Краткосрочный проект «Логопедические тропинки»
проект по коррекционной педагогике
Участники проекта: дети 5 - 7 лет, посещающие логопедические занятия в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в процессе логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_logopedov_po_teme_logopedicheskaya_tropinka_.docx | 501.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Снежинка»
(МБДОУ «Детский сад «Снежинка»)
Краткосрочный проект «Логопедические тропинки»
Подготовила
учитель-логопед Иоша Л.В.
г. Гагарин
2023 г.
Паспорт проекта
Тема проекта: «Логопедические тропинки».
Вид проекта: краткосрочный.
Тип: коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.
Сроки реализации: одна неделя (с 8 ноября по 12 ноября 2023 г.)
Руководитель проекта: учитель – логопед Иоша Л.В.
Участники проекта: дети 5 - 7 лет, посещающие логопедические занятия в условиях логопункта ДОУ общеразвивающего вида, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта: коррекция речевых нарушений у старших дошкольников в процессе логопедической работы с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи проекта:
- формировать практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
- ознакомить педагогов и родителей с работой учителя - логопеда в детском саду в условиях логопункта;
- использовать современные образовательные и здоровьесберегающие технологии в логопедической работе;
- создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
- побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми;
- вовлечь педагогов и родителей в коррекционно - педагогический процесс;
- использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
- вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.
Актуальность проекта
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи и учителям - логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является проект «Логопедические тропинки», во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов, направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта:
- развивать высшие психические функции;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать общую и тонкую моторику пальцев рук;
- развивать творческие способности;
- развивать координацию речи с движением.
Этапы реализации проекта:
Предварительный: изучение методической литературы, подбор материалов для «методической копилки» и разработка плана проведения недели «Логопедические тропинки».
Организационный: консультирование педагогов, разработка плана, объявление о проекте, анкетирование родителей.
Основной: оформление стенгазеты, проведение подгрупповых занятий по плану, взаимодействие с родителями, с воспитателями, просмотр мультфильма, проведение выставки.
Итоговый: отчет на педсовете ДОУ.
План работы
№ | Дни недели | Мероприятия | Участники |
1 | Понедельник Открытие недели | Совместный просмотр мультфильма «Зачем мы говорим?» Подгрупповое занятие «Сказка о веселом язычке» (Подготовительная к школе группа) Приложение 5 Анкетирование родителей «Вопрос логопеду» Приложение 1 | учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы родители |
2 | Вторник | Семинар-практикум для педагогов «Логопедическое ассорти» Приложение 4 Занятие в старшей группе «Здравствуй, умный язычок!» Приложение 3 | Учитель-логопед, воспитатели учитель-логопед, дети старшей группы |
3 | Среда | «Оформление выставки «Первая буква моего имени…»Подгрупповое занятие «Юные археологи» (старшая группа) Приложение 2 | учитель-логопед, воспитатели, родители, дети учитель-логопед, дети старшей группы |
4 | Четверг | Информационная работа с родителями через сайт детского сада, мессенджеры «Развиваем речь, играя» (домашняя игротека), «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома» Приложение 6 | учитель-логопед, родители. |
5 | Пятница Закрытие недели | Оформление стенгазеты «Логопед глазами детей» Подведение итогов. | учитель-логопед, дети |
Предполагаемый результат: у детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
Использованная и рекомендуемая литература:
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.
Приложение 1
Анкета для родителей «Давайте познакомимся»
Общие сведения:
Ф. И. О. ребенка, возраст ______________________________________
Родители (И. О.):
Мама _______________________________________________________
Папа________________________________________________________
Кто занимается воспитанием ребенка? ____________________________
Вопросы:
1. Любит ли ребенок заниматься творчеством (рисовать, лепить и т. д.) ___
2. Читаете ли Вы ребенку сказки и рассказы? ________________________
3. Может ли ребенок рассказать об услышанном (увиденном) __________
4. Есть ли у ребенка речевые трудности? ____________________________
Если да, то какие – не говорит совсем; речь непонятна (лексика, грамматика, звукопроизношение); нарушено только звукопроизношение (подчеркнуть).
5. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает?_________________________________
6. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка?______________________
7. Исправляете ли Вы его речевые ошибки?____________________________
8. Считаете ли Вы необходимым занятия с логопедом? ___________________
9. Сколько раз в неделю Вы готовы заниматься с ребенком по заданию логопеда (1 раз; 3 раза; ежедневно- подчеркнуть? _______________________
10. Сколько времени в часах Вы готовы уделить ребенку (для общения и занятий) - (менее 1 часа; 1-3часа; все свободное время) подчеркнуть.
11. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить?
________________________________________________________________
12. Какие формы работы с родителями Вас больше всего устроили бы? (Родительские собрания, индивидуальные консультации логопеда, совместные логопедические занятия, наблюдение за ребенком на обычном логопедическом занятии, печатная информация) подчеркнуть.
Заранее благодарю за сотрудничество!
Приложение 2
Логопедическое занятие с применением пескотерапии «Юные археологи»
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, речевая, учебная.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно – эстетическое развитие;
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие.
Задачи образовательные:
- Закрепить знания о звуке «А» и букве «А»;
Задачи коррекционные:
- Развивать фантазию, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую и артикуляционную моторику;
- Развивать фонематический слух, вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
Задачи воспитательные:
- воспитывать речевое внимание детей;
- воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей.
Материалы и оборудование: песочный стол с сухим песком, кинетический песок, кисточки; буквы пластмассовые, салфетки, презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Раз, два, три, четыре, пять - становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. А сейчас в ладошках передадим тепло и доброту нашей улыбки.
2. Основная часть занятия
Логопед: Ребята, посмотрите, а здесь какое- то письмо лежит. Как вы думаете, может это для нас? Прочитаем?
«Дорогие ребята, помогите нам, у нас в Песочной стране пролетел сильный ветер, песок «разлетался» в разные стороны. Потом ветер затих, песок осел, и пропала одна буква. Помогите нам найти пропавшую букву, пожалуйста. Но, обязательно соблюдайте правила Песочной страны!».
Логопед: Ну что, ребята, поможем найти пропавшую букву ? отправимся в Песочную страну? А чтобы попасть в песочную страну, нужно знать сказочные, волшебные слова. Ребята встаем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Дружно и громко произнесем волшебные слова!
Ритуал «входа» в Песочную страну.
Логопед:
Полетим, полетим,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвратимся, сделав круг,
Лишь коснемся мы земли,
Быть по- нашему, вели!
Посмотрите, мы попали с вами в песочную страну!
Логопед: Слушайте и запомните правила Песочной страны.
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить;
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!?
Логопед: Но пропавшую букву могут найти сильные, смелые люди – Археологи. А кто такие археологи? (Это профессия людей, которые ведут раскопки)
Логопед: Сейчас мы наденем бандамки археологов и превратимся в настоящих археологов. А я буду главным археологом, поэтому слушаем только мою команду!
Упражнение «Здравствуй, песок».
Логопед: Как вы считаете, что нужно сделать, если вы попали в новое место?
(Поздороваться.)
Положите руки на песок. Что вы чувствуете, какой он на ощупь? (холодный
мягкий).
Мы будем делать раскопки, и искать пропавшую букву, а в этом нам помогут наши пальчики, но сначала мы их немного разомнем:
Пальчиковая гимнастика:
Песочек в руки набираем
(Дети набирают песок)
Пальцы крепко мы сжимаем,
Чтоб песок не высыпался
Чтоб в руках у нас остался
(Крепко сжимают кулаки)
Пальцы разжимаем,
Песочек высыпаем.
Стряхнули с рук песок.
И за работу! ОХ!
Логопед: А вы знаете, какие инструменты нужны археологам? Археологи за работу! Поработаем нашими инструментами.
(логопед рисует упражнение на песке и показывает картинку (презентаця) дети выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями рук на песке)
Артикуляционная гимнастика:
«Лопатка» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10, в этот момент кладем лодоши на песок)
«Молоток» - улыбнуться, ударять кончиком языка по альвеолам, стучим кулачками по песку.
«Щетка» - проводим языком за нижними и за верхними зубами, пальцами двигаем вправо-влево
«Кисточка» - рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба, пальцами двигаем вверх-вниз
Логопед: Ребята, давайте попробуем поискать с помощью кисточек.
Игра «Что под песком?»
- картинка (Буква “А”) засыпается тонким слоем песка. Дети с кисточкой открывают изображение.
Логопед: Молодцы археологи, вы отлично потрудились и нашли букву А.
Логопед: Вспомним с вами, а какой звук А? (живёт в красном замке, потому что он гласный, а что делает рот при произнесении звука «А»)
Логопед: Ребята, звук А хочет с нами поиграть… Поиграем с ним? Он предлагает нам поиграть в игру «Спрячь ручки» (Развитие фонематического слуха и восприятия)
«Если вы услышите звук [А] спрячьте ручки в песке. На другие звуки – руки держите над песочницей». Дети выполняют соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд звуков.
ЗВУКИ: А, И, О, А, У,А.
Логопед: Вот мы с вами и нашли букву «А», а чтобы она больше не пропадала, нам нужно нарисовать букву «А» на волшебном песке, проходите за стол. (Дети становятся по кругу и рисуют букву А).
Логопед: Ребята, вот мы и помогли Песочной стране, найти букву “А”, стали ей настоящими друзьями. Песочня страна всегда будет вас ждать.
(ДЕТИ ПРОТИРАЮТ РУКИ ВЛАЖНЫМИ САЛФЕТКАМИ) Ну а теперь нам пора возвращаться обратно к нам в детский сад, вставайте в круг, возьмитесь за руки, закрывайте глаза, а я произнесу волшебные слова.
3. Рефлексия
Логопед:
- В какой стране мы с вами сегодня побывали?
- Чем вам запомнилась эта страна?
- Чем мы занимались в этой стране?
- Кому вы расскажете о нашем путешествии?
- Ребята спасибо вам за работу на занятии!
Приложение 3
Логопедическое занятие в старшей группе
«Здравствуй, умный язычок!»
Цель: Знакомство с органами артикуляционного аппарата.
Задачи коррекционные и диагностические:
- Активизировать кинестетическую и кинетическую основы артикуляционных движений.
- Развивать тонкую дифференцированную моторику рук.
- Формировать координацию речи с движениями тела.
- Развивать высшие психические функции – память, внимание.
- Обследовать тонкую моторику рук (переключаемость, синхронность, умение закрашивать предмет); силу воздушной выдыхаемой струи; артикуляционную моторику (ощущение позы, переключаемость, подвижность).
Задачи образовательные:
- Учить отвечать на вопросы простым предложением.
- Расширять активный словарь.
Задача воспитательная: воспитывать такие качества как усидчивость, доброжелательность, умение выслушивать других.
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, мольберт, наглядные картинки, карточки со стихами, зеркала, цветные карандаши, раскраски, листья (из цветной бумаги), листья с заданиями.
Ход занятия.
Дети вокруг логопеда.
– Ребята, мы с вами начинаем большое путешествие в страну красивой и правильной речи!
Чтоб красиво говорить,
Надо многому учиться.
Быть внимательным всегда
И, конечно, не лениться!
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с умным, веселым язычком. Но, чтобы добраться до королевства, где правит веселый и умный язычок, необходимо выполнить несколько заданий. Я нашла необычные листики (вырезанные из цветной бумаги листья деревьев), на которых написаны задания, выполнив которые, мы попадем в гости к веселому и умному язычку.
Листик № 1 (сила выдоха)
– Ответьте на вопрос:
– Какое сейчас время года? (осень)
– Верно. Осенью с деревьев опадают листья, ветер сильно дует и листики срываются с деревьев, кружатся в воздухе и ложатся на землю разноцветным ковром.
Сейчас мы с вами потренируемся правильно дуть. Посмотрите: вдох делаем носиком и с силой дуем на листик (на ладони), чтобы он далеко улетел.
– И вот мой листик полетел,
Как будто с дерева слетел.
Каждому ребенку даются небольшие листики, вырезанные из цветной бумаги. Дети сдувают под музыку по очереди по 2 листика с ладошки.
Листик № 2(крупная моторика)
– Вот второе задание: надо разучить упражнение «Листья».
– Запоминайте слова и движения, главное – говорить и делать движения необходимо одновременно.
Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Листья осенние тихо кружатся (руки в стороны, покружиться),
Листья нам под ноги тихо ложатся (присесть),
И под ногами шуршат, шелестят (руками вправо-влево),
Будто опять закружиться хотят (встать, покружиться).
Листик № 3 (мелкая моторика)
– Вот еще одно задание: разучить упражнение для пальчиков рук «Осенние листья».
Я вам показываю, а вы повторяйте движения.
Дети повторяют за логопедом 2 раза под музыку.
Раз, 2,3,4,5 загибать пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать сжимать и разжимать кулачки
Листья березы, листья рябины, загибать пальчики, начиная с большого
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем
Маме осенний букет отнесем. «шагать» ср. и ук. пальцами.
Листик № 4(артикуляционный аппарат)
– Молодцы, дуть потренировались, руки, ноги потренировали, с пальцами поиграли, вот мы с вами добрались до королевства веселого и умного язычка.
Дети закрывают глазки, выставляется картинка «Язычок»
Теперь мы можем сказать: «Здравствуй, умный язычок!»
Дети садятся за столы (вас приглашает язычок) перед зеркалами.
-Ребята, послушайте, пожалуйста, мой рассказ. У каждого в этом мире есть свой домик: у мышки – норка, у птички – гнездо, а где живет язычок?… Правильно, он живет во рту: за алыми губами, за белыми зубами (сильно улыбнуться, показать зубы).
Дети повторяют, глядя в зеркало.
– Чтобы язычок стал ловким, выносливым и сильным его необходимо тренировать, выполнять специальные упражнения (зарядку для язычка), ведь если язык вялый, ленивый, то и говорим мы некрасиво, неправильно.
-Упражнения выполнять надо перед зеркалом, обязательно следить за своим язычком. Я вам буду показывать упражнения, а вы запоминайте, как оно называется и как выполнятся.
Общий комплекс упражнений для языка.
– Язычок вам дарит раскраски, на них вы должны увидеть, где губы, где зубы, а где язык и раскрасить его нужным цветом.
Дети под музыку раскрашивают картинку.
Приложение 4
Семинар-практикум «Логопедическое ассорти»
Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями.
Цель семинара-практикума: Познакомить педагогов с приемами работы с детьми по формированию звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
- Создавать благоприятные условия для познавательно-речевого развития, формировать фонематическую готовность к исправлению трудных звуков у дошкольников.
- Совершенствовать педагогическую компетентность воспитателей по проблемам речевого развития дошкольников
- Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами ДОУ.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие
- познавательное развитие
- физическое развитие.
Организационная часть
Учитель - логопед встречает педагогов в зале и предлагает на выбор жетоны разного цвета.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на нашем семинаре «Логопедическое ассорти».
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является систематическая работа по постановке речевого дыхания, развитию фонематического слуха, а также проведение артикуляционной гимнастики.
Предлагаю начать нашу работу с артикуляционной гимнастики, ведь именно она является основой формирования речевых звуков - фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Часто с детьми я провожу гимнастику с помощью сказки и показом движений. Попробуем?
Сказка про язычок.
В недалёкой деревушке жили-были,
Не грустили - старичок со своею старушкой.
Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку.
(открываем широко рот)
В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),
А с ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех попытались (губы тянутся вперёд).
Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили все свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (подуть с «чашечки» вверх).
Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (покусываем распластанный язык, затем заворачиваем за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем - малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье мы слижем! (кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!
На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед для внучат приспособил качели (широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (щёлкаем языком),
Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим? Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!
Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»
Молодцы! Подготовили свой артикуляционный аппарат, теперь можно и к играм приступать.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
На своих занятиях я отвожу на эту работу немало времени. Предлагаю поиграть.
Игры на развитие речевого дыхания
«Лети, бабочка!» | Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: 2-3 яркие бумажные бабочки. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними. - Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. - Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше? Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова. |
«Ветерок» | Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки). Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик". Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку. - Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно. |
«Листопад» | Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц. Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко. Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень. - Представь, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья! Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись. - Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова. |
«Снег идёт!» | Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: кусочки ваты или кусочек бумаги. Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. - Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки! Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова. |
Молодцы! Понравилось играть?
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, который человек способен слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове.
Игра «Найди звук» | Предложите рассмотреть ребенку какую-нибудь сюжетную картинку и найти слова, в которых есть нужный вам звук, например «с». Эту игру можно провести с двумя детьми или с небольшой группой детей. За каждый найденный звук выдавайте ребенку фишку, в конце игры подсчитайте, у кого больше фишек, придумайте награду для победителя. |
Игра «Придумай слово» | Дети встают в круг.. Ведущий называет звук с которым нужно придумывать слова. Ребенок должен назвать слово с нужным звуком и передать мяч следующему игроку. Если ребенок не может придумать слово - выбывает из игры. Побеждает тот, кто останется последним. |
Картинки к игре «Найди звук». На черно-белом варианте назвать слова, в которых встречается звук [с], а на цветном варианте назвать слова, которые начинаются на звук [р].
Спасибо!
А сейчас я предлагаю поиграть в небольшой мозговой штурм. Перед началом семинара вы все брали жетоны разного цвета, теперь прошу объединиться в подгруппы по цвету карточек.
Педагоги достают из «чудесного мешочка» предметы по 3-4 штуки на каждую подгруппу, дается минуту на размышление, и рассказывают о его использовании в работе с детьми.
Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка. Спасибо за работу!
Вот и закончилась игра,
Подвести итог пора!
Итог семинара-практикума
Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми во многом зависит от совместной работы логопеда и воспитателя. На занятия к логопеду поступают дети в основном с 5 лет, но работу по формированию звукопроизношения необходимо вести с первых дней поступления в детский сад. Поэтому воспитатель является первым помощником логопеда в работе по развитию всех компонентов необходимых для формирования звукопроизношения – развитие общей и мелкой моторики, речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, фонетического слуха и восприятия. В нашей работе главная цель - развитие речи детей, в ногу со временем следуем ей!
Рефлексия - "Плюс-минус-интересно".
Я предлагаю всем участникам семинара заполнить табличку.
Плюсы - записывается все, что понравилось на мероприятии, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению педагога, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. | ||
Минусы - записывается все, что не понравилось на, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению педагога, оказалась для него не нужной, бесполезной. | ||
Интересно - педагоги вписывают все любопытные факты, о которых узнали на мероприятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущему |
Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!
Список литературы
- Т.Б.Буденная. Логопедическая гимнастика Санкт-Петербург. «Детство – прогресс» 2001 год.
- М.Ю.Картушина. Логоритмические занятия в детском саду. Москва «Сфера» 2003 год.
- Е.А.Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения. Москва ТЦ «Сфера» 2001 год.
- С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей. Москва Гном-Пресс, Новая школа 1998 год.
- Е.Н.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб: Корона 2004 год.
- О.В.Узорова, Е.А.Нефедова Физкультурные минутки Москва ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», ЗАО НПП «Ермак». 2004 год.
- Т.Е Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. Основы логопедии - Москва Просвещение 1989 год.
- Е.Л.Набойкина. Сказки и игры с «особым» ребенком. СПб. 2003 год.
- Е.А.Алябьева. Психогимнастика в детском саду. Москва. 2003 год.
- Е.А.Алябьева. Развитие воображения и речи детей 4-7 ле.т Москва. 2005 год.
- М.Ю.Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва. 2004 год.
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, 2007.
- П.Деннисон, Г.Деннисон. Гимнастика для развития умственных возможностей «Брейн Джим» /перевод с английского А.В. Малушиной. М.: Изд-во Рос.откр. ун-та, 1992.
- Е.А.Дьякова. Логопедический массаж. - М., 2004.
- Е.А.Каралашвили, Физкультурная минутка. Динамические упражнения. - М.: ТЦ «Сфера», 2001.
- Е.Л.Ковалева, Ю.И. Остапенко. Учиться легко и весело. Практическое пособие по образовательной кинезиологии - Волгоград «Перемена», 1996г.
- В.В. Нищева. Система коррекционной работы. - СПб.: Детство Пресс, 2001.
- Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.
- Е.Л.Новикова. Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР //Дошкольная педагогика, 2007 - №1.
Приложение 5
Сказка о весёлом Язычке
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)
А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу),
потом на травку (язык опустить вниз), понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них ( язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)
Потом захотелось ему пить ( язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать ( язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами:С-С-С-С),
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях :Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!
Приложение 6
Консультации для родителей
Консультация для родителей
«Развиваем речь, играя» (домашняя игротека)
Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во - первых, выражает свое отношение к окружающему, во — вторых, организует деятельность ребенка с предметами окружающей обстановки, дает образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребенка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать свое мнение по тем или иным вопросам. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребенок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо все же выслушать ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью. Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребенком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
По дороге из детского сада (в детский сад).
«Я заметил»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т.п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.»
«Давай искать на кухне слова»
Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты? и пр.
«Угощаю»
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.
«Приготовим сок»
«Из яблок сок… (яблочный); из груш… (грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? И т.д.»
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Ворона каркает, а воробей… (чирикает). Сова летает, а заяц… (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади… (жеребенок) и т. п.;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…
- Мокрое бельё развешивают, а сухое…
- Вечером солнце заходит, а утром…
«Отгадай, кто это»
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они подходят:
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Шипит, извивается, ползает?
Если справились, попробуйте поиграть наоборот. Пусть ребёнок говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Отгадай предмет по его частям»
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
- Корень ствол, ветки, листья.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Корень, стебель, листья, лепестки.
«Упрямые слова»
Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто и т.д.». Задавайте ребенку вопросы и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях.
«Исправь ошибку»
Взрослый читает предложения, а ребёнок исправляет и говорит правильно.
Конура залезла в собаку. Лужа перепрыгнула через меня. Стул залез под котёнка. На лягушку прыгнула трава. Кустик спрятался за ёжика.
«Перепутанница»
«Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: ба-со-ка (собака, ло-во-сы (волосы), ле-ко-со (колесо), по-са-ги (сапоги) и пр.)»
Памятка для родителей
«Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Игры:
;Четвёртый лишний».
Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай». Считаем всё, что можно
посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока…
пять красных яблок и т.д.
;Скажи наоборот».
Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.
Глаголы: пришёл- …, нырнул- …
Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.
Наречия: далеко-…, высоко- …
4. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Большой - маленький».
Ребёнку предлагается назвать ласково,
н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.
6. «Отгадай загадку».
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).
Загадывайте детям описательные загадки, н-р: Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)
7. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.
8. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.
Н-р: Кого в лесу больше: ёлок или деревьев?
9. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …
10. «Расскажи стихотворение».
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
11. «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.
• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
• В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
развитие ребенка.
• Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.
• Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
• Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный проект "Экологическая тропа"
Задачи проектаФормирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.Развитие устойчивого интере...
Проект "Логопедические тропинки"
Проект затрагивает проблему организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками....
Проект: "Логопедические тропинки".
Проект "Логопедические тропинки" - один из вариантов практическрой деятельности логопеда....
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТРОПИНКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой реч...
Проект "Логопедическое тропинки"
Долгосрочный логопедический проект в средней группе ДОУ...
Проект «Логопедические тропинки»
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, родители. Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. ...
Паспорт проекта Логопедические тропинки
Паспорт проекта Логопедические тропинки...