Педагогический мастер-класс на тему «Использование кинезиологических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

 В докладе представлена  роль и польза кинезиологических игр и упражнений,  а также картотека упражнений и игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_master_klass_keniziologiya.docx61.96 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический мастер-класс

 «Использование кинезиологических
игр и упражнений с детьми дошкольного возраста»

Актуальность

Рука является вышедшим наружу головным мозгом.   

 И.Кант

Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных и инновационных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Формами такой работы могут стать комплексы кинезиологической и дыхательной гимнастик, точечного массажа, растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж помогут предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей 4—7 лет, а в целом обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.

Что такое кинезиологические игры? 

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение;
- наука о развитии умственных способностей и физического  здоровья через
определенные двигательные  упражнения.
Кинезиологические игры и упражнения - направлены на развитие  мелкой  моторики и психических процессов, возможностей деятельности мозга в целом.
Кинезиологические упражнения - это тренировки, которые существенно улучшают нейронные связи между двумя полушариями, причем, чем эти занятия интенсивнее, тем заметнее положительные изменения в работе мозга.
Главная особенность - они способствуют установлению  деятельности двух  полушарий мозга. А развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Кинезиология относится к «здоровьесберегающей технологии»

 Данное направление в системе здоровьесберегшающих технологий выбрано мною не случайно, т. к. считаю важным уделять большое внимание пальчиковым играм в различных видах деятельности, тем самым способствовать гармоничному развитию детей дошкольного возраста.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий.

Совершенствование интеллектуальных,  мыслительных и физических процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное межполушарное взаимодействие, которое можно развить через кинезиологические упражнения.                                                                                                                

Благоприятно влияют и носят оздоровительный эффект на развитие головного мозга следующие виды упражнений:

       растяжки,

       дыхательные упражнения,

       глазодвигательные упражнения,

       телесные упражнения,

       упражнения на релаксацию.

         Эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Поэтому использование в воспитательно-образовательном процессе различных форм кинезиологических упражнений проходит регулярно, в различных видах деятельности.

Для этого в соответствии с федеральными государственными требованиями нами выделены блоки:

       Непосредственно образовательная деятельность:

       Совместная деятельность воспитателя с детьми;

       Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

В блок специально организованного обучения, в форме НОД, включаются задания по развитию тех или иных способностей: развитию мелкой моторики, развитию общемоторных навыков (пальчиковая гимнастика) упражнения нормализующие общий тонус организма (растяжки, телесные упражнения в виде физминуток) и т.д.. Взрослый здесь всегда инициатор.

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры...). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом или он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает  и приглашает к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряет. Учитывая детскую инициативу, обеспечиваю  условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (это могут быть пальчиковые игры, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и психомышечное расслабление).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи. Реализация свободных замыслов может проходить в таких формах работы, как пальчиковая гимнастика, массаж ладоней и пальчиков, растяжки и др.

Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков.

Если вы хотите, чтобы ребёнок быстро и легко учился, хорошо разговаривал, был здоровым и гармонически развитым, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Тогда он уже в младшем дошкольном возрасте научится веселиться, обретет бодрость, хороший настрой, а это обязательно усилит способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует развитию речи детей, укреплению физического и нервно-психического здоровья, а также духовному развитию.

                                              

Комплексы игр и упражнений делятся на блоки:

1. упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга:

дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек

2.упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации; движения конечностями перекрёстно-латерального характера

3. упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности головного мозга (движения перекрёстного характер

Комплексы включают в себя:

Растяжки, нормализующие гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения, улучшающие ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

Упражнения для релаксации, способствующие расслаблению, снятию напряжения.

Для этого в соответствии с федеральными государственными требованиями нами выделены блоки:

       Непосредственно образовательная деятельность:

       Совместная деятельность воспитателя с детьми;

       Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

В блок специально организованного обучения, в форме НОД, включаются задания по развитию тех или иных способностей: развитию мелкой моторики, развитию общемоторных навыков (пальчиковая гимнастика) упражнения нормализующие общий тонус организма (растяжки, телесные упражнения в виде физминуток) и т.д.. Взрослый здесь всегда инициатор.

В блок совместной деятельности воспитателя с детьми входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры...). Работа с детьми в рамках этого блока исключает специально организованные занятия. Создается микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера - инициатора. При этом или он не обязывает детей к определенного рода активности, но предлагает  и приглашает к ней своим примером и участием, демонстрируя образцы ее организации, в то же время, как партнер, поощряет. Учитывая детскую инициативу, обеспечиваю  условия для деятельности с "открытым концом" так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес (это могут быть пальчиковые игры, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и психомышечное расслабление).

Блок свободной самостоятельной деятельности обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Взрослый находится за кругом детской деятельности, обеспечивая предметную среду для свободной деятельности детей, изменяя и дополняя ее в соответствии с детскими интересами, одновременно являясь потенциальным партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи. Реализация свободных замыслов может проходить в таких формах работы, как пальчиковая гимнастика, массаж ладоней и пальчиков, растяжки и др.

Как уже отмечала, что каждый из этих блоков необходим для развития детей, и какой бы ни была программа нельзя реализовать ее в рамках лишь одного из блоков.

Если вы хотите, чтобы ребёнок быстро и легко учился, хорошо разговаривал, был здоровым и гармонически развитым, ловко выполнял любую, самую тонкую работу - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти. Тогда он уже в младшем дошкольном возрасте научится веселиться, обретет бодрость, хороший настрой, а это обязательно усилит способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует развитию речи детей, укреплению физического и нервно-психического здоровья, а также духовному развитию.

Использование кинезиологических методов в коррекции обучения и оздоровлении школьников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  Д/С №1 «УЛЫБКА»

Мастер-класс для педагогов

«Роль кинезиологических упражнений

 в преодолении речевых нарушений у дошкольников»

Учитель-логопед

Кожина Л.Н.

Смирных, 2020-2021 учебный год

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный.

                                  Мишель де Монтень.

Единство мозга определяется сочетанием двух фундаментальных свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием, которое обусловлено стабильностью переноса информации из одного полушария в другое и динамическим межполушарным интерференционным торможением.

Особенности переработки информации

правым и левым полушариями головного мозга

Правополушарные люди за лесом не видят отдельных деревьев,

а левополушарные – за отдельными деревьями не видят леса.

                                                                                       Б. Белый

Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия прошла ряд этапов развития, накоплен значительный теоретический и практический материал. «Однако в практической работе педагогов и психологов дошкольных учреждений и школ довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга ребенка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов».

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушарие начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Одним из важнейших свойств индивидуальности является функциональная асимметрия мозга – она определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, моторной и сенсорной латерализации, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует их успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9-10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем возрасте, потом обязательно догоняют сверстников в своем развитии, став взрослыми, имеют более высокий интеллект.

По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария.

Толчком к активизации левого полушария считается появление у ребенка осознания себя. В тоже время, в два года максимально выражено упрямство. Это следствие активизации работы левого полушария и временного «оттеснения» правого, что проявляется в негативизме, в некотором замедлении восприятия и переработки поступающей из вне информации (функция правого полушария). Что отмечает при этом взрослый в ребенке? Медлительность, «копание на одном месте», отрицательное отношение ко всему, что не совпадает с только что возникающем представлением о себе. Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идет значительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее. Поэтому два года – не подходящее время для борьбы с упрямством, поскольку оно имеет не только психологические, но и физиологические корни. Лучше обеспечить ребенку сброс негативных чувств через игру, эмоциональную и двигательную разрядку. Таким образом, можно предотвратить дальнейшее, уже искусственно вызванное, торможение правого полушария (ведущего в этом возрасте).

С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умения считать и писать. Здесь опять впереди мальчики: уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому некоторые начинают читать уже в 4-5 лет. У мальчиков и мужчин функциональная активность полушарий носит более полярный характер, и о преобладании одного из них можно уже судить с большей или меньшей долей вероятности к 6-7 годам.

Иногда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по тому же пути, что и у девочек. У них дольше сохраняется правополушарная специализация мозга. Они не так хорошо пишут, пропускают буквы, не дописывают слова. Проблемы обостряются, если у правополушарного мальчика, изначально гуманитарно-ориентированного, оба родителя инженеры, преподаватели точных дисциплин. Здесь любое чрезмерное давление родителей при раннем обучении чтению и письму  может привести к перенапряжению еще не окрепшего и тем более не доминирующего левого полушария. Его, утомление в свою очередь, еще больше затруднит усвоение правил грамматики, письма, чтения, таблицы умножения и тех математических понятий, которые связаны с присущими левому полушарию функциями.

До школы не допустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или сейчас не выговаривают отчетливо целый ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое, неречевое полушарие. Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу.

Сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства левополушарной стратегии мышления является не только биологической функцией взросления, но и зависит от культурных традиций, социальных влияний и обучения.

Специфика мышления школьника в том, что у ребенка пока недостаточно развиты способности к логическому мышлению, а его образное мышление, при всем богатстве недостаточно упорядочено.

Развитие межполушарного взаимодействия

как основы интеллекта.

В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Российской Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И. М. Сеченов считал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса. П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа может быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению).

Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находиться в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Еще раз убедимся в мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения к другому народные потешки: «Сорока - белобока», «Ладушки- ладушки» и т. д.

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая функции нервной системы. Такие методики позволяют выявит скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.

Коррекция дислексии и дисграфии.

В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств человеческой психики. Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Кроме неспособности усваивать новый материал у таких детей наблюдаются и другие нарушения: неумение адекватно читать и писать, перестановка слов, признаков, знаков, явлений. Иногда они бывают «слепы» к целым фразам. Описанное состояние получило название «дислексия», что в переводе с греческого обозначает «отрицание слова». Однако дислексия не ограничивает жизненные способности человека. Большинство людей, страдающих дислесксией, не пытаются определить причину и удовлетворяются констатацией факта, что «чего-то не умеют» (недостаточно хорошо читают, не знают математики и т.д.) Психологи считают, что это эффект замещения в механизме психологической защиты позитивными для сохранения «образа Я». В результате многие люди предпочитают смириться со своими проблемами, чем публично признать их и получить профессиональную помощь.

Авторы практической кинезиологии считают, что одной из причин данного состояния является так называемая «координационная неспособность» к обучению, которая может быть устранена путем овладения специфическими двигательными упражнениями. В связи с улучшениями интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушарий к интеграции(нарушение межполушарного взаимодействия).

У старших дошкольников и первоклассников в начале года отмечается функциональное превосходство правого полушария над левым. В конце первого года обучения ведущим полушарием становиться левое. В этом случае усвоение чтения происходит без осложнений.

Нередко дислексии сопутствует дисграфия.

В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы.

Кинезиологическиеупражнения направленны на:

  • Развитие межполушарных связей
  • Синхронизации работы полушарий
  • Развитие мелкой моторики
  • Развитие способностей
  • Развитие памяти, внимания
  • Развитие речи, мышления

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начала детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет даем комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя.

Благодаря двигательным упражнениям для пальцев происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного воздействия, что способствует детской стрессоустойчивости к обучению к школе.

Комплекс кинезиологических упражнений, направленных на коррекцию, компенсацию и профилактику в развитии речевой, двигательной, интеллектуальной сфер и успешную подготовку к школедетей с тяжелыми нарушениями речи.

«Белочки и зайчики»

«Эта команда – белочки, а эта команда – зайчики», - говорит логопед, показывая левую и правую руки. «Это капитан белочек, а это капитан зайчиков», - показывает большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасания большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнения делаем сначала только с белочками, затем с зайчиками. Через несколько дней обе руки одновременно выполняют эти упражнения.
Упражнения для рук.  Логопед говорит и показывает
. Например, рассказ про птицу и птенчиков: «На дереве было гнездо (показ - соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать) с птенчиками. Птенцы были голодные, громко просили есть. Прилетела мама-птица и стала кормить птенцов. Мама дала птенцам по одной гусенице (большой палец по одному разу прикасается поочередно к остальным четырем), по две букашки (одновременно двукратное прикасание большого пальца к остальным четырем) и по три мошки (трехкратное прикасание). Наелись птенцы и стали чистить клювы. Мама им помогала (большой палец с силой «чистит» верхние боковые края остальных пальцев поочередно).Далее предложить постучать  по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

«Домик»

Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот. Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

«Веселый карандаш»

Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

«Уши»

Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха (5 раз). Помассировать ушную раковину.

«Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.; в обратном порядке – от мизинца к указательному пальцу.

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения ладони на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь, сжатая в кулак, - ладонь ребром – выпрямленная ладонь. Упражнение выполняют сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками.

«Кулак-ладонь»

Руки вытянуты перед на уровне груди.  Одна рука  сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз. Затем положение рук меняется.

«Кулак – кольцо»

Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим  образуют кольцо. Затем положение рук меняется.

«Лезгинка»

Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляют в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

«Лягушка»

Положить руки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

«Замок»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить в замок. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

«Ухо –нос»

Взяться левой рукой за кончик носа, правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.

«Симметрические рисунки»

Рисовать в воздухе обеими руками линии, геометрические фигуры, цифры, буквы, слова и т.д. (20-30 сек.)

«Перекрестные движения»

Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

«Горизонтальная восьмерка»

Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

«Зеркальное рисование»

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (елочка, дом ,цветок),  буквы (А, М, П, Н, Ш, Ж, Т, О, Х, Ф). При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Змейка»

 Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

«Барабан»

Постучать каждым пальцем правой руки по столу под счет: 1,1-2, 1-2-3 и т.д. Затем тоже сделать левой рукой.

«Столбики»

Раскатывать на доске небольшой комочек пластилина по очереди каждым пальцем правой и левой рук.

«Кисточки»

 Вытянуть руки перед собой, сгибать кисти вверх и вниз (4-6 раз), потом вращать обеими кистями по часовой и против часовой стрелки сначала в одном направлении, затем в разных направлениях (4 раза), сводить и разводить пальцы обеих рук (4-6 раз). Движения рук сопровождаются широким открыванием и закрыванием рта.

«Топор-пила»

Детям предлагается правой рукой изображать пилящие движения, а левой рукой одновременно – рубящие. Затем поменять движения рук.

«Я хороший»

Детям предлагается правой рукой гладить себя по голове сверху вниз, а левой рукой одновременно гладить себя по животу круговыми движениями. Затем поменять движения рук.

«Буратино»

- правая рука вверх + прыжок на левой ноге;

- левая рука вверх + прыжок на правой ноге;

- правая рука вверх + прыжок на правой ноге;

- левая рука вверх + прыжок на левой ноге.

Коррекционно-развивающая техника «Скорая помощь»

Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками:

Л – левая рука поднимается в левую сторону

П – левая рука поднимается в правую сторону

В – обе руки поднимаются вверх.

Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами:

А  Б  В  Г  Д

Л  ПП  В  Л

Е  Ж  З  И  К

В  Л  П  В  Л

Л  М  Н  О  П

Л  П  Л  Л  П

Р  С  Т  У  Ф

В  П  Л  П  В

Х  Ц  Ч  Ш  Я

Л  ВВ  П  Л

Кинезиологическая сказка «Два котенка»

(способ организации детей– сидя за столами)

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Кошка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Кошка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упр. «Кошка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упр. «Кошка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом, наперегонки (выполнение упр. «Кошка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве колечко (упр. «Колечко»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!»), он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упр. «Колечко»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

И тут колечко упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упр. «Кошка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упр. «Ладушки-оладушки»:правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упр. «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упр. «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упр. «Кошка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упр. «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома (упр. «Домик»: руки направлены вверх, большой, указательный и средний пальцы каждой руки прижаты к ладоням, основания ладоней и кончики безымянных пальцев соприкасаются, мизинец правой руки встает вертикально – «труба»).

Уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов кинезиологической гимнастики способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим н

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Практика использования кинезиологических упражнений в логопедической работе по развитию речи дошкольников»

Автор: Кацуба Наталья Евгеньевна

Организация: МАДОУ №5 «Огонёк» Туринского городского округа

Населенный пункт: Свердловская область, г. Туринск

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в использовании кинезиологических упражнений при проведении занятий с дошкольниками.

Задачи: 1. Познакомить участников мастер – класса с понятием «кинезиология», теоретическими основами ее применения в работе с детьми дошкольного возраста;

2. Показать значимость применения приемов кинезиологии для речевого развития дошкольников.

3.Передавать опыт путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов.

План проведения:

1. Организационный момент.

2. Определение понятия «кинезиология», актуальности использования её методов и приемов в дошкольном образовании;

3. Практическая часть: знакомство педагогов с некоторыми приемами кинезиологии:

- использование приемов при постановке и автоматизации звуков;

- при коррекции слоговой структуры;

- при обогащении лексического запаса и закреплении грамматических форм;

- при развитии связной речи.

4. Подведение итогов.

Оборудование: Презентация, мячи, кубики, «ладошки» - жесты, таблицы на автоматизацию звуков, дорожки для пальцев.

Ход мастер – класса:

1. Орг. момент.

Я рада приветствовать всех участников моего мастер – класса. Любой мастер – класс предполагает активное общение, поэтому предлагаю всем настроиться: поднимем руки, покажем «фонарики» и улыбнемся.

Тема моего мастер – класса – «Практическое использование кинезиологических упражнений в логопедической работе по развитию речи дошкольников». Цель и задачи представлены на слайде (Слайд 1,2).

Перед тем, как приступить к знакомству с этой темой, я хочу провести небольшую игру: я буду задавать вопросы, а вас попрошу отвечать «ДА» или «НЕТ»:

1. Игра – основной вид деятельности ребенка в детском саду. ДА

  1. Дети не любят подвижные игры. Нет
  2. Дети быстро запоминают то, что их заставляют запоминать. Нет
  3. Воспитателям легче работать с внимательными на занятиях детьми.

(Да)

5. Дети гораздо быстрее запоминают материал, когда им интересно. ДА

Таким образом, мы видим, что возникает противоречие: с одной стороны, любовь детей к подвижным играм, быстрое запоминание того, что им интересно, и желанием воспитателей видеть на занятиях внимательных, старательных детей, выполняющих задания правильно.

Одним из решений этой проблемы как раз и выступает использование кинезиологии в работе по развитию речи детей. Сегодня я попробую подробнее рассказать о кинезиологических упражнениях и показать практические возможности по их использованию на занятиях.

2. Теоретическая часть.

«Мы слушаем ушами, а слышим — мозгом. Смотрим глазами, а видим — мозгом»,- утверждает Т.Черниговская, нейропсихолог, психолингвист, глава Института когнитивных исследований СПбГУ. Следовательно, развивая и корректируя речь ребёнка, необходимо учитывать особенности строения мозга человека. Он состоит из правого и левого полушарий, между ними находится мозолистое тело (пучок нервных волокон, соединяющих два полушария). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При нарушении межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в развитии, усвоении новых знаний, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций и так далее. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем более высоким будет интеллектуальный уровень дошкольника. В развитии межполушарного взаимодействия и помогает кинезиология.

Что такое кинезиология? Википедия дает следующее определение: (Слайд3)

«Кинезиология – наука о движении человека, научная и практическая дисциплина, изучающая мышечное движение во всех его проявлениях». В образовании под кинезиологией понимается развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, иногда ее еще называют «гимнастикой мозга». Образовательная кинезиология — наука и практика о том, как легко и радостно учиться новому через движение. «Движение — дверь в обучение», — девиз автора метода, американского психолога и доктора наук в области образования Пола Деннисона.

Актуальность применения в логопедической практике кинезиологических упражнений для развития речи детей в том, что такая система игр и упражнений помогает активизировать деятельность речевых зон в коре головного мозга.

Что представляет собой кинезиология на практике? Это специальные упражнения, направленные развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений развития, поэтому кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям. (Слайд 4)

В чем преимущество использования кинезиологических упражнений? Прежде всего в том, что они не требуют больших материальных затрат и большого количества времени.

Кинезиологические упражнения условно можно разделить на несколько групп: ( Слайд5)

- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;

- Упражнение для развития мелкой моторики стимулируют речевые зоны головного мозга;

- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;

- Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата

- Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения

- Массаж – воздействует на биологически активные точки

- Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Кинезиологические упражнения могут быть включены в индивидуальные, подгрупповые, групповые занятия любого педагога, могут быть использованы в качестве динамической паузы или физминутки, в начале занятия в качестве организационного момента, для повышения интереса детей к занятиям. Несколько минут, потраченных на кинезиологические упражнения, повышают умственную работоспособность и способствуют оптимизации психоэмоционального состояния, снижают заболеваемость, утомляемость детей.

В своей работе я использую разные кинезиологические упражнения в зависимости от вида занятия, его целей. Используемые в работе упражнения представлены в программе А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников», в комплексах упражнений из программы «Гимнастика Мозга» Пола Деннисона, много комплексов также можно найти в сети «Интернет» в свободном доступе.

Правила применения кинезиологических упражнений: (Слайд 6)

  • точность выполнения движений и приемов. Вначале сам педагог должен научиться точно и четко выполнять движение, а потому уже показывать это детям;
  • систематичность выполнения кинезиологических упражнений;
  • постепенное увеличение темпа и сложности;
  • желательно чередовать выполнение заданий с кинезиологическими упражнениями;
  • при вовлечении детей в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Это объясняется тем, что творческие виды работы связаны с работой правого полушария и должны выполняться при полном погружении в работу;
  • занятия, связанные с деятельностью левого полушария (логика, знаки, чертежи) могут быть прерваны динамической кинезиологической паузой.

Логопед учитывает возрастные и личностные особенности ребенка, состояние его двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов: пространственного праксиса, гнозиса, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике (Слайд 7):

1. Разучиваем с дошкольниками кинезиологические упражнения, отрабатывая технику выполнения движения.
2. Затем, решая задачи развития речи, добавляем к этим упражнениям речевое сопровождение;
3. Подключаем движение языка к движениям рук;
4. Сочетаем дыхательные и двигательные упражнения;
5. Дополняем двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).

Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём, на одном занятии используем 1-2 игровых приема.

3. Практическая часть.

Кинезиологические приёмы, которые мы использовали в логопедической практике:

  • в работе по коррекции нарушений звукопроизношения 
  • в работе по коррекции нарушений фонематического слуха
  • В работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова
  • в работе по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи. 

Примеры использования кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнения, используемые в логопедической работе

по коррекции нарушений звукопроизношения (Слайд 9).

В работе логопеда по комплексной коррекции звукопроизношения большое значение имеет правильное дыхание. Поэтому при постановке и коррекции звуков речи применение кинезиологических упражнений по развитию дыхания дает очень хороший эффект. Примером может служить использование таких упражнений.

Выполнение упражнения «Свеча» (вместе с участниками мастер – класса). 

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

Можно также использовать упражнения «Волны шипят», «Ныряльщик», «Надуй шарик», «Облако дыхания» и др.

На этапе постановки звуков при выполнении артикуляционной гимнастики можно сочетать с глазодвигательным упражнением «Глаза и язык».

Упражнение «Глаза и язык».

Дети делают глубокий вдох, поднимая глаза вверх, в это время язык тоже поднимается. Затем выдох, возвращаясь в исходное положение. То же самое во время вдоха проделывается языком и глазами по всем направлениям, в том числе и диагоналям. Это упражнение можно сначала облегчить, применяя только движения глаз, потом добавляя дыхание.

На этапе автоматизации звука правильно произносимый звук должен быть закреплен в слоге, слове, словосочетании, предложении, самостоятельной речи. На этом этапе для активизации и повышения интереса к речевым заданиям и речевой практике также можно использовать кинезиологические упражнения. (Слайд 10).

Например, упражнение «Цепочка» можно выполнять, произнося отработанный звук (слог, слово…). Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. В упражнении участвуют все пальчики. Одновременно ребенок проговаривает звук «С». На этапе автоматизации звука «С» в слогах произносим слог «са» («со», «су», …), далее слова,

Аналогично используем кинезиологические упражнения: «Колечко», «Зайчик – коза – вилка», «Робот», «Маршировка», «Колечко», «Ухо – нос» и др.

Еще один способ автоматизации звуков – через упражнение «Ладошки» .

Специально подготовленные ладошки прикрепляются на доску, ребенок прикасается и называет слоги или слова, рассказывает предложения, потешки.

( Слайд 11)

Для закрепления навыка и различения близких звуков используются также звуковые дорожки и дорожки движений.

Для закрепления слоговой структуры слова использую упражнения с кубиками, мячами, счетными палочками, карандашами, и т.д. (Слайд 12).

Предлагаю всем вместе выполнить это упражнение с мячами, а потом с кубиками.

В начале учебного года было составлено тематическое планирование по применению кинезиологических упражнений в качестве организационного момента на подгрупповых занятиях по развитию лексико – грамматической стороны речи. (Слайд 13). Упражнения были подобраны в зависимости от лексической темы. Эти упражнения основаны на переходе из одной позиции в другую.

Например, при изучении в старшей группе темы «Детский сад. Игрушки» использую упражнение «Фонарики».

«Фонарики» (по - другому называют их «Кулачки – ладошки»).

Мы фонарики зажжем,

В детский сад с тобой пойдем.

Ладони лежат на столе, тыльной стороной вверх, ритмично сжимаем ладони в кулаки, разжимаем (ладони), сжимаем, разжимаем.

Усложнение: - одна рука-кулак, вторая- ладонь, одновременно меняем- первая –ладонь, вторая кулак, ритмично одновременно меняем положение, доводя до автоматизма; - ладонь, ладонь, кулак, кулак. Ладони превращаем в кулаки не одновременно, а поочередно, ритмично, доводя до автоматизма. Вначале образец взрослого необходим, затем постепенно пытаемся предложить ребенку продолжить выполнение упражнения самостоятельно.

«Кулачки – ладошки в воздухе»

Упражнение по типу предыдущего, но обе руки расположены вертикально и движения происходят - удерживая руки на весу.

При изучении темы «Фрукты» в старшей группе использую кинезиологическое упражнение «Червячок и яблочко» (Слайд 14).

Червячок проделал ход,

В центре яблока живет.

Руки сжаты в кулаки, большой палец правой руки спрятан в кулак, большой палец левой руки поднят вверх. Несколько раз меняем положение рук, постепенно увеличивая темп.

По аналогии подбираем стихи на лексические темы, используем кинезиологические упражнения, подключая речевое сопровождение.:

В работе по формированию фонематического слуха и восприятия (навыков дифференциации звуков) также использую кинезиологические упражнения, дополняя их учебными действиями.

Чаще всего логопеды используют для звукового анализа упражнение «Бравый солдат и тряпичная кукла». Логопед говорит о том, что твердые звуки, как бравый солдат, и когда они слышат твердый звук, должны выпрямиться и вытянуться в струнку как солдат. Если же дети слышат мягкий согласный звук нужно расслабиться и стать такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Выбирая правильное действие, дети бывают то солдатом, то куклой, различая при этом твёрдые и мягкие согласные звуки.

Я использую таким же образом и другие упражнения, основанные на чередовании поз тела.

Например, упражнение «Плечики» используется для дифференциации твердых и мягких согласных. Педагог говорит, что согласные звуки делятся на мягкие и твердые. Если вы услышите твердый звук, то поднимите плечики вверх, а если звук мягкий, опустите плечи вниз.

Также можно использовать упражнение «Лёд и огонь».

Эти упражнения можно использовать при дифференциации разных звуков (дифференциация гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков, твёрдых и мягких слогов, а также свистящих – шипящих, сонорных, других смешиваемых звуков (п-б, т-д, с-ш, з-ж, л-р и т.д).

В работе по формированию звукослогового анализа и синтеза слова учу детей определять количество слогов в слове, проводить анализ гласных и согласных звуков.

Например, любые упражнения, основанные на чередовании позиций («Оладушки», «Перекрестное марширование», «Колечко» и другие) подходят для деления слов на слоги. Выполняя ритмичные действия, дети проговаривают слова по слогам.

В логопедической работе по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи использую такие кинезиологические упражнения.

( Слайд 15).

Например, для формирования правильной грамматической формы слова (уменьшительно – ласкательной, множественного числа существительных, глаголов и т.д.) можно использовать упражнение «Себе – соседу».

Упражнение «Себе – соседу»

Дети встают в круг. Руки вытянуты вперёд, в правых руках у детей мячи. Передаем мячи последовательно сначала в свою левую руку, затем соседу слева в правую руку.

Усложнение – себе передаем мяч за спиной.

При передаче определенного мяча (например, синего цвета) нужно назвать слово. Например, когда передает из правой руки в левую – в ед. числе, затем, передавая соседу – во мн. числе.

Упражнение «Рыба, птица, зверь» подходит для уточнения и дифференциации словаря на лексические темы. Исходное положение детей – сидя на полу. Логопед указывает на каждого ребенка и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать и изобразить соответствующего животного (например, «рыба – щука», «зверь – медведь»). Если ответ правильный, логопед продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры.

Игра может проводиться по разным лексическим темам: «Овощи-фрукты-ягоды», «Грибы-ягоды-деревья», «Времена года: зима-весна-лето-осень» и т.п.

Применяя в логопедической работе кинезиологические упражнения, мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

Спасибо за внимание. (Слайд 16)

4. Итог мастер класса.

Ответы на вопросы участников мастер – класса.

Литература:

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / Под ред.  Цветковой Л.С. – М., 2001. 

2. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. М., 1997.

3. Кудрина Г. Я. Оздоровительные кинезиологические упражнения. — Иркутск, 2012.

4. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие. – Рязань: РГПУ, 2000.

5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 288 с.

6. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.

7. Черниговская Т.В.: Детей надо учить метанавыкам. - Источник: ekb.dk.ru (https://www.dk.ru/news/tatyana-chernigovskaya-mne-govoryat-ya-syna-s-2-let- uchu-chitat-a-ya-otvechayu-nu-i-durak-237100498) 

Приложения:

  1. file0.ppt.zip.. 7,3 МБ 
  2. file1.docx.. 45,2 КБ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Мастер - класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Мастер - класс для родителей по теме "Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста"...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДОГОВ ДОО « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Цель данного мастера-класса: познакомить педагогов с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование в образовательном процессе ДОУ....

Мастер-класс "Развитие звуковой культуры посредством игр и упражнений в младшем дошкольном возрасте"

Развитие звуковой культуры речи ребенка 2-3 лет –  одна из важнейших задач этого возрастного периода.Усвоение звуковой стороны речи происходит с того момента, когда язык начинает служить ма...

Мастер – класс: «Использование нейрогимнастики и упражнений с детьми дошкольного возраста»

Данный мастер - класс будет интересен, как логопедам, так и воспитателям.Можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

На занятиях по рисованию, решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения детей.В процессе изобразительной деятельности формируются мыслительные операции (анали...