РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ дошкольного возраста
картотека по коррекционной педагогике

Бычковская Марина Николаевна

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.  Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития активной речи у детей не удаётся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ИГРЫ.220.07 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК У ДЕТЕЙ

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей.

Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития активной речи у детей не удаётся.

При исследовании двигательной функции руки учёные установили, что детям после трёх лет доступны позы пальцев: «гусь», «коза», «ножницы», «кольцо». После пяти лет – «ладонь – кулак – ребро».

Дошкольникам предлагают:

  • различные мозаики, пирамидки, спичечные коробки для собирания в них мелких предметов;
  • наборы пористых губок (для тренировки мышц кисти руки);
  • наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
  • цветные клубочки ниток для перематывания;
  • пособия по застёгиванию пуговиц разной величины, кнопок, крючков;
  • наборы верёвочек разной толщины для завязывания и развязывания узлов;
  • набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия;
  • дощечки с накаткой из пластилина для выкладывания узоров из крупных и мелких камушков;
  • счётные палочки (спички) для выкладывания узоров по образцу;
  • игра «Театр пальчиков».

https://st.depositphotos.com/1067257/1812/v/950/depositphotos_18125607-stock-illustration-cartoon-hands-set.jpg        https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/22/s_619b21a61c82e/phpevbPhv_ZAYATIYA-S-PALCH.-1-raspechatat_html_d338471c1fda0aa2.png

Занятия с ребёнком проводят каждый день по 5-10 минут.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Два зайца». Делать «ушки» указательным и средним пальцами каждой руки.

Можно сопровождать показ потешкой:

– Заяц, заяц, чем ты занят?

– Кочерыжку разгрызаю.

– А чему ты заяц рад?

– Рад, что зубки не болят.

«Птичка в гнезде». Левую ладошку – в кулак, большой палец поднять вверх и обвить его пальцами правой руки.

«Лодочка». Прижать ладошки друг к другу, чуть развести их.

«Солнечные лучи». Скрестить ладошки с поднятыми вверх пальцами, поднять вверх.

«Ёлочка; ветви». Прижать тыльные стороны ладоней друг к другу, скрестить пальцы и поднять их вверх.

«Колокол». Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обращены вверх, опустить  средний палец правой руки вниз («язык колокола»).

«Улитка с рожками». Положить ладошку правой руки на стол, поднять указательный и средний палец вверх («рожки»); кулаком левой руки сделать «раковину».

«Кошка». Средний и безымянный палец правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть («ушки»).

«Собака». Соединить в кружок большой, средний и безымянный пальцы правой руки; указательный и мизинец, слегка согнув, поднять вверх.

«Чаша; цветок». Ладошки в вертикальном положении, прижаты и слегка округлены.

«Корни». Прижать ладошки тыльной стороной и опустить пальцы вниз.

«Магазин». Соединить наклонно кончики правой и левой рук («крыша»);

указательные пальцы – горизонтально («прилавок»); большие пальцы – «продавец и покупатель» - разговаривают.

«Стул; кресло». Кулак правой руки приложить к вертикальной левой ладошке.

«Флажок». Наклонить горизонтально пальцы ладошки, большой палец вверх.

«Двое разговаривают». Кулаки обеих рук рядом. Приблизить большие пальцы.

«Стол». На кулак правой руки поставить горизонтально ладонь левой.

«Деревья». Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.

«Птичка летит». Скрещенными кистями рук делать махи.

«Пальчики здороваются». Большой с большим и т.д. Одновременно здороваются пальчики обеих рук.

«Оса; пчела». Выпрямить указательный палец и вращать им.

«Коза». Вытянуть вверх указательный палец и мизинчик, остальные – в кулак.

«Волк». Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец согнуть и поднять вверх.

                                                           C:\Users\User\Pictures\Т.И\49dgp8vh.jpg БычковскаяМ.Н.


Комплексы пальчиковой гимнастики

Всего комплексов восемь. Каждый комплекс пальчиковой гимнастики и упражнения биоэнергопластики разучиваются в течение недели, затем – повторяются каждый день. Предварительно с детьми заучиваются названия пальцев.

Комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, затем потешка, слушая которую дети воспроизводят соответствующие движения. При повторном воспроизведении потешки побуждать детей к договариванию слов и называнию действий пальчиков. После заучивании потешки, движения выполняются сначала одной, затем другой и обеими руками синхронно.

Упражнения первого комплекса пальчиковой гимнастики

  1. Ладони на столе. На счёт «раз – два» пальцы врозь – вместе.
  2. Ладошка – кулачок (горизонтальный) – ребро. На счёт: «раз – два – три».
  3. Пальчики здороваются под счёт от 1-го до 5-ти (большой с большим и т.д.).
  4. Человечки. Указательный и средний пальцы каждой руки «шагают» по столу.
  5. Человечки бегут наперегонки (2-мя руками одновременно).

Потешка «Пальчик-мальчик…»

Пальчик-мальчик, где ты был?                         Обращаемся к большому пальцу.

С этим братцем – в лес ходил.                          Большой палец прикасается к 

С этим братцем – щи варил.                             кончикам остальных, по очереди.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел.

Упражнения второго комплекса пальчиковой гимнастики.

  1. «Коза». Сначала правой, затем левой рукой.
  2. «Козлята». Двумя руками.
  3. «Очки». Сделать 2 «кружка» из большого и указательного пальцев обеих рук.
  4. «Зайцы». Показать «ушки» указательным и средним пальцами.
  5. «Деревья». Соединить ладони и локти рук; поднять обе руки ладонями к себе; широко расставить пальцы-ветки.

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке,                                       При помощи левой руки

Продаёт она орешки:                                              по очереди загибать пальцы

Лисичке – сестричке,                                               правой, начиная с большого.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Упражнения третьего комплекса.

  1. «Флажок».
  2. «Птички». Поочерёдно большой палец соединять с остальными.
  3. «Гнездо». Соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
  4. «Цветок». То же, но пальцы разъединить.
  5. «Корни».

Бычковская М.Н.

Потешка «Этот пальчик…»

Этот пальчик – дедушка,                          По очереди разгибать согнутые в кулак

Этот пальчик – бабушка,                          пальцы левой руки, начиная с большого.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка.

Ну а этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.                                   Сгибать – разгибать пальцы в кулак.

Упражнения четвёртого комплекса.

  1. «Оса; пчела».
  2. «Осы; пчёлы». Двумя руками.
  3. «Лодочка».
  4. «Солнечные лучи».
  5. «Пассажиры в автобусе». Развернуть ладони тыльными сторонами внутрь, скрестить пальцы (они смотрят вниз), большие пальцы – вверх.

Потешка  «Этот пальчик хочет спать…»

Этот пальчик хочет спать,                              Загибать, в соответствии с текстом,

Этот пальчик – прыг в кровать!                       правой рукой пальцы левой, начиная с

Этот пальчик прикорнул,                                   мизинца.

Этот пальчик уж уснул.

Тише, пальчик, не шуми                                      Обращаться к большому пальчику.

Братиков не разбуди …

Встали пальчики. Ура!                                           Разгибать поочерёдно все пальцы.

В детский сад идти пора.

Упражнения пятого комплекса.

  1. «Замок» (на «раз» - ладони вместе, на «два» – в замок).
  2. «Лиса и заяц». «Лиса» крадётся – все пальцы медленно шагают по столу вперёд; «заяц» убегает – двигаться назад, быстро перебирая пальцами.
  3. «Паук». Пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу.
  4. «Бабочка». Ладони соединить тыльной стороной, махать плотно сжатыми вместе пальцами – «бабочка» машет крыльями.
  5. Счёт до четырёх. Большой палец соединяется поочерёдно со всеми остальными.

Потешка «Ну-ка, братцы, за работу!»

Ну-ка, братцы, за работу!                                  Логопед и дети обращаются к правой

Покажи свою охоту.                                            руке, согнутой в кулак, поочерёдно

Большаку – дрова рубить.                                    разгибая все пальцы.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братцев забавлять.

Упражнения шестого комплекса

  1. «Двое разговаривают». Кулаки обеих рук рядом. Приблизить большие пальцы.
  2. «Стол». На кулак правой руки поставить горизонтально ладонь левой.
  3. «Стул». Кулак правой руки приложить к вертикальной левой ладошке.
  4. «Ворота». Соединить кончики средних и безымянных пальцев, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь.                                                                                                    
  5.          «Мост». Поднять руки вверх, ладонями друг к другу. Расположить пальцы горизонтально, соединить кончики средних и безымянных пальцев.

Потешка «По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,                                Попеременно сгибать

Мы идём грибы искать.                                        Пальцы, начиная с мизинца.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал.

А этот всё съел. Оттого и потолстел.

Упражнения седьмого комплекса

  1. «Ромашка». Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
  2. «Тюльпан». Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образовывая чашу цветка.
  3. Сжимание и разжимание кистей рук на счёт «раз-два».
  4. «Корни».
  5. «Цветок».

Потешка «Наши алые цветки»

Наши алые цветки                                Ладони – в форме тюльпана;

Распускают лепестки.                          пальцы медленно раскрываются.

Ветерок чуть дышит,                           Производятся плавные покачивания

Лепестки колышет.                               кистями рук.

Наши алые цветки                                 Пальцы медленно приближаются

Закрывают лепестки.                            друг к другу, образуя бутон,

Тихо засыпают,                                       и покачиваются.

Головой качают.

Упражнения восьмого комплекса.

  1. «Улитка с рожками».
  2. «Раковина улитки».
  3. «Ёжик».
  4. «Кот».
  5. «Волк».

Потешка «Апельсин»

Мы делили апельсин,                    Показать кулак левой руки.

Много нас, а он один.                    Выпрямить и развести в стороны пальчики

Эта долька для чижа,                     правой руки и показать указательный левой.

Эта долька для ежа,                        Начиная с мизинца, поочерёдно разгибать

Эта долька для утят,                       из кулака пальчики.

Эта долька для котят,                     Опустить все пальцы левой руки вниз.

Эта долька для бобра..

Ну а волку – кожура

                                     https://tvernews.ru/uploads/NpXl9gSp5Ck9NDqvx15JOMLM4Q7X9x.jpg Бычковская М.Н.

                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На беседу к логопеду. Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей по развитию мелкой моторики пальцев рук у дошкольников. Материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с нарушением речи....

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

«Ум ребенка – в пальчиках»Если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

                 У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координ...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи

Данный материал содержит методические реккомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшеге дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи....

"Развитие мелкой моторики пальцев руки у детей дошкольного возраста"

Данная работа о влиянии развития тонких движений пальцев рук на развитие речи детей. Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев  является мощным ...

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....