Формирование функциональной грамотности у дошкольников
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Бережное обучение и развитие у детей функциональной грамотности в игровой форме с помощью наглядных пособий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности дошкольников с помощью естественно-научных представлений

Функциональная грамотность, это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. (А. А. Леонтьев)

Наша цель: Бережное обучение и развитие детей в увлекательной форме. Мы стремимся превратить учебный процесс в яркое событие, чтобы дети занимались с удовольствием и улыбкой.

Актуальность.

Актуальным взглядом в политике образовании становится необходимость в организации педагогической деятельности, ведение новых подходов в педагогической практике, который тесно связан с повседневной жизни дошкольников и с формированием основ функциональной грамотности.

Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Предпосылки ФГ, которые мы формируем у дошкольника, мы соотносим их с прописанными в ООП ДО образовательными маршрутами по разным образовательным областям. Предпосылки естественно-научной грамотности происходят через формирование естественнонаучных представлений и основ экологической грамотности у дошкольников.

Как же практически можно формировать предпосылки ФГ в образовательной деятельности? Через содержание ООП ДО, применяя эффективные педагогические практики и используя формы организации образовательного процесса. Создание ситуаций, направленных на практическую деятельность детей, приобретение опыта успешной деятельности разрешения проблем, принятия решений, позитивное поведение; учение в общении, или совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах; задания поискового характера, исследовательская деятельность, проекты.

Это формы и практики применимы и доступны на этапе дошкольного детства и отражены в программе. Мы широко используем проектный метод.

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, в них заложена жажда познания, стремления к открытиям, любознательность. Главная задача – удовлетворить потребность детей, что в свою очередь, приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Современная педагогика считает, что детское экспериментирование является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В процессе формирования естественно-научной функциональной грамотности нами проводятся различные проекты, акции, экскурсии.

Через реализацию проекта «ЭкоМир» проводились такие мероприятия:

«Как растет все живое». Долгосрочное наблюдение «Лук от семи недуг».

         Важную роль играет совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ. Отслеживание объектов, результатов выращивания, позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Все полученные знания закрепляются в играх: «Четвертый лишний», «Что изменилось?».

Круговорот воды в природе   где обратили внимание детей на значение воды в нашей жизни, показали, где, в каком виде существует вода в окружающей среде, рассказали, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

В рамках проекта «Маленькие обитатели нашей планеты» проводили опыты. Международная акция «Час Земли», «Сохраним планету».

Ежегодный экологический праздник 25 апреля – Всемирный день пингвинов призывает людей помнить о необходимости сохранения этой замечательной птицы. «Поможем Пингвинам!» Такой призыв не оставил равнодушными и нас. Ребята с интересом изучали информацию о жизни, внешнем виде, питании и повадках этой обаятельной птицы! Детей очень поразила трагедия пингвинов, возможное их исчезновение с нашей планеты.

Акция «Вторая жизнь мусора» (совместно с родителями)

Квест-игра «Деревья нашего двора»

В процессе игры дети должны были отгадать загадку о дереве. Каждому дереву был присвоен порядковый номер. Далее, найти это дерево на территории детского сада и уже на нем отыскать цифру. Только после того, как все цифры будут найдены квест считается выполненным.

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира.

Также вместе с воспитанниками и их родителями участвуем в различных конкурсах.

В связи с формированием естественно-научной компетентности, хотелось бы отметить: Живут на свете дети – мальчики и девочки. Все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут в городе, другие – в деревне, одни – на севере, другие – на юге.

Но есть качество, которое делает их похожими, – все они «почемучки». Так их называют взрослые за любознательность. Каких только вопросов не задают дети своим мамам и папам, дедушкам и бабушкам, воспитателям!

- Откуда берется снег?

- Почему птица летает, а змея ползает?

- Откуда приходит дождь?

Эти вопросы, так же, как и тысячи других, дети задают взрослым во все времена. Как удовлетворить детское любопытство? Как объяснить законы природы на доступном для детей элементарном научном уровне?

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения детского экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Грамотный, продуманный подход к организации всех режимных моментов с уместным использованием развивающих методик проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку, функциональная грамотность не просто норма, но и наша обязанность, наше самообразование, саморазвитие.

Используемая литература

1. Алексеева Е.Е. Методические особенности формирования математической грамотности учащихся как составляющей функциональной грамотности/научный журнал «Мир науки, культуры, образования» – Редакция международного научного журнала «Мир науки, культуры, образования», 2020г.

2. Нурмуратова К.А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. Научный журнал «Педагогическая наука и практика», 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»

laquo;Формирование функциональной грамотности старших дошкольников»...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников через использование разнообразных видов драматизации.

      В современном мире, меняющемся каждую секунду, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах де...

Формирование функциональной грамотности старших дошкольников

Одна из задач современного образования – формирование функционально грамотных людей....

Доклад из опыта работы «Формирование функциональной грамотности у дошкольников: приёмы запоминания и практика использования мнемотехники»

Материал может быть использован воспитателями и родителями для работы с детьми дошкольного возраста ....

2023 год. Александрова Е. С. Презентация "Формирование функциональной грамотности у дошкольников"

Презентация "Формирование функциональной грамотности у дошкольников"....