Диагностика блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации головного мозга
материал по коррекционной педагогике

Оскирко Елизавета Сергеевна

Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в затылочных, височных и теменных долях мозга соответственно. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.

В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.

Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_2_blok.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в затылочных, височных и теменных долях мозга соответственно. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой и обонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.

В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.

Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

Диагностика

Обработка кинестетической информации

Кинестетический праксис (праксис позы пальцев)

Тест на кинестетическую организацию предметных действий.

Вытянуть вперед 2-й и 5-й пальцы (коза), 2-й и 3-й пальцы (ножницы), 2-й палец. Сделать кольцо из 1-го и каждого следующего пальца.

По образцу – «делай как я».

По словесной инструкции – «вытяни 2-й и 5-й пальцы» и т.д.

Оральный праксис

Артикулярный аппарат – губы, язык.

1. Надуть щеки.

2. Оскалить зубы.

3. Поцокать языком.

4. Вытянуть язык.

5. Вытянуть губы в трубочку.

6. Подудеть, посвистеть.

По образцу:

Те же или другие движения по речевой инструкции: «Надуй щеки», «Посвисти» и др.

Обработка слуховой информации

Воспроизведение и оценка ритмов

1. Оценка ритмов. Со слуха:

Скажи, по сколько раз я стучала?

Воспроизведение: Послушай внимательно и стучи так, как я.

II, II, II, III, III, II, III, II … III, II … II и др.

2.Выполнение по образцу (постукивание пальцем или карандашом).

3. По речевой инструкции. Стучи по 2 раза, теперь по 3 раза; 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори. Два сильных удара и 3 слабых, а теперь 2 слабых и 3 сильных и т.д.

Понимание слов, сходных по звучанию, по значению

Слухоречевая память

1. Повторение отдельных слов.

Повторение серий слов.

Слова: дом, стол, игла.

Серии слов: стол, звон, лес, шкаф.

По словесной инструкции:

«Повторяй за мной слова: дом, стол, игла.

Повтори еще раз те же слова».

«Повтори: стол, звон. Еще раз». [проба на непосредственное воспроизведение]

«Повтори: лес, шкаф. Еще раз». [проба на отсроченное воспроизведение].

2. Запоминание групп слов. 1-я группа слов: круг, земля, стол.

2-я группа слов: день, собака, дерево.

Запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори.

Теперь запомни и повтори эти слова. Еще раз повтори. А теперь скажи, какие слова были первыми, а какие вторыми.

Далее слова, фразы.

Обработка тактильной информации

Доски Сегена. узнавание предмета на ощупь по тактильному ощущению (стереогноз), в этом случае восприятие и опознание производится только по показу (без слова!).

«Закрой глаза, я положу тебе в руку предмет. Ты сожми руку и назови его, или, не раскрывая руки, найди этот предмет среди предметов, которые лежат на столе».

Обработка зрительной информации

Наложенные фигуры (проба Поппельрейтера)

Перечеркнутые рисунки

Незаконченные рисунки

Зрительные ассоциации

«Слепые часы»

Проба «Слепые часы» (с. 7). Эксп. закрывает эталонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени показывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эталон открывается для сравнения.

Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

Химеры

Химерные изображения (с. 9—11). И.: та же. В случае, если ребенок не сразу! видит «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?».

Обработка зрительно-пространственной информации

Пространственный праксис(проба Хэда)

Проба Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. И.: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных (Эксп. постоянно меняет руки), затем двуручных проб, отраженных на рис. 5.

Конструктивный праксис

Складывание из палочек по образцу простых и более сложных геометрических фигур: квад­рата, ромба, сложной ломаной линии из 10 линейных отрез­ков (комплексная фигура Рея). Рисование (без образца) по заданию: домик, человечек, звезда, куб, ромашка, циферблат. Рисование геометрических фигур с перевертыванием их на 180°, например треугольника с заштрихованным углом, тра­пеции с треугольником внутри и т. д.

Кубики Коса

Куб Линка

Рисунок трехмерного объекта

рисование стола и копирование трехмерного рисунка дома.

Зрительно пространственная память

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Ребенку на 8–10 сек предъявляют карточку с четырьмя невербализуемыми геометрическими фигурами и просят запомнить их по порядку.

Затем образец убирают и ребенку предлагают нарисовать те фигуры, которые он запомнил.

Тест комплексной фигуры Рея-Остеррица

Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы с 6 лет.

Перед ребенком кладется (с. 31) фигура Тейлора и (ниже) чистый лист. И.: «Нарисуй такую же фигуру».

Для фиксации стратегии копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, которые в процессе копирования Эксп. меняет (по порядку цветов радуги). Никаких разворотов «Альбома» не допускается; манипуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. На всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний. Полезно отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается так же скопировать фигуру Рея-Остеррица (с. 32) другой рукой.

3. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагается правой и левой рукой скопировать «куб» и «дом» («Альбом», с. 34).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на речевые зоны коры головного мозга

Взаимосвязь двигательных и речевых зон в коре головного мозга...

Консультация для родителей: "Речь - функция головного мозга!"

      Физиологами  раннего  детства   выяснено,   что уже  на  третьей  неделе  жизни   малыш  реагирует  не   только...

Профилактика неуспеваемости в школе: развитие межполушарного взаимодействия головного мозга.

Практические рекомендации по развитию координации движений и моторики ребенка, способствующей развитию межполушарного взаимодействия головного мозга....

«МЕЛКАЯ МОТОРИКА ИЛИ ВЛИЯНИЕ ДЕЙСТВИЙ РУК НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА».

Основные занятия с малышом.« ПОДГОТОВКА РУКИ РЕБЁНКА К ПИСЬМУ».Комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости:...

Мелкая моторика или влияние действий рук на развитие головного мозга

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воо...

Статья "Функциональные блоки мозга. Игры и упражнения на развитие головного мозга у детей дошкольного возраста"

Актуальность выбранной темы обусловлена поиском новых способов коррекционной работы с детьми по развитию блоков мозга с помощью нейропсихологических методик.В статье рассматриваются блоки мозга, их ха...

Признаки несформированности блоков головного мозга

Признаки несформированности блоков головного мозга...