Психолого-педагогический подход к развитию детей с синдромом Дауна.
статья по коррекционной педагогике
Специфика диагностики развития ребенка с синдромом Дауна.
Трудность представляют диагностика и педагогическая оценка состояния умственного и физического развития;
Педагогические средства воздействия являются основным методом для исправления отклоняющего психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_24.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогический подход к развитию детей с синдромом Дауна.
Специфика диагностики развития ребенка с синдромом Дауна.
- Трудность представляют диагностика и педагогическая оценка состояния умственного и физического развития;
- Педагогические средства воздействия являются основным методом для исправления отклоняющего психического развития.
Результаты педагогического изучения детей.
- Отставание в психомоторном развитии с первых месяцев жизни;
- Разный потенциал к педагогическому воздействию и развитию
Какие факторы определяют потенциал развития?
- Степень органического поражения центральной нервной системы: от легкой до глубокой;
- Наличие или отсутствие сопутствующих нарушений здоровья (слуха, зрения);
- Раннее коррекционно-педагогическое воздействие (с первых месяцев жизни);
- Содержание и методы педагогического воздействия;
- Готовность родителей к принятию помощи от специалистов.
Теоретические положения:
Связь обучения и развития. Возрастной подход.
Каждый возрастной период характеризуется своими психологическими достижениями, видами деятельности, которые появляются, расцветают и отцветают в определенный период и никуда не исчезают, а входят в структуру психического развития ребенка (Л.С. Выгодский).
Деятельный подход.
В каждом возрасте появляется своя ведущая деятельность, которая оказывает особое влияние на ход психического развития ребенка.
Психолого-педагогический подход.
- Формирование высших психических функций с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей;
- Развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой, учебной) при использовании специфических методов и приемов обучения.
Начальный этап коррекционно-педагогической помощи.
- Оценка соотношения актуального уровня и «зоны ближайшего развития» в основных линиях: социально-коммуникативной, физической, познавательной;
- Сформированности ведущей и типичных видов детской деятельности.
Результаты педагогического обследования.
- Задержка сроков возникновения и незавершенность возрастных психологических новообразований;
- Неравномерность или нарушения целостности развития, что приводит к разрыву между физиологическим возрастом и психологическими достижениями в развитии.
Специальные педагогические условия.
- Определение режима педагогической нагрузки;
- Организация занятий с ребенком;
- Создание предметно-развивающей среды;
- Разработка содержания программы обучения;
- Организация работы с семьей.
Предметно-развивающая среда.
Система условий, обеспечивающих полноту развития всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.
Базовые компоненты: физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда для занятий (игрушки и пособия).
Организация занятий.
- Индивидуальные;
- Занятия в малой группе;
- Групповые занятия.
Содержание программы.
Содержание коррекционного обучения определяется результатами психолого-педагогического обследования ребенка.
Задачи:
- Активизация и завершение возрастных психологических новообразований в основных линиях развития;
- Подготовка ребенка к следующему возрастному этапу психологического развития.
Содержание программы:
- Социально-коммуникативное развитие. Формирование положительного взаимодействия ребенка со взрослым в процессе игровых приемов. Активизация коммуникативных средств.
- Физическое воспитание. Создание условий и применение различных упражнений, направленных на активизацию становления основных движений.
- Познавательное развитие. Развитие восприятия, формирование мышления, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных количественных представлений, развитие речи, обучение грамоте.
- Деятельность. Развитие предметных и предметно-игровых действий, формирование интереса к действиям с сюжетными игрушками, воспитание самостоятельности в быту.
- Художественно-эстетическое развитие. Формирование интереса к продуктивным видам детской деятельности: рисованию, лепке, конструированию, ручному труду.
Работа с семьей.
Задачи:
- Формирование у родителей активной позиции в воспитании своего ребенка;
- Создание оптимальных условий для формирования позитивных личностных качеств ребенка;
- Повышение педагогической компетентности в воспитании ребенка.
Формы помощи родителям.
- Персональное и интерактивное консультирование семьи;
- Наблюдение, демонстрация, практическое обучение родителей педагогическим технологиям;
- Просветительские лекции, беседы, психотерапевтические техники, тренинги;
- Индивидуальные занятия с ребенком в присутствии родственников, организация совместной игровой, продуктивной деятельности.
Доктор педагогических наук, профессор института коррекционной педагогики Е.А. Стребелева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию детей с синдромом Дауна
Корекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания детей с синдромом Дауна в обществе, но и нужны самому общесту для воспитания и понимания продлем людей отличных от...
Особенности развития детей с синдромом Дауна.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии....
Использование игр-презентаций в речевом развитии детей с синдромом Дауна.
Занятия с компьютером увлекают детей, а для ребенка с синдромом Дауна, у которого, как мы знаем, снижен уровень познавательной активности, это является еще и мощным стимулирующим уче...
Доклад на педсовет "Особенности развития детей с синдромом Дауна"
В данной статье описаны особенности детей с синдромом Дауна. На что необходимо обратить внимание, особенности развитя "Солнечных детей"....
Речевое развитие детей с синдромом Дауна
Материал помогает определить основные цели и задачи по развитию речи детей с синдромом Дауна...
Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна.
В статье кратко описаны ососбенности моторного развития детей раннего возраста с синдромом Дауна. а также приведен пример результатов диагностики и рекомендаций родителям ребенка....
Роль дошкольного воспитания в развитии детей с синдромом Дауна
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду....