Игры на развитие речи и фонематического слуха
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Консультация учителя-дефектолога и примеры игр для развития фонематического слуха и речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_rechi.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития речи у детей с ОВЗ | ||
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем зубов, состоянием прикуса и до конца пролечивайте заболевания.
ЖИРАФ И МЫШОНОК Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох («У жирафа рост большой...»). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с произношением звука ш-ш-ш («...У мышонка — маленький»). РАЗНОЦВЕТНЫЕ СНЕЖИНКИ (Возраст — 4 года) Цель: развитие координации и мелкой моторики рук, воздействие на центры речи, формирование аккуратности. Ход игры Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много резных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки. ЛИСА-ПАТРИКЕЕВНА Цель: формирование правильной артикуляции челюстей и около- ротовой мускулатуры в покое. «Мостик»-доска лежит на полу Ребенок идет по мостику, открывает рот, высовывает язык, на кончик которого ведущий кладет крекер. Пройдя мостик, ребенок съедает печенье. ЛЯГУШКИ-КВАКУШКИ (Возраст — 4 года) Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, формирование правильного речевого дыхания. Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Внутри круга — «болото». Группа детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные на одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, ведущий декламирует: ЗВУКИ ПО КРУГУ Цель: развитие фонематического слуха, распознавание звуков в контексте слова и определение их места в названии предмета. В игре принимают участие несколько детей. Дети сидят по кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с предметами и 6 коробок (зеленые — для мягких звуков, синие — для твердых звуков). На коробках наклеены буквы: н — начало слова, с — середина слова, к — конец слова. НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ Цель: развитие фонематического слуха — научить детей распознавать звуки и выделять их, определять место звука в названии предмета. Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук «м»: в начале, середине или в конце слова. Затем кладет этот предмет в соответствующее отделение коробки. При этом ребенок может и не знать букв, символизирующих звуки. ВЕСЕЛЫЙ ПОПУГАЙЧИК Цель: развитие звуко-фонематического анализа, формирование чувства ритма, развитие способности звукоподражания. Ведущий проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыва-нием каждого слога. Ребенку говорят: «Ты — веселый попугайчик, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможешь ли ты повторить за мной и отстукать ребром ладони каждое слово? Будь внимателен». ВОДИЧКА Цель: развитие речевого дыхания (произнесение звука на одном выдохе, протяжно), формирование правильного произношения звука С. Взрослый открывает кран с водой и обращает внимание ребенка на то, как «поет» текущая из крана вода (с-с-с). Затем показывает картинку с изображением умывающихся детей и читает потешку: Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок! КАПИТАНЫ Цель: развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук Ф на одном выдохе и многократно произносить звук П (п-п-п) на одном выдохе; активизация мышц губ. На маленьком столе стоит таз с водой, где плавает бумажный кораблик. Ребенок сидит на стульчике и дует на кораблик, произнося звук Ф или П. СОСТРОЙ РОЖИЦУ Цель: формирование правильной артикуляции челюстей, языка и околоротовой мускулатуры в покое и при речи, координация движений по команде. Ребенок стоит напротив ведущего и по команде выполняет задания: выдвинуть нижнюю челюсть вперед; переместить назад, в сторону; поднять язык вверх, выдвинуть язык, надуть щеки. Выигрывает тот, кто выполнил все команды, не перепутав их. ОТБОЙНЫЙ МОЛОТОК Цель: формирование навыка правильной артикуляции языка, зу- бов, мышц челюстно-лицевой области в стадии отправного толчка при глотании. Ведущий говорит: «Вы, наверное, видели отбойные молотки: ими работают шахтеры и дорожные рабочие вскрывают асфальт. Сейчас мы попробуем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго произносить звук Д-Д-Д-Д-Д ЧАСИКИ Цель: Ведущий говорит: «У часов есть стрелки, которые все время ходят по кругу. При этом часовая стрелка движется очень медленно, минутная — побыстрее, а секундная — бежит очень быстро. ВНИМАТЕЛЬНЫЙ РАДИСТ Цель: развитие чувства ритма, формирование речевого дыхания Ведущий говорит: «Ты будешь радистом и должен по моему сигналу ребром ладони отстучать («тук») и сказать, сколько мной сделано хлопков и в каком ритме, а я буду хлопать».
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развития слухового восприятия,фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста.
На основе психологического изучения речи детей значение фонематического восприятия играет важную роль для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Недоразвитие фонематического восприятия приводит ...
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...
методическая разработка Игры на развитие слухового восприятия, фонематического слуха и звукового анализа у детей дошкольного возраста
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2414 СЕМИНАР-ПРАКТИКУМТЕМА:...
Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими ...
Методическое пособие для родителей: "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"
Методическое пособие для родителей: "Игры на развите речевого и фонематического слуха".Пошаговая программа развития речевого слуха у ребенка....
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
Методическая разработка картотеки игр на развитие речи в подготовительной группе...
Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"
Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...