Психолого-педагогический подход к развитию детей с синдромом Дауна.
статья по коррекционной педагогике

Гилева Ольга Петровна

Специфика диагностики развития ребенка с синдромом Дауна.

 Трудность представляют диагностика и педагогическая оценка состояния умственного и физического развития;

Педагогические средства воздействия являются основным методом для исправления отклоняющего психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_24.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогический подход к развитию детей с синдромом Дауна.

Специфика диагностики развития ребенка с синдромом Дауна.

  • Трудность представляют диагностика и педагогическая оценка состояния умственного и физического развития;
  • Педагогические средства воздействия являются основным методом для исправления отклоняющего психического развития.

Результаты педагогического изучения детей.

  • Отставание в психомоторном развитии с первых месяцев жизни;
  • Разный потенциал к педагогическому воздействию и развитию

Какие факторы определяют потенциал развития?

  • Степень органического поражения центральной нервной системы: от легкой до глубокой;
  • Наличие или отсутствие сопутствующих нарушений здоровья (слуха, зрения);
  • Раннее коррекционно-педагогическое воздействие (с первых месяцев жизни);
  • Содержание и методы педагогического воздействия;
  • Готовность родителей к принятию помощи от специалистов.

Теоретические положения:

Связь обучения и развития.  Возрастной подход.

Каждый возрастной период характеризуется своими психологическими достижениями, видами деятельности, которые появляются, расцветают и отцветают в определенный период и никуда не исчезают, а входят в структуру психического развития ребенка (Л.С. Выгодский).

Деятельный подход.

В каждом возрасте появляется своя ведущая деятельность, которая оказывает особое влияние на ход психического развития ребенка.

Психолого-педагогический подход.

  • Формирование высших психических функций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
  • Развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, учебной) при использовании специфических методов и приемов обучения.

Начальный этап коррекционно-педагогической помощи.

  • Оценка соотношения актуального уровня и «зоны ближайшего развития» в основных линиях: социально-коммуникативной, физической, познавательной;
  • Сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности.

Результаты педагогического обследования.

  • Задержка сроков возникновения и незавершенность возрастных психологических новообразований;
  • Неравномерность или нарушения целостности развития, что приводит к разрыву между физиологическим возрастом и психологическими достижениями в развитии.

Специальные педагогические условия.

  • Определение режима педагогической нагрузки;
  • Организация занятий с ребенком;
  • Создание предметно-развивающей среды;
  • Разработка содержания программы обучения;
  • Организация работы с семьей.

Предметно-развивающая среда.

Система условий, обеспечивающих полноту развития всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Базовые компоненты: физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда для занятий (игрушки и пособия). 

Организация занятий.

  • Индивидуальные;
  • Занятия в малой группе;
  • Групповые занятия.

Содержание программы.

Содержание коррекционного обучения определяется результатами психолого-педагогического обследования ребенка.

Задачи:

  • Активизация и завершение возрастных психологических новообразований в основных линиях развития;
  • Подготовка ребенка к следующему возрастному этапу психологического развития.

Содержание программы:

  • Социально-коммуникативное развитие. Формирование положительного взаимодействия ребенка со взрослым в процессе игровых приемов. Активизация коммуникативных средств.
  • Физическое воспитание. Создание условий и применение различных упражнений, направленных на активизацию становления основных движений.
  • Познавательное развитие. Развитие восприятия, формирование мышления, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных количественных представлений, развитие речи, обучение грамоте.
  • Деятельность. Развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование интереса к действиям с сюжетными игрушками, воспитание самостоятельности в быту.
  • Художественно-эстетическое развитие. Формирование интереса к продуктивным видам детской деятельности: рисованию, лепке, конструированию, ручному труду.

Работа с семьей.

Задачи:

  • Формирование у родителей активной позиции в воспитании своего ребенка;
  • Создание оптимальных условий для формирования позитивных личностных качеств ребенка;
  • Повышение педагогической компетентности в воспитании ребенка.

Формы помощи родителям.

  • Персональное и интерактивное консультирование семьи;
  • Наблюдение, демонстрация, практическое обучение родителей педагогическим технологиям;
  • Просветительские лекции, беседы, психотерапевтические техники, тренинги;
  • Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родственников, организация совместной игровой, продуктивной деятельности.

Доктор педагогических наук, профессор института коррекционной педагогики  Е.А. Стребелева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию детей с синдромом Дауна

Корекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания детей с синдромом Дауна в обществе, но и нужны самому общесту для воспитания и понимания продлем людей отличных от...

Особенности развития детей с синдромом Дауна.

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии....

Использование игр-презентаций в речевом развитии детей с синдромом Дауна.

Занятия  с компьютером увлекают детей, а для ребенка с синдромом Дауна, у которого, как мы знаем, снижен уровень познавательной активности, это является  еще и мощным  стимулирующим уче...

Доклад на педсовет "Особенности развития детей с синдромом Дауна"

В данной статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. На что необходимо обратить внимание, особенности развитя "Солнечных детей"....

Речевое развитие детей с синдромом Дауна

Материал помогает определить основные цели и задачи по развитию речи детей с синдромом Дауна...

Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна.

В статье кратко описаны ососбенности моторного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна. а также приведен пример результатов диагностики и рекомендаций родителям ребенка....

Роль дошкольного воспитания в развитии детей с синдромом Дауна

Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду....