Сенсорная ширма для детей с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике
Создание предметно-развивающей среды для качественной коррекции и развития познавательной активности в самостоятельной деятельности у дошкольников с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.96 МБ |
![]() | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методическое пособие
Сенсорная ширма для детей с ЗПР.
При организации предметно-развивающей среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Анализируя особенности работы с детьми с ЗПР, мы считаем, что для них необходима такая организация пространства, которая позволяет им выбирать интересные для себя занятия в самостоятельной и совместной деятельности, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовать коррекционный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Поэтому мы в своей работе активно используем сенсорную ширму, у которой в соответствии с решаемыми задачами оформляются съемные панели.
Цель: Создание предметно-развивающей среды для качественной коррекции и развития познавательной активности в самостоятельной деятельности у дошкольников с ЗПР.
Задачи: 1.Создавать условия для мотивации в самостоятельной познавательной деятельности; 2.Создать условия для закрепления и расширения сенсорных эталонов;
3.Способствовать закреплению речевых и совершенствованию коммуникативных навыков.
При проектировании ширмы и оформлении сенсорных панелей, мы придерживались следующих принципов:
- принцип учета индивидуальных особенностей детей;
- дистанции, позиции при взаимодействии;
- активности, самостоятельности, творчества;
- гибкого зонирования;
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия детей;
- сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить, как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников.
Коррекционные воздействия необходимо строить так, чтобы они соответствовали основным линиям развития и опирались на особенности и достижения в данный возрастной период, поэтому необходимо учитывать, что:
- детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей и в самостоятельной деятельности;
- дети с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях;
- интеллектуальная недостаточность детей с ЗПР проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи»;
- высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, необходимо, создать для ребёнка возможность и в самостоятельной деятельности закрепить материал (индивидуально или со сверстниками вернуться к пройденному). И получить положительные эмоции от результата;
Организация образовательной и коррекционной деятельности требует от педагога создания своеобразной развивающей предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, поэтому созданная сенсорная ширма позволяет организовать коррекционную работу в соответствии ФГОС.
Для детей с ЗПР необходима активизация познавательных действий - проб. Потому что для них свойственно затруднение в ориентировочно-исследовательской деятельности, поэтому надо создать условия для исследования свойств и качеств предметов.
Закрепление и расширение сенсорных эталонов желательно детям с ЗПР и в старшем возрасте. Так как память у них отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно.
Дети с ЗПР нуждаются также в коррекции речи и дыхания. Методический подход предполагает развитие всех форм опосредования - использования реальных предметов и предметов-заместителей, наглядных моделей, а также развитие словесной регуляции. В этом плане важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчет, а на более поздних этапах работы - составлять инструкции для себя и для других, т. е. обучать действиям планирования.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук, обязательно надо проводить в дошкольном возрасте у детей с ЗПР. Так как у них выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики.
Несформированность эмоционально - личностной и регуляторной сферы, отличительная черта детей с ЗПР. Они мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, возникают конфликты, с трудом складывается коллективная игра.
- Активизация познавательных действий – проб.
«Времена года», «Когда это бывает?», «Назови приметы осени» - дети подбирают цвета, элементы, моделируют на панели признаки, соответствующие временам года.
«Кто, где живет» - дети распределяют животных в соответствии со средой обитания.
«Найти свой дом», «Чего не хватает », «Что лишнее? » - дети распределяют растения, животных, птиц, насекомых, транспорт в соответствии со средой обитания.
«Большой – маленький», «Часть - целое», «Кому что нужно» - на планке закрепляются ленты, на их концах вешаются различные предметы: перышко, кубик, колечко, пушок и т.д. разных размеров и модификации.
«Найди звук» - на шнурках вешаются различные звучащие предметы, что способствует извлечению звуков различной высоты с помощью деревянной или металлической палочки. Дети воспроизводят заданный звук, звук близкий по звучанию, самостоятельно придумывают мелодии.
- Закрепление и расширение сенсорных эталонов
«Разноцветная радуга» - дети называют цвета и оттенки.
«Что изменилось» - меняются местами цветовые ленты, дети находят изменения.
«Спрячь предмет» - дети прикрепляют к цветовой ленте предметы такого же цвета, моделируют варианты на панели.
«Тепло - холодно» - называется цвет, дети подбирают либо холодные, либо теплые оттенки.
«Назови фигуру» - дети называют геометрические фигуры, которые использовали для моделирования сюжета.
«Что изменилось» - дети закрывают глаза, меняется местами цвет, форма, размер.
«Спрячь фигуру» - дети прикрепляют к цветовым лентам геометрические фигуры одинаковые цвету, величине (от простого к сложному), предметы похожей формы, моделируют на панели.
Задания детям даются от простого к сложному, сначала используется один признак - название геометрической фигуры, потом усложняют задания, добавляя цвет, величину, количество, фактуру.
- Коррекция речи и дыхания.
«Сильный - слабый ветерок» - детям предлагается подуть на предметы по очереди.
«Назови одним словом», «Что изменилось», «Один - много» - четко произнести название предметов.
«Найди слово со звуком» - произнести звук, на который начинается название заданного предмета.
«Назови ласково» - перечислить предметы на фигурах с уменьшительно - ласкательным суффиксом.
«Составь предложение» - с картинками на фигурах надо составить предложение.
«Составь рассказ» - по серии картинок.
- Развитие мелкой моторики рук.
«Бантиковые соревнования» - пластиковая панель с отверстиями, в которые вставляются шнурки и дети, используя образец или без образца, шнуруют предмет, рисунок. Шнурки могут быть различных цветов.
«Собери картинку» - панель с пуговицами. Собрать предмет пристёгиванием деталей.
- Развитие эмоционально - личностной и регуляторной сферы
«Уголок уединения» - вместо съемных панелей используются шторы.
«Добрый - злой, хороший - плохой» - дети подбирают героев, животных, поступки в соответствии с цветом, моделируют на панели.
«Придумай сказку по цвету» - дети придумывают сказку в соответствии с заданным цветом: используя эмоциональное состояние, героев, поступки, предметы.
«Придумай сказку из фигур» - дети придумывают сказку в соответствии с заданными геометрическими фигурами: используя эмоциональное состояние, героев, предметы, по их мнению, соответствующие заданным фигурам.
В самостоятельной деятельности сенсорная ширма используются детьми в соответствии с их интересами, а содержание сенсорных панелей позволяет создавать собственные модели.
Ребенку с ОВЗ предстоит жить в мире других людей. И дело не в том, что ребенок не может освоить окружающий мир, а в том, что он не может сделать это теми способами, которыми пользуется интеллектуально сохранный ребенок. Поэтому необходимо, чтобы и в самостоятельной деятельности были условия для закрепления развития речи, восприятия, памяти, основных мыслительных операций, эмоционально-волевой сферы, формирование необходимых школьнозначимых навыков. Мы считаем, что такая организация предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ как сенсорная ширма, обеспечивает сбалансированный режим всех видов детской деятельности и не допускает физической и психологической перегрузки детей.
Список литературы
1.Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Учебно-методическое пособие/ Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002.
2.Новосёлова, С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро»/ С. Л. Новосёлова. // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4.
3.Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: Программно-методическое пособие/ Под общей редакцией Т. Г. Неретиной. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт / (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/21/picture-208309-1363870682.jpg)
Ширма для детей "День птиц"
День птиц - это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России стали этот праздник отмечать с 1994 года....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-211639-1362241781.jpg)
Информационная ширма "Здоровые дети - счастливые родители!"
Развитие детей тесносвязано со здоровьем,только здоровый ребенок может правильно ,полноценно развиваться.Понимая всю значимость работы по формированию,укреплению,сохранению здоровья своих воспитаннтко...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/06/picture-736456-1707219141.jpg)
Дидактическое пособие "Сенсорная ширма"
Сенсорная ширма для детей.(Совершенствование мелкой моторики рук.)Вашему вниманию хочу предоставить сенсорную ширму, которая сделана своими руками из подручных средств. Здесь есть и шнурочки с бантика...
Многофункциональное дидактическое пособие «Сенсорная ширма» для детей с ОВЗ раннего возраста
Актуальность пособия.Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и часто непол...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/21/picture-940891-1598025554.jpg)
Сенсорная ширма для детей с ЗПР
Использование ширмы в предметно-пространственной развивающей среде группы позволило трансформировать групповое пространство, исходя из потребностей детей, их индивидуальных и возрастных особенностей, ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/12/picture-1463210-1678645604.jpg)
Сенсорная ширма
Многофункциональная ширма-игра "Фантастическая сенсорика" для детей младшего дошкольного возраста....