Сенсорная ширма для детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике

Борская Елена Николаевна

Создание предметно-развивающей среды для качественной коррекции и развития познавательной активности в самостоятельной деятельности у дошкольников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon sensornaya_shirma_dlya_detey_s_zpr.pdf2.96 МБ
Файл metodicheskoe_posobie.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Сенсорная ширма для детей с ЗПР.

 

 

При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Анализируя особенности работы с детьми с ЗПР, мы считаем, что для них необходима такая организация пространства, которая позволяет им выбирать интересные для себя занятия в самостоятельной и совместной деятельности, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать коррекционный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому мы в своей работе активно используем сенсорную ширму, у которой в соответствии с решаемыми задачами оформляются съемные панели.

Цель: Создание предметно-развивающей среды для качественной коррекции и развития познавательной активности в самостоятельной деятельности у дошкольников с ЗПР.

Задачи: 1.Создавать условия для мотивации в самостоятельной познавательной деятельности;          2.Создать условия для закрепления и расширения сенсорных эталонов;

       3.Способствовать закреплению речевых и совершенствованию коммуникативных навыков.

 

При проектировании ширмы и оформлении сенсорных панелей, мы придерживались следующих принципов:   

  • принцип учета индивидуальных особенностей детей;
  • дистанции, позиции при взаимодействии;
  • активности, самостоятельности, творчества;
  • гибкого зонирования;
  • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей;
  • сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить, как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников.   

Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития и опирались на особенности и достижения в данный возрастной период, поэтому необходимо учитывать, что:  

  • детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей и в самостоятельной деятельности;
  • дети с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях;
  • интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи»;
  • высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, необходимо, создать для ребёнка возможность и в самостоятельной деятельности закрепить материал (индивидуально или со сверстниками вернуться к пройденному). И получить положительные эмоции от результата;

Организация образовательной и коррекционной деятельности требует от педагога создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, поэтому созданная сенсорная ширма позволяет организовать коррекционную работу в соответствии ФГОС.

       

Для детей с ЗПР необходима активизация познавательных действий - проб. Потому что для них свойственно затруднение в ориентировочно-исследовательской деятельности, поэтому надо создать условия для исследования свойств и качеств предметов.

 Закрепление и расширение сенсорных эталонов желательно детям с ЗПР и в старшем возрасте. Так как память у них отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно.  

Дети с ЗПР нуждаются также в коррекции речи и дыхания. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования - использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук, обязательно надо проводить в дошкольном возрасте у детей с ЗПР. Так как у них выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики.  

Несформированность эмоционально - личностной и регуляторной сферы, отличительная черта детей с ЗПР. Они мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, возникают конфликты, с трудом складывается коллективная игра.

 

  • Активизация познавательных действий – проб.

«Времена года», «Когда это бывает?», «Назови приметы осени» - дети подбирают цвета, элементы, моделируют на панели признаки, соответствующие временам года.

«Кто, где живет» - дети распределяют животных в соответствии со средой обитания.

«Найти свой дом», «Чего не хватает », «Что лишнее? » - дети распределяют растения, животных, птиц, насекомых, транспорт в соответствии со средой обитания.

«Большой – маленький», «Часть - целое»,  «Кому что нужно» - на планке закрепляются ленты, на их концах вешаются различные предметы: перышко, кубик, колечко, пушок и т.д. разных размеров и модификации.

«Найди звук» - на шнурках вешаются различные звучащие предметы, что способствует извлечению звуков различной высоты с помощью деревянной или металлической палочки. Дети воспроизводят заданный звук, звук близкий по звучанию, самостоятельно придумывают мелодии.

  • Закрепление и расширение сенсорных эталонов 

«Разноцветная радуга» - дети называют цвета и оттенки.

«Что изменилось» - меняются местами цветовые ленты, дети находят изменения.

 «Спрячь предмет» - дети прикрепляют к цветовой ленте предметы такого же цвета, моделируют варианты на панели.

«Тепло - холодно» - называется цвет, дети подбирают либо холодные, либо теплые оттенки.

«Назови фигуру» - дети называют геометрические фигуры, которые использовали для моделирования сюжета.

«Что изменилось» - дети закрывают глаза, меняется местами цвет, форма, размер.

«Спрячь фигуру» - дети прикрепляют к цветовым лентам геометрические фигуры одинаковые цвету, величине (от простого к сложному), предметы похожей формы, моделируют на панели.

Задания детям даются от простого к сложному, сначала используется один признак - название геометрической фигуры, потом усложняют задания, добавляя цвет, величину, количество, фактуру.

 

  • Коррекция речи и дыхания.

 

«Сильный - слабый ветерок» - детям предлагается подуть на предметы по очереди.

«Назови одним словом», «Что изменилось», «Один -  много» - четко произнести название предметов.

«Найди слово со звуком» - произнести звук, на который начинается название заданного предмета.

 «Назови ласково» - перечислить предметы на фигурах с уменьшительно - ласкательным суффиксом.

«Составь предложение» - с картинками на фигурах надо составить предложение.

«Составь рассказ» - по серии картинок.

  • Развитие мелкой моторики рук. 

  «Бантиковые соревнования» - пластиковая панель с отверстиями, в которые вставляются шнурки и дети, используя образец или   без образца, шнуруют   предмет, рисунок. Шнурки могут быть различных цветов.

«Собери картинку» - панель с пуговицами. Собрать предмет пристёгиванием деталей.

  • Развитие  эмоционально - личностной и регуляторной сферы

«Уголок уединения» - вместо съемных панелей используются шторы.

«Добрый - злой, хороший - плохой» - дети подбирают героев, животных, поступки в соответствии с цветом, моделируют на панели. 

 «Придумай сказку по цвету» - дети придумывают сказку в соответствии с заданным цветом: используя эмоциональное состояние, героев, поступки, предметы.

«Придумай сказку из фигур» - дети придумывают сказку в соответствии с заданными геометрическими фигурами: используя эмоциональное состояние, героев, предметы, по их мнению, соответствующие заданным фигурам.

    В самостоятельной деятельности сенсорная ширма используются детьми в соответствии с их интересами, а содержание сенсорных панелей позволяет создавать собственные модели.

    Ребенку с ОВЗ предстоит жить в мире других людей. И дело не в том, что ребенок не может освоить окружающий мир, а в том, что он не может сделать это теми способами, которыми пользуется интеллектуально сохранный ребенок. Поэтому необходимо, чтобы и в самостоятельной деятельности были условия для закрепления развития речи, восприятия, памяти, основных мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы, формирование необходимых школьнозначимых навыков. Мы считаем, что такая организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ как сенсорная ширма, обеспечивает сбалансированный режим всех видов детской деятельности и не допускает физической и психологической перегрузки детей.  

Список литературы

1.Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие/ Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002.

2.Новосёлова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро»/ С. Л. Новосёлова. // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4.

3.Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т. Г. Неретиной. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт / (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ширма для детей "День птиц"

День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России стали этот праздник отмечать с 1994 года....

Информационная ширма "Здоровые дети - счастливые родители!"

Развитие детей тесносвязано со здоровьем,только здоровый ребенок может правильно ,полноценно развиваться.Понимая всю значимость работы по формированию,укреплению,сохранению здоровья своих воспитаннтко...

Дидактическое пособие "Сенсорная ширма"

Сенсорная ширма для детей.(Совершенствование мелкой моторики рук.)Вашему вниманию хочу предоставить сенсорную ширму, которая сделана своими руками из подручных средств. Здесь есть и шнурочки с бантика...

Папка - ширма для детей раннего возраста

Консультация для родителей....

Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорная ширма» для детей с ОВЗ раннего возраста

Актуальность пособия.Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто непол...

Сенсорная ширма для детей с ЗПР

Использование ширмы в предметно-пространственной развивающей среде группы позволило трансформировать групповое пространство, исходя из потребностей детей, их индивидуальных и возрастных особенностей, ...

Сенсорная ширма

Многофункциональная ширма-игра "Фантастическая сенсорика" для детей младшего дошкольного возраста....