Проект: «Весёлые пальчики».
проект по коррекционной педагогике
У ребёнка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувствительной сферы, т.к. недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности, отмечается снижение воспроизведения движений по образцу, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. И, в первую очередь начинают эту работу с развития мелкой моторики рук детей. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Эти проблемы и определили тему нашего проекта «Весёлые пальчики».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект: «Весёлые пальчики».
Авторы:
Воспитатель Толмачёва Светлана Геннадьевна
Учитель – дефектолог Любимова Татьяна Анатольевна
Воспитатель Белошенко Мария Александровна
Организация: ГБДОУ «ДОГ «Берёзка» Центральнго р-на СПб
Вид проекта: образовательный, игровой.
Продолжительность: долгосрочный (1 год).
Участники: разновозрастная группа детей с умственной отсталостью (3-8 лет), воспитатели, учитель – дефектолог, родители.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей в процессе пальчиковых игр и упражнений в игровой форме, активизация речевой деятельности. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта:
-Развивать мелкую моторику пальцев рук.
-Развивать способность координировать работу рук со зрительным восприятием.
-Развивать эмоциональную отзывчивость.
-Развивать коммуникативные навыки.
-Формировать умение согласовывать движение с речью.
-Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
-Привлечь родителей к образовательному процессу.
Актуальность данного проекта.
Группу посещают дети с умственной отсталостью. У ребёнка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность двигательной и чувствительной сферы, т.к. недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности, отмечается снижение воспроизведения движений по образцу, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. И, в первую очередь начинают эту работу с развития мелкой моторики рук детей. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.
Эти проблемы и определили тему нашего проекта «Весёлые пальчики».
Содержание проекта.
Подготовительный этап.
1. Подбор методической литературы.
2. Диагностика воспитанников.
3. Анкетирование родителей (приложение 1)
4. Постановка проблемы, цели, задач.
5. Составление примерного перспективного планирования проектной деятельности в соответствии с изучаемыми темами недели. (приложение 2)
Диагностика проводилась с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребенка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей). — М.: АРКТИ, 2006 2-е издание, исправленное и дополненное. Серия: Развитие и воспитание.
Результаты диагностики на начало реализации проекта показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук воспитанников нашей группы нет, 10% имели средний уровень, и 90% - низкий.
Основной этап (практический).
1. Проведение тематического родительского собрания (приложение 3).
2. Оснащение РППС атрибутами, пособиями по теме проекта (прищепки, резиночки, крупные бигуди, платочки, сенсорные коробки с наполнением, пуговицы, природный материал, схемы - лабиринты и пр.). Родители оказывают посильную помощь. (приложение 4)
3. Проведение пальчиковых игр и упражнений в процессе НОД, индивидуальной работе, самообслуживании, совместной деятельности с родителями (закреплении разучиваемых игр с детьми дома (приложение 5).
4. Подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей и коллег (приложение 6, 7).
5. Создание презентаций для демонстрации иллюстративного материала к пальчиковым играм (приложение 9).
6. Индивидуальные беседы с родителями по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр дома.
7. Включение пальчиковых игр, в праздничные мероприятия проводимые в группе «День матери», «Новый год», «23 февраля», «8 марта».
(приложение 8)
Заключительный этап.
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Проведённая итоговая диагностика на конец проекта показала улучшение по многим аспектам. Мелкая моторика рук детей стала более развитой. Сформировалось умение захватывать мелкие предметы, удерживать их в руке, перекладывать из одной руки в другую. Дети научились сопровождать свои движения рук взглядом. В процессе работы у детей появилось желание сопровождать свои действия голосовой реакцией, словом, демонстрируя своё эмоционально – положительное отношение к процессу. У воспитанников сформировалась положительная мотивация в процессе игровой деятельности. Родители освоили методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики, научились сотрудничать с ними в игре.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
Дети: Мелкая моторика и координация пальцев и рук воспитанников улучшатся: движения кистей и пальцев рук детей станут более точными, приобретут подвижность и гибкость, исчезает скованность движений, смогут координировать работу своих рук, кисти рук. Сформируются умения работать с разными видами оборудования. Улучшится двигательная память.
Родители: повышение педагогической культуры, установление доверительных, партнёрских отношений между всеми участниками процесса, вовлечение их в педагогический процесс.
Перспектива:
Продолжить работу по развитию мелкой моторики у детей, разработать систему работы дальше.
Разработать систему мероприятий по работе с родителями используя нетрадиционные формы работы.
Презентация проекта «Весёлые пальчики» для коллег.
Размещение проекта в СМИ.
Методическая литература:
1.О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс
2.Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
3.Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
4.Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук.-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.
5.Бачина О.В., Коробова Н.Ф. практическое пособие для педагогов и родителей). — М.: АРКТИ, 2006 2-е изд., исправленное и дополненное Серия: Развитие и воспитание.
Электронные ресурсы
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html
Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rakushka66.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=130&Itemid=132
Приложение 1.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в анкетирование «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» и ответить на следующие вопросы:
1). Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да - Затрудняюсь ответить - нет
2). В каком возрасте нужно начинать ее развивать? (нужное подчеркните)
- В младенчестве - 3-4 лет - 7 лет
3). Считаете ли Вы утверждение о том, что важно развивать мелкую моторику рук детей правильным? Почему? (нужное подчеркните и допишите)
Да, потому что ...
Нет, потому что...
Затрудняюсь ответить.
4). Какие способы развития мелкой моторики рук Вы знаете? Какие используете в своей практике? (Перечислите.)
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5). Где берете информацию о видах развития мелкой моторики?
- В детском саду - ТВ - В интернете.
- Подсказывает своя интуиция.
6). Какой нетрадиционный материал использует в играх ребенок дома?
- Крупа, природный материал - пуговицы, бусины.
- Иголки, нитки. - Конструктор, мозаика.
- Кубики, пирамидки, матрешки
7). Какая форма работы с педагогами группы по этому вопросу Вам наиболее комфортна? (Нужное подчеркнуть.)
- Родительское собрание, мастер – класс.
- Консультации в родительском уголке.
- Консультации педагогов.
- Никакая, информации хватает вполне.
Спасибо за ответы. Благодарим Вас за сотрудничество!
Приложение 2.
Примерное перспективное планирование проектной деятельности в соответствии с изучаемыми темами недели.
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |||||
Сентябрь «Мой любимый детский сад» | «Знакомство с детским садом» -п/и «Дружба» -упр «Мы сейчас пойдём гулять» (решётки) -упр «Открой- закрой» (крышки) | «Профессии в детском саду» -п/и «Мой любимый детский сад» -упр «Дружба» (мячик) - упр «Прищеплю прищепки ловко» | «Наши игрушки» -п/и «Игрушки» -упр «Маша шла, шла, шла…» (резиночки) -упр «Лабиринты» | «Наши игрушки» -п/и «1,2,3,4,5 мы сейчас пойдём гулять» -упр «Мячик-крошка» (мячик) - упр упр «Выложи из пуговиц» | |||||
Октябрь «Осень в гости к нам пришла» | «Овощи» -п/и «Репка» -упр «Капуста» (платочек) - разрезные картинки 2-3 части | «Фрукты» -п/и «Фрукты» -упр «Апельсин» (счётные палочки) - рамки -вкладыши «Овощи» | «Ягоды. Грибы» -п/и «1,2,3,4,5 в лес идём -мы погулять» -упр «Ягоды» (резиночки), «Грибник» (решётка -«Выложи из пуговиц» (по схеме) | «Осень» -п/и «Если листья пожелтели» -упр «Осенние листья» (резиночки) -разглаживание скомканных листов бумаги с контурным изображением. | |||||
Ноябрь «Я – любимый ваш ребёнок» | «Части тела» -п/и «Человечек» -упр «Наши ручки» (мячик) -«Выложи из пуговиц» (по схеме) | «Одежда» -п/и «Стирка» -упр «Работа» (платочек) -разглаживание скомканных листов бумаги с контурным изображением. | «Обувь» -п/и «Обувь» -упр «Ботинки» (решётка) - «Шнуровка» | «Моя семья» -п/и «Моя семья» -упр «Кто живёт в моей квартире?» (щётка) -упр «Лабиринты» | |||||
Декабрь «В гостях у Зимушки – зимы» | «Зима» п/и «Снег сегодня шёл с утра» -упр «Снежок» (платочек) -«Снежок»- комкаем лист бумаги в шарик. | «Птицы зимой» -п/и «Птицы» -упр «Дятел» (счётная палочка) -«Покормим птичек» (сортировка крупы). | «Зимние забавы» -п/и «Снеговик» -упр «Снежок» (мячик); «Лыжи» (бигуди, коврик) -«Выложи из пуговиц» | «Новый год» -п/и «Снеговик» -упр «Снежок» (мячик); «Лыжи» (бигуди, коврик) -«Выложи из пуговиц» | |||||
Январь «Мой милый дом» | КАНИКУЛЫ | «Мебель». - п/и «Переезжаем» - упр «Столик» (коврик) - Разрезные картинки «Мебель» | «Посуда». - п/и «Наши руки были в мыле» - упр «Помощники» (резиночки) - Разрезные картинки «Посуда» | «Дома бывают разные» -п/и «Новый дом» -упр «Дом» - «Построй домик» (геометрические фигуры) | |||||
Февраль «Транспорт разный знаем мы» | «Наземный транспорт» - п/и «Машина» - упр «Переходим дорогу» (коврик), «Машина» (крупные бигуди) -лабиринт «Какой поезд проедет через мост?» | «Воздушный транспорт» - п/и «Самолёт построим сами» - упр «Самолёт» (крупные бигуди) - «Быстро крутится волчок, не ложится на бочок» (запуск волчка) | «Водный транспорт» -п/и «Кораблик» - упр «Пароходик – пых!» (крупные бигуди) - выложи шнурочком (по схеме) | «Военный транспорт» -п/и «Танк» - упр «Солдатики» (решётка) - собери по схеме (счётные палочки): самолёт. танк, парашют и т.д. | |||||
Март «Животные – наши друзья» | «Домашние животные и птицы» -п/и «Рыжая корова», «Петушок» -упр «Козочка» (коврик), «Гусёнок» (прищепка) -«Покормим птичек» (сортировка крупы). | «Домашние животные и их детёныши» -п/и «Детёныши» -упр. «Пять телят» (резиночка) - разглаживание скомканных листов бумаги с контурным изображением. | «Дикие животные и птицы» -п/и «Пальчики - зверюшки» -упр. «Медведь» (платочек) - «Волшебные шары» (воздушные шарики наполненные солью) | «Дикие животные и их детёныши» -п/и «Кто живет в лесу» -упр «Ежонок» (массажный мяч) - «Следы животных»- рисуем на манке пальчиками. | |||||
Апрель «Весна торопится, спешит» | «Весна» -п/и «Раз – весна» -упр «Весна» (решётка) - «Следы от капели»- рисуем на манке пальчиками. | «Деревья весной» -п/и «Листочки» -упр «Листочки» - лабиринт «На какой цветок сядет пчёлка» | «Птицы прилетели» -п/и «Я по улице гулял» -упр «Горошки» -«Скворечник» (счётные палочки) | «Части суток» -п/и «Доброе утро!» -упр «Ночью» (резиночки) -«Быстро крутится волчок, не ложится на бочок» (запуск волчка) | |||||
Май «Вспомним всё, во что играли» | КАНИКУЛЫ | «Посуда. Мебель» -п/и «Наши руки были в мыле» -упр «Помощники» (резиночки) - разрезные картинки по теме | «Овощи и фрукты» -п/и «Фрукты и овощи» - упр «Капуста» (платочек) - разглаживание скомканных листов бумаги с контурным изображением. | «Зоопарк» - п/и «Весёлый зоопарк» - упр «Зоопарк» (решётка) - «Домик для зверей» (счётные палочки) | |||||
Июнь «Лето красное пришло» | «Лето» - п/и «Здравствуй, солнце золотое!» - «Весёлая поездка» (крупные бигуди) -«дождик» (коврик) -упр «Лабиринты» | «Летние игры и развлечения» - - «Прятки» (решётка) -«Быстро крутится волчок, не ложится на бочок» (запуск волчка) | «Цветы» - п/и «Цветы» - упр «Мы цветы в саду сажаем» - лабиринт «На какой цветок сядет пчёлка» | «Насекомые» - п/и «Насекомые» - «Паучок» (платочек) - разрезные картинки по теме | |||||
Июль «Тебе мы рады, лето» | «Деревья летом» - п/и «Клён» - упр «Ветер по лесу летал» - упр «Колкие иголки» (шишка) - счётные палочки «Дерево» | «Птицы летом» -п/и «Прогулка» - упр «Птичка» (мячик) - счётные палочки «Гнёздышко» | «Во саду ли в огороде» -п/и «Полезный суп» - игровой массаж «Яблочко» (мячик) -«Выложи из пуговиц» (по схеме) | «В мире животных» -п/и «Маша каши наварила» - упр «Волк и лиса» (решётка) -разглаживание скомканных листов бумаги с контурным изображением. | |||||
Август «Собираем урожай» | «Ягоды» - п/и «По ягоды» - «Ягоды» (резиночка) -разглаживание скомканных листов бумаги с контурным изображением. | «Грибы» - п/и «Мы идём грибы искать» - «Грибник» (решётка) - «Лабиринт» | «Что в огороде выросло?» -п/и «Мы пойдём в огород» -упр. «У Лариски две редиски» - «Открой- закрой» (крышки) | «Круглый год» - п/и «Круглый год» - упр. «Мы колечки надеваем» (колечки) -«Волшебные шары» (воздушные шарики наполненные солью) |
Приложение 3.
Тематическое родительское собрание: «Речь ребенка на кончиках пальцев».
Цель: повышение уровня компетентности родителей в вопросах значения мелкой моторики рук в развитии речи детей дошкольного возраста.
- познакомить родителей с особенностями развития речи детей и с системой работы в группе по созданию развивающей речевой среды.
- обучить способам взаимодействия с ребёнком с целью активизации его речи, через пальчиковые игры и упражнения.
- раздаточный материал буклет «Поиграем с пальчиками»
Дети лучше усваивают текст, если связывают его с жестами и мимикой. Этому их должны научить взрослые, но сначала они должны освоить такие приёмы сами. Но все мы прекрасно понимаем, что для этого нужны специально организованная деятельность, на которую у родителей, зачастую просто нет времени. Нельзя дать ребёнку ножницы и оставить его без присмотра. Отсюда напрашивается вопрос: КАК БЫТЬ? Куда направляется мама, примчавшаяся с работы домой? (На кухню).
Да, именно на кухню, бегом кормить своих домочадцев. Сегодня мы покажем вам некоторые приёмы развития мелкой моторики и речи, которые можно использовать на обычной домашней кухне.
Пусть у ребёнка на кухне будет несколько своих коробочек, мисочек с различными сыпучими продуктами. Это могут быть горох, фасоль, макароны с крупными дырочками, различные крупы. Для начала дайте ребёнку возможность «изучить» новые игрушки (предложите две коробочки одну с крупами, др пустую). Пока вы занимаетесь своими делами, поглядывайте, что же делает ваш ребёнок. Можно ему дать ложку, уж тогда не будет сомнений, что все крупы будут тщательно перемешаны. В какой-то момент вы «неожиданно» поворачиваетесь к ребёнку и ахаете!!! Как же теперь варить кашу? Попросите ребенка помочь разобрать крупы.
Игра «Золушка»
- Разобрал? Молодец! А поиграть ещё хочешь?
Возьмите в руку одну горошинку.
Игра «Горошина»
Горошинку можно катать сначала между ладошками (как из пластилина шарик катаем), затем катать двумя пальчиками: большим и указательным.
- А теперь давайте выложим из горошка дорожку.
Игра «Дорожка из горошка»
Во всех заданиях стихи можно (и нужно) произносить несколько раз, чтобы ребёнок их запоминал и учился координировать свои движения руками со словами.
Следующее упражнение: насыпьте горстку гороха на стол.
Игра «Дома я одна скучала»
Можно работать всей ладошкой, можно каждым пальчиком отдельно.
Следующая игра.
«Волшебные прищепки»
Каждая пара получает несколько силуэтов из картона и набор разноцветных прищепок.
- У вас на столе силуэт и цветные прищепки. Взрослый говорит ребёнку на что или на кого похож каждый силуэт, и предлагает с помощью прищепок завершить образ (например, «Солнышко», «Ёжик», «Ёлочка», «Жучок»). Во время работы взрослый проговаривает, что делает ребёнок, называет части создаваемого предмета и их признаки.
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А в хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
Я предлагаем всем вам перевоплотиться в детей, давайте с вами пройдем на ковер, встанем в круг и поиграем.
Двигательно-речевой тренинг по сказке «Колобок»
Жили-были дед и баба (Указательный палец правой руки у правой щеки; затем то же левой рукой.)
На полянке у реки. (Козырьком прикладывают руку ко лбу - смотрят вдаль.)
И любили очень, очень (Гладят живот.)
На сметане колобки. (Пальцами рисуют в воздухе круг.)
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила. (Кулаками «месят» тесто.)
Ну а маленькая внучка
Колобок катала в ручках. (В ладонях «перекатывают» колобок.)
Вышел ровный, (Горизонтальный взмах одной рукой.)
Вышел гладкий, (Горизонтальный взмах другой рукой.)
Не солёный и не сладкий, (Грозят указательными пальцами обеих рук.)
Очень круглый, (Пальцами рисуют в воздухе круг.)
Очень вкусный. (Гладят живот.)
Даже есть его нам грустно! (Хлопок в ладоши.)
Мы рекомендуем проводить двигательно-речевые тренинги с детьми, используя знакомые им сказки, стихи и сопровождая текст активными движениями рук.
IV. Заключительная часть.
Давайте с вами пройдем на свои стульчики.
«Рефлексия»
Перед вами лисичка. Её нужно угостить вкусным колобком.
Если вам понравилось наше мероприятие, вы получили новые знания и будете использовать их в работе с детьми дома, угостите лисичку вкусным, румяным (желтым) колобком. Если вам не понравилась наша встреча, вы считаете, что потеряли время, угостите лисичку не вкусным, горелым (черным) колобком.
Мы предлагаем вам буклет «Поиграем с пальчиками», в котором представлены варианты упражнений с предметами для развития мелкой моторики. Эти буклеты будут помогать вам в работе с детьми дома по развитию мелкой моторики.
Приложение 4. Оснащение РППС
СЕНТЯБРЬ |
- Пополнить картотеку «Пальчиковые игры с сопровождением речевым материалом» - собрать природный материал (шишки, жёлуди). |
ОКТЯБРЬ |
- Пополнить картотеку «Игры для развития мелкой моторики» раздел: «Игры с платочками». - Сшить платочки 10 шт. |
НОЯБРЬ |
- приобрести контейнеры для сенсорных коробок - лабиринт «Моя семья» |
ДЕКАБРЬ |
- пополнить картотеку «Игры для развития мелкой моторики» раздел: «Игры с длинными бигуди». - приобрести наполнение для сенсорных коробок (горох, фасоль); |
ЯНВАРЬ |
- приобрести эспандеры |
ФЕВРАЛЬ |
- пополнить картотеку «Игры для развития мелкой моторики» раздел: «Самомассаж». - приобрести и окрасить рис (наполнение для сенсорных коробок). |
МАРТ |
- дополнить пособие «Лабиринт» по теме транспорт. - сделать пособие «Зебра» |
АПРЕЛЬ |
- приобрести массажные колечки по количеству детей - пополнить картотеку «Игры для развития мелкой моторики» раздел: «Игры с предметами чётки, эспандер» |
МАЙ |
- обновить карты – схемы «Выложи из пуговиц» - пополнить картотеку «Игры для развития мелкой моторики» раздел: «Игры со щётками» |
Приложение 5. Печатный материал для родителей для закрепления пальчиковых игр по темам недели с детьми дома.
Октябрь
«Репка»
Расти большая, репка,
Приседают и медленно поднимаются.
Вырастай крепкая,
Сжимают и разжимают кулачки.
Сладкая, да белая,
«Замок»-ладошки прижать друг к другу.
Чтоб детвора поела!
Сжимают и разжимают кулачки.
«Грибник» (упражнения с решётками)
Я хожу, хожу, хожу,
А грибов не нахожу!
«По ягоды»
Мы шли, шли, шли,
Сладкую ягодку нашли!
1,2,3,4,5 – мы идём искать опять!
«Ходят» указательным и средним пальцами по клеткам решётки, делая шаги на каждый ударный слог, двумя руками одновременно или поочередно.
«Капуста» (упражнение с платочком)
Я – зелёная капуста,
Без меня в кастрюле пусто!
Листья снимете с меня -
И останусь только я!
Платочек лежит на коленях или на любой ровной поверхности.
Пальчиками одной руки складываем платочек в ладошку др. руки.
Медленно разворачиваем платочек из ладони.
Приложение 6.
- Рекомендации для родителей. «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для детей имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Этапы разучивания игр:
Взрослый показывает игру сам.
Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
Используйте максимально выразительную мимику.
Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
- Рекомендации для родителей «Играем дома»
1.Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Можно использовать игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.
2. Помпоны и пинцет
Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.
3. Кукольная одежда на прищепках.
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
4. Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более интересным и полезным, можно наклеить круглые стикеры с буквами по краю коробки и написать соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
5. Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
6. Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
7. Наматывание ниток
Заранее подберите мелкие игрушечки для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки, после этого сматывает нитки обратно в моток.
8. Переливание жидкостей и пр.
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
9. Завинчивание крышек.
Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему ребёнку сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
10. Застегивание, расстегивание и шнуровка.
Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Предложите ребенку игры-шнуровки.
Уважаемые родители, желаем Вам успехов!
Приложение 7. Работа с родителями.
СЕНТЯБРЬ |
- Анкетирование родителей - Консультация «Особенности развития моторики у детей с умственной отсталостью» |
ОКТЯБРЬ |
-Тематическое родительское собрание: «Речь ребенка на кончиках пальцев» - Буклет «Поиграем с пальчиками» |
НОЯБРЬ |
- Консультация «Речь на кончиках пальцев» - Печатный материал «Пальчиковые игры и упражнения по темам недели для закрепления полученных умений дома» |
ДЕКАБРЬ |
- Печатный материал «Сенсорные коробки своими руками» - Печатный материал «Пальчиковые игры и упражнения по темам недели для закрепления полученных умений дома» |
ЯНВАРЬ |
- Тренинг «Как проверить состояние тонкой (мелкой) моторики у своего ребёнка?» - Печатный материал «Пальчиковые игры и упражнения по темам недели для закрепления полученных умений дома» |
ФЕВРАЛЬ |
- Консультация для родителей «Вместе с мамой на кухне». - Печатный материал «Пальчиковые игры и упражнения по темам недели для закрепления полученных умений дома» |
МАРТ |
- Тренинг «Самомассаж с использованием мячика «ёжик». Печатный материал «Пальчиковые игры и упражнения по темам недели для закрепления полученных умений дома» |
АПРЕЛЬ |
- Памятка: «Игpы с пpедметами дома зубная щётка, клавиатура, карандаш». - Печатный материал «Пальчиковые игры и упражнения по темам недели для закрепления полученных умений дома» |
МАЙ |
- Консультирование по запросу - Печатный материал «Пальчиковые игры и упражнения по темам недели для закрепления полученных умений дома» |
- Индивидуальные беседы по теме проекта по запросу родителей.
Приложение 8.
«Мамин праздник 8 марта».
Первые подснежники
Ладошки сжать друг с другом и округлить – «Тюльпан»
Я в руках несу.
Сжать ладони в кулачки, держать перед собой
Нежные цветочки Маме подарю.
Вытягиваем руки вперед, ладони вверх
Будь всегда красивой, нежной, как цветы.
Обводим овал лица
Хорошо, что рядом есть со мною ты.
Прижать ладони к груди
«Праздник пап»
Сегодня праздник всех отцов,
сжимать и разжимать пальцы
Всех сыновей, всех кто готов,
хлопать в ладоши
Свой дом и маму защитить,
из ладошек сделать «домик», руки приложить к сердцу
Всех нас от бед отгородить!
сжимать и разжимать пальцы
«Мамин праздник»
Мамочка хорошая,
воздушный поцелуй над ладошкой
Мамочка любимая!
воздушный поцелуй над другой ладошкой
Очень я тебя люблю,
Сдуть с ладошки поцелуйчик
Поцелуй тебе дарю!
Сдуть с другой ладошки поцелуйчик
Ёлочка
Перед нами ёлочка:
пальцы рук переплетены, из больших пальцев - верхушка «ёлочки»
Шишечки, иголочки.
кулачки, указательные пальчики выставлены
Шарики, фонарики,
«шарики» из пальцев – вверх, вниз
Зайчики и свечки,
«ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты
Звёзды, человечки.
ладони сложены, пальцы расправлены,средний и указательный пальцы смотрят
вниз
Приложение 9.
Пальчиковая игра «На ёлке»
Мы на елке веселились, ритмичные хлопки в ладоши
Мы плясали и резвились. ритмичные удары кулачками
После добрый Дед Мороз «шагают» пальчиками
Нам подарки принес.
Дал большущие пакеты, «рисуют» руками большой круг
В них же – вкусные предметы: ритмичные хлопки в ладоши
Конфеты в бумажках синих, загибают на обеих руках по одному
Орешки рядом с ними, пальчику, начиная с большого.
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Весёлые пальчики"
материал для родителей....
Познавательно - игровой проект «ВЕСЁЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
Цель:Обучение детей пальчиковым играм,развивать речь,мелкую моторику рук....
Проект"Весёлые пальчики"
ПАСПОРТ ПРОЕКТА 1. Название проекта: «Весёлые пальчики».2. Вид проекта: творческий, познавательно- игровой.3....
ПРОЕКТ «Весёлые пальчики »
Проект " Весёлые пальчики" реализован с детьми средней группы, с участием родителей.Цель проекта: Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста в процессе пальчиковых иг...
Проект "Весёлые пальчики"
Проект для развития мелкой моторики рук. Краткосрочный...
Проект "Весёлые пальчики" младшая группа
Проект по развитию мелкой моторики....
Проект "Весёлые пальчики"
Игры с пальчиками и руками стимулируют процесс речевого и умственного развития детей, развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений....