Статья "Формирование сенсомоторных умений у детей с ОВЗ посредством игровых дидактических пособий из бросовых материалов"
статья по коррекционной педагогике
В коррекционной работе с детьми использование сенсомоторных дидактических игр имеет большое значение для развития ребенка. Ведь именно сенсорный опыт является источником познания мира. Игровые дидактические пособия, созданные из бросового материала, всегда будут интересны ребенку, способствовать активизации его чувственной сферы, двигательных умений при ознакомлении с окружающей действительностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 583.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование сенсомоторных умений у детей с ОВЗ посредством игровых дидактических пособий из бросового материала
Полноценная сенсомоторная деятельность в процессе работы с детьми с различными нарушениями в развитии имеет большое значение для развития и социализации их в окружающей жизни. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью, задержкой психического развития, аутизмом требует особого подхода к организации предметно-развивающей среды.
Процесс восприятия у таких детей затруднен: снижен его темп, сужен объем; для них характерна недостаточность зрительного, слухового, зрительно-двигательного и тактильного восприятия. Дети затрудняются в выделении признаков предмета, а именно: формы, цвета, величины. Движения не координированные, отличаются неловкостью и неточностью.
Для большинства таких детей характерны незрелость эмоционально-волевой сферы, гиперактивность, частые проявления нежелательного поведения, проявления негативизма при смене деятельности и при необходимости волевого усилия. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
В связи с психологическими особенностями таких детей важно подобрать сенсорные игровые пособия, которые будут способствовать не только нормализации психического состояния детей и совершенствованию органов чувств, но и проявлению интереса к окружающему миру и развитию способностей.
Для формирования сенсомоторных умений у детей с ОВЗ мне нравится использовать в работе пособия, изготовленные из бросовых, нетрадиционных и природных материалов. Игровые пособия из данных материалов способствуют развитию не только ярких сенсорных ощущений, восприятия, но и способствуют развитию воображения, конструктивного мышления. Дети учатся дифференцировать цвет, форму, размер предметов; используя бросовые и природные материалы в игре, начинают осознавать, что любую ненужную баночку, крышку можно применить с пользой, тем самым помочь сохранить окружающую среду. Такие игры привлекают детей своей необычностью и неординарностью, их нет в продаже в магазине!
- Дидактическая игра: «Занимательные банки»
Цель: развитие сенсомоторных навыков у детей с ОВЗ.
В данной игре используются пластиковые прозрачные банки обычные или с изображением животных, объемом 3 литра. Посередине крышки делается круглое или квадратное отверстие. Для наполнения банок используем различные материалы: пробки от винных бутылок, желуди и каштаны, кубики из поролона трех цветов (белый, синий, черный), шарики из войлока трех цветов (зеленый, розовый и белый).
Например, ребенку предлагается наполнить банку кубиками из поролона, но сначала опустить в банку синие кубики, а потом белые. С этим пособием можно придумать множество интересных вариантов игры. Ребенок будет с большим интересом выполнять игровое задание.
В игре обязательно обращаем внимание ребенка, на то, что поролоновые кубики и войлочные шарики очень мягкие и падают в банку тихо, а пробки и каштаны твердые, издают при падении о банку звук.
- Игровое пособие «Сенсорный ящик»
Сенсорный ящик – это многофункциональная, полезная и простая игра для детей разных возрастов, преимущественно с рождения и до 7 лет. Ёмкость с наполнением, которую не составит труда сделать дома своими руками
Цель: сенсорная интеграция детей.
Ребенок может исследовать предметы в коробке без ограничений. Их можно не только смотреть, но и трогать, мять, прятать, искать, перекладывать. В процессе игры детские пальчики активно работают, развивается мелкая моторика рук, координация движений, усидчивость и внимательность.
Основой для игры может стать любая ёмкость. Например, картонная коробка, тазик, большая кастрюля, поднос с бортиками, контейнер из пластика или небольшой детский бассейн. У нас в группе используются деревянные ящики с крышками. Для наполнения можно использовать разные крупы: гречку, пшено, рис, чечевицу, фасоль, горох. К основному материалу можно добавить небольшие игрушки: из киндер-сюрприза или конструктора, пластиковые буквы, цифры, кубики, шарики. Для сортировки пригодятся пинцет, грабельки, сито, а также тарелочки и стаканы.
Также можно приготовить ребенку карточки с изображением различных бесцветных геометрических фигур и предложить выложить, например, каштанами эту фигуру по контуру.
- Дидактическая игра «Волшебные крышечки»
Цель: формирование у детей умения соотносить предметы-крышечки по картинке, цвету и размеру.
Для игр с детьми использую пособия с крышечками от пластилина Play-Doh, обычные и c картинками животных, а также от молочных бутылок. Изготовлены специальные карточки-схемы, на них дети выкладывают крышечки, согласно заданному образцу. Карточки разделены на шесть или девять одинаковых окошечек. В каждом окошечке нарисован кружок определенного цвета по контуру и размеру, либо кружок определенного цвета по контуру с рисунком животного. Ребенку предлагается рассмотреть кружочки на карточке, подумать, какого цвета, размера должна быть крышечка, кто нарисован на крышке, а затем выбрать и закрыть кружочки нужными крышками. Варианты карточек могут быть разные, как простые, так и сложные.
- Дидактическая игра «Забавные окошечки»
Еще одно интересное пособие, изготовленное из пластиковых клапанов от коробок для салфеток, деревянных фанерок и карточек с картинками, напечатанных на принтере.
На деревянную фанеру приклеиваются 12 одинаковых клапанов от салфетниц. Внутри каждого клапана и на крышке клапана наклеивается липучка. На вырезанные по форме клапана картинки наклеивается тоже липучка. Возьмем два варианта игры, например: «Мамы и детеныши» и «Кто где живет?».
Цель: закрепление знаний детей о животных и местах их обитания.
Задачи:
- Формировать умение соотносить изображения животных с
изображениями их детенышей и с местами их обитания.
- Активизировать речь детей и пополнять словарный запас.
- Развивать зрительную память, внимание.
- Воспитывать экологическое сознание детей в игре с использованием
бросового материала.
Например, ребенок прикрепляет на липучку карточки с детенышами внутри клапана и называет их. Затем закрывает крышку и прикрепляет картинку мамы этого детеныша, называет ее. Или размещает карточки с животными внутри клапана на липучке и называет их, а на крышке на липучке – место обитания этого животного.
Использование таких дидактических пособий в работе с детьми ОВЗ может помочь не только в формировании сенсомоторных умений, но и в создании эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в ДОУ, будет способствовать его физическому, духовному и социальному благополучию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра с бросовым материалом "Волшебный узор"
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей дошкольного возраста. Во время игры ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитыва...
Опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами игровых дидактических пособий»
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме развития познавательных способностей дошкольников уделяется большое внимание. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образова...
Тема: «Использование артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством авторского дидактического пособия «Волшебная поляна»
Передо мной как воспитателем, работающим с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска эффективных методов формирования произносительных возможностей, создания артикуляционной базы, котор...
« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работыс природным и бросовым материалами»
Изготавливая поделки, ребёнок нашёл неожиданное применение конкретному бросовому материалу: пластиковым бутылкам и тарелкам, контейнерам для киндер-сюрпризов, крышкам, пробкам, компьютерным дискам, уп...
Конспект мастер-класса по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»
Представление опыта работы в образовательном процессе по развитию логико-математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством игрового набора «Дары Фрёбеля&raq...
Технология развития вокальных умений детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и упражнений (Т. Орлова, С. Бекина)
В данной публикации представлена технология развития певческих умений посредством музыкально-дидактических игр и упражнений....
Дидактические игры с бросовым материалом как средство формирования представлений о величине у детей младшего дошкольного возраста.
Ознакомлление с величиной является одной из задач сенсорного и умственного воспитания детей дошкольного возраста. Умение ребёнка научиться выделять величину, давать ей соответствующие названия необход...