система коррекционной помощи при ТНР
консультация по коррекционной педагогике

Шевченко Наталья Валерьевна

Этапы речевой деятельности. Задачи коррекционной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_kor.raboty.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы возросло количество детей с речевыми проблемами. В то же время, в России отмечается недостаток подготовленных специалистов – логопедов. Как же быть детям, которым недоступна логопедическая помощь?

Очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – от 1 года до 5 лет. Чем раньше начнется коррекционная работа, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

В настоящее время выявлен ряд противоречий между уровнем имеющейся научно обоснованной информации о структуре и механизме нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи и практической реализацией психолого-педагогических технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста. В условиях развитой системы учреждений компенсирующего вида программные и учебно-методические материалы, регламентирующие работу с детьми младшего возраста, представлены недостаточно.

Эффективность коррекционной работы с детьми младшего возраста обусловлена ранним выявлением речевой патологии, точностью диагностики, своевременной, качественной коррекцией, с учетом компенсаторных возможностей.

При ранней диагностике и своевременно начатом коррекционном воздействии в целом и в речи, в частности, речевое развитие у детей трех лет, несмотря на сложность и тяжесть речевых нарушений, к пяти годам приближается к возрастным нормам.

Вся работа по формированию речевой деятельности словно может быть разделена на этапы, которые как бы повторяют ход формирования речи в норме:

- развитие мотивационной основы речевой деятельности и формирование имитативных способностей;

- расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи;

- развитие диалогической и монологической форм речи.

В соответствии с онтогенетическим принципов эти этапы находятся в иерархической структуре. Они реализуются последовательно. Однако на каждом из этих этапов одновременно решается целый ряд коррекционных целей и задач. Одна или несколько из этих целей и задач выдвигаются в качестве ведущих, первостепенных на каждом из этапов. Остальные рассматриваются в виде текущих.

Основные задачи

1. Формирование навыка понимания речи.

2. Уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе знакомство с новыми словами, овладение способами употребления новой лексики.

3 Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладение новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.

4 Формирование навыка связной диалогической и монологи ческой речи.

5 Формирование и развитие навыков речемыслительной деятельности (речевого анализа, синтеза, речевых обобщений).

6. Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Эти задачи решаются с помощью специально организованных упражнений в процессе предметно практической, игровой или учебной деятельности дошкольников под руководством логопеда (при его наличии).

Этапы не образуют четких границ, они пересекаются и имеют области наложения друг на друга.

Поэтапно следуя предоставленной схеме, логопед корригирует недостатки произношения у ребёнка. При применении совместных усилий педагогов, воспитателей, родителей, психолога и логопеда, соблюдая все правила и выполняя домашние задания, нарушения речи преодолеваются довольно легко и быстро. Пути компенсации тяжёлых речевых нарушений зависят от этиологии и структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное занятие по профилактике нарушения опорно-двигательной системы с помощью корригирующей гимнастики и спортивных тренажеров в старшей группе

Цель занятия:1.Учить самостоятельно, регулировать нагрузку, чередуя её с расслаблением (через дыхательное упражнения).2.развить чувство ритма, музыкальность, пластичность, двигательную память де...

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Современные социально - экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, направленное не только на всес...

Реферат на тему:"ЗНАЧЕНИЕ КИНЕЗИТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ"

Мой реферат,который я написала в этом году,обучаясь на дистанционных  курсах "Музыкально-воспитательная и профилактическая работа музыкального руководителя с ограниченными возможностями здор...

Развитие фонематического слуха с помощью игровых приемов и упражнений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени Система коррекционной работы

Разработанная система коррекционного воздействия позволила достичь положительных результатов в преодолении нарушений фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 степени....

Система коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНC.

В данной статья представлена актуальность темы коррекционно-развивающей помощи детям первого года жизни с поражением ЦНС. Представлены особенности развития детей младенческого и раннего возраста...

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Под ред. Е.А. Стребелевой

КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬДЕТЯМ РАННЕГО ВОЗРАСТАС ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫВ ГРУППАХ КРАТКОВРЕМЕННОГОПРЕБЫВАНИЯ                    ...

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

Из статьи вы узнаете о системе коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием...