Конформное поведение в дошкольном возрасте
консультация по коррекционной педагогике
Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Новейший психологический словарь дает следующие определение понятию «конформизм» (Шапарь, 2005). Конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) – пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konformnoe_povedenie.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конформное поведение в дошкольном возрасте»
Феномен группового давления получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Новейший психологический словарь дает следующие определение понятию «конформизм» (Шапарь, 2005). Конформизм (лат. conformis – подобный, сходный) – пассивное принятие человеком существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. п. Следовательно, конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы. Конформность проявляется в изменении его поведения и установок по отношению к первоначально не разделявшейся им позиции большинства. Таким образом, мы можем утверждать, что конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы.
Исследования конформизма впервые были проведены в ставших ныне классическими исследованиях М. Шерифа (Sherif, 1936), С. Аша (Asch, 1951) и С. Милграма (Милграм, 2001).
По мнению В. Б. Шапаря (Шапарь, 2005), уровень конформности определяется комплексом причин, в том числе:
- характеристиками индивида, подвергаемого групповому давлению: пол, возраст, национальность, интеллект, тревожность, внушаемость и пр.;
- характеристиками группы, являющейся источником давления: размер, степень единодушия большинства;
- особенностями взаимосвязи индивида и группы: статус индивида в группе, степень его приверженности ей и пр.;
- содержанием задачи, степенью заинтересованности человека в ней, его компетентностью.
Конформизм имеет две стороны в жизни человека. С одной стороны, если взгляд группы является правильным, она помогает скорректировать взгляды человека; с другой – препятствует утверждению независимости и самостоятельности взглядов человека. Многие люди, осознанно или неосознанно, хотят найти свою группу и, найдя ее, с готовностью отдаются ее влиянию и принимают её цели за свои, стремятся к их достижениям.
Не нужно забывать о том, что движущая сила развития личности и общества – это противоречия, которые пораждаются стремлением к коллективизму и индивидуализму в социальных отношениях и тенденций к социализации и индивидуализации в личностном развитии. Важно помнить, что конформное поведение является одним из механизмов социализации личности.
Известно, что именно в дошкольном возрасте начинается процесс активного взаимодействия ребенка с другими детьми, его включение в группу сверстников, что во многом способствует развитию основ таких важных составляющих личности, как коллективизм, групповая идентичность. Вместе с тем преимущественная ориентация на других может быть связана с риском ограничения инициативы, самостоятельности, вследствие чего ребенок может потерять свою индивидуальность в современном обществе.
Конформизм дошкольника во многом является явлением прогрессивным и закономерным с точки зрения возрастных задач развития. Конформное поведение ребенка строится на следующих важных компонентах поведения, которые интенсивно формируются в дошкольном детстве:
- ориентация на другого;
- учет мнения группы;
- копирование и присвоение образцов поведения;
- эмоциональное единение с группой;
- осознание принадлежности (групповой, возрастной, половой, семейной и т.д.),
- отказ от собственных устремлений в пользу группы.
Одновременно конформное поведение может способствовать развитию основ таких важных составляющих личности как коллективизм, идентичность, саморегуляция. Конформное поведение создает условия для овладения новой моделью удовлетворения потребности в принадлежности, в принятии другим - равным партнером по общению (сверстником).
Вместе с тем, уже в дошкольном возрасте преимущественная ориентация на других может быть связана с риском ограничения инициативы, самостоятельности, ответственного выбора. Наряду с восприимчивостью к социальным воздействиям и способностью учитывать в деятельности требования группы (нормы, правила, эмоциональный настрой и т.д.), ребенок должен овладеть способностью противостоять социальному влиянию и разграничивать собственные потребности и стремления от таковых, навязываемых или предлагаемых окружением.
О конформизме можно говорить в случае наличия конфликта между стремлениями индивида и требованиями группы и преодолении этого конфликта индивидом в пользу группы. Для ребенка дошкольного возраста вполне естественным является стремление быть принятым группой, разделять ее позицию (быть «как все») и нравиться другим (сверстникам или взрослым). Это одна из первых ступеней социализации ребенка, присвоения социальных норм и правил через стремление к принадлежности и принятию. Процесс социализации дошкольника задается окружающими взрослыми, которые чаще всего ориентируют ребенка на поведение окружающих: «Посмотри, как все детки хорошо играют» или «никто так себя не ведет, перестань баловаться». Взрослые с раннего детства формируют у ребенка установку на поведение большинства и мнение окружающих. Ребенку внушается необходимость регулировать собственное поведение, ориентируясь на те модели, которые он наблюдает вокруг, а самым простым способом выбора модели является критерий «все так делают» или «никто так не делает».
Одной из основных движущих сил развития личности и развития общества в целом, являются противоречия, порождаемые взаимодействием тенденций к коллективизму и индивидуализму в социальных отношениях и тенденций к социализации и индивидуализации в личностном развитии. Конформное поведение является одним из механизмов социализации. Конформизм ребенка строится на уверенности в компетентности окружающих - сначала взрослых, а позже - группы сверстников. В определенном смысле конформизм граничит с уважением к авторитетам, послушанием и готовностью «принимать» от авторитетной фигуры (или группы) опыт, знания, правила и модели поведения.
В исследованиях конформизма выделяются такие факторы, как значимость для индивида высказываемого мнения и его влияние на реальную деятельность. Применительно к дошкольному возрасту значимость мнения близкого взрослого столь высока, что говорить о конформизме не имеет смысла. Действуют другие психологические механизмы, - в первую очередь привязанности и зависимости. Что касается связи с деятельностью, то в дошкольном возрасте ребенок активно стремится использовать в реальной (практической или игровой) деятельности значимую информацию или наблюдаемый привлекательный образец поведения.
В разработанной М.Дойчем и Г.Джерардом «информационной теории конформности» конформность рассматривается в контексте последствий поиска человеком информации в ситуациях, в которых он оценивает собственное поведение на основе соотнесения его с поведением других. В данной теории указывается на два типа социального влияния в группе:
1) нормативное - конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями;
2) информационное - поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение. В дошкольном возрасте мы наблюдаем становление этих двух типов конформного поведения.
Вместе с тем, уже в детстве возможно возникновение острого внутреннего конфликта между собственным мнением и мнением группы или авторитетного лица, который может разрешиться противопоставлением себя группе или сознательным приспособлением к поведению группы.
Г.Келмен предлагает рассматривать конформное поведение в зависимости от механизма его осуществления: подчинение, идентификация, интернализация. Наиболее распространенным в дошкольном возрасте является механизм идентификации, когда ребенок стремится уподобиться агенту влияния, в силу привязанности, симпатии, желания подражать или оправдать ожидания значимого лица. В случае идентификации в форме реципрокно-ролевых отношений каждый участник взаимодействия ждет от другого определенного поведения и сам старается оправдать ожидания партнера (или группы). Если сложившиеся отношения удовлетворяют субъекта, он будет вести себя так вне зависимости от того, наблюдает за ним партнер или нет, поскольку для его собственного самоуважения существенно оправдать ожидания другого.
В случае подчинения, принятие влияния другого лица или группы носит чисто внешний, прагматический характер, а сама продолжительность подобного поведения ограничивается ситуацией присутствия источника влияния. Ребенок соглашается с группой потому, что это выгодно ему, при этом выгода не обязательно осознается.
Проблема конформизма исследуется в психологии и с точки зрения индивидуальных особенностей объекта влияния, степени подверженности групповому давлению. Чаще всего выделяют такие особенности личности как низкая самооценка, сниженное самоуважение и отсутствие твердых убеждений.
Данные различных экспериментов, посвященных изучению конформности поведения у дошкольников позволяют сделать следующие выводы:
- представления взрослых (воспитателей, психологов) о степени конформности старших дошкольников существенно отличаются от реальных показателей. Дети более конформны, чем о них думают взрослые;
- личностные особенности (уровень самооценки) ребенка слабо связан с проявлениями конформности;
- в дошкольном возрасте конформное поведение не сопряжено с полоролевыми особенностями субъекта: статистически значимых различий в степени конформности между мальчиками и девочками не обнаружено;
- наибольшее влияние на степень конформности в этом возрасте оказывают ситуационные факторы. Старшие дошкольники склонны проявлять более высокую степень конформности по отношению к авторитетной группе взрослых, например, работая с геометрическими фигурами, так как подобная ситуация имитирует процесс школьного обучения, который является для старшего дошкольника ценностно-значимым;
- максимальную степень конформности дошкольники проявляют в ситуации морального выбора, требующей самостоятельного решения относительно суровости наказания другого человека. Это объясняется тем, что в дошкольном возрасте дети не готовы полностью принимать на себя ответственность в ситуации конфликта мотивов.
Используемая литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001
- Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1997.
- Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб.: Питер, 2001.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издат. центр «Академия», 2006.
- Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / Под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »
Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...
культура поведения детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возрастаСтатья отнесена к разделу: Работа с дошкольникамиФормирование культуры поведения – одна из актуальных и слож...
Консультация для воспитателей:"Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста"
Предупреждение и исправление поведения возможно, если соблюдать единую систему требований....
Статья "Причины появления агрессивности в поведении детей дошкольного возраста."
Консультация для воспитателей...
Методическая разработка на тему: "Агрессивное поведение детей дошкольного возраста и возможные пути профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста"
Причины агрессивного поведения дошкольника и возможные пути профилактики...
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...