Развитие фонематического восприятия
презентация к уроку по коррекционной педагогике (средняя группа)
Фонематическое восприятие – специальные умственные дей-ствия по установлению звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, усвоения правильной слоговой структуры слова и основой овладения грамматиче-ским строем языка, а значит успешного освоения учащимся чтения и письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_detey_s_dislaliey.pptx | 1.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие» Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?»
Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия: Овладение умением узнавать звук на фоне слова Умение выделять первый и последний звук в слове Умение определять последовательность, количество звуков в слове Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам
Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем : • нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих - звонких, свистящих - шипящих, твёрдых - мягких, шипящих - свистящих и т. п.); • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; • затруднение при анализе звукового состава речи.
Дислалия (от греч. Dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
Формы функциональной дислалии: Акустико-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонематическая дислалия; Артикуляторно-фонетическая дислалия.
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонетической дислалии -слабость мышц артикуляционного аппарата -не сформированы правильные артикуляционные уклады -звуки произносятся ненормированно ( Искаженное произношение звуков: ротацизм, ламбдацизм, сигматизм, йотацизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. Замены звуков: параротацизм, парасигматизм и т.д . ) -фонетическое недоразвитие речи
Механизм нарушения звукопроизношения при артикуляторно-фонематической дислалии Нейродинамические нарушения в речедвигательном анализаторе арт.база не полностью арт.база полностью сформирована сформирована замена на более простой неустойчивый звуковой по артикуляции звук облик слова (субститут) (смешение звуков) фонетическое недоразвитие речи Крыса-крыша, Толя-Коля, Сад-Садь, Курича-курица, Рапа-лапа
Механизм нарушения звукопроизношения при акустико-фонематической дислалии Нейродинамические сдвиги в центральном отделе речеслухового анализатора первично страдает фонематический слух ребенок не опознает тот или иной акустический признак звука (фонематическое недоразвитие речи) замены или смешения звуков (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) Гора-кора, жук-щук, рыбы-лыба
Диагностики и методики фонематического восприятия у детей
Методика Е.Ф. Архиповой С истема обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер. Процедура ее проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину дефекта и определить степень выраженности нарушения фонематического слуха, определить, какие операции не сформированы у ребенка в большей степени.
Комплексная диагностическая методика, разработанная В. А. Кисилёвой Содержит традиционные для логопедической практики приемы, носит тестовый характер и систему бальной оценки. Система включает следующие пробы на обследование фонематических процессов. Восприятие и воспроизведение ритмов. Фонематическое восприятие Звуковой анализ и синтез.
Диагностика фонематических процессов Н. И. Дьяковой Представляет собой комплексную методику, осуществляющую выявление факторов и условий для обеспечения динамики и определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития. Процедура проведения диагностики носит тестовый характер и осуществляет систему бальной оценку, результаты заносятся в сводную таблицу.
Методика В.В. Коноваленко и С. В. Коноваленко Считают, что определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно для правильной диагностики речевого дефекта, а значит — правильного планирования коррекционной работы. В пособии представлен комплект демонстрационных картинок для проведения диагностики.
Развитие фонематического восприятия
Игра « Угадай по звуку »
Игра: «Угадай что звучит»
Игра «Шумящие коробочки » ( разнообразное содержание коробочек – скрепки, горох, фасоль, крупы, пуговицы, монеты, мелкие камушки, сухой песок и т.д.)
Упражнение «Повтори за мной» - Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па ка-на-па па-ка-та га-ба-да и т.д . - Повторение серий слогов с разными гласными: ма-мо-му на- ны -но ту-то-та и т.д. - Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): па-ба по-бо та-да-та ка-га-ка и т.д. - Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: па- пя по-пё пу-пю пы -пи и т.д. - Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков: па- тпа на- пна ка- фка фа- тфа пта-пто-пту-пты кта -кто- кту - кты тма-тмо-тму-тмы кна-кно-кну-кны и т.д.
Игра «Покажи картинку»
Игра «Услышишь - хлопни» Педагог произносит ряд звуков (слогов, слов), а дети, услышав заданный звук хлопают в ладоши. Например: - если услышите звук –а-, то хлопайте в ладоши: а) а – о – у – а – и – о – а – а – и …… б) ау – оа – ои – иа – уи – уа …… в) альбом, утка, апельсин, ослик, автомобиль, Аня, Оля…. « Чуткие ушки», «Слушай внимательно», «Поймай звук». Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук. Игра «Кто больше слов придумает» (с мячом) Поймавший мяч должен сказать слово на заданный звук.
«Помоги собрать вещи»
Игры на дифференциацию звуков « Лево – право» (п-б) «Фокусник » (в-ф) «Гуси и куры» (к-г) «Выдели слово» (т-д) «Подарки для Зои и Зины» (з- зь ) «Жуки и комары» (ж-з) «Жужжим – шипим» (ш-ж) «Помоги Роме и Рите» (р- рь ) «Спрячь шарик в ладошке– подними шарик»
«Развитый фонематический слух и фонематическое восприятие – залог успешного овладения навыком чтения и письма» Д.Б. Эльконин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Система работы по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка включает в себя перспективное планирование по развитию фонематического восприятия звуков и навыков фонематического анализа и синтеза для детей старшего дошкольного возраста I и...
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
«Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями»
laquo;Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха у детей с речевыми нарушениями» В педагогике фонематическое восприятие и фонематический слух определяется как специальное ...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Картотека упражнений по развитию фонематического восприятия и навыков фонематического слуха.
УПРАЖНЕНИЕ № 1 На ст...