Современные представления об СДВГ. Консультация
консультация по коррекционной педагогике

Гуренко Наталья Ивановна

Дети с СДВГ часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_predstavleniya_ob_sdvg._konsultatsiya.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Синдром дефицита внимания и гиперактивности по официально действующей в Российской Федерации Международной Классификации Болезней 10 пересмотра относится к группе психических расстройств, точнее к гиперкинетическим расстройствам, которые кодируются шифром F90 и проявляется в следующем.

Невнимательность

Это понятие характеризует детей, которым трудно удерживать целенаправленное внимание на чем-либо. Они могут длительное время делать только то, чем сильно эмоционально увлечены. Удержание сознательного и целенаправленного внимания им дается с трудом. Они могут это делать только короткое время, упускают детали и частности, быстро переключаются на что-то более интересное, забывают о поставленной цели. В итоге окружающие начинают относиться к таким детям как к безответственным и забывчивым, ухудшаются их отношения с близкими людьми. Результатом чего может быть ухудшение у ребёнка мнения и о себе, падение самооценки.

Гиперактивность

Проявляется в повышенной двигательной активности. Такие дети много и быстро говорят, не могут длительно сидеть, чувствуют постоянную потребность в движении, раскачиваются, «ёрзают», шумно себя ведут.

Импульсивность

Эта особенность проявляет в себя в необдуманности слов и действий. Первая пришедшая в голову мысль может моментально реализовываться без критического осмысления. Итогом чего становятся сложность выслушивать собеседника, склонность перебивать его. Поспешность действий приводит к ошибкам. Такие дети могут совершать рискованные поступки: перебегать дорогу в неположенном месте, забираться на высокие здания и в опасные места.

Это расстройство встречается у 3-7 % детей, но общие трудности с нарушением внимания, не подпадающие под критерии диагностики, более распространены. Они встречаются у 20-50 % детей. Часто это расстройство сочетается с другими: поведенческими нарушениями, тревожными и депрессивными расстройствами. У детей в специальных детских учреждениях это расстройство встречается чаще. Также оно в 4-9 раз чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Сопутствующими проблемами являются снижение школьной успеваемости, трудности в общении со сверстниками и взаимодействия с учителями, негативное представление о себе в сочетании с агрессивностью, неспособность проигрывать и терпеливо переносить неудачи, трудности в воспитании таких детей у родителей.

Также проблемой является частое сохранение проявлений этого расстройства во взрослом возрасте, что может приводить к трудностям социальной адаптации, в работе, злоупотреблению психоактивными веществами и антисоциальному поведению.

Ряд исследований показывают, что у таких детей есть дисфункция передачи возбуждения между различными участками головного мозга, особенно лобных долей и среднего мозга. Это возможно обусловлено генетической предрасположенностью и темпераментом. Также могут быть задействованы иммунные механизмы.  Но эти особенности проявляются в случае, если подобное поведение подкрепляется средой. То есть даже при наличии таких особенностей, в благоприятной среде, расстройство не развивается.

Все эти нарушения приводят к изменениям в поведении

Импульсивность

Она проявляется в поспешных, необдуманных и рискованный поступках и действиях, скором и неверном принятии решений, игнорировании деталей и частностей.

Гиперактивность

Проявляется в часто нарастающем двигательном беспокойстве. Однако не у всех детей с нарушениями внимания она развивается. Важную роль в ее развитии играет подкрепление таких реакций со стороны окружения, а также желание преодолеть сниженный уровень активации поиском других стимулов в попытке избежать скуки, отсрочки поощрения, усталости.

Инертность

Часто у детей с нарушением внимания нет гиперактивности, но есть пассивность, «витание в облаках». Ребёнок внешне будто ничем не занят, прерывая или заканчивая работу. Это может быть проявлением как поиска новых стимулов из-за той же недостаточной активации ЦНС, так и реакцией на чрезмерные требования, которые головной мозг не в состоянии переработать.

Снижение выносливости

Если деятельность утратила интерес для ребенка, то ему трудно проявить терпение и выдержку. У него развивается усталость, «пораженческие настроения», переключение активности.

Наиболее эффективными методами помощи при СДВГ являются

1) психологическое просвещение детей, родителей и педагогов об СДВГ;

2) обучение родителей и педагогов методам поведенческой терапии;

3) психофармакотерапия (медикаментозное лечение) в тяжелых случаях или при неэффективности поведенческой терапии;

3) тренинг социальных навыков и когнитивно-поведенческая терапия непосредственно с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные представления о психомоторном развитии детей с общим недоравитием речи"

В данной статье рассмотрены современные представления о психо-моторном развитии детей с общим недоразвитием речи. Определено состояние физического, двигательного и психического развития детей ...

Консультация для педагогов и родителей "Современные представления об общих механизмах действия музыкотерапии"

МУЗЫКОТЕРАПИЯ – один из древнейших методов лечения. Музыкой можно регулировать свое душевное состояние, а можно исцелять и физические недуги. Сам человек является уникальной системой колебательн...

«Современные представления о формах и технологиях по здоровьесбережению дошкольников»

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С с...

"Если у вашего ребенка СДВГ" . Консультация для родителей

quot;Если у вашего ребенка СДВГ" . Консультация для родителей...

Консультация для воспитателей «Современные представления о СДВГ»

Консультация для воспитателей  «Современные представления о СДВГ»...

Консультация для воспитателей " Современные представления о музыкотерапии"

Ученые давно установили, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Воздействовать на эмоции можно разными способами, но музыка – самое эффективное, доступное и ...

Когнитивно-поведенческий тренинг для детей с СДВГ. Консультация

Хотя первоочередными и наиболее эффективными вмешательствами в работе с детьми с СДВГ являются обучение педагогов и родителей эффективным способам взаимодействия с такими детьми, но когнитивно-поведен...