мастер - класс "Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия"
консультация по коррекционной педагогике

Плешкова Ольга Николаевна

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

 

Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.Предлагаемые игры  и упражнения на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnyoe_razvitie.pptx2.67 МБ
Файл master_klass_medpolusharnoe_razvitie.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Игры и упражнения развитие межполушарного взаимодействия"

Слайд 6

Главный инструмент при выполнении «гимнастики мозга» являются руки! Действуя двумя руками мы развиваем оба полушария.

Слайд 7

Упражнения

Слайд 8

Рисуем двумя руками

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

(1 слайд) Мастер-класс "Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия"

 

      (2 слайд).  Хочу обратить ваше внимание на картинку на экране. Что вы видите на картинке? Некое действие, сотрудничество. Мы видим механизм слаженных действия.

Что такое сотрудничество? Сотрудничество это процесс совместной деятельности. Подберите синоним к слову сотрудничество. (Взаимодействие).

Обратите внимание ещё на одну картинку (3 слайд)

Что вы видите? (грецкий орех). На что похож грецкий орех? (мозг человека) Грецкий орех напоминает человеческий мозг по внешнему строению, имеет две половинки левую и правую .

Правое и левое полушария выполняют различные функции, но в основе полноценной деятельности находится их сотрудничество, т.е взаимодействие.

Как же устроен наш мозг?  (4 слайд)

Основная функция левого полушария – логика, анализ, математика, речь.

Правое полушарие – умение планировать, образное мышление, творчество.

Обучая левое полушарие – вы обучаете левое полушарие, обучая правое полушарие – вы обучаете весь мозг!

Давайте с вами проведём простой тест, который дает понимание, какое полушарие мозга у вас лучше работает. А от того, какое полушарие более развито, зависят ваши личностные и профессиональные особенности, ваше восприятие мира. (5 слайд). Кто из вас, что увидел на картинке? 

Итак. Вы увидели первым голову Тигра?
Активнее всего работает у вас левое полушарие. Вы – организованный и нацеленный на успех человек. Вы идете к своей цели, используя аналитические способности. Любую ситуацию рассматриваете объективно, даете логическое объяснение. И находите решение чуть ли не с калькулятором в руках.

Однако вы проверяете и перепроверяете, много думаете о принятых решениях, чтобы убедиться, насколько оправданно вы приняли жесткое решение.

Особенности вашей личности: вы организованный человек, который знает, что хочет. У вас есть список желаний. Вы не просто мечтаете, у вас есть план действий, как достичь того, что вами намечено.
Эмоции и чувства не мешают вам достигать целей и ставить новые планы. Ваш мир реалистичен. Там нет места фантазии и сказкам.
Профессиональные качества: у вас хорошие математические способности, вы преуспеете в науке, можете быть хорошим организатором в реализации идей. Даже если все сомневаются, возможно ли осуществить тот или иной план, вы точно знаете, что можно. Все, что вы наметили – вполне достижимо и реалистично.

Вы увидели висящую обезьяну?
У вас более развито правое полушарие. Вы творческая личность. Вы мыслите нестандартно, поэтому умеете «заглянуть в будущее», у вас много инновационных идей. Если встречаетесь со сложной жизненной ситуацией, то чаще всего действуете по наитию, доверяете собственной интуиции, и, как правило, не напрасно. Ваше «шестое чувство» вас редко обманывает.

Для вас путешествие и познание нового важнее конечной цели. Конечно, у вас есть цели тоже. Каждый ваш шаг в жизни рассматриваете, как новый урок и новое открытие. Даже если иногда терпите поражение, уверены, что и этот урок – шаг навстречу к цели.
Мечты иногда уносят вас далеко от земли. Вы теряетесь в собственном придуманном раю. Однако стараетесь вовремя просыпаться и уделять внимание окружающему миру. Не всегда это удается.

Особенности вашей личности: Вы умеете видеть привычные вещи по-другому, по сравнению с другими. Многие поступки совершаете импульсивно, спонтанно.
Сильно переживаете за все. Много думаете и поступаете так, как сердце велит.

Профессиональные качества: Вы можете быть хорошим экспертом в музыке, искусстве и проявить себя в других творческих профессиях. Вы можете быть креативным менеджером, дизайнером.
Вы редко строите планы, а если и строите их, то не придерживаетесь. Зачастую действуете интуитивно. Поэтому можете решить сложные задачи более быстрым и легким путем.

Ваши цели – это мечты. Если верите в них всем сердцем, то мечты становятся реальностью, вопреки логике.

А теперь стоит напомнить, что у каждого человека работает оба полушария, уравновешивая его личность. Однако, доминирующим в любом случае оказывается одно из полушарий. Какое именно наиболее активно у вас – вы теперь знаете.

      Зачем развивать межполушарное взаимодействие? Нам взрослым и детям, зачем это нужно?

Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равномерно развиты. Если связь между полушариями слаба, то ребёнок испытывает дезориентацию в пространстве, у него сложности в обучении, у него проблема с восприятием зрительной информации.

        Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».

          Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария (6 слайд)

       

          Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, постепенно в несколько этапов. Но, по мнению ученых, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет - у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. А вот неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

  Итак, какие же упражнение мы можем использовать? (слайд 7)

  1. Изобразите пальчиками зайчика (сжатые в кулачок все пальцы, кроме указательного и среднего). 
  2. Изобразите этой же рукой колечко (указательный и большой пальцы соединены, а остальные пальчики выпрямлены). 
  3. Изобразите цепочку (поочерёдно соедините большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем одной руки). 
  4. Через них попеременно пропускайте пальчики другой руки, также поочередно соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем другой руки. 

Упражнение рекомендуется повторить 3–5 раз

     А сейчас я познакомлю вас с пятью эффективными упражнениями, которые в течении всего лишь трех минут помогут разбудить мозг, активизировать его и на протяжении всего дня работать на все 100 %. Не будьте пассивными зрителями, присоединяйтесь и делайте все вместе со мной.

Первое упражнение «Гриб-поляна»

 Упражнение «Гриб-поляна»

Одна рука – это гриб, сожмите ее в кулак и вытяните перед собой

вторая рука — поляна, ладонь подставьте под воображаемый гриб.

Ваша задача – резко поменять руки, превратив гриб в поляну, а поляну в гриб, при этом плечи остаются на месте, задействованы предплечья, кисти и пальцы. С каждым разом ускоряйте движения.

 Выполняем сначала медленно, с ускорением и добавляем хлопок в ладоши.

Молодцы, продолжаем и следующее упражнение

«Капитан у которого всё хорошо»

Правая рука большой палец смотрит вверх, остальные пальцы сжаты в кулак. Левая рука держит ладошку у лба, изображая козырёк. Чередуем движения, с добавлением хлопка в ладоши.

Третье упражнение из серии перекрёстных движений «Ухо-нос».

Правая рука затрагивает нос, левая рука правое ухо. Движения чередуются.

Четвёртое упражнение «Всё клёво!».

Правая рука большой палец вверх, левая рука соединить указательный и большой палец в кольцо. Чередование движений.

И наконец, пятое упражнение «Король-орёл».

Задействуем наши лобные доли. Хлопок в ладоши, далее ладошки на стол, поднимаем ладошки вверх и делаем щелчок пальцами обеими руками поочерёдно. Выполняем сначала медленно, постепенно ускоряя темп. Добавляем чисто говорку «Король-орёл».

       Разогрели наш мозг и можно приступить к межполушарному рисованию. (слайд 8). На слайде представлены узоры, картинки, которые можно нарисовать двумя руками. Давайте попробуем выполнить. Педагогам предлагается нарисовать   «Ёлочку».

Пособий и тренажеров для развития межполушарного взаимодействия множество. На нашей выставке предложены некоторые из них.

Обратите внимание на пособия «Дощечки», которые выполнены специально для рисования двумя руками.

Существуют заводские пособия, для развития межполушарного взаимодействия, но многие можно сделать самостоятельно (слайд 9)

 Предлагаю вам  поиграть в игры, которые я приготовила для вас:

1. Игра с мячами.

2.Упражнение на стене (кулак, ладонь)

3.Упражнение для рук по цвету

4.Повтори за мной (карточки).

5. Дорожки для рук.

- Мы познакомились с некоторыми играми на развитие межполушарного взаимодействия, которые можно и нужно использовать в работе с детьми.

А сейчас упражнение для нас, взрослых (слайд 10)

 И еще, знаете ли Вы, что в стрессовой ситуации у многих из нас работает только одно полушарие мозга - если левое, мы педантично продолжаем работать в обычном режиме. А если правое - то мы вообще ничего не делаем. И то, и другое поведение разрушительно для "жизненной силы" (уровня энергии) - потому что проблема остается, и голова об этом помнит.

Существуют три способа активизации обоих полушарий. Упражнения очень

неожиданные.

Первое - это читать стихи вслух! Лучше брать стихи с простым четким ритмом. Чтение поэзии включает в себя, собственно, речевой аппарат, который регулируется левым полушарием, и ритмичность, за которую отвечает правое полушарие. Проза не дает такого эффекта, равно как и пение.

 

Второе - смотреть на красочные пейзажи и морские темы. Для этого подойдет альбом с репродукциями.

А третье - это ходьба с "размахиванием" рук - ну вроде как маршируешь. Когда шагает правая нога, поднимается левая рука, и наоборот.

И в заключение маленький совет:

Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите детям чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

#СИДИМДОМА Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же перио...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...

Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия для интеллектуального развития ребенка.

Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же...

мастер класс для педагогов Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения....

#Сидим дома «Комплекс упражнений для развития межполушарных взаимодействий для интеллектуального развития ребенка»

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...

Мастер-класс "Упражнения для развития межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях"

Конспект мастер - класса и тест на определение межполушарного взаимодействия....