Формирование неречевых процессов в дошкольном возрасте (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)
презентация по коррекционной педагогике
Формирование неречевых процессов в дошкольном возрасте (восприятие, внимание, память, мышление, воображение)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План презентации: Введение-взаимосвязь психических функций с речью Восприятие и речь Внимание и речь Память и речь Мышление и речь Воображение и речь Список использованной литературы
Психические процессы Восприятие Внимание Память Воображение Мышление Речь Все психические процессы у ребенка – восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение –развиваются с прямым участием речи . Поэтому, их на логопедических занятиях у детей с разной речевой патологией является необходимой предпосылкой, фундаментом работы над речью.
Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие является доминирующей психической функцией в раннем возрасте Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с её участием восприятие приобретает обобщенный характер, ребенок продолжает усваивать сенсорные эталоны, овладевает новыми перцептивными действиями, развиваются представления, происходит развитие ориентировки в пространстве и времени Восприятие и речь
Дидактическая игра «Составь картинку» Цель: развивать восприятие у детей 3 – 5-летнего возраста. Оборудование: простые картинки с изображением яблок, огурца, матрешки. Одна картинка целая, другая разрезана на 3 части. Ход игры: Предложить ребёнку собрать по образцу разрезанную картинку. Для детей 5 – 6 лет можно предложить следующее задание: а) собрать более сложные картинки; б) взять две одинаковые открытки, одну из которых оставить в виде эталона, а другую разрезать на 4 – 5 частей, затем, перемешав их, собрать по образцу; в) для ребёнка можно усложнить задание, попросив складывать картинки по памяти, без эталона. Игры на развитие зрительного восприятия
«Найди колючий шарик» «Испорченный телефон» В этой игре чем больше игроков, тем лучше! Первый участник произносит шепотом два-три слова на ухо второму игроку, второй шепотом передает третьему то, что услышал, третий – четвертому, и так далее. Последний игрок вслух говорит то, что услышал. Если он угадал, то «телефон» признается исправным . Игры на развитие тактильного восприятия Игры на развитие слухового восприятия
В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случае организующее начало принадлежит речи. В процессе коррекционных занятий логопед должен приучать детей слушать, слышать, выполнять задание на основе словесной инструкции. Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него происходит переключение, распределение внимания, его потеря. Внимание и речь
Приемы, способствующие привлечению непроизвольного внимания: Новизна Внезапность появления и исчезновения предметов Возможность действовать с предметом Использование движущихся предметов Наглядность Игра «Делай , как я» «Кто что услышит?» (Найди репку) Игры на развитие внимания
Игра «Тут что-то не так» цель: развитие произвольного внимания, критичности мышления. возраст: с 4 лет Детям читается текст, их задача найти в нем «нелепицы». Иду я вчера по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку» и рога уже наставила. Я испугался и убежал. Иду я по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю, сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду и уплыла.
Память – это сложный психический процесс, определяющий как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение человеком его опыта. ВИДЫ ПАМЯТИ П O СОДЕРЖАНИЮ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ (формируемые в раннем детстве) 1. ДВИГАТЕЛЬНАЯ 2.ЗРИТЕЛЬНАЯ 3. ОБОНЯТЕЛЬНАЯ 4. ВКУСОВАЯ 5. ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ 6. РЕЧЕСЛУХОВАЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА 1 . КРАТКОВРЕМЕННАЯ 2. ДОЛГОВРЕМЕННАЯ 3. ОПЕРАТИВНАЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ 1.НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ 2. ПРОИЗВОЛЬНАЯ Память и речь Перевод информации с языка органов чувств на тот основной язык, которым в качестве средства общения и мышления пользуется человек, обеспечивает, соответственно, перевод информации из кратковременной памяти в долговременную, способствуя ее запоминанию.
« Карлсон расшалился» Цель: развитие зрительной краткосрочной памяти. Материал : игрушки . Как играем: поставьте на стол 3-4 игрушки. Предложите ребенку рассматривать их в течение одной минуты и запомнить их расположение. Затем перемешайте игрушки, сказав, что это Карлсон расшалился: все перемешал и улетел. Но он обещал вернуться. Ребенок должен все игрушки поставить на место так, как они стояли вначале. Закрепляем: в такую игру можно играть каждый день по 5-10 минут, меняя игрушки. Усложняем: если ребенок справляется с заданием, то можно увеличивать количество игрушек до 6-8 штук. Можно убирать их со стола по 1-2 штуки сразу. «Запоминаем вместе» Цель: развитие слуховой памяти . Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д. Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти. Игры на развитие памяти
Мышление – это высший интеллектуальный познавательный процесс. Оно дает возможность познавать такие предметы и явления, которые не могут быть непосредственно восприняты органами чувств. Мышление и речь Виды мышления: 1. Наглядно-действенное – познание с помощью манипулирования предметами – игрушками (является ведущим до 3-х лет. Ребенок думает «с помощью рук ».) 2. Наглядно-образное – познание с помощью представлений предметов, явлений. 3. Словесно-логическое – познание с помощью понятий, слов, рассуждений. Мышление и язык тесно переплетаются. Ребенок говорит о том, что он знает. А его знания о языке определяются именно тем, как он понимает предметы, события и отношения в окружающем его мире.
«Разложи в корзинки (овощи и фрукты)» «Что бывает, что не бывает» Цель: Развивать логическое мышление и слуховое восприятие. Описание: Называйте самые элементарные ситуации и не реальные. Например: Папа пошел на работу; Поезд летит по небу; Мы будем пить чай; Яблоко очень солёное… Если такого не бывает, дети должны затопать ногами. Если ситуация правдивая – покивать головой. Игру можно проводить с мячом. Называя фразу и одновременно бросаем мяч, если ситуация правдива, ребёнок должен ловить мяч, если нет – то отбрасывать. Игры на развитие мышления
Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Воображение и речь
«Клякса» Цель: развивать творческое воображение детей. Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы. Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха . Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов. «Новое назначение предмета» Цель: развивать творческое воображение детей. Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета. Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения. Игры на развитие воображения
Список использованной литературы: 1. Борисова В.А. – Взаимосвязь развития речи и воображения у детей дошкольного возраста - Научно-практический журнал системная психология и социология, 2011, № 4 ( http://systempsychology.ru/journal/2011_4/83-vzaimosvyaz-razvitiya-rechi-i-voobrazheniya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-borisova-va.html ) 2. Евдокимова Е.Ю. - Игры на развитие памяти у детей ( https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/02/08/igry-na-razvitie-pamyati-u-detey ) 3. Захарова Е.В.- Дидактические игры на развитие восприятия ( https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/28/kollektsiya-didakticheskih-igr-na-razvitie-vospriyatiya-u-doshkolnikov ) ; Коллекция дидактических игр на развитие воображения дошкольников ( https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/28/kollektsiya-didakticheskih-igr-na-razvitie-voobrazheniya-doshkolnikov ) 4. Косогорова А.Н., Кочергина Н.А.- Презентация на тему «Развитие психических процессов через специфические для детей раннего возраста виды деятельности» 5. Мазилова С.В.-Реферат на тему «Развитие психических функций на логопедических занятиях» 6. Тихомирова О.В. - Картотека игр на развитие мышления для детей дошкольного возраста ( https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/02/24/kartoteka-igr-na-razvitie-myshleniya-dlya-detey )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "
Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...
Картотека игр на развитие психических процессов (Внимание, память, мышление)
Игры на развитие психических процессов (Внимание, память, мышление)...
Развитие познавательных процессов у старших дошкольников ( внимание, память, мышление, воображения, восприятия, тонкой моторики) - рекомендации для родителей
Развитие ребёнка всегда успешнее, если воспитатели и родители делают это вместе с интересом и увлечением....
Развитие позновательных процессов ( внимание,восприятие,память,мышление ,воображение)
В данной статье говориться о тренировке позновательных процессов у дошкольников....
Формирование неречевых процессов в дошкольном возрасте
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций ребенка. Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение – взаимосвязаны с...
Консультация для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста «Рисуем пальчиками – развиваем речь, память, мышление, воображение»
Мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. И если ходьба, бег и прыжки в нас заложены на уровне безусловных рефлексов, то...
Презентация "Познавательные процессы в раннем возрасте, развиваем внимание и память"
Почему так важно развивать познавательные процессы в раннем возрасте?Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательн...