию творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируя моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участие обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в пространстве. (понятия «вправо-влево», «вверх-вниз»).
Пальчиковую гимнастику необходимо начинать с раннего возраста, причем не только с проблемными детьми.
2. Основная часть собрания
а) Пальчиковые игры с родителями.
Цель: научить родителей пальчиковым играм.
Воспитатель группы обучает родителей пальчиковым играм.
Потешка” Этот пальчик”
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
(Детям сгибают пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибают их, начиная с большого пальца.)
«Кулачок»
Как сожму я кулачок, (сжать руки в кулачки)
Да поставлю на бочок. (поставить кулачки большими пальцами вверх) Разожму ладошку, (распрямить кисть)
Положу на ножку. (положить руку на колено ладонью вверх)
«Тук-Тук»
- Тук-тук-тук. (три удара кулаками друг о друга)
- Да-да-да. (три хлопка в ладоши)
- Можно к вам? (три удара кулаками друг о друга)
- Рад всегда! (три хлопка в ладоши)
«Замок»
(Ручки складываете в замок, переплетая пальцы.) Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Ктo открыть его бы мог?
- Постучали,
(На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
- Покрутили,
(Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.)
- Потянули
(Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.)
- И открыли!
(Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения ребёнка совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим (движения прямыми ладонями вверх-вниз),
Мы капусту трём-трём (потирать кулачок о кулачок),
Мы капусту солим-солим (имитирования соления),
Мы капусту жмём-жмём (сжимать и разжимать кулачки).
«Пальчик-мальчик»
-- Пальчик-мальчик, где ты был?
-- С этим братцем в лес ходил,
-- С этим братцем щи варил,
-- С этим братцем кашу ел,
-- С этим братцем песни пел.
(Воспитатель показывает большой палец правой руки и обращается к нему, а затем поочередно дотрагивается до каждого пальчика, начиная с
указательного по тексту потешки).
3. Заключительная часть собрания
а) Подведение итогов
б) Планирование на будущее.
Цель: продолжать взаимное сотрудничество воспитателя и родителей.
Я считаю, что цель собрания достигнута. Я научила вас пальчиковым играм и уверена, что вы дома со своими детьми обязательно поиграете.
Каждому из вас я подарю буклет «Пальчиковые игры с детьми», чтобы вы не забыли, как в них играть.
Рефлексия:
Прошу вас оценить наш игровой практикум. На выходе в раздевалке расположена гусеница и два вида кружков: красный и зеленый.
Если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, а если не удовлетворены- зелёный кружок.
Благодарим вас за активное участие и всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи в преодолении дефектов речи".
Что такое « логопедия»? Кто такой логопед? Особенности логопедической работы:- содержание логопедической работы,- формы логопедической работы. Ознакомление родителей ...
Родительское собрание "Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание " Роль семьи в преодолении дефектов речи у детей старшего дошкольного возраста". Собрание проводится в I квартале учебного года....
Конспект родительского собрания "Роль пальчикового театра для развития речи детей"
В данном конспекте даны рекомендации о роли пальчиковых игр в развитии речи детей"...
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании "Роль семьи в преодолении дефектов речи"
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в Школе будущего первоклассника. Данная разработка подойдет учителям-логопедам при планировании работы с родителями....
План конспект нетрадиционного родительского собрания во второй младшей группе на тему: " Развитие речи в семье и в детском саду"
В данном материале предоствлен план конспект нетрадиционного родительского собрания, в форме круглого стола. Предоставлены игры викторины для родителей, памятка, и фотографии с родительского собрания....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания
Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...
"Влияние моторного развития на речь ребенка в раннем возрасте" в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания.
Материал предназначен в помощь воспитателям для проведения родительского собрания с целью обучить родителей приемам по развитию речи детей с выполнением движений....