Консультация для педагогов "Принципы коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС"
консультация по коррекционной педагогике

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_navyki_dlya_detey_s_ras.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Принципы коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС» (К онсультация для педагогов и специалистов сопровождения) Выполнила: т ьютор Тарушкина М.М. г . Видное , 2024 Муниципальное общеобразовательное учреждение Видновская средняя общеобразовательная школа № 7 Здание по адресу: 142171, Ленинский г.о ., г. Видное, Жуковский проезд, д. 35

Слайд 2

Коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков осуществляется на основе следующих принципов : комплексного воздействия; систематичности; обучения от простого – к сложному; наглядности; принципа дифференцированного подхода к обучению; индивидуального подхода; связи речи с другими сторонами психического развития.

Слайд 3

Принцип комплексного воздействия Вовлечение в процесс психолого-педагогической коррекции всех специалистов, работающих с данным ребенком, и его родителей. Известно, что у детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются значительные трудности переноса формирующихся умений и навыков из одной социальной ситуации в другую. Например, ребенок может использовать определенный коммуникативный навык на занятиях, при взаимодействии со специалистом, но не способен самостоятельно осуществить его перенос при общении с другими людьми. Включение в процесс психолого-педагогической коррекции максимального количества участников позволяет в значительной мере преодолеть эти трудности, облегчить перенос коммуникативного навыка в условия повседневной жизни и закрепить его. При этом воздействие на ребенка должно быть согласовано и синхронизировано, что достигается исключительно путем тесного взаимодействия и сотрудничества родителей ребенка, других членов семьи, дефектолога, психолога, логопеда и т.д.

Слайд 4

Принцип систематичности У казывает на необходимость систематического обучения и постоянной практики при развитии коммуникации. Процесс коррекционной работы должен быть упорядочен и последователен. Сначала осуществляется формирование наиболее простых навыков, затем более сложных. Например, на первых этапах, детей обучают умению выражать просьбы, привлекать внимание другого человека, на последующих этапах – более сложному умению задавать вопросы с целью получения интересующей информации; сначала – умению отвечать на отдельные вопросы взрослого, затем – сложному умению поддержать диалог.

Слайд 5

Принцип обучения от простого к сложному П редполагает необходимость формирования навыков коммуникации в определенной последовательности, которая предполагает постепенное усложнением коррекционных задач. Например, сначала необходимо научить ребенка выражать просьбу с помощью одного слова, затем – с помощью словосочетания (два слова), короткой фразы, и наконец, используя развернутую фразу : Однословное глагольное высказывание: «Открой». Высказывание в виде словосочетания/простой фразы: «Открой дверь». Высказывание в виде простой фразы с обращением: «Мама, открой дверь». Развернутое фразовое высказывание, включающее выражение вежливости: «Мама, открой, пожалуйста, дверь».

Слайд 6

Формирование умения комментировать изображения на картинках осуществляется по следующему алгоритму: 1. Перечисление объектов, изображенных на картинке: «Девочка, кран, мыло ». 2. Перечисление объектов, изображенных на картинке, с последующим называнием глагольного действия: «Девочка, кран, мыло. Девочка моет руки». 3. Называние глагольного действия с дополнением: «Девочка моет руки с мылом». Таким образом, развитие речевой коммуникации осуществляется последовательно, с постепенным усложнением, что позволяет ребенку постепенно овладевать фразовой речью.

Слайд 7

Принцип наглядности Необходимость использования дополнительной визуальной поддержки, оказывающей существенную помощь при обучении аутичных детей коммуникативным навыкам. Известно, что у детей с аутизмом отмечаются трудности усвоения символических, знаковых систем. В частности, проявляются недостатки в понимании речи, значения сказанного. В связи с этим затруднено использование речи с целью выражения определенных коммуникативных функций. Данную проблему можно преодолеть, используя дополнительные наглядные средства: различные предметы, пиктограммы, картинки с изображением различных предметов, явлений и событий. Например: ребенок хочет яблоко, но затрудняется попросить об этом. В этом случае он может выразить просьбу, указывая на пиктограмму с изображением яблока. Таким образом, окружающие смогут понять ребенка, подсказать необходимые слова (напр., «Дай яблоко») и осуществить желаемое.

Слайд 8

Также необходимо использовать визуальную поддержку при работе с детьми с более высоким уровнем развития. Например, формируя умение описывать прошедшие события, можно разложить перед ребенком фотографии с изображением событий прошедшего дня и спросить: «Что ты сегодня делал?». В этом случае ему будет значительно легче ответить на вопрос. Формируя у ребенка умение выражать эмоции, можно использовать пиктограммы, символизирующие различные эмоциональные состояния.

Слайд 9

Обучая ребенка задавать вопросы на определенную тему, в качестве наглядной подсказки можно использовать карточки с вопросительными словами. КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ГДЕ?

Слайд 10

Принцип дифференцированного подхода Н еобходимость подбора методов, приемов и форм организации педагогической коррекции в зависимости от уровня сформированности коммуникативных навыков аутичного ребенка. Для соблюдения данного принципа необходимо определить уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка с помощью диагностических оценочных методик. Для детей различного уровня содержание коррекционной работы будет отличаться. Например, детей с низким уровнем сформированности коммуникативных навыков обучают умениям откликаться на свое имя, отвечать на приветствия и т.д.; у детей среднего уровня формируют умение отвечать на простые вопросы («Кто это?», «Что делает?»); у детей высокого уровня обучают отвечать на сложные вопросы («Что ты будешь делать?», «Что ты делал?»).

Слайд 11

Принцип связи речи с другими сторонами психического развития Р аскрывает зависимость формирования речи от состояния других психических процессов. Данный принцип указывает на необходимость выявления и воздействия на те факторы, которые прямо или косвенно способствуют развитию речевой коммуникации. Так, например, развитие эмоционально-волевой сферы, произвольного внимания, познавательной деятельности и т.п. может способствовать формированию навыков вербальной коммуникации. В этом случае необходимо параллельное воздействие на все указанные области психического развития, что окажет позитивное влияние на формирование речевой коммуникации.

Слайд 12

Принцип индивидуального подхода П редполагает необходимость учета индивидуальных особенностей, потребностей и интересов детей с аутизмом в процессе психолого-педагогической коррекции, направленной на развитие их коммуникации. Например, для детей, не владеющих навыками чтения, используются устные подсказки или подсказки в виде картинок, а для тех, у кого навыки чтения сформированы, в процессе обучения применяются подсказки в виде письменной речи. Интернет-источник: https ://psyjournals.ru/nonserialpublications/fvcscasd2010/fvcscasd2010.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Перспективный план работы с детьми по теме «Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ...

Презентация на тему "Нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков у детей раннего возраста"

В данной презентации показаны нетрадиционные формы работы по формированию коммуникативных навыков, которую мы проводим в нашем МАДОУ...

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлена авторская методика коррекционной работы по формированию коммуникативных  навыков у детей с ОНР....

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта третьего года обучения «Игрушки»

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков  у детей со сложной структурой дефекта  третьего года обучения «Игрушки»...

Конспект коррекционной НОД по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и пособий М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения «Прогулка ежика»

Конспект коррекционной НОД  по формированию коммуникативных навыков с природным материалом и  пособий  М.Монтессори у детей со сложной структурой дефекта второго года обучения...

Консультация для педагогов: «Роль игры в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для детей – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего разв...