Игры для тренировки логического мышления.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Косарева Яна Александровна

Исследователь

Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком – исследователи.
Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по
очереди выделить в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в
сравнении другими предметами.
Например: нужно назвать этот предмет, сказать, зачем он нужен; каковы его
основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус;
из чего сделан: похож «на», отличается «от»(каких-нибудь других предметов,
что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему,
подбросить и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_trenirovki_logicheskogo_myshleniya.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для тренировки логического мышления.

 

Исследователь

Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком – исследователи.
Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по
очереди выделить в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в
сравнении другими предметами.
Например: нужно назвать этот предмет, сказать, зачем он нужен; каковы его
основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус;
из чего сделан: похож «на», отличается «от»(каких-нибудь других предметов,
что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему,
подбросить и т. д.

Найди вырезанный кусочек

Игра для тренировки приема «сравнение».
Эту игру знают и используют многие.
На рисунке с определенным узором вырезаны два или более кусочка.
Необходимо найти эти кусочки среди представленных для сравнения.

Чем похожи и чем отличаются?

Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах
признаки сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары
различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них
предметы или явления. Например:
Платье и кроссовки. Тетрадь и книга.
Роза и тюльпан. Клюшка и ракета.
Заяц и волк. Рыбы и птицы.
Сосна и каштан. Море и океан.
Холодильник и пылесос. Человек и обезьяна.
Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем
отличаются входящие в неё объекты. Необходимо указать как можно больше
признаков (или свойств) отличия и сходства

Зачем и почему?

С помощью этой игры, построенной только на вопросах и ответах, вы можете
стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его
общей эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы
должны быть трех типов:1. На предположение, угадывание, додумывание. 2. на
выяснение причины или смысла происходящих событий, 3. На принятие
решения и планирование своих действий. Вот несколько примеров:
Вопросы первого типа:
- как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем эти люди пришли в ресторан?
- … для чего нам нужны книги?
- … для чего нам нужны плиты?
- … для чего нам нужны ножницы?
- … для чего человек спит?
-… зачем нам нужен телефон?
Вопросы второго типа:
- Почему масло тает на раскаленной сковородке?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбе?
Вопросы третьего типа:
- Мы хотим пригласить на следующее воскресение гостей. Перечисли все, что
мы должны сделать.
- Денис пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше
всего?
- В очереди Миша втиснулся впереди Марины. Как ей быть?
- Катенька пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты.
А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не
потеряться?
- Как узнать сколько времени?

Я знаю

Эта игра тоже давно всем известна. В своё время мы играли её с мячом.
Поэтому эта словесная игра интересна тем, что у малыша есть возможность
развивать не только способность к конкретизации понятий, но и координацию
движений.
Ведущий задает общее название, понятие, для которого нужно назвать слова
более частные, к нему относящиеся. Например, мы играли так: бросали мяч
партнеру и говорили: Я - бросок обратно: знаю – пять - имен – девочек. Или : Я
– знаю – пять – названий – растений. В принципе, количество слов можно и не
ограничивать. Для игры можно использовать все обобщающие понятия,
входящие в лексические темы. Потом можно перейти к более абстрактным
понятиям. Например: какая бывает погода? Какие ты знаешь праздники? Назови
все, что летает

Игры на обобщение

Назови одним словом

Она словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующий
групп слов, не требуется.
1. Молоток, пила, рубанок – (столярные инструменты)
2. Суп, каша, котлета – (еда)
3. Компот, чай, сок – (напитки)
4. Юла, пирамидка, кукла – (игрушки)
5. Украина, Германия, Россия – (страны)
6. Запад, восток, север – (стороны света)
Игра может быть более сложной, если ввести такое дополнение – перед тем, как
назвать обобщающее слово, ребенок должен добавить к названным трем словам
еще два- три своих слова, имеющих отношение к данной группе.

Кто, что любит?

Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных.
Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с
изображением пищи, предлагают всех "накормить"

Классификация

Найди лишнюю картинку

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый
просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
«Найди лишнюю картинку» развитие мыслительных процессов обобщения,
отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в
группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите
ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи
картинки, которые он оставил

Найди лишнее слово

Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является
"лишним».
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Чередование

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите
внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной
последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных
палочек и т.д.

Слова наоборот

Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только
наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие
пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный -
глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий,
трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и
т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры на развитие логического мышления"

Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в ...

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Чтобы  повысить компетентность родителей в развитии логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье, научить их организовать интересную, увлекательную игровую деятельность в се...

Игра на тренировку пространственного мышления «Составь фигуры по образцу»

Игра «Составь фигуры по образцу» — направлена на развитие внимания, наблюдательность, координации движения, воображения, пространственного мышления и интеллекта....

Сценарий семинара – практикума для родителей «Логические игры– средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Проблема развития математического образования на сегодняшний день стоит остро. Поэтому в 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерации была разработана Концепция развития математиче...

Семинар – практикум для родителей «Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семинар- практикум "Логические игры"в помощь педагогам для проведения мероприятий с родителями...

Консультация для родителей по формированию элементарных математических представлений.«Логические игры – средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в семье».

Семья – важнейшая составляющая любого общества, и в жизни каждого человека играет очень важную роль. Именно под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарны...